Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перспективы развития казачества в современном российском обществе






 

 

Российское казачество в настоящее время представлено казачьими обществами и общественными объединениями казаков. В Российской Федерации зарегистрировано 1440 казачьих обществ, общая численность членов войсковых казачьих обществ в 2010 году составила 452424 человек.

По данным Минрегиона России, примерная общая численность членов общественных объединений казаков составляет около 20 тыс. человек.

По результатам всероссийского социологического опроса, проведенного по заказу Минрегиона России, численность организованной части российского казачества, составляет примерно 850 тысяч человек.

По результатам опроса 41, 7% относящих себя к казакам респондентов входят в какую-либо казачью организацию.

Социальный портрет казачества по результатам всероссийского социологического опроса предстает в следующем виде. По возрасту среди считающих себя казаками на 4, 3% больше людей среднего возраста (от 30 до 49 лет) и на 5, 3% меньше молодежи (до 30 лет), чем среди остального населения. Средний возраст атаманов 47 лет. По образовательному уровню среди казаков на 3% меньше людей с высшим и неполным высшим образованием и на 2, 9% больше имеющих среднее профессиональное образование. По роду занятий казаки представлены во всех профессиональных группах, причем в большинстве групп в равной степени с остальным населением. Значимое различие наблюдается только в одной профессиональной группе. Среди казаков на 6, 3% больше работников сельского хозяйства и фермеров. Среди казаков 53, 6 % составляют горожане. Женщин, идентифицирующих себя с казачеством, в полтора раза меньше, чем мужчин.

Возрождение казачества в 1980-х годах начиналось по всей стране, как форма историко-культурного движения. У истоков стояло немало представителей интеллигенции: литераторы, ученые, музейные сотрудники работали в архивах, проводили вечера фольклорных коллективов. Возникали первые кружки изучения казачества, военно-патриотические объединения. Регистрировались казачьи общественные объединения, которые имели местный, региональный и международный статус. В названиях использовались слова «войско», «округ», «станица», «хутор», исчезнувшие из советского лексикона.

Созданием Общероссийской общественной организации – Союза казаков были положено начало возрождения казачества на современном этапе.

В начале января 1990 года в Москве заявляет о себе Землячество казаков, что стало началом объединений потомков казаков в более крупные казачьи организации. Процесс реализации объединения казаков принял целенаправленный характер.

С появлением информации о Землячестве казаков в Москве от немногочисленных еще тогда казачьих организаций с Дона, Кубани, Сибири, Дальнего Востока в его адрес стали поступать письма с призывами провести Объединенный казачий круг.

Первая встреча представителей казачьих организаций из разных регионов страны состоялась в апреле 1990 года в Москве[10]. Результатом встречи явилось образование Оргкомитета по разработке необходимых документов для подготовки и проведения Общероссийского казачьего круга.

28 – 30 июня 1990 года в Москве состоялся Первый учредительный большой круг, на котором было объявлено о создании Союза казаков и приняты Программа и Устав Всероссийской казачьей организации.

С первых дней своего существования Союз казаков вел постоянную работу в государственных органах России по разработке и принятию законодательных актов по возрождению казачества. Так, благодаря его усилиям, в апреле 1991 года. законе «О реабилитации репрессированных народов» отдельно было упомянуто казачество. В развитие этого закона уже в 1992 года было принято Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О реабилитации казачества» и издан Указ Президента России «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества. Закон и эти два государственных акта с первых лет обеспечивали многие условия для возрождения казачества как народа[11].

Согласно Уставу членами Союза могли стать потомки казаков – граждане СССР и Зарубежья, признающие Устав и активно работающие в казачьей организации. По Уставу высшую власть в Союзе Казаков осуществляет Большой круг, созываемый не реже одного раза в три года, а после 1996 года – не реже одного раза в четыре года.

На Учредительном круге были делегаты от Донских, Кубанских, Терских, Амурских, Забайкальских, Уссурийских, Сибирских казаков, Калмыкии, Ленинграда, Москвы и других областей.

В принятых на Большом круге документах подчеркивалось то, что процесс возрождения казачества в России, проходящий в условиях сложной экономической и социально-политической обстановки, немыслим без идеологической работы во всех казачьих структурах на местах. Усилия органов власти должны быть направлены на воспитание казачьего населения, особенно казачьей молодежи, на основе глубоких, систематических знаний своей истории, заслуг казачества по защите Отечества на всех этапах развития Российского государства с учетом трудностей возрождения, переживаемых казачеством.

По решению учредительного Большого круга было определено постоянное местонахождение Атаманского правления Союза казаков – город Москва.

Одной из целей деятельности Союза, закрепленной в Уставе, является возрождение казачества, как самобытной, исторически сложившейся культурно-этнической общности людей на принципах Православия, уважения к нациям и религиозным традициям всех народов, духовного, нравственного воспитания молодежи[12].

Уже через 4 года после создания Союз казаков сформировал 29 частей и соединений, 44 погранзаставы и 3 погранотряда[13].

В рамках программы патриотического воспитания детей и молодежи Союз казаков проводит работу по организации и созданию казачьих военных училищ, созданы и работают Московский казачий кадетский корпус им. М.А. Шолохова, Донской им. Александра Третьего, кубанский им. Атамана Бабыча, кадетские классы, воскресные приходские школы.

На Дону более 85% казачьих учебных заведений расположены в сельской местности и имеют устаревшее оборудование, учебно-методическое оснащение, испытывают нехватку мебели и спортивного инвентаря. Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское» способствует для качественного обучения постановкой необходимых средств.

По всей России энтузиасты-преподаватели, военные начали создавать кадетские казачьи классы. Наиболее значимы среди казачьих образовательных учреждений кадетские корпуса. В соответствии с Федеральной целевой программой поддержки казачьих обществ предусмотрено частичное финансирование казачьих кадетских корпусов на приобретение учебного оборудования, подготовку учебной литературы по истории казачества[14].

Наиболее значимы среди казачьих образовательных учреждений казачьи кадетские корпуса, которые в большем объеме и профессионально имеют возможность вести преподавание кадетам в соответствии с предъявляемыми требованиями программами.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» преимущественное право при поступлении в военные училища предоставляется гражданам, прошедшим подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях. Данное положение может быть распространено и на выпускников казачьих кадетских корпусов.

По этому вопросу Управление Делами Президента Российской Федерации обратилось в министерство обороны России с предложением внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 1996 года № 696 «Об утверждении Положения о суворовских, военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских корпусах» о предоставлении преимущественного права зачисления казаков в военные училища Минобороны России при условии соответствия всем требованиям к поступающим в военные образовательные учреждения профессионального образования. В результате была достигнута договоренность, в соответствии с которой, для изучения образовательного процесса и жизнедеятельности казачьих кадетских корпусов управление военного образования Минобороны России готово предоставить специалистов для выезда в казачьи кадетские корпуса. Пока эта работа до конца не доведена. По казачьим учебным заведениям в каждом конкретном случае есть свои основные проблемы, которые требуют срочного решения[15].

