Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное положение казачества






СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ КАЗАЧЕСТВО

 

В 90-е годы XX века начинается период возрождения российского казачества, который продолжается и в настоящее время. Основными задачами в этой сфере являются формирование правового, социально-экономического и политического статуса современного казачества с учетом исторических традиций и современного положения России. Решение этих задач сопряжено с целым рядом проблем, остро проявившихся в последние двадцать лет.

Создание казачьего реестра в середине 1990-х годов стало одной из попыток оформления правового статуса казачества, но в то же время имело ряд противоречий. Государственный реестр был введен Указом Президента РФ от 9 августа 1995 года «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». В нем были обещаны экономические и иные выгоды казачьим обществам, взявшим на себя обязательства по несению государственной службы. Это начинание высшей исполнительной власти государства официально имело своей целью привлечение членов казачьих организаций к различной государственной службе, в ходе чего планировалось отделить крупные казачьи общества, желающие нести службу государству, от более мелких разнохарактерных казачьих организаций[1].

Но в реальной жизни получилось иначе, и подразделение казачьих организаций на «реестровые» и «нереестровые» пошло по другой линии раздела.

Изначально многие казачьи организации от внесения в реестр оттолкнули сами понятия «реестр» и «реестровые казаки», которые ассоциировались у них с аналогичными категориями, существовавшими в Речи Посполитой в XVI-ХVII веках.

Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации изначально предполагал установление единой иерархической вертикали в казачьем движении. В частности, включение в государственный реестр в качестве преемника каждого дореволюционного казачьего войска только одной из казачьих организаций, претендующих на это, или формирование таковой организации заново. При этом не был учтен тот факт, что в современных условиях другие казачьи организации, стремящиеся занять ту же нишу, с введением реестра не могли и не хотели самоустраниться. Существование на одних и тех же территориях аналогичных казачьих организаций, претендующих на узаконенный статус, не могло не привести к обострению соперничества между ними, что, в свою очередь, не способствовало укреплению единства казаков.

Кроме того, в современных казачьих организациях выборная система еще далеко не отлажена, а исторические демократические принципы пока в достаточной степени не восстановились, поэтому переход казаков из одной организации в другую действует в данный период существования казачества как своеобразная альтернатива смены руководства организаций. В свете всего этого в современных условиях более приемлемой формой объединения и взаимодействия казачьих организаций могло бы быть создание казачьих объединений, управляемых советами атаманов, советами старейшин и другими руководящими структурами. В настоящее время понимание необходимости таких форм объединения у большинства лидеров казачьего движения есть, но пока еще сильно мешает деление на «реестровых» и «нереестровых».

Создатели государственного реестра игнорировали тот факт, что казачьи организации различны по своей деятельности и направленности. Они могут быть общественно-политическими организациями, земляческими обществами, культурными организациями и фондами, клубами по интересам, фольклорными коллективами, сельскохозяйственными объединениями. Между ними невозможно выстроить жесткую властную вертикаль, но можно создать эффективные координационные структуры, которые со временем имеют хорошие перспективы приобрести необходимый в казачьей среде властный авторитет для решения общих вопросов и выработки стратегии развития казачества[2].

Таким образом, введение казачьего реестра еще более раздробило многочисленное казачье движение, как на местном, так и на федеральном уровне.

Не избежали раскола и структурные звенья наиболее старой и разветвленной общественной организации – Союза казаков России. На региональном уровне из нее выделились реестровые общества, поддерживаемые федеральными властными структурами, и «нереестровые» общественные организации, которые, оказавшись де-факто в положении изгоев, не нашли взаимопонимания с властями.

Единственным на сегодняшний день положительным моментом от введения государственного реестра казачьих организаций стала определенная легитимизация и признание на государственном уровне хотя бы части российского казачества, начало становления казачества в качестве субъекта внутренней государственной политики.

Казачьи общественные организации и реестровые войсковые общества – это на данный момент две основные формы развития российского казачества в рамках современного единого правового поля. Оттого, насколько они смогут преодолеть искусственно возникшие противоречия в отношении друг друга, зависит успех развития всего российского казачества в целом и степень его положительного влияния на ситуацию в стране.

Сведения о нынешнем социальном составе участников казачьего движения России дают основание условно подразделить его на четыре группы.

