Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно-теоретические основы логопсихологии






Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными физиологами (И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, П.К. Анохи­ным), психологами (Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.В. За­порожцем и др.), нейропсихологами (А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой и др.). Ими выдвинут принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредовании психических процессов.

Большое значение для логопсихологии имеет учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах; учение П.К. Анохина О функциональных системах организма; учение А.Р. Лурия О функциональной организации деятельности человеческого мозга, также учение Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта. Важным в данных исследованиях для логопсихологии является понимание системной организации психических процессов.

В соответствии с терминологией И.П. Павлова, выделяют первую и вторую сигнальные системы, которые обеспечивают функционирование психической деятельности человека.

Анатомической основой сигнальных систем являются полушария головного мозга. Сигнальные системы — это механиз­мы ориентировки живого существа на определенные признаки

 

окружающей среды. Благодаря функционированию этих меха­низмов, мозг получает сигналы из окружающего мира, позво­ляющие активно регулировать поведение индивида или особи.

Первая сигнальная система — это механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ в окружающем мире, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сенсорных сигналов, т.е. ощущений цвета, звука, запаха и пр.

Вторая сигнальная система — это механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ в окружающем мире, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой системе языка.

Система вербальных сигналов специфична для человека и не обнаруживается у животных. Именно она лежит в основе волевой деятельности, обеспечивающей регуляцию сложных опосредованных форм поведения и социального взаимодей­ствия. Благодаря ей человек может отображать мир в обоб­щенной (понятийной) форме и выступать активным участни­ком речевого общения. Вторая сигнальная система возникает в ходе культурно-исторического развития человека как «чрез­вычайная прибавка», определяющая новый принцип работы центральной нервной системы, взаимодействующая с первой сигнальной системой и образующая, совместно с ней, каче­ственно новое целое.

Теория функциональных систем, разработанная П.К. Ано­хиным, представляет концепцию нервно-психической органи­зации жизнедеятельности целостного организма, активно и целенаправленно взаимодействующего со средой. В ее основе лежит представление о функции как процессе последователь­ного достижения организмом приспособительного результата, повышающего его эффективность в конкретных условиях су­ществования.

Согласно теории функциональных систем, в основе поведе­ния как активного взаимодействия организма со средой лежат качественно специфические системные процессы (организации нейронных образований в систему). Отношения организма со средой носят циклический, целесообразный и целенаправлен­ный характер. При этом поведение направляется опережающим отражением действительности.

Начало двигательной активности организма означает ре­ализацию действия под определяющим влиянием цели, нейрофизиологическим

 

 

воплощением которой служит акцептор результатов действия. В свою очередь, достигнутые резуль­таты сличаются с акцептором, после чего начинается следу­ющий цикл активного взаимодействия организма со средой. В интервале между «стимулом» и началом «реакции» выделя­ются процессы сличения параметров стимула с акцептором результатов предыдущего действия и афферентный син­тез, на базе которого принимается решение — выбор цели и программы действия.

В теории функциональной системы П.К. Анохина аффе­рентный синтез определен как синтез сенсорного матери­ала, запечатленного в памяти, мотивации, информации о среде и пускового стимула принятия решения. В данном случае память трактуется как совокупность взаимосвязанных функциональных систем различных уровней иерархии, сфор­мированных в ходе эволюции и в индивидуальном жизненном опыте, а мотивация — как конкретизация одной из потребно­стей организма.

При афферентном синтезе, благодаря мотивации, акту­ализируются все системы, деятельность которых когда-либо приводила к удовлетворению данной потребности. Информация о среде помогает сориентироваться в конкретной ситуа­ции. Окончательное решение осуществляется в момент, ког­да какое-либо событие — пусковой стимул — указывает на предпочтительность одной из систем, уже выбранных под влиянием мотивации обстановки (П.К. Анохин).

Поскольку иерархическая организация систем в памяти отражает эволюционную и индивидуальную историю отношений и организма со средой, имеется соответствующая иерархия афферентных синтезов. Афферентный синтез интегрирует различные уровни мозговой деятельности нервной системы в целом. Итак, функциональная система — это определенная организация активности структурных элементов нервной системы, приводящая к достижению соответствующего результата.

Также теоретические истоки логопсихологии базируются на исследованиях Л.С. Выготского, раскрывающих сложную структуру отклоняющегося развития ребенка, согласно ко­го' нарушение деятельности какого-либо анализатора или интеллектуальное нарушение, приводят к целому ряду отклонений[7].

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.