Например, Донской Императора Николая II корпус, расположенный в городе Ростов-на-Дону, – негосударственное образовательное учреждение, велась работа с учредителем по подготовке документов для придания учреждению статуса государственного. Государственная образовательная кадетская школа-интернат «кубанский казачий корпус» арендовала помещение Детского сада[16].

Помимо кадетских корпусов существуют различные формы обучения и работы с казачьей молодежью. При поддержке министерства финансов Ростовской области, мэрии города Волгодонска на базе ПТУ в городе учреждено казачье кадетское училище, готовящее казачат по восьми специальностям для сельского хозяйства.

Из-за отсутствия достаточного финансирования во многих регионах работа с казачьей молодежью ведется путем организации на базе школ: спецкурсы по истории казачества; воскресные казачьи православные школы, детские казачьи клубы; конно-спортивные секции, школы, классы пограничной ориентации[17].

В декабре 1999 года создан Благотворительный фонд поддержки российских казачьих корпусов.

В соответствии с федеральной целевой программой поддержки казачьих обществ предусмотрено частичное финансирование казачьих кадетских корпусов на приобретение учебного оборудования, подготовку учебной литературы по истории казачества.

Планируется открытие казачьих классов в общеобразовательных школах и учреждениях СПО, воскресных казачьих школ в Оренбургском, Терском войсковых казачьих обществах, отдельном Северо-западном окружном, Балтийском отдельном казачьем округе.

По данным, предоставленным казачьими обществами, в 2001 году в Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества, обучение по общеобразовательным программам с дополнительной военной подготовкой несовершеннолетних граждан, а также истории казачества проходили казачата:

· в 10 казачьих кадетских корпусах – более 2600 воспитанников;

· в казачьих классах более чем в 20 общеобразовательных школах, лицеях, в школах интернатах.

Насчитывалось более 76 воскресных школ, военно-патриотических школ и клубов.

Общественные казачьи дружины активно заключают договора с местной властью, помогая местным органам правопорядка[18].

Долгое время оставался острым вопрос о взаимоотношениях возрождающегося казачества с властью. В 1992 – 1995 годах шла разработка нормативно-правовой базы, в соответствии с которой предстояло в дальнейшем жить и работать казачеству. Основным стал Указ Президента России от 9 августа 1995 года № 835 «О государственном реестре казачьих общин в Российской Федерации», который определил главное направление: воссоздание с учетом реалий жизни XX-XXI веков системы реестровых казачьих войск, подчиненных главе государства.

Тут же обозначилось противостояние между сторонниками и противниками госреестра. Началась борьба за статусные позиции в казачестве. Кто же возьмет его под свой контроль? Тем не менее, созданный совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации с января 1995 года координировал работу по созданию возможностей объединения казачества на государственной основе, выстраивая вертикали: казачьи общества – Президент Российской Федерации. Атаманы, выступавшие за государственную службу, по инициативе атамана волжского казачьего войска Б.Н. Гусева собрались в Москве и направили Б.Н. Ельцину, в котором высказались в поддержку госреестра и предложили ему стать атаманом всех казачьих войск[19].

Рассматривая проблему российского казачества, следует исходить из уже сформировавшегося в обществе представления, согласно которому казачество рассматривается, как исторически сложившаяся общность людей, консолидированная и сорганизованная часть российского общества, судьба которого неразрывно связана с судьбой России и прежде всего русского народа.

Вспомним, что за казачеством до 1917 - 1921 годов были закреплены в обществе такие статусные положения, как ведущая роль в укреплении внутренней устойчивости российского государства и его политической стабильности. Это было обусловлено в первую очередь фактором пространственного расселения казачества от западных границ государства до острова Сахалин и выполнением казачеством предписанных властью задач[20].

На наш взгляд, современное казачество – не просто список отдельных лиц, занесенных в реестр, а в более широком понимании – это и определенная территория, на которой проживает исторически сложившаяся общность людей со своей спецификой, менталитетом и традициями, действующих по принятому Уставу и соблюдающих законы государства и субъекта Федерации, на которой они проживают.

Внесение корректив в эволюционный процесс развития казачества СССР в 1920-е годы, затем в середине 1930-х годов и, наконец, в 1990-х годах, несомненно, вызывает необходимость в сбалансированных оценках казачества, прежде всего его социальной роли, в определении ориентиров деятельности казачьих обществ, казачьей государственной службы.

На наш взгляд, существенным фактором выступает и проблема взаимоотношения казачьих обществ с соседними народами, решение вопроса культуры межнационального общения.

Несомненно, следующим этапом выстраивания взаимоотношений государства с казачеством станет принятие Закона Российской Федерации «О государственной службе российского казачества». В нем должны быть обобщены направления регулирования отношений, связанных, прежде всего, с установлением и закреплением особенностей традиционного казачьего самоуправления, землевладения и землепользования; привлечением казачества для государственной и иной службы.

Для современных казаков остается важным и четкое определение экономической основы деятельности казачьих обществ, регулирования отдельных вопросов жизни казачества, определение роли и места таких институтов казачества, как «совет стариков», «старейшина совета стариков».

Общеизвестно, что казачество выступало и выступает хранителем православной веры, сподвижником Православия. Однако казачество демонстрировало на разных срезах истории и умелое нахождение возможностей совместного проживания с представителями иных религий (пример – казачество России)[21].

Безусловно, что меры по поддержке развития казачества в современной России, предпринимаемые и Союзом казаков России, и Советом по делам казачества при Президенте Российской Федерации, должны иметь свое логическое продолжение. Их реализации будет всемерно содействовать решению кардинальных задач, как выстраивание традиционного казачьего самоуправления, привлечение казаков к государственной и иной службе. В целях полной реабилитации российского казачества необходимо предоставление им прав и уставных обязанностей, сохранение исторических традиций казачества и богатого духовного наследия, созданного прежними поколениями казаков России.

Анализируя исторический дисскурс, отметим, что феномен «казачьего сепаратизма» начал зарождаться лишь в послереволюционное время. В начале XX века доминирующая на Дону идеология не подразумевала выхода территории Области Войска Донского (ОВД) из состава Российской империи. Крупнейшие организации казаков-националистов «группа С.А. Холмского» и «Донской союз националистов» были активнейшими сторонниками Российской государственности и в своих обращениях выступали на стороне власти во всех международных и общегосударственных делах[22]. Сепаратизм в казачьей среде не рассматривался вообще как возможный вариант дальнейшего развития ОВД, а любые обвинения оппозиции казачьих депутатов в сепаратистских высказываниях не могли носить никакой реалистичной основы. «Живу для казачества, умру за Царя!», вот достойный девиз казака-депутата в 4-й Думе» - заявлял С.А. Холмский. Он же был автором заявления о том, что «казачья группа, верная заветам предков, питая верноподданнические чувства к своему самодержавному Царю, будет проводить в жизнь постоянное стремление, присущее верному казачеству: защищать своею жизнью Трон Российских Монархов, в целом ряде грамот выразивших казачеству свое отеческое о нем попечение»[23].