К первой группе относятся лица, вступившие в казачью организацию по идейным убеждениям, приверженцы традиционного казачьего уклада, образа жизни и традиций. Прежде всего, это представители казачьей интеллигенции, научные работники, кадровые военные, квалифицированные рабочие и крестьяне. Данная социальная прослойка имеет наиболее высокий интеллектуальный уровень, но является относительно небольшой по численности.

Ко второй группе относятся лица, влившиеся в движение на волне наблюдающегося интереса к истории и традициям казачества. Их участие в деятельности казачьих организаций носит эпизодический характер и зависит, прежде всего, от эмоционального фактора и складывающейся обстановки. К этой наиболее многочисленной группе можно отнести большинство представителей как сельского, так и городского населения казачьих регионов, а также недавних выходцев из станиц и хуторов, проживающих в крупных городах.

К третьей группе можно отнести людей, которые занимаются коммерческими операциями и стремятся использовать свое членство в казачьих структурах для получения определенных имущественных, финансовых и налоговых льгот. В настоящее время, некоторые из этих предпринимателей, реализовав свои личные интересы, стремятся отойти от деятельности казачьих организаций, чтобы уклониться от их финансирования.

Четвертая группа является основным носителем радикальных тенденций в казачестве. К ней относятся лица, имевшие в прошлом конфликты с законодательством, многочисленные беженцы и другие социально неустроенные лица[3].

Анализ ситуации в среде российского казачества позволяет выделить и ряд других проблем.

Серьезной проблемой стало то, что территории целого ряда традиционных казачьих войсковых обществ или часть их земель после распада СССР оказались за границами. Казачество, разделенное границами возникших на постсоветском пространстве новых государств, испытало на себе все негативные последствия стремительного распада СССР. Казаки, оказавшиеся на территориях вновь образованных государств, в полной мере ощутили на себе крушение традиционных социальных, культурных и производственных связей, испытали пресс со стороны различных экстремистских организаций. Многие казаки были вынуждены покинуть родные места и выехать на территорию Российской Федерации.

Многие районы компактного проживания казаков оказались в зонах межэтнических конфликтов (чеченского, осетино-ингушского), межклановых противоречий (в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии). Если прежде, в дореволюционной истории России казачьи войска выступали в наиболее конфликтных районах Кавказа и Средней Азии в качестве сдерживающих барьеров, предотвращавших межнациональные столкновения, то в настоящее время ситуация кардинально изменилась, казаки оказались там в роли нежелательного элемента.

Сегодня многие представители казачества полагают, что только принятие всеобъемлющего федерального закона «О казачестве» поможет им преодолеть трудности периода восстановления. В конце 1997 года такой закон был принят Государственной Думой, но впоследствии был отклонен Советом Федерации, и до настоящего времени попыток его доработки и постановки на обсуждение Государственной Думой в новой редакции не предпринималось.

Необходимость принятия полноценного закона о казачестве признавал и бывший начальник Управления Администрации Президента России по вопросам казачества П. С. Дейнекин. Он констатировал, что российские чиновники зачастую прикрываются тем, что у нас нет закона о казачестве, а существующие указы Президента России являются лишь подзаконными актами. Очевидно, для того, чтобы означенный закон был принят и заработал, в сложившейся ситуации нет другого пути, кроме как нахождения приемлемого компромисса между органами государственной власти и ведущими казачьими организациями в вопросах согласования своих позиций в отношении данного закона.

Для стимулирования деятельности казачьего движения в полезном для общества и государства направлении необходимо принять соответствующую программу, которая бы подкрепила материальную основу развития российского казачества. По сведениям П. С. Дейнекина, федеральная целевая программа государственной поддержки казачьих обществ была подписана Председателем Правительства Российской Федерации 21 июля 1999 года. Однако Минфин и Минэкономики России нарушили тогда прямые указания премьер-министра и не включили в федеральный бюджет финансирование мероприятий этой программы.

Современное казачество в массе своей не претендует на особые привилегии, однако казаки являются частью российского общества, населяющей в высшей степени конфликтоопасные приграничные территории государства. Осуществление программы государственной поддержки казачества – это необходимая финансовая помощь своим гражданам, проживающим на самых проблемных, но вместе с тем стратегически важных территориях государства.

Немаловажно также, что большинство участников казачьего движения готовы оказывать всестороннюю помощь органам власти в поддержании общественного порядка, общественной безопасности и гражданского мира.

В сложившейся ситуации определенную поддержку казачьему движению оказывают органы власти ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Однако в полном объеме решить вопрос финансовой помощи процессу возрождения казачества и включения движения в структуру российского государства и общества эти локальные действия не могут.

