Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Задания, развивающие невербальные средства общения






К этому типу относятся задания разной степени сложности, большинство из которых с удовольствием выполняется участниками групп самого разного уровня. Мы использовали следующие игры и задания:

• передача хлопка в ладоши по кругу;

• проход по стульям цепочкой;

• дирижирование “хором”, составленным из участников группы;

• отгадывание заданного действия с использованием принципа игры “горячо — холодно”;

• “броуновское движение”;

• демонстрация разных форм поведения в ситуации, когда два человека встречаются на узком мосту;

• обмен местами на основе “договоренности” посредством взгляда глаза в глаза;

• разные варианты задания “Слепой и поводырь”;

• измерение индивидуальной дистанции в разных условиях.

Передача хлопка в ладоши по кругу: Члены группы по очереди хлопают в ладоши (по часовой стрелке или против). Каждый должен хлопнуть как можно быстрее после того, как хлопнул его сосед (соответственно, слева или справа), но ни в коем случае не до него. При достаточно высокой согласованности действий хлопок равномерно “бежит по кругу”. Эту игру удобно вставлять для разрядки после какого-либо серьезного обсуждения. Она хороша также для завершения занятия в целом или какой-либо его смысловой части (например, разминки).

Проход по стульям (цепочкой): Четыре человека берутся за руки. Их задача состоит в том, чтобы, не разнимая рук, пройти по стульям, на которых сидят участники группы. Для этого стулья должны стоять по кругу и расстояния между ними должны быть не слишком велики. Никакие указания сидящим не даются, и они сами выбирают способ своего поведения. По окончании

151

игры это поведение коллективно обсуждается. Обычно большинство членов группы старается затруднить четверке выполнение задания, не уступая своего места и не пропуская ее мимо себя. Следует обсудить поведение четверки — и, в первую очередь, ее ведущего (т. е. того, кто идет впереди), — направленное на преодоление этого сопротивления, сравнить эффективность способов, использовавшихся разными четверками (просьба, требование, попытка пройти прямо по ногам сидящих, попытка силой сгонять их со стульев и т. п.). Естественно, что поведение руководителей группы в то время, когда четверке надо пройти по их стульям, задает остальным участникам некоторый образец (т. е. оно должно быть направлено не на затруднение, а на облегчение выполнения задания). Однако этот образец не формулируется словесно и отнюдь не всегда принимается молодежью, что тоже дает хорошую тему для последующего обсуждения. Эту игру полезно давать на начальном этапе работы и не имеет смысла повторять на последующих занятиях.

“Дирижер”: Игра направлена на выработку умения выступать в качестве лидера. Она хороша для групп первого и второго типа. Для групп третьего типа (с особо низким общекультурным уровнем и особо низкой социальной успешностью) она непригодна.

Членам группы предлагается спеть какой-нибудь звук. “Дирижер” управляет громкостью “хора”. Перед началом дирижирования ему дается график, изображающий требуемый результат — например, такой, как на рис. 2, где предусмотрено два повышения громкости звука — одно длительное и одно кратковременное. График лежит перед “дирижером” так, чтобы другие участники его не видели. Управление “хором” производится без слов, средства управления “дирижер” придумывает самостоятельно. Если с первой попытки не удалось добиться требуемых изменений громкости, то попытка повторяется.

Рис. 2. Пример “партитуры” для упражнения “Дирижер”.

152

В группе первого типа (с высоким общекультурным уровнем) после того, как два-три “дирижера” успешно справились со своей задачей, рекомендуется ввести усложнение. Группа разделяется на две подгруппы. На графике изображается “партитура” каждой из них (см. рис. 3). “Дирижер” должен добиться одновременного согласованного звучания обеих подгрупп (каждой — в соответствии со своей партитурой). Еще более сложный вариант — назначение двух “дирижеров”, каждый из которых управляет своей подгруппой (обе “партитуры” при этом изображены на одном графике, как показано на рис. 3). В этом случае “дирижеры” должны не только управлять своими группами, но и согласовывать свои действия между собой (использовать для общения речь по-прежнему запрещается).