Даже уже после Гражданской войны и периода независимости Всевеликого Войска Донского, его атаман Петр Николаевич Краснов считал, что казачья «самостийность», самостоятельность казачьих областей создание отдельного государства «Юго-Восточного союза», или совсем не подчиненного России, или входящего в федерацию государств, ее образующих, как самостоятельное самоуправляемое целое, является чем-то диким и несвойственным казачеству[24].

Целью нашего исследования выступит рассмотрение современных сепаратистских и автономистских тенденций на территории России в регионах, имеющих казачье автохтонное население, а так же анализ их перспективности и реалистичности.

Известным последствием Возрождения казачества сразу после распада СССР среди казаков, как и среди других народов бывшего Советского Союза, наблюдалась тенденция к изменению населяемыми ими регионами административно-территориального статуса. Осенью 1991 были самопровозглашены несколько казачьих “государственных” образований: «Донская Казачья Республика», «Терская Казачья Республика», «Армавирская Казачья Республика», «Верхне-Кубанская Казачья Республика», объединившая две другие «республики», «Зеленчукско-Урупскую Казачью Советскую Социалистическую Республику» и «Баталпашинскую Казачью Республику»[25].

20 ноября 1991 года, на созванном Союзом казаков Юга России Большом казачьем круге Юга России в г. Новочеркасске, было провозглашено объединение этих республик в Союз Казачьих Республик Юга России (СКРЮР) со столицей в г. Новочеркасске и со статусом союзной республики в предполагавшемся Союзе суверенных государств (ССГ)[26]. Были учреждены органы власти Союза, образована Посольская станица в Москве, назначен чрезвычайный и полномочный посол СКРЮР. Создание казачьих «республик» поддержал II Большой Круг Союза казаков Юга России, прошедший 7–10 ноября 1991 в г. Ставрополе.

Историк Виктор Салошенко в своей книге «Председатели и губернаторы. Взаимосвязь времен» так описывает противостояние казаков первому кубанскому губернатору Василию Дьяконову. 18 декабря 1991 года, по его словам, была пресечена попытка военного переворота с участием руководства Краснодарского гарнизона и казаков Кубанской Рады. Якобы заговорщики хотели выйти из состава России, образовав самостийную казачью республику. При этом сам Дьяконов обвинялся в том, что «объединяет и вооружает казаков для свержения законной власти на Кубани и организации похода на Кремль»[27]. Переворот должен был пройти под прикрытием встречи казаков-избирателей с депутатами крайсовета, рассматривавших обращение Совета стариков и атаманов Кубани по реализации в крае Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-I «О реабилитации репрессированных народов». При этом позиция самого Дьяконова была абсолютно иной: «Партчиновникам в борьбе за власть, — утверждал Дьяконов, — как мне представляется, нужна была дестабилизация на юге России. Но мне, несмотря на пассивную, а зачастую и продажную политику «красных казаков», удалось предотвратить гражданскую войну на Кубани»[28].

Отметим, что все попытки сецессии вскоре были прекращены благодаря давлению большей частью местных региональных элит, а отнюдь не ослабевшего федерального Центра.

Сегодня, кроме казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществе в Российской Федерации, существуют и общественные объединения казаков, некоторые из которых продолжают традицию 90-х гг. и стремятся к трансформации административно-территориального статуса регионов компактного проживания потомков казаков, вплоть до выхода из состава России. Примером здесь может выступить «Донская казачья республика» (ДКР), способствующая активизации автономистских идей в казачьей среде.

Основной целью деятельности ДКР, судя по находящимся в открытом доступе материалам, ставилось изменения административно-территориального статуса Донского края с трансформацией его в демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией со своей Конституцией[29]. Но, за декларированным стремлением к изменению региона (его укрупнению), которые сейчас повсеместны в России (Пермский край, Забайкальский край и др.), лежит идея раскола казачества. В виду чего прокуратура Ростовской области, проведя проверки, установила, что «целью «Донской казачьей республики» является пропаганда идеи создания антиконституционного территориального образования в составе Российской Федерации, а ее лидеры и активисты провозглашают осуществление державного самоуправления. Распространяемая литература содержит угрозу восстания – насильственного захвата и удержания власти и заявления о намерении совершить действия, направленные на подрыв конституционного строя Российской Федерации, прежде всего – на нарушение территориальной целостности Российской Федерации путем образования самостоятельной административно-территориальной единицы»[30].

При этом донские сепаратисты не стремятся останавливать свои заявления на внутрироссийском уровне, они ставят перед собой задачу международного признания «Существует определенный порядок действий, который необходимо совершить для того, чтобы оформить все по закону. В ближайшее время мы определим границы государства, подготовим правовую базу и будем добиваться признания в ООН» - считает А. Юдин[31].

Действия, проводимые «атаманом или президентом» Донской казачьей республики Александром Юдиным, по мнению ряда исследователей, носят сепаратистский характер не только в рамках Ростовской области, но и превращаются в проблему всего Юга России. Избранный «президентом» «республики» в октябре 2009 года в станице Старочеркасской на «2-м Общенациональном съезде казачьего народа», на котором присутствовали около 300 человек, глава «Донской казачьей республики» призвал объединиться в «мощный национальный кулак»[32]. Последствием чего стал казачий сход 21 марта 2010 года в г. Армавире, где собрались 267 представителей казачьих объединений Южного федерального округа, в том числе старейшины казачества Кубани, Дона, Терека, Ставрополья и Карачаево-Черкесии, А. Юдин предлагал создать «пояс безопасности до Тихого океана в форме восстановления казачьих национально-территориальных образований». «Нас, патриотов, власть рассматривает как экстремистов, а любую нашу активность и стремление к достойной, человеческой жизни и восстановление исторической справедливости в отношении казачьего народа рассматривает как восстание рабов», – говорил «атаман»[33].