В настоящее время казачество России достаточно компактно проживает в Краснодарском, Ставропольском, Алтайском, Красноярском, Забайкальском, Хабаровском, Приморском краях; Ростовской, Волгоградской, Астраханской, Оренбургской, Челябинской, Курганской, Тюменской, Омской, Томской, Новосибирской, Кемеровской, Иркутской, Амурской областях; в ряде республик Северного Кавказа, в Калмыкии, Хакасии, Бурятии и Якутии. Кроме того, достаточно большое количество казаков компактно проживает в Казахстане и Украине.

На настоящее время в государственный реестр внесено 11 войсковых казачьих обществ, идет процесс создания Крымского войскового казачьего общества. В числе войсковых значатся Всевеликое войско Донское, Волжское, Енисейское, Забайкальское, Иркутское, Кубанское, Оренбургское, Сибирское, Терское, Уссурийское и Центральное. Войсковые казачьи общества за прошедшие годы пополнились казаками Республики Калмыкия (в составе войска Донского), Кабардино-Балкарской республики (в составе Терского войскового казачьего общества) и представителями других общественных объединений казачества[4]. Идет активный процесс объединения казаков в Северо-Западном федеральном округе на базе Отдельного Северо-Западного окружного казачьего общества. Три общественные казачьи организации функционируют на общероссийском уровне: Союз казаков России (создан в июне 1990 года, официально зарегистрирован в марте 1992 года), Союз казачьих войск России и Зарубежья (создан в июле 1991 года, зарегистрирован в октябре 1991 года) и Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья (создан в августе 2014 года, зарегистрирован в декабре 2014 года). Таким образом, казачьи объединения действуют во всех крупных городах нашей страны, а в местах традиционного расселения казачества – практически во всех городах, станицах, поселках и хуторах.

Общая численность реестрового казачества составляет 454 436 человек.

Обязательства по несению госслужбы взяли 151 270 человек.

На военной службе находятся 5689 человек.

На государственной гражданской службе 3946 человек.

На охране общественного порядка 5343 человек.

Крупнейшей организацией общественных казачьих объединений выступает «Союз казаков России». Атаман, казачий полковник Павел Задорожный.

Реестровое казачество состоит из 11 войсковых казачьих организаций, чье расположение на территории Российской Федерации определено Федеральным законом Российской Федерации от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское». Атаман – казачий полковник Гончаров Виктор Георгиевич. Действует на территории Республики Калмыкия, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей.

Кубанское войсковое казачье общество. Атаман КВКО – казачий генерал Долуда Николай Александрович. Действует на территории Республики Адыгея, Карачаево-Черкесской Республики и Краснодарского края.

Терское войсковое казачье общество. Атаман ТВКО – казачий полковник Журавский Александр Вячеславович. Действует на территории: Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северная Осетия – Алания, Чеченской Республике и Ставропольском крае.

Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско». Атаман – казачий генерал Миронов Иван Кузьмич. Действует на территории Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областей и в городе Москве.

Волжское войсковое казачье общество. Атаман ВВКО – казачий полковник Иванов Юрий Евгеньевич. Действует на территории: Республик Чувашия, Удмуртия, Татарстан и Мордовия, Пермского края, Самарской, Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Вологодской, Кировской и Нижегородской областей.

Оренбургское войсковое казачье общество. Атаман ОВКО – генерал-лейтенант внутренних войск, казачий генерал Романов Владимир Иванович. Действует на территории: Оренбургской, Челябинской, Свердловской и Курганской областей.

Сибирское войсковое казачье общество. Атаман СВКО – казачий генерал Привалов Геннадий Николаевич. Действует на территории Республики Алтай, Алтайском крае, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

Енисейское войсковое казачье общество. Атаман ЕВКО – казачий полковник Артамонов Павел Петрович. Действует на территории: Республики Хакасия, Республики Тыва, Красноярского края.

Забайкальское войсковое казачье общество. Атаман ЗВКО – казачий полковник Чупин Геннадий Петрович. Действует на территории: Забайкальского края и Республики Бурятия.

Иркутское войсковое казачье общество. Атаман ИВКО – казачий генерал Шахов Николай Иванович. Действует на территории Иркутской области.

Уссурийское войсковое казачье общество. Атаман УВКО – казачий генерал Мельников Олег Анатольевич. Действует на территории республики Саха (Якутия), Камчатском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской, Магаданской, Сахалинской областях и Еврейской автономной области.

