Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка состояния и тенденций развития основных комплексов инфраструктуры рынка потребительских товаров






Введение

1. Инфраструктура рынка потребительских товаров как основа функционирования товарного обращения.

1.1 Понятие, виды и основные функции инфраструктуры рынка потребительских товаров.

1.2 Классификация видов инфраструктуры рынка.

1.3 Основные комплексы инфраструктуры рынка потребительских товаров.

и их характеристика.

Заключение

Библиографический список

 

Введение

 

Рыночная экономика характеризуется развитой инфраструктурой, которая обеспечивает сбалансированное развитие рынка. Ход рыночных преобразований в нашей стране привел к трансформации экономических отношений в сфере обращения. Актуальность данной работы выражается в том, что в функционировании товарного обращения инфраструктура рынка потребительских товаров имеет существенное значение. Для создания условий функционирования товарных рынков и цивилизованной системы товародвижения от производителя до потребителя необходимо развитие инфраструктуры товарных рынков.

Проблема исследования заключается в следующем. В настоящее время в России недостаточная эффективность инфраструктуры потребительского рынка сдерживают расширение деятельности его субъектов, дестабилизируют процесс товарно-денежного обмена, снижает эффективность торговли. В этой связи возникает актуальная необходимость анализа и научного обоснования теоретических и прикладных аспектов формирования эффективной системы инфраструктурного обеспечения потребительского рынка в нашей стране. Тем не менее, вопросам функционирования инфраструктурного обеспечения потребительского рынка уделяется в отечественной экономической науке недостаточно внимания.

В отечественной экономической науке проблема формирования, развития и регулирования потребительского рынка в условиях трансформирующейся экономики в целом, так и его инфраструктурного комплекса, в частности, не нашла должного освещения. Вопрос трансформирования инфраструктурного комплекса требует особого изучения, что обусловлено появлением новых видов торговых услуг и ростом требований к качеству традиционных торговых услуг. Также необходимо научное обоснование путей совершенствования системы инфраструктурного обеспечения потребительского рынка в условиях ускоренного развития сферы торговли. Инфраструктура является обязательным компонентом целостной экономической системы. В отечественной экономической литературе вопросы инфраструктуры рынка, инфраструктурного обеспечения потребительского рынка, разрабатывали такие авторы, как M.И. Белявцев, Л.А. Ибрагимов, А.С. Савощенко, В.П. Федько и Н.Г. Федько, Е.Н. Ястремская.

 

1. Инфраструктура рынка потребительских товаров как основа функционирования товарного обращения.

1.1 Понятие, виды и основные функции инфраструктуры рынка потребительских товаров.

 

Определение понятия инфраструктуры рынка потребительских товаров предполагает краткий вводный научный анализ термина «инфраструктура».

Термин «инфраструктура» произошел от латинских слов «инфра» (ниже) и «структура» (строение, расположение). В современной науке сложилось несколько подходов к пониманию термина. Первый подход понимает инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя ее функцию в предоставлении услуг производству и населению. Другой подход понимает под инфраструктурой систему производственного обслуживания в виде ее назначения в создании общих условий производства. Согласно третьему подходу, инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих материально-технические условия для функционирования предприятий [1, с.44]. В зарубежных работах с конца 20в. под этим термином стали понимать совокупность отраслей на рынке, обслуживающих функционирование материального производства. Английский экономист А.Янгсон, называет первооткрывателем данного термина Х.Зингера, который в своих работах в начале 40-х годов употребили термин «overhead capital»- «инфраструктура» [цит.по: 1, с.39].

Инфраструктура - это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. В теории рынка под этим понятием понимают комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков [1, с.44]. И.К. Беляевский трактует инфраструктуру рынка как «совокупность вспомогательн ых подотраслей и средств, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы – взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-экономическую и финансовую деятельность рыночных структур» [цит.по: 1, с.41]. И. Зюкова рыночной инфраструктурой называет совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирования объектов рыночной экономики и их единство в определенном рыночном пространстве [цит.по: 1, с.41]. Согласно мнению И.Ф. Чернявского, инфраструктуру составляет «совокупность специализированных производств и видов деятельности, функции которых заключаются в предоставлении основным отраслям услуг производственного и социального назначения с целью обеспечения эффективного функционирования общенародной кооперации труда и получения высоких конечных результатов» [13, с.21].