Рис. 3. Пример усложненной “партитуры”.

“Горячо — холодно”. Эта игра наиболее полезна для групп второго и третьего типа (со средней и низкой успешностью), однако и в группах первого типа она может с успехом использоваться на разминке или в промежутке между другими, более серьезными заданиями.

Игра представляет собой модификацию широко известной игры, в которой водящий должен найти спрятанный предмет, ориентируясь на указания остальных играющих: “горячо” — если он находится близко к цели, “холодно” — если далеко. Отличие в том, что вместо простого прятанья предмета загадываются различные действия, характер которых заранее не известен водящему (например, может быть дано задание связать шнурки туфель присутствующих, или снять очки с одного из участников и надеть их другому, или поставить в центр круга стул и встать на него и т. п.). Задание придумывается членами группы совместно в отсутствие водящего. Оно обязательно должно быть действенным (не годятся задания типа “прокукарекать три раза”).

“Броуновское движение”. Задание используется для разминки. Всем участникам предлагается быстро ходить по комнате, все время меняя направление

153

движения. Сначала ставится задача как можно меньше соприкасаться (сталкиваться) друг с другом. Затем она меняется на противоположную: задевать окружающих как можно чаще (однако, разумеется, не толкая друг друга сильно).

“Узкий мостик”. Двое играющих идут навстречу друг другу по воображаемому узкому мостику, разойтись на котором невозможно. Задача каждой такой пары — продемонстрировать какой-либо вариант поведения в этой ситуации, не показывавшийся предшествующими парами. Полезно чередовать однополые и разнополые пары.

Обмен местами. Задача каждого из участников — поймать взгляд другого члена группы и, “договорившись” с ним глазами, обменяться местами. Обычно на первых этапах работы группы некоторые участники ставят перед собой противоположную задачу: избежать встречи взглядов. Надо побуждать их отказаться от этой позиции, но не следует применять грубое давление (наиболее уместная реакция руководителя на такое поведение — сожаление или огорчение, но никак не недовольство или возмущение).

“Слепой и поводырь”. На этом принципе основано несколько разных заданий. Широко известный простейший вариант состоит в том, что одному из участников завязывают глаза, а другой молча знакомит его с окружающим пространством, обстановкой комнаты и т. п. Задание выполняется несколькими парами одновременно. Через некоторое время ведущие и ведомые меняются ролями. По окончании обсуждаются ощущения и переживания ведомых, а также цели, способы действия и ошибки ведущих.

Другой вариант задания — словесное управление действиями “слепого”. Давая словесные команды (без физического контакта), ведущий должен добиться того, чтобы ведомый с завязанными глазами прошел по заданному маршруту, требующему достаточно сложных маневров (огибания предметов и т. п.). Разные пары выполняют это упражнение не одновременно, а поочередно. Если в нескольких парах подряд указания ограничиваются формальными командами (“Два шага вперед. Теперь повернись направо. Три шага вперед” и т. п.), то полезно, чтобы руководитель группы задал другой образец поведения ведущего — включающий информационные и оценочные высказывания (“Сейчас ты стоишь около стола. Подойди и ощупай его. Отлично! Теперь поверни вдоль стола направо...”). Это полезно проделать с ведомым, которым ранее уже руководили чисто формально, чтобы он смог почувствовать, что информация и оценка повышают комфортность ситуации, снижают ощущение опасности и облегчают выполнение задания (все это выясняется в последующем обсуждении).

154

Наиболее сложный вариант задания (рекомендуемый для групп первого типа) — это вариант, когда ведущий должен без слов донести до ведомого какую-либо отвлеченную идею (примеры: “Мир безопасен”, “Мир опасен”, “Предметы существуют не изолированно, а взаимосвязаны друг с другом”, “Красивых вещей вокруг больше, чем безобразных”). Соответствующее высказывание записывается на листке и дается ведущему. Больше никто его не знает. Все участники группы вместе со “слепым” пытаются отгадать, что хочет сообщить ему “поводырь”. Их преимущество в том, что у них, в отличие от ведомого, не завязаны глаза, “слепого” — в наличии физического контакта с ведущим. “Слепому”, как и остальным участникам, разрешено говорить — строить догадки и предположения, задавать вопросы. Однако ведущий не может отвечать на них словесно (он “немой” и может объясняться только жестами — причем такими, которые будут замечены и поняты ведомым). Обычно вначале, после сообщения правил, участники расценивают задачу как невыполнимую. Тем больший эффект дает обнаружение того, что даже столь отвлеченные идеи могут быть переданы без слов, с помощью невербальных средств коммуникации.

Измерение индивидуальной дистанции. Это упражнение рекомендуется для заключительной фазы работы в продвинутой группе (первого типа). Оно демонстрирует участникам различия между ними в величине психологической дистанции.

Человек, чья психологическая дистанция измеряется (испытуемый), с завязанными глазами становится около стены. Остальные участники по очереди подходят к нему, останавливаясь в тот момент, который он укажет, оценивая дистанцию как наиболее комфортную для себя. Эта дистанция измеряется. Подходить надо медленно, чтобы испытуемый успевал оценивать свои ощущения. По окончании измерения высчитывается средняя дистанция, устанавливаемая каждым из участников (по формуле для подсчета среднего арифметического).

Для демонстрации того, что комфортная дистанция различна в зависимости от конкретных условий, можно измерить ее в разных вариантах — например, когда испытуемый стоит лицом к подходящим и спиной к ним, в “открытой” позе (с руками, разведенными в стороны) и в “закрытой” (с руками, сцепленными перед собой).

Возможно измерение дистанции и с открытыми глазами, но в этом случае у руководителя возникает дополнительная серьезная задача, связанная с обсуждением межличностных отношений в группе. Они отражаются в различии дистанции, устанавливаемой испытуемым по отношению к разным членам группы.

155

***

В качестве примера того, как “работают” задания, отнесенные к этой группе, опишем прохождение по стульям в одной из групп первого типа (с высоким образовательным уровнем). Четверка должна была пройти по стульям, занятым остальными участниками группы. Никаких инструкций касательно своего поведения ни эти четверо, ни остальные участники не получали. Упражнение проводилось дважды подряд. В первый раз выполняющую его четверку вела девушка по имени Ира, пользующаяся в группе всеобщей симпатией (по результатам социометрии она оказалась наиболее яркой “звездой”). Четверка быстро прошла по всем стульям, поскольку почти все остальные члены группы охотно вставали или подвигались, оставляя проходящим достаточно места.

Задержка возникла только один раз: когда Ира подошла к стулу, на котором сидела Зина — девушка, имеющая в группе весьма высокий статус и явственно конкурирующая с Ирой. Зина не захотела подвинуться, мотивируя это тем, что Ира недостаточно вежливо ее попросила. Ира не стала повторять просьбу и некоторое время простояла молча. В конечном итоге, уступая молчаливому, но достаточно явному давлению группы в целом, Зина подвинулась.

Во вторую четверку, выполнявшую упражнение, входили Зина и Женя — юноша, претендующий на роль лидера, но не принятый группой в этом качестве (хотя и имеющий довольно высокий социометрический статус). Остальные двое участников имели в группе не особенно высокий, но удовлетворяющий их статус. После недолгого совещания четверку повел Женя, Зина оказалась второй.

Как только четверка начала движение, Полина — девушка, конкурирующая с Зиной, но не решающаяся открыто конкурировать с Ирой, — расположилась на стуле, стараясь занять как можно больше места, чтобы максимально затруднить продвижение. Тем не менее, Женю она пропустила без особого сопротивления. Наиболее острый конфликт возник, когда Зина должна была встать на стул, занятый Полиной, а в то же время Женя — на стул, где сидел Миша, который, как и он сам, безуспешно претендует на роль лидера группы. Разрешение этого конфликта заняло около 5 минут, в течение которых вся четверка не могла сдвинуться с места.

В последующем обсуждении члены группы самостоятельно пришли к некоторым весьма адекватным выводам относительно сравнительной эффективности разных форм поведения. Были обсуждены также возможности сознательной коррекции своего поведения.

156






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.