Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть I. Психологические синдромы детского и подросткового возраста






А. Л. Венгер

НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ?

ВЫЯВЛЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ
НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Педагогический Центр «Эксперимент»

Москва-Рига
2000

2

А. Л. Венгер. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. Москва-Рига, 2000. — 184 с.

Книга представляет собой практическое пособие для психологов и педагогов, работающих с детьми от старшего дошкольного до юношеского возраста. В ней содержится описание наиболее распространенных вариантов психического развития детей и подростков, рассматриваются типичные жалобы учителей и родителей, предлагаются методики психологического обследования и описывается техника анализа полученных данных.

Особое внимание уделяется направлениям психологической и педагогической коррекции неблагоприятных вариантов личностного развития. Приводятся рекомендации, которые могут быть даны педагогам и родителям, излагаются методы групповой работы с детьми подросткового и юношеского возраста.

© Венгер А. Л., 2000

© ПЦ «Эксперимент», 2000

Vengers A. Par ko sū dzaties? Bē rnu un pusaugž u personī bas attī stī bas nelabvē lī go variantu ī stenoš ana un korekcija.
Atbildī gais par izdevumu: B. Zeļ cermans
Tehn. directors: A. Zeļ cermans
Tehn. redaktore: I. Maļ uhina
Licences N 2—0281.
© Pedagoģ iskais centrs «Eksperiments»

ISBN-9984-16-038-6

3

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие    
Часть I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА    
I.1. Общие закономерности развития индивидуальных психологических особенностей    
А. Социальная ситуация развития ребенка и ведущая деятельность    
Б. Психологические синдромы    
I.2. Варианты развития, связанные с высоким уровнем демонстративности    
А. Демонстративность. Истероидный тип    
Б. Негативное самопредъявление и демонстративный нигилизм    
В. Позитивное самопредъявление и гиперсоциальность    
I.3. Варианты развития, связанные с тревожностью и депрессивными тенденциями    
А. Тревожность. Депрессия. Психастенический и циклоидный типы    
Б. Хроническая неуспешность и тотальный регресс    
В. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция    
I.4. Варианты развития, связанные с трудностями социализации    
А. Интроверты и экстраверты. Шизоидный, гипертимный, эпилептоидный типы    
Б. Социальная дезориентация и отверженность    
В. Семейная и групповая изоляция    
I.5. Варианты развития, связанные с особенностями познавательных процессов    
А. Нарушения умственного развития. Педагогическая запущенность    
Б. Интеллектуализм и сужение сферы деятельности    
В. Вербализм    
I.6. Сравнительная характеристика разных психологических синдромов    
Часть II. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ    
II.1. Первичная беседа    
А. Организация первичной беседы    
Б. Направления сбора анамнеза при основных видах жалоб    
В. Оценка сведений, получаемых в первичной беседе    
II.2. Методики психологического обследования    

4

А. Общие принципы построения обследования    
Б. Тесты, рекомендуемые для начала обследования    
В. Методы изучения умственного развития и организации действий    
Г. Методы изучения личностных особенностей и сферы общения    
II.3. Анализ результатов обследования    
А. Соотнесение жалоб с особенностями психического развития    
Б. Показатели умственного развития и организации действий    
В. Показатели личностных особенностей и сферы общения    
Часть III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ    
III.1. Построение беседы с родителями (учителем)    
III.2. Рекомендации при основных психологических синдромах    
А. Варианты развития связанные с высоким уровнем демонстративности    
Б. Варианты развития, связанные с тревожностью, депрессивными тенденциями, снижением мотивации    
В. Варианты развития связанные с трудностями социализации    
Г. Варианты развития, связанные с особенностями познавательных процессов    
Часть IV. ГРУППОВАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ И СТАРШЕКЛАССНИКАМИ    
IV.1. Состав групп, задачи и организация групповой работы    
А. Участники группы    
Б. Задачи групповой работы    
В. Организация групповой работы    
IV.2. Задания для групповой работы    
А. Задания, развивающие вербальные средства общения    
Б. Задания, развивающие невербальные средства общения    
В. Тематические обсуждения и дискуссии    
Г. Задания, способствующие стабилизации самооценки    
Д. Драматизация    
Е. Результаты групповой работы    
Заключение    
Литература    
Словарь    
Приложения    

5

Предисловие

В распоряжении психолога, ведущего практическую работу с детьми и подростками (диагностическую, консультативную, психотерапевтическую), имеется множество разнообразных методик. Однако подчас бывает очень трудно решить, какая из них окажется полезной в том или ином конкретном случае. Только опыт и интуиция специалиста помогают пройти путь от обнаружения проблемы до ее устранения, от жалобы клиента до рекомендаций психолога. Эта книга послужит путеводителем, который, конечно, не может полностью подменить собой интуицию, но, по крайней мере, подскажет полезные ориентиры.

В течение 25 лет я совмещал работу психолога-консультанта и психотерапевта с научными исследованиями. Это позволило мне познакомиться с наиболее распространенными вариантами родительских и учительских жалоб и с причинами, которые их вызывают. Оказалось, что, хотя дети очень разные и каждый из них уникален и неповторим, большинство проблем можно свести к небольшому числу типичных причин и естественно вытекающих из них следствий. Главная трудность в том, что взрослые обычно не задумываются о подлинных источниках, приводящих к тем или иным детским проявлениям. Своими реакциями они (взрослые) эти проявления поддерживают и укрепляют. Стоит разрушить этот порочный круг — и начинается порой медленное и постепенное, а порой и быстрое “выздоровление”. Надо лишь, как в медицине, правильно поставить диагноз и назначить соответствующее “лечение”.

В этой книге приводятся “психологические диагнозы”, типичные для старшего дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов. Рекомендуются те методы психологического обследования, с помощью которых эти “диагнозы” могут быть определены. Указываются направления развития личности, характерные для тех или иных сочетаний психологических особенностей. Предлагаются различные формы коррекционной и профилактической работы, некоторые из которых могут осуществляться родителями, другие — школьными учителями и воспитателями детских садов, третьи — только специалистами-психологами.

6

Часть I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.