Многообразие мнений о сущности инфраструктуры позволяет сделать

вывод о том, что, с одной точки зрения, инфраструктура – это совокупность отраслей и субъектов хозяйствования, а с другой – это совокупность организационных, производственных и социальных функций рынка [1, с.42].

В экономической науке инфраструктура является не самостоятельной отраслью или подотраслью, а обслуживает их как подсистема, ими управляет [12, с.21]. Она формируется из организаций, которые непосредственно управляют воспроизводственным процессом или обслуживают сферу обращения (например, учреждения финансово-кредитной и банковской систем, вычислительные центры). Институциональная инфраструктура действует на разных уровнях хозяйственной деятельности в пределах предприятия (региона, сектора, предприятия), в котором состоят и выполняются различные хозяйственные планы. Функции институциональной инфраструктуры заключаются в том, чтобы выработать такой внутренний правопорядок, действующий в рамках хозяйственного организма, чтобы результаты хозяйственной деятельности давали возможность субъектам, которые принимают в ней участие, развиваться [12, с.21].

С появлением рынка появляется и рыночная инфраструктура. Рыночной экономике необходима инфраструктура как система взаимосвязанных специальных организаций, обслуживающих поток товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы. Так, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли [5, с.113].

Инфраструктура является средством осуществления функций рынка посредством ее взаимосвязанных институтов и подструктур [1, с.43]. Функционирующая система товарного рынка (по Белявцеву М.И., Шестопаловой Л.В.) обладает собственной инфраструктурой, являющейся обязательным компонентом рыночной экономики [1, с.6]. Инфраструктура товарного рынка способствует взаимодействию между производителями и потребителями, спросом и предложением. От того, насколько четким является этот механизм, в значительной мере зависит эффективность функционирования всей экономики страны [1, с.6].

По мнению В. П. Федько и Н.Г. Федько, при определении границ инфраструктуры и выделении ее из системы общественного производства нельзя рассматривать инфраструктуру как арифметическую сумму отраслей, обслуживающих экономику. Только комплекс отраслей и видов деятельности, имеющих одно функциональное назначение и определенные признаки, может считаться инфраструктурой [7]. В.П. Федько, Н.Г. Федько под рыночной инфраструктурой понимают совокупность видов деятельности обслуживающих эффективное развитие рыночной экономики [10].

Инфраструктура товарного рынка представляет собой, по определению Белявцева М.И., Шестопаловой Л.В., «совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение материальных ресурсов и деловых отношений, увязывающих эти отношения в единое целое [1, с.7].

А. К. Корольчук под инфраструктурой рынка понимает совокупность институтов рынка, которые обеспечивают движение товаров и услуг, капитала и рабочей силы, при этом важное значение имеет законодательство [цит.по: 6]. Инфраструктура рынка, согласно M.И. Белявцеву, - это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования [1, с.44]. В.П. Федько и Н.Г. Федько под рыночной инфраструктурой понимают «совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве» [8].

А.С. Савощенко полагает, что, несмотря на сходство потребительского рынка и рынка товаров производственно-технического назначения, между ними есть существенные различия. Главные из них обусловлены структурой спроса и предложения, организацией рыночных процессов. Товарный рынок, в отличие от других видов рынка, охватывает очень разнообразный и широкий ассортимент товаров, так называемый торговый ассортимент, который характеризует совокупность товаров производственно-техничного назначения и личного потребления, находящиеся в сфере обращения, независимо от места их хранения [5]. Через товарный рынок, отмечает Е.Н. Ястремская, государство накапливает и изымает средства и материальные ресурсы на решение общегосударственных и социальных задач [12]. Объемы поступлений продукции на потребительский рынок во многом зависят от того, куда направлено товарные потоки, то есть от частиц внерыночного распределения и мелкой оптовой торговли и от изменения товарных их запасов.

Потребительский рынок представляет собой совокупность отношений, возникающих между продавцами и покупателями по поводу товарно-денежного обмена потребительских товаров и услуг в форме купли-продажи. Инфраструктура является его важнейшей частью. Инфраструктура рынка потребительских товаров имеет, как отмечает А.М. Тамаева, ряд специфических особенностей, отличающих ее от других видов инфраструктуры [6]. Она обслуживает, главным образом, сферу обращения товаров и услуг. Характерные особенности инфраструктуры рынка потребительских товаров, закономерности ее развития определяются спецификой сферы обращения товаров и услуг, потребительского рынка и его составляющих элементов – продовольственного рынка, рынка непродовольственных товаров, рынка услуг и других.

А.М. Тамаева предлагает рассматривать инфраструктурный комплекс потребительского рынка как «совокупность функционально взаимосвязанных организаций и институтов (материально-технического, институционального, экономического, социально-культурного характера), обеспечивающие процессы реализации, регулирования, организации, взаимодействия и управления в процессе функционирования товарного рынка» [6, с.1]. С позиций системного подхода А.М. Тамаева понимает инфраструктурный комплекс потребительского рынка как открытой системы, обладающей признаками самоорганизации, наличием единой цели, иерархичностью построения, большими размерами комплекса, сложностью поведения [6, с.1].

Согласно определению Л.А. Ибрагимова, инфраструктура товарного рынка - это «комплекс видов деятельности в сфере обращения в соответствующих групп предприятий, организаций, учреждений, задача которых сводится к рационализации товародвижения, рыночного регулирования товарно-денежного обращения» [3, с.55].

Функционирование рынка потребительских товаров призвана обеспечить соответствующая инфраструктура. По мнению А.М. Тамаевой, именно наличие развитой инфраструктуры рынка потребительских товаров является одним из главных факторов обеспечения гибкого реагирования на спрос и предложение [6]. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой потому, что от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.

Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на языке цен, купли-продажи. Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении
товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на
товары и услуги. Информирующая функция рынка сообщает бизнесменам о состоянии экономики. Регулирующая функция действует через механизм свободных рыночных отношений. Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. В результате экономическая инфраструктура рынка оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы в целом.

Основными функциями инфраструктуры товарного рынка являются:

1) содействие субъектам товарного рынка и реализация их

экономических интересов;

2) организационное оформление коммерческо-хозяйственных

отношений деловых партнеров;

3) обеспечение юридического, финансового, страхового, контрольного

обслуживания;

4) изучение конъюнктуры рынка, товаров, конкурентов, посредников,

потребителей;

5) собственно торговая или иная коммерческо-хозяйственная деятельность;

6) посредничество в реализации товаров, налаживании коммерческо-

хозяйственных связей;

7) оказание соответствующих услуг субъектам товарного рынка;

8) использование возможностей транспорта, средств связи, складского

хозяйства, топливно-энергетического комплекса [1, с.48].

Эти функции выполняются соответствующей развитой структурой предприятий, учреждений – участников товарного рынка.

Таким образом, инфраструктура является средством осуществления функций рынка посредством ее взаимосвязанных институтов и подструктур. Инфраструктура товарного рынка представляет собой совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение материальных ресурсов и деловых отношений, связывающих эти отношения в одно целое.

 

1.2 Классификация видов инфраструктуры рынка

 

 

Современный рынок ориентирован на потребителя. Стержень инфраструктуры рынка - совокупность отрас­лей сферы обращения. Инфраструктурная система потребительского рынка включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике.

Инфраструктура товарного рынка (рынка товаров и услуг) представляет собой следующие виды (по классификации Белявцева М.И., Шестопаловой Л.В.):

1) оптовый потребительский рынок средств производства;

2) оптовый потребительский рынок предметов потребления;

3) оптовый торгово-посреднический рынок средств производства;

4) оптовый торгово-посреднический рынок предметов потребления;

5) потребительский (розничный) рынок товаров (продуктов);

6) потребительский рынок услуг;

7) мелкооптовый рынок предметов потребления [1, с.18].

Из имеющихся классификаций можно выделить классификацию «инфраструктурного комплекса» В.П. Федько и Н.Г. Федько. Отдельно В.П. Федько и Н.Г. Федько выделяют оптовую торговля в инфраструктурном комплексе товарного рынка, оп товые продовольственные рынки как элемент инфраструктуры потребительского рынка [8].

Учитывая функциональное назначение объектов товарного рынка их разделяют (А.С. Савощенко) на товары личного потребления и товары производственно-технического назначения [5].

Согласно классификации А.М. Тамаевой [6], инфраструктурная система потребительского рынка состоит из следующих элементов.

1) Торговые предприятия и организации.

2) Складское хозяйство.

3) Коммерческо-посреднические организации.

4) Организации по оказанию услуг.

5) Транспортное обслуживание.

6) Финансово-кредитные организации.

7) Информационные организации.

8) Нормативно-правовое обеспечение - юридические организации.

Авторы, изучающие инфраструктуру рынка с позиций маркетинга, выделяют оптовые посреднические организации складское хозяйство, транспортную подсистему как элемент инфраструктуры потребительского рынка.

Оптовые предприятия вносят значительный вклад в распределение национального продукта. Многие из них территориально располагаются близ главных магистралей страны, другие концентрируют свою деятельность вокруг морских портов и аэропортов [3]. Оптовая торговля занимает широкое рыночное пространство, начинающееся при завершении производства продукции промышленным или сельскохозяйственным производителем и заканчивающееся продажей и доставкой товаров предприятиям розничной сети, промышленным потребителям, государственным и другим учреждениям. Функции распределения может взять на себя и сам производитель продукции, но практика показала более эффективное выполнение этих функций оптовыми дистрибьюторами. На товарном рынке оптовая торговля представляет собой активную часть процесса обращения. Оптовая торговля охватывает всю совокупность товарных ресурсов, включающих как средства производства, так и предметы потребления. При оптовой торговле товар закупается крупными партиями. Закупки оптом осуществляют посреднические организации с целью последующей перепродажи предприятиям розничной торговли. В большинстве случае оптовая торговля не связана с реализацией продукции конкретным конечным потребителям. Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления. Важнейшая задача оптовой торговли - планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства, розничную торговлю и через неё - на сферу потребления [3]. Оптовая торговля как звено, связанное с реализацией товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за счёт накопления и перемещения товаров. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения [3]. Сегодня все большее число оптовых фирм использует в своей деятельности новые методы и технологии, заимствованные из промышленности. Передовые технологии проникают в сферу складского хозяйства, где используется компьютерная и другая техника, что позволяет оптимизировать производственные и финансовые операции, способствует снижению цен и улучшению обслуживания потребителей. Оптовые дистрибьюторы в настоящее время оснащены передовыми операционными системами учета товаров, автоматизированными системами оформления счетов и заказов.

Оптовые торговые предприятия устанавливают хозяйственные связи как с производителями, так и с потребителями. Цель оптовой торговой деятельности - удовлетворение спроса на товары в удобное для потребителя время и необходимом количестве. Оптовый посредник осуществляет свою деятельность в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Оптовые посредники в условиях рыночной экономики приобретают самостоятельное значение в сфере закупочной деятельности. Важным посредническим элементом в закупочной деятельности являются организаторы оптового товарооборота - товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки и другие предприятия. Основной задачей этих структур является создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Однако они не являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности.