Делегаты Круга проголосовали за создание так называемой «Казачьей кавказской линии» (ККЛ) на Юге России. Атаманом ККЛ был избран Юрий Чуреков – бывший атаман реестрового Пятигорского округа Терского казачьего войска, также были назначены два заместителя атамана ККЛ, начальник штаба и представители ККЛ в регионах. Позиция же самого Ю. Чурекова, признанного 8 июня 2013 года на Сходе казаков Терского войскового казачьего общества председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом сепаратистом[34], такова: «Казаки никогда не были склонны к конфронтации с русским, украинским, белорусским народами» – возражает Ю.Чуреков – «Сегодня казаки наиболее последовательно выступают за максимальную интеграцию России, Украины, Беларуси и Казахстана (где еще сохраняется значительный процент славянского населения). Различные версии «казачьего сепаратизма» — это безумие, вопрос, граничащий с провокацией. Задачами казаков является укрепление южных рубежей России, казаки сегодня – главное препятствие распространению в России исламского экстремизма и сепаратизма» [35]. Совпадают ли слова терского «атамана» с его делами, остается вопросом, однако митрополит Кирилл отозвался о его деятельности следующим образом: « Сейчас вернутся: казачье самоуправление, республика какая-то появится казачья новая, как говорят сепаратисты, земли будет много дано, денег миллиарды выделят казакам, и все решится мгновенно и каким-то чудесным образом. Ничего не решится. Деньги разворуются. Этим сепаратизмом будет разрушено государство, — созданием каких-то республик, так называемых. Как это сегодня называет Чуреков, и многие другие наши сепаратисты Терского и не Терского войска, в прошлом.... Когда каждый казак будет исповедоваться и причащаться в храме Божием, — вот тогда, без республик, и без всего у вас будет сила, которую будут уважать»[36]. Таким образом, складывается двойственная ситуация, с одной стороны Чуреков признается сепаратистом митрополитом Ставропольским и Невиномысским Кириллом, что подтверждается его лидерством в т.н. «Казачьей кавказской линии», а с другой он выступает с позицией против развития феномена «казачьего сепаратизма».

Последствием активизации казаков-сепаратистов стал всплеск Интернет-активности подобных им сторонников «независимости». Многочисленные пользователи Живого Журнала [37] стали заявлять о необходимости сецессии и построения независимого казачьего государства. После определенной «отмашки» на известном антироссийском сайте Кавказский Центр появилось заявление представителей т.н. «Донской Повстанческой Армии», призывающем на борьбу с руководством Российской Федерации. « Мы — Донская Повстанческая Армия - выступаем за свержение преступного строя и формирование свободного от Москвы независимого Донского государства… Каждая вооруженная группа, действующая согласно интересам независимости Дона, автоматически становится ячейкой Донской Повстанческой Армии. Ячейки могут объединяться, действовать сообща или же наоборот выполнять одни и те же задачи независимо друг от друга. Единственное условие — необходимость поддержания интересов отделения Дона от московского центра» - вот выдержка из заявления, декларирующая четкую позицию новоявленных эпатажных сепаратистов. Судя по тому, что страница «армии» уже давно не обновлялась, есть основания полагать, что ДПР это хорошо спланированный, провокационный, информационный вброс антиказачьих и антироссийских сил.

Анализируя сложившуюся ситуацию «казачьего сепаратизма» Пол Гобл (PaulGoble) из Фонда Джемстауна (JamstownFoundation) приходит к выводу о том, что казаки, восстанавливая историческую справедливость, сталкиваются с тем, что официальная Москва стремиться очернить казачьи республики времен Гражданской войны, а также те идеи казачьей государственности, которые разрабатывались в эмигрантской среде [38]. Напомним, что в Соединенных Штатах Америки согласно Закону №86-90 от 17 июля 1959 года подписанного президентом Дуайтом Эйзенхауэром, проводится «Неделя порабощенных народов», в перечень которых была включена т.н. «Казакия» (Cossackia). Американский эксперт так же отмечает, что возрождение казачества еще больше подрывает усилия Владимира Путина создать единую версию русского прошлого и таким образом получает ее альтернативу, что может быть не выгодно официальной Москве. [39]

Привлекательность идеи создания казачьей автономии или Донской республики автор журнала «Однако» Андрей Серенко в своей статье «Замкнутый казачий круг» [40] видит в смене казачьих поколений и стремлению к власти молодежи. По его мнению, если старая элита могла спекулировать идеями сепаратизма в 90-х гг. и получить за это должные преференции от Кремля, то молодые казаки в возрасте 20-40 лет, не имея доступа к властным ресурсам, но являясь в основном выходцами из бизнеса и достаточно амбициозными, пытаются реанимировать сепаратистские идеи и, спекулируя ими, получить должные преференции. Подобный расклад вещей зависит так же и от непосредственной политической конкуренции. Так станичное казачье общество «Новоаннинский юрт» окружного казачьего округа «Хоперский округ» Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», объявившее о своем вхождении в состав «Донской казачьей республики» в августе 2011 года, возглавляется атаманом Николаем Ренсковым– членом «Справедливой России» [41], в то же время часть руководства ВКО «Всевеликое войско Донское» состоит в «Единой России», а бывший атаман Виктор Петрович Водолацкий является членом Генерального совета данной партии.

Согласно оценке эксперта, члена Союза писателей России Ивана Карасева «Кубанский регионализм может принимать формы сепаратизма только, если какая революция случится, и Москва предоставит регион самому себе. Сгладить противоречия и сбить градус обособления и регионального эгоизма власти могут, если будут не только сохранены, но и усовершенствованы принципы федерализма. Как мне кажется, не опускать республики до уровня затрапезных губерний нужно, а наоборот, приводить края и области к статусу республик»[42].

На наш взгляд, казачьи лидеры, подобные Юдину, забывают в первую очередь то, что казаки сделали немалый вклад в развитие нашей страны. Именно казачество стало той силой, благодаря которой росла и становилась великой державой Россия. Как говорил об этом

Л.Н. Толстой «граница родила казачество, а казаки создали Россию». Освоение Сибири Ермаком, присоединения Русской Америки – Аляски, вхождение Кавказа, походы на Персию и Османскую империю, война с Наполеоном, освободительный поход в Европу. Казаки чуть было не дошли до Индии, зато позднее отличились в войне с японцами в Манчжурии, 1904 года под Юдзятунем, 1905 года у Цаудиапа и других битвах.

В современном российском обществе казачеству предоставлена уникальная возможность, как реализации собственного потенциала, так и представления им образцовой модели патриотического воспитания молодежи, которую можно наблюдать на вполне успешном примере работы казачьих кадетских корпусов. Государственная поддержка казачества, реализация Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, так же создают все условия для успешного продолжения Возрождения казачества. Потому у многих и возникает вопрос, а не стоят ли за казаками-сепаратистами силы, имеющие своей целью разрушение Российской государственности? Ведь активный интерес западного сообщества к казачьей проблематике известен и на волне «похолодания» отношений с Россией могут быть направлены немалые средства на его реализацию.

На протяжении XX и XXI века наблюдается тенденция того, что Запад активно поддерживает сепаратистские настроения в казачьем обществе. В годы Гражданской войны кайзеровской Германией после подписания Брестского мирного договора активно поддерживалось Всевеликое войско Донское Петра Краснова. В годы Второй Мировой войны предполагалось казаками-эмигрантами в Германии планировалось создание на территории Советского Союза «Казакии»[43]. С началом периода «холодной войны» в США появился упомянутый закон о «порабощенных народах», включающий, как уже упоминалось и «Казакию». Современные тенденции говорят о том, что казачьи движения, борющиеся за изменения административно-территориального статуса регионов с компактным проживанием потомков казаков, большей частью направлены на раскол казачества. Сецессионные тенденции и автономизм не имеет должной основы, его не поддерживает большая часть населения регионов, и их элит. В виду чего возможность образования независимых казачьих «республик» в современной политической ситуации является не только невозможной, но и нереализуемой в ближайшей перспективе.

Казачество играет важную роль в развитии российской государственности, сохранении и развитии традиций патриотического воспитания молодежи, поэтому одной из приоритетных задач государственной политики является сохранение и развитие казачьей культуры.

На современном этапе основными направлениями деятельности органов управления культуры субъектов Российской Федерации по развитию самобытной казачьей культуры являются:

- нормативно-правовое регулирование мер государственной поддержки казачьей культуры;

- разработка и реализация программ (планов) развития казачьей культуры;

- культурно-образовательная, научно-исследовательская, музейная работа;

- сохранение традиционной культуры казачества;

- популяризация историко-культурного наследия казаков;

- развитие самодеятельного художественного творчества казачества, создание условий для занятия творческой деятельностью на непрофессиональной (любительской) основе в государственных учреждениях культуры;

- укрепление международного и межрегионального культурного сотрудничества казачества;

- поддержка казачьих общественных организаций, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание молодежи, сохранение традиционной культуры.

Законом Краснодарского края от 28 июня 2007 года №1264-КЗ «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае» предусмотрен комплекс мер по развитию казачьей культуры.

Незначительная доля субъектов Российской Федерации имеет региональные и муниципальные целевые программы (планы) по сохранению и развитию самобытной казачьей культуры.

Наиболее активно данная работа ведется в республиках: Карачаево-Черкессия, Северная Осетия - Алания, Адыгея, Забайкальском, Краснодарском и Ставропольском краях, Владимирской, Ростовской и Оренбургской областях.

Так, например, мероприятия по сохранению и возрождению культуры донского казачества включены в областную целевую программу поддержки казачьих обществ в Ростовской области с объемом финансирования на 2007- 2011 годы в размере 5271, 6 тыс.руб.

В областную целевую программу «Государственная поддержка казачьих обществ в Астраханской области на 2009-2011 годы» вошли мероприятия по сохранению печатных памятников культурного наследия астраханского казачества, пропаганде традиций, обычаев и культуры казачества, поддержке и развитию казачьих культурных центров, творческих коллективов, выступающих с казачьим репертуаром.

В ведомственной целевой программе «Развитие культуры и искусства Республики Адыгея на 2009-2011 годы» предусмотрено ежегодное проведение Регионального фестиваля казачьей культуры. В Краснодарском крае в рамках краевой целевой программы «дети Кубани» финансируется проведение фестивалей и конкурсов казачьей культуры и детского творчества.

Поддержка казачьей культуры в рамках областных целевых программ осуществляется также в Республике Чувашия, Ставропольском крае, Кировской, Омской, Самарской, Тюменской, Волгоградской областях.

Положительными примерами могут служить также Комплексные планы по развитию отдельского казачьего общества в Алтайском крае на 2009—2010 годы; по развитию культурных традиций российского казачества, осуществлению патриотического воспитания молодежи в Вологодской области; по взаимодействию Правительства Вологодской области и органов исполнительной власти Вологодской области по поддержке Вологодского казачьего округа на 2009-2011 годы; по организации совместных мероприятий исполнительных органов государственной власти Костромской области с отдельским казачьим обществом. данными планами предусмотрены меры по сохранению культурно-исторических традиций и обычаев казачества.

Комплексный подход к решению проблем казачества обеспечивают созданные в Забайкальском крае и Костромской области Советы по развитию казачьей культуры.

Вместе с тем, в ряде территорий недостаток бюджетных средств не позволяет предусматривать мероприятия по поддержке казачьей культуры в областных целевых программах. Данные мероприятия, как правило, осуществляются за счет собственных средств учреждений культуры. Отсутствуют программы развития по данному направлению в республиках: Башкортостан, Удмуртия, Коми, Красноярском, Приморском краях, Амурской, Калининградской, Калужской, Кировской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тверской, Тульской, Томской, Иркутской и Ульяновской областях.

По имеющимся данным, в связи с отсутствием или незначительным количеством компактных проживаний казачества, не принимаются меры государственной поддержки в Республике Алтай, Республике Марий Эл, Ненецком и Чукотском автономном округах, Архангельской, Белгородской, Курской, Тамбовской, Ярославской областях.

Одним из важных направлений развития казачьей культуры является изучение и популяризация культурных казачьих традиций. Главную роль в реализации данного направления играют образовательные учреждения сферы культуры, где в рамках спецкурсов и факультативов изучаются вопросы развития казачьей культуры.

Положительными примерами могут служить образовательные программы, реализуемые в образовательных учреждениях республик: Северная Осетия - Алания, Адыгея, Еврейской автономной области, Амурской, Краснодарском и Ставропольском краях, Оренбургской областях.

Так, в училище искусств им. В. Гергиева в г. Владикавказе учебной программой предусмотрено изучение культуры терских казаков. В Биробиджанском областном колледже культуры разработана программа факультатива по изучению культуры казачества. В Амурском областном училище изучается дисциплина «Казачья культура». В детской школе искусств г. Майкопа создано отделение декоративно- прикладного искусства по возрождению казачьих традиций по обжигу и лепке из глины, вышиванию и плетению из лозы.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывают содействие социально значимым инициативам казачества в сфере культуры. Помимо материальной помощи, выделяемой как по линии региональных целевых программ, так и разовой поддержки из бюджета субъекта Российской Федерации. В Ростовской области двум казачьим праздникам придан официальный статус областных праздников.

В Ростовской области, Краснодарском, Ставропольском краях, г. Москве и ряде других субъектах Российской Федерации существуют музеи казачества. В г. Новочеркасске Ростовской области и в г. Волгограде существуют уникальные казачьи театры.

Задачу духовного просвещения и популяризации казачьей культуры активно выполняют профессиональные музыкальные коллективы. В настоящее время в России осуществляют свою деятельность четыре известных Государственных ансамбля песни и танца:

- Кубанский казачий хор (г.Краснодар);

- Ансамбль песни и танца донских казаков (г. Ростов-на-Дону);

- Ансамбль «Ставрополье» (г.Ставрополь);

- «Казаки России» (г.Липецк).

Многочисленные казачьи профессиональные коллективы организованы при филармониях и муниципалитетах во многих областях России, среди них: «Казачья воля и «Казачий курень» (г.Волгоград), «Казачья застава» (г.Пенза) и др. Кроме того, казачьи песни и танцы содержатся в репертуаре многих профессиональных коллективов по всей территории России. Деятельностью по сохранению и поддержке казачьей культуры активно занимаются культурно-досуговые учреждения (дома культуры, сельские клубы) и библиотеки, расположенные в районах компактного проживания казаков.