5 декабря 2005 года был принят Федеральный закон «О государственной службе российского казачества», предложенный Президентом РФ. Несомненно, это очень важный для казачества закон, который может ускорить юридическую нормализацию вопроса. Главное, что предписано данным законом, – это то, что казаки в установленном порядке принимают на себя обязательства «по несению государственной и иной службы».

Однако большая часть казачьих руководителей не поняла, что этот закон не прямого действия, а рамочный. Он только определяет основные направления, на основе которых будут вырабатываться и приниматься последующие подзаконные акты.

В настоящее время казаки несут пока в основном военную и частично правоохранительную службу, но должны нести в целом государственную службу, в которую включаются три вида: гражданская, военная и служба в правоохранительных органах (ст. 5).

Гражданская служба потребует от казаков дополнительных усилий. Казакам необходимо будет получить высшее или среднее специальное образование, чтобы работать в государственных органах. Военная и правоохранительная службы также потребуют подобной подготовки, чтобы управлять механизированными, железнодорожными, воздушными, космическими и прочими войсками. Кроме государственной, казакам вменяется еще и «иная» служба, которая пока ограничивается негосударственной муниципальной службой.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной службе российского казачества» российские казаки характеризуются как граждане Российской Федерации, объединенные в казачьи общества, имеющие некоммерческий характер и взявшие на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Они привлекаются к несению службы при условии, что эти общества внесены в государственный реестр.

Среди казачьих обществ имеются хуторские, станичные, городские, районные, окружные и войсковые. Хуторские, станичные, городские казачьи общества – это первичные объединения граждан и членов их семей, жителей одного или нескольких сельских поселений, внесенных в государственный реестр казачьих обществ. Районное казачье общество создается путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ. Окружные казачьи общества формируются путем объединения районных казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных. Наконец, войсковые казачьи общества создаются на базе объединения окружных казачьих обществ и осуществляют свою деятельность на территории двух или более субъектов Федерации, либо па территории одного субъекта РФ, который образован и результате объединения двух и более субъектов РФ.

В законе оговорено, что хуторские, станичные, городские, районные, окружные и войсковые казачьи общества создаются с фиксированной численностью членов казачьих обществ, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Соответственно, российское казачество может привлекаться к несению муниципальной службы в соответствии с Федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации. При этом казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению муниципальной службы, должно быть внесено в государственный реестр казачьих обществ.

Работу по взятию на себя обязательств несения государственной и иной службы членами хуторских, станичных, городских, районных, окружных казачьих обществ, объединенных в войсковые казачьи общества, организуют атаманы войсковых казачьих обществ. Атаманов утверждает Президент РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами.

Ведение государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ. Именно данный орган рассматривает документы, представленные казачьим обществом, принимает решение и выдает свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр. Однако, согласно п. 5 ст. 6 при нарушении данного закона казачье общество может быть исключено из государственного реестра[5].

Функции, отводимые российскому казачеству значительны. Среди них, прежде всего, оказание содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организация военно-патриотического воспитания призывников, их подготовка к военной службе и вневойсковая подготовка во время пребывания в запасе. Казаки должны участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, последствий стихийных бедствий, гражданской и территориальной обороне, а также в природоохранных мероприятиях. Российское казачество принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране государственной границы Российской Федерации и борьбе с терроризмом.

Члены казачьих обществ, помимо государственной и муниципальной службы, могут привлекаться к иным видам службы и, в частности, к охране объектов животного мира, лесов, культурного наследия, а также имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Казачество осуществляет данную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти или их территориальными органами, региональными органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований.

В договорах (соглашениях) определяются условия и порядок привлечения членов казачьих обществ к содействию по осуществлении полномочий указанных органов, порядок финансирования, сроки действия, основание и порядок их досрочного расторжения, а также иные условия, связанные с исполнением оговоренных положений. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований должны осуществлять контроль над соблюдением условий договоров (соглашений) с казачьими обществами.

Договор (соглашение) с казачьим обществом подписывает руководитель федерального органа исполнительной власти или руководитель его территориального органа, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), глава муниципального образования или глава местной администрации, либо уполномоченное ими должностное лицо и уполномоченный представитель казачьего общества. Порядок заключения договоров (соглашений) с казачьими обществами устанавливает Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального образования в соответствии с положением о порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы, утверждаемым Президентом Российской Федерации[6].