По территориальному признаку поставщики товаров бывают местными, внеобластными, республиканскими и внереспубликанскими. Оптовые предприятия чаще закупают товары у внеобластных и внереспубликанских поставщиков, учитывая, что не во всех областях и республиках развито производство многих товаров и их приходится завозить. Местные поставщики зачастую поставляют товары непосредственно розничным торговым предприятиям, минуя оптовые базы. Поставщики также различаются по их принадлежности к той или иной хозяйственной системе. Поставщики, относящиеся к той же системе, в которую входят оптовые покупатели, называются внутрисистемными, остальные - внесистемные. По форме собственности поставщики могут быть частными, государственными, муниципальными, кооперативными и иных форм собственности. Изучая источники закупок товаров, на каждого поставщика составляют специальные карточки, причём их целесообразно группировать по местным, межобластным и межреспубликанским поставщикам.

Товарные биржи реализуют биржевые товары - однородную, стандартизированную продукцию типа зерна, нефти. Купля-продажа товаров, т.е. сделки на реальный товар, может осуществляться с немедленной их поставкой в будущем (форвардные сделки), однако большую часть сделок на современных товарных биржах составляют т.н. фьючерсные сделки. Товарные биржи служат рыночными стабилизаторами, выравнивая спрос и предложение, благодаря непрерывному потоку купли-продажи. Товарная биржа – это организация оптового рынка на котором торговля осуществляется по установленным биржей правилам в форме гласных публичных торгов, которые проводятся в определенном месте в определенное время. Отличительные черты биржи следующие. Биржа является особым видом рынка, где производится торговля товарами, которые могут отсутствовать на бирже и даже не могут быть в собственности владельца. Также биржа выступает как организованный рынок, на котором определенные органы управления выполняют функцию поддерживающие порядок на бирже. Цель биржевой торговли состоит не только в торговле товарами, но и в установлении цен (регулярно и под общим контролем). По номенклатуре реализации продукции биржи бывают специализированные и универсальные. По степени участия посетителей в бирже, торгах - открытые и закрытые. По характеру биржевых операций - реального товара и фьючерсные. Основные задачи биржи: 1) Организация купли, продажи в процессе биржевого торга продукции. 2) Создание, формирование цен их котировка (курс). 3) Представление участникам торгов соответствующей информации по продукции.

Итак, оптовая торговля – это торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Многие современные торговые сети возникли в результате диверсификации бизнеса оптовых и дистрибьюторских компаний. Оптовая торговля, по нашему мнению, в целях выживания и развития должна внедрять новые маркетинговые стратегии.

Подсистема складского хозяйства в РФ пока недостаточно развита, не имеются в достаточном количестве специализированные склады, оборудование для хранения продовольственных и промышленных товаров. Меньше половины оптовых торговых и посреднических организаций располагает складскими помещениями, и это ограничивает возможности совершения товарных операций.

Большая роль отводится транспортной подсистеме, обслуживающей продвижение товаров от изготовителей до потребителей. С ней непосредственно связаны организации, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность. Особенности взаимоотношений по оказанию транспортно-экспедиционной деятельности определяются Федеральным Законом от 30.06.№87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

В качестве самостоятельной выделяется подсистема тароупаковочной индустрии, значительно влияющая на конкурентоспособность товаров.

Таким образом, от уровня развития инфраструктуры зависит развитие национального и регионального товародвижения. Инфраструктура рынка потребительских товаров имеет, ряд специфических особенностей, отличающих ее от других видов инфраструктуры. Она обслуживает в основном сферу обращения товаров и услуг. Отечественные авторы исследуют инфраструктуру рынка потребительских товаров, используя системный подход, вводя термин «инфраструктурный комплекс». Экономическая инфраструктура рынка оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы в целом. Классификация рыночной инфраструктуры, ее специфическое содержание определяются особенностями и рынков, в рамках которых функционируют эти элементы. Инфраструктура является обязательным компонентом любой целостной экономической системы и подсистемы.

 

1.3 Основные комплексы инфраструктуры рынка потребительских товаров и их характеристика

 

Комплекс инфраструктуры рынка потребительских товаров - это взаимосвязь ее элементов, связанных между собой [6].

Выделяют организационный комплекс, материально-технический комплекс, информационно-коммуникативный комплекс, кредитный комплекс.

Кредитный комплекс. В РФ оборот основного капитала приходится на специализированные кредитные учреждения. В России действует двухуровневая кредитная система. Коммерческие банки являются основой кредитной системы России. Важное место в инфраструктуре кредитного рынка занимает обширная группа сберегательных учреждений. В России среди сберегательных учреждений на первом месте стоит Сбербанк РФ (он имеет самую обширную филиальную сеть). Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Но таких банков в России не много.

Специализация хозяйственного комплекса Западной Сибири и Омской области формировалась в процессе ее исторического развития, потенциал накапливался десятилетиями. Здесь существует ряд проблем, относящихся непосредственно к хозяйствующим субъектам: низкая квалификация кадров, недостаточно развита материально-техническая база. Бурными темпами развивается строительство торгово-офисных помещений в Омске. Как правило, они представляют собой многоэтажные сооружения с многофункциональной структурой. Торговля выходит на новый уровень, для которого характерно формирование эффективных ритейлеров, усиление внутриотраслевой конкуренции, переход на более современные системы и технологии [8]. Происходит усиление концентрации торгового бизнеса. Развитие торговых форматом сопровождается ростом товарооборота. Идет масштабное распространение крупных розничных магазинов и сетей. В целом как и в России, в регионе происходит рост торгово-розничных структур, инфраструктура не всегда усевает за данными процессами. Развитие стационарной розничной торговли идет за счет и нового строительства и модернизации существующих объектов, причем, как мы считаем, предлагаемые архитектурные решения строящихся зданий не всегда увязываются с материально-техническими характеристиками и требованиями новейших объектов, не способы в должной мере выполнять их задачи.

 

 

Библиографический список

 

1. Белявцев М.И., Шестопалова Л.В. Инфраструктура товарного рынка:

Учебное пособие.- Донецк: ДонНУ, 2003.- 418 с.

2. Банковское дело. Под ред. О.А. Лаврушина. М.: Дело, 2012. -543с.

3.Даненбург В., Тейлор В. Основы оптовой торговли. Практический курс. - М.: Сирин, МТ-Пресс, 2009.-202с.

3. Инфраструктура товарного рынка // Экономика 1997 № 10 С. 43-45.

4. Ибрагимов Л.А. Инфраструктура товарного рынка. – Изд-во: Приор, 2001.

5. Калужский М.Л. Сараев А.Р. Экономика Западной Сибири: Омская область. Учебное пособие. М.: ФГАУ «Информатика», 2012. – 697с.

6.Савощенко А.С. Инфраструктура товарного рынка / А.С. Савощенко - М.: Финансы и статистика, 2005 - 336 с.

7.Тамаева А.М. Формирование инфраструктуры регионального потребительского рынка. Электронный ресурс. Режим доступа:

https://region.mcnip.ru/modules.php? name=News& file=article& sid=136

8.Торговый лоцман. // «Российская торговля» 2011г - №№1-2. https://www.torglocman.com/folders/kommientarii-stati-voprosy-i-otviety-9/documents/statia-o-razvitii-roznichnoi-torghovli-v-rieghionakh-pritiaghatielnaia-sila-rieghiona-dot

9. Федько В.П. Инфраструктура рынка: генезис проблемы // Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы. Вып. 2, 1997.

10.Федько В.П. Инфраструктура товарных рынков: состояние и концепция развития // Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы. Ростов-на-Дону, 1998. С.85-89.

11. Федько В.П., Федько Н.Г. Инфраструктура товарного рынка. Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

12. Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, 645с.

13. УКАЗ от 24 июня 2013 года N 93. О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года.

Приложение к УКАЗУ от 24 июня 2013 года N 93. Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года. ase.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi? req=doc; base=RLAW148; n=75314. Консультант-Плюс. Интернет-версия.

14.Чернявский И.Ф. Инфраструктура и эффективность общественного производства / И.Ф. Чернявский / / Вопросы экономики - 1982 - № 7 - С 21-27.

15. Экономика торгового предприятия: Учебник / Под ред. А. Гребнева. М.: Экономика, 2010. - 404 с.

16.Экономика коммерческого предприятия: учебник / Альбеков А.У., Согомонян С.А. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 109с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.