Деятельность учреждений культуры по данному направлению предусматривает:

- организацию работы самодеятельных коллективов казачьей песни и танца (фольклорных, народной песни, ансамблей песни и пляски, народного танца);

- проведение фестивалей, конкурсов, праздников казачьей культуры;

- работу по развитию традиционных видов декоративно-прикладного искусства, взаимодействие с мастерами-умельцами, занимающимися традиционными казачьими народными ремеслами;

- организацию уголков, музеев традиционной народной культуры;

- проведение учебно-практических мероприятий (мастер-классов, творческих лабораторий), направленных на развитие традиционных жанров народного творчества и др.

Усилиями краеведческих музеев организуются экспозиции, выставки, уголки и мини-музеи традиционной казачьей культуры и быта, ведется изучение архивных документов.

Так, например, в Ростовском областном доме народного творчества функционирует Музей культуры народов дона, где помимо тематических и авторских выставок мастеров декоративно-прикладного искусства, регулярно проводятся мастер-классы и творческие лаборатории по различным направлениям декоративно-прикладного жанра, уроки народной культуры и праздники народного календаря. В г. Владикавказе действует музей истории Терского казачьего Войска, а в казачьих отделах Аланского республиканского казачьего округа действуют «Уголки казачьей славы». В Приморском крае функционируют четыре казачьих музея. В музейных экспозициях Национального музея Республики Башкортостан представлены материалы, посвященные башкирскому и башкирско-мещерякскому казачеству.

Мероприятия, которые организуют учреждения культуры, способствуют созданию условий для развития творческой инициативы казачьей молодежи, выявлению и поддержке одаренных детей в казачьей среде, воспитанию у детей и подростков любви к родному краю, его культуре, традициям и обычаям, раскрытию и реализации творческих способностей молодежи, созданию условий для популяризации казачьей культуры в обществе.

Важной задачей в вопросах популяризации казачьей культуры является информационное обеспечение населения о деятельности учреждений культуры и казачьих обществ. Местными и центральными каналами телевидения и радиовещания осуществляется информационное обеспечение праздников, поездок творческих казачьих делегаций в ближнее и дальнее зарубежье, проводов молодых казаков в ряды Вооруженных Сил, участия казаков в культурно-общественной жизни.

Так, в Ростовской области подготовлен цикл телепередач о мастерах - носителях традиционного культурного наследия, о традиционной прикладной культуре Дона, о фольклорных коллективах - носителях нематериального культурного наследия и различных культурных акциях в казачьих станицах. Ежегодно издается двенадцать номеров газеты «Донские Войсковые Ведомости» и четыре номера литературно-художественной газеты «Батюшка Дон».

В Иркутской области осуществляется ежемесячный выпуск «Иркутского казачьего вестника». В Республике Северная Осетия - Алания ежемесячно издается газета Терского Казачьего Войска «Казачий Терек», налажен выпуск газеты общественных казаков «Терский казак».

Подводя итоги, необходимо отметить, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры ведется разносторонняя и многоплановая работа по развитию самобытной казачьей культуры. В результате взаимодействия учреждений культуры, общественных объединений укрепляются связи поколений, возрождаются традиции, развиваются духовность и патриотическое сознание в обществе.

Вместе с тем существует ряд проблем по развитию самобытной казачьей культуры, среди которых:

- отсутствие в ряде регионов программ (планов) развития казачьей культуры, слабое взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и казачьих общественных объединений;

- незначительная информационная поддержка сохранения и развития культурных традиций российского казачества.

Только объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, институтов гражданского общества по реализации выше представленных основных направлений будут способствовать возрождению и развитию казачьей культуры, дальнейшей консолидации общества, укреплению общественной стабильности государства.

В 2010 году поручением Президента Российской Федерации от 17 июля 2010 г. № Пр-2089 было принято решение о рассмотрении возможности использования в действующих федеральных целевых программах, а также в разрабатываемых проектах федеральных целевых программ, культурно-исторических традиций казачества (далее - «казачий компонент») в том числе и в сфере образования.

И сейчас система образовательных учреждений использующих казачий компонент в учебно-воспитательном процессе завоевывает прочный авторитет, в особенности на территориях где действуют войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское», Волжское, Иркутское и Кубанское войсковые казачьи общества. Возрождение казачьих образовательных учреждений, существовавших в дореволюционной России, и создание новых, не случайно. Это не только поиск инновационных методик и реформирование системы образования в стране, но и необходимость, обусловленная новыми этапами развития казачьего движения в современных условиях.

Сегодня образование с учетом «казачьего компонента» является одним из перспективных образовательных направлений, обеспечивающих развитие системы духовно-нравственного и патриотического воспитания населения и, прежде всего, молодежи. В основе образования с учетом «казачьего компонента» лежит системное обеспечение единства обучения и воспитания, стремление к личностной самореализации через широкий пласт культуры казачества, сформированной на идеях патриотизма, Православия, беззаветного служения Отечеству и безукоризненного исполнения воинского долга.

Практика показала, что реализация «казачьего компонента» на территориях где действуют войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское», Волжское, Иркутское и Кубанское войсковые казачьи общества осуществляется через систему образовательных учреждений осуществляющих образовательный и воспитательный процесс с учетом «казачьего компонента» и выглядит следующим образом: изучение истории, традиций, обычаев, культуры начинается с детского сада, затем в общеобразовательной школе или казачьем кадетском корпусе, а потом может быть продолжено в профессиональном училище или в высшем учебном заведении.

Необходимо отметить, что возрождение образования с учетом «казачьего компонента» прогрессирует. Например, число казачьих кадетских корпусов по всей России уже приближается к дореволюционному показателю.

Сегодня стоит вопрос о том, чтобы развивать образование с учетом «казачьего компонента» как содержательное направление, а не только как изучение традиций. Речь о возрождении качества казачьего образования. В первую очередь это касается реальных профессиональных знаний, учитывающих историческое предназначение казачества к государственной службе, основанной на патриотизме и профессионализме. Комплексное образование, в котором соединяются изучение традиций и получение актуальных знаний и навыков, полезных на будущей службе Отечеству.

Казачье образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний и навыков по казачьей тематике, целенаправленного воспитания высоких духовных, морально-нравственных, служебно-деловых качеств, патриотического воспитания в сочетании с усиленной физической и военно-прикладной подготовкой, которые должны обеспечить готовность членов казачьих обществ к государственной и иной службе на различных поприщах.

Оптимальным способом решения поставленных задач является создание казачьих университетских комплексов. Подобные комплексы позволят реализовать процесс непрерывного образования: начиная работать с выпускниками начальных школ, в конечном итоге готовят их к служению Отечеству. Таким образом, будет обеспечена «историческая преемственность поколений, сохранение, трансляция и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.

Поскольку казачий компонент содержания общего образования может являться составной частью национально-регионального компонента образовательных учреждений, его конкретные цели и задачи могут быть определены в каждом казачьем регионе и соответствовать общей направленности целей и задач патриотического воспитания молодежи. При этом должна быть определена модель выпускника казачьего учебного заведения, его характеристика, набор качеств, нормы поведения.

Принципиально важно, чтобы возрождение и развитие высшего казачьего образования опиралось, с одной стороны, на запрос самих граждан, относящих себя к данной этнокультурной общности, с другой стороны, - на положения этнокультурной политики государства. Поэтому, принято решение о создании первого казачьего университетского комплекса в месте наибольшей концентрации казачьих средних образовательных учреждений. В государственный реестр казачьих обществ Российской федерации в настоящий момент внесено 11 казачьих обществ.

Ростовская область, наряду с Астраханской, Волгоградской областями и Республикой Калмыкией, входит в Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское» - самое многочисленное казачье общество, насчитывающее более 125 тысяч человек. Казачий университетский комплекс является следующим, важным, и может быть, основным этапом в процессе получения казачьего образования молодыми людьми, у которых есть желание получить комплексное высшее образование в совокупности со знаниями культуры, быта, уклада, традиций казачества.

На сегодняшний день на территории ВКО «Всевеликое войско Донское» и, в частности, Ростовской области, создана и функционирует целостная система казачьего образования.

Правовым основанием для формирования системы взаимодействия всех субъектов казачьего кадетского образования (образовательных учреждений, семьи, казачьих обществ, общественных организаций, учреждений культуры и спорта, религиозных организаций и др.), стал областной закон «О казачьем кадетском образовании в Ростовской области», который лег в основу разработки концептуальных основ казачьего образования на Дону.

В 2012 году постановлением Правительства Ростовской области утверждена концепция духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области с кадетским и казачьим компонентом. В целях сохранения и развития культурно-исторических традиций донского казачества и региональных особенностей Донского края постановлением Правительства Ростовской области утверждено Положение о присвоении статуса «казачье» образовательным учреждениям.

Единая концептуальная позиция в отношении содержания и организации казачьего кадетского образования на Дону обеспечивает:

- выработку единых требований к содержанию и организации казачьего образования в современных социальном и образовательном контекстах;

- решение задач гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи;

- возрождение ценностей и традиций донского казачества;

- преемственность и непрерывность образования казаков-кадет в соответствии с современными требованиями к качеству образования;

- эффективность взаимодействия органов власти, образовательных учреждений и казачьих обществ.

В соответствии с поручением Губернатора Ростовской области Голубева В.Ю. утвержден план-график расширения сети казачьих кадетских корпусов на территории Ростовской области на период до 2020 года. В целом, система казачьего образования только в Ростовской области охватывает более 28 000 учащихся.

С целью реализации идеи по созданию системы непрерывного казачьего образования Минобрнауки России приняло следующие решения:

- в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации кадетская школа-интернат «Морозовский
А.В. Суворова казачий кадетский корпус» реорганизован в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского» (далее – МГУТУ имени К.Г. Разумовского) в качестве обособленного структурного подразделения;

- кадетская школа «Второй Донской Императора Николая II казачий кадетский корпус» реорганизован в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» в качестве обособленного структурного подразделения.

Указанные корпуса функционируют в едином образовательном пространстве казачьих кадетских учреждений Ростовской области. Заключены договоры о сотрудничестве и партнерстве между университетами и Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области.

Созданная в казачьих кадетских учебных заведениях Ростовской и Волгоградской областей система военно-патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания позволяет успешно готовить кадетов к служению Отечеству на военном и гражданском поприще. Многие выпускники кадетских корпусов поступают для дальнейшего повышения образования в военные вузы. Согласно статистическим данным, более 95 процентов выпускников казачьих кадетских корпусов продолжают свое образование в престижных вузах страны. Из них ежегодно от 30 до 70 процентов становятся курсантами высших военных учебных заведений, около 30 процентов — студентами гражданских вузов. Но, поступление в военные вузы страны, как известно, приостановлено на ближайшие два-три года. Поэтому, очень важно своевременно переориентировать образовательный процесс. В отличие от Суворовских и Нахимовских военных училищ, в кадетских корпусах дается универсальное образование, позволяющее продолжить обучение и в гражданских вузах.

В этой связи Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, совместно с 14-ю вузами Ростовской области заключены договоры о сотрудничестве, в рамках которых выделяются места для целевого приема для лиц, рекомендованных казачьим обществом совместно с департаментом по казачеству.

Необходимо отметить и работу Кубанского войскового казачьего общества на протяжении многих лет развивающего систему казачьего образования и патриотического воспитания.

Данная система объединяет 1300 казачьих классов и школ, 6 кадетских казачьих корпусов, а также группы казачьей направленности в техникумах и вузах края. Сегодня в них обучается более 25 тысяч человек.

Учебный процесс в вышеуказанных образовательных учреждения осуществляется с более глубоким изучением истории и культуры России, родного края и кубанского казачества, его традиций и обычаев, основ православия. И дополнен большим количеством дисциплин военной и физической подготовки, в который казачьи виды спорта, включая борьбу и умение управлять лошадью.

Все программы и учебники с 1 по 11 класс по изучению истории и культуры, и даже плакаты разработаны ведущими учеными региона и одобрены Министерством образования. За каждым классом закреплен наставник из числа самых опытных и образованных казаков Кубанского войскового казачьего общества, которые каждый год проходят специальное обучение для работы с детьми. Молодые казаки и воспитанники много ездят на экскурсии по местам боевой славы и музеям страны. Обязательно «вживую» знакомятся с регалиями и реликвиями Кубанского казачьего войска, которые в течение 3-х лет частями возвращали на родную землю из Америки.

Как итог, Кубанское войсковое казачье общество ежегодно направляет для службы в Вооруженные Силы Российской Федерации около 1000 молодых казаков, которые служат с честью и достоинством находясь на хорошем счету командиров частей.

Особое внимание необходимо обратить на опыт работы по созданию системы непрерывного образования с использованием «казачьего компонента» накопленный в МГУТУ имени К.Г. Разумовского. В 2013 году в ростовский филиал указанного ВУЗа по целевому направлению были зачислены на обучение 21 выпускник казачьих кадетских корпусов и учреждений начального профессионального образования. Наиболее востребованными являются специальности «Экономическое управление» и «Технологии продуктов питания и потребительский рынок». Привлекая казаков Дона на учебу, помогая казачьим территориям в составлении бизнес-планов, создавая малые инновационные предприятия между вузом, студентами и работодателями, данный университет активно претворяет в жизнь президентскую программу поддержки казачьих территорий.

Внедрение «казачьего компонента» в образовательный процесс ВУЗа, способствует сформированию у студентов менталитета высоконравственного, интеллектуально и физически развитого человека, любящего свой край, знающего историю и традиции своего народа, способного к жизнетворчеству и созиданию.

В МГУТУ имени К.Г. Разумовского проведена работа по подготовке соответствующих учебных программ и курсов. Осуществлен подбор преподавателей, организован выпуск необходимых учебно-методических пособий, заключен договор с войсковым казачьим обществом «Всевеликое войско Донское» о сотрудничестве и подготовке специалистов.

Кроме того МГУТУ имени К.Г. Разумовского проведено несколько крупных профориентационных мероприятий в казачьих кадетских образовательных учреждениях и среди членов казачьих обществ. Это позволило принять к нам для обучения по целевой бюджетной программе 20 казаков на дневное отделение и 55 казаков – на заочное отделение, по индивидуальным договорам у нас учится еще 167 казаков.

На базе МГУТУ имени К.Г. Разумовского Центр по исследованию современного положения и перспектив развития российского казачества, который направлен на исследование истории, роли и места казачества в экономической, политической, социальной и культурной жизни современной России, определение перспектив его дальнейшего развития, оказание помощи образовательным учреждениям реализующим «казачий компонент» (казачьим классам, лицеям, кадетским корпусам, профессиональным училищам и др.) в разработке учебно-методических комплексов, рабочих программ, дидактических заданий, электронных библиотек, ведение профессиональной подготовки и повышения квалификации преподавателей казачьих учебных заведений и служащих управленческих структур войсковых казачьих обществ.

Экономической составляющей деятельности Центра является проведение научного обоснования и определение направлений практической деятельности по экономическому и социальному развитию казачьих территорий. Разработан пилотный проект по разработке экономического и социального развития казачьей станицы.

Сегодня МГУТУ имени К.Г. Разумовского является одним из основных элементов создаваемой системы непрерывного казачьего образования. Уже разработана и предоставлена на согласование в Министерство образования и науки Российской Федерации модель Концепции непрерывного образования казаков России и Программа развития непрерывного образования казачества России на 2011-2015 гг.

 

 


[1] Мохов А. Е. Казачество и Российское государство. М., 2011. С. 143 – 144.

[2] Глущенко В. В. Казачество Евразии. М., 2006. С. 275.

[3] Мохов А. Е. Казачество и Российское государство. М., 2011. С. 289.

[4] Мохов А. Е. Казачество и Российское государство. М., 2011. С. 254.

[5] Мохов А. Е. Казачество и Российское государство М., 2011. С. 164 – 165.

[6] Глущенко В. В. Казачество Евразии. М., 2006. С. 143 – 144.

[7] Мохов А. Е. Казачество и Российское государство. М., 2011. С. 45-46.

[8] Мохов А. Е. Казачество и Российское государство. М., 2011. С. 87 – 88.

[9] Мохов А. Е. Казачество и Российское государство. М., 2011. С. 65.

[10] Таболина Т.В. Возрождение казачества: 1989-1994. М., 1994. С. 341.

[11] Келин Н.А. Казачья исповедь. М., 1996.

[12] Возрождение казачества: надежды и опасения. М., 1998.

[13] Масалов А.Г. Современное казачество на охране региональной безопасности и общественного порядка. Ставрополь, 2001. С. 34.

[14] Таболина Т.В. Изучение казачества. Тенденции и перспективы. М., 2000. С. 66.

[15] Государственное становление казачества (1996-1998 гг.). Информационный бюллетень Главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации № 3. М., 1998.

[16] Орлята России. Из истории кадетских корпусов. М., 1998. С. 199.

[17] Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПБ, 1998. С. 13.

[18] Таболина Т.В. Казачество: формирование правового поля. М., 2001. т.2. С.9.

[19] Левченко В. Беседы с Кубанцами. М., 2002. С.49.

[20] Агафонов О. В. Казачьи войска России во втором тысячелетии. Киров, 2002. С.90.

[21] Сергеев В. Н. Движение за возрождение казачества. Ростов-на-Дону, 1994.

[22] Корниенко Б.С. Правый Дон: казаки и идеология национализма (1909-1914). – СПб.- Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2013 С. 196

[23] Холмский С.А. Выборы в казачестве// Голос казачества. 19 сентября 1912 г. № 47

[24] Краснов П.Н. Казачья самостийность. – Берлин. – Двухглавый орел, 1922. С. 1-9

[25] Бредихин А.В. Роль казачества в формировании элит Северного Кавказа //Кавказ: трансформация лидерства и политических элит, Изд-во Варшавского ун-та, 2012

[26] Бредихин А.В, Донская казачья элита: формирование и специфика» //Кавказ: трансформация лидерства и политических элит, Изд-во Варшавского ун-та, 2014

[27] Салошенко В.Н. Председатели и губернаторы. Взаимосвязь времен. - Краснодар, 2002 – С. 82

[28] Там же. С. 83

[29] Конституция «Донской Казачьей Республики». Статья 1. – [Электронный источник] – Режим доступа: https://donrepublic.kzforum.info/t383-topic

Прокурор области вынес предупреждение организации Донской Казачьей Республики о недопустимости осуществления экстремистской деятельности// Прокуратура Ростовской области – [Электронный источник] – Режим доступа: https://www.prokuror-rostov.ru/news/4481.html

[31] Коваленко А. Казачество плюс сепаратизм равно…// Евразия – [Электронный источник] – Режим доступа: https://evrazia.org/article/1397

[32] Бондаренко М. Национальный кулак донских атаманов// Независимая газета – [Электронный источник] – Режим доступа: https://www.ng.ru/regions/2011-02-21/1_kazaki.html

[33] Протокол Схода-конференции атаманов Казачьего Народа юга России – [Электронный источник] – Режим доступа: https://donrepublic.kzforum.info/t357-topic

[34] Росляков И. Как применить силу казаков в пользу Отечества// Кавказская политика – [Электронный источник] – Режим доступа: https://kavpolit.com/kak-primenit-silu-kazakov-v-polzu-otechestva/

[35] Вольф Р. Смогут ли казаки стать серьезной политической силой? // «Ставропольский Репортер», №5 (163) от 5 февраля 2013г.

[36] Росляков И. Как применить силу казаков в пользу Отечества// Кавказская политика – [Электронный источник] – Режим доступа: https://kavpolit.com/kak-primenit-silu-kazakov-v-polzu-otechestva/

[37] livejournal.com – социальная сеть блогеров, «Живой Журнал»

[38] Goble P. Cossack Separatism Again on the Rise // Jamstown Foundation – [Электронныйисточник] – Режимдоступа: https://www.jamestown.org/single/? no_cache=1& tx_ttnews%5Btt_news%5D=40983& tx_ttnews%5BbackPid%5D=7& cHash=44faa8d95d265ec04d6a04246e3341e0#.UhDh6WLt9If






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.