Несомненно, данный закон послужит делу объединения казаков в единую социальную общность, способную решать актуальные проблемы современной России. Как в каждом живом деле, в казачьем движении неизбежны конкурентные ситуации, противоречия роста, приток конъюнктурщиков. По-прежнему продолжится борьба за сферы влияния, экономические ниши и выбор пути дальнейшего развития. В силу этого, без координации деятельности различных казачьих организаций, отстаивания горизонтальных и вертикальных связей на огромном пространстве не обойтись.

Уже говорилось, что традиционной функцией казачества в Российском государстве было несение охранно-воинской службы. Это считалось частью повседневной жизни казака, подчиняло себе ряд других сфер жизнедеятельности. Естественно, государство ценило столь необходимую службу, давало за нее ряд льгот и войскам в целом, и каждой семье в отдельности.

Что касается современного казачества, то, не имея всех вышеназванных признаков, в предлагаемых проектах и принятых нормативных актах делается попытка закрепить за казачьими обществами ряд прав, в том числе экономических льгот, например, положение о порядке формирования целевого земельного фонда, при практически полной неготовности нести обязанности, которые несли дореволюционные казачьи формирования.

Видимо, было бы правильнее не искать в настоящее время способы придумать и закрепить за казачьими обществами эти особые права. На первое место надо поставить потребности российского государства, вытекающие из современной социально-экономической ситуации, и попытаться сблизить желаемые возможности казачьих обществ с общегосударственными интересами, и только через реализацию этих интересов найти свое казачьих обществ в современном обществе.

Российское казачество – огромная социальная сила, но пока она крайне неорганизованна. Искусственный раздел казаков на реестровых и нереестровых привел к тому, что в России появилось более 600 неуправляемых казачьих организаций, которые делают, что хотят их атаманы. Причем рядовые казаки не видят причин этого разделения. Дело, естественно, в их руководителях, которые в большинстве случаев не способны идти на компромиссы и объединение.

Традиционно казачество, помимо службы царю и отечеству, занималось сельским хозяйством. Поэтому сейчас необходима работа по совершенствованию и развитию экономики казачьих обществ. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. На их базе надо создавать казачьи предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, торговые дома, охранные структуры в городах и деревнях, а также экологические службы. Только на хорошей экономической базе казачьи общества способны развиваться динамично. Требует разрешения на государственном уровне проблема предоставления льготных кредитов для казачьих сельхозпредприятий, которые по статусу нужно приравнять к сельским товаропроизводителям.

Целесообразно продолжить совершенствование системы патриотического и нравственного воспитания казачьей молодежи, значительно увеличить число военно-патриотических центров, клубов, воскресных школ, оздоровительных и спортивных лагерей, а также секций. Важно улучшать и развивать сеть казачьих учебных заведений, увеличивать количество казачьих кадетских корпусов и лицеев.

Следовательно, казачество должно в перспективе должно стать новым социальным «сословием», отличительной особенностью которого будет служение государству и обществу в различных формах: гражданской, военной, правоохранительной и муниципальной.

Работа в этом направлении провидится. Казачьи общества активно участвуют в охране государственной, муниципальной и личной собственности граждан. Охранные подразделения, созданные с их участием, выигрывают конкурсы и берут под охрану объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности населения: школы, медицинские учреждения, железнодорожные объекты. Только в Сибирском войсковом казачьем обществе создано 20 охранных подразделений, осуществляющих охрану 85 объектов государственной, муниципальной и личной собственности граждан на территории Сибирского федерального округа[7].

В августе 2007 года Министр регионального развития Российской Федерации утвердил целевую ведомственную аналитическую программу «Становление и развитие государственной службы российского казачества в 2008 - 2010 годах», целью которой является совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по содействию становлению и развитию государственной службы российского казачества.

Кроме того, Федеральным законом от 24 июля 2007 года «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусмотрены значительные финансовые средства на реализацию национальных проектов и федеральных целевых программ. По самым скромным подсчетам казачество может участвовать в реализации четырнадцати программ, таких как «Социальное развитие села до 2010 года», «Юг России (2008 – 2012 годы)», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы», «Развитие образования на 2006 – 2010 годы», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Формирование перечня мероприятий той или иной федеральной целевой программы осуществляется за счет предложений, поступающих от региональных органов исполнительной власти. Поэтому казакам надо идти во власть и добиваться участия в реализации этих программ.

В июле 2008 года Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подписал «Концепцию государственной политики в отношении российского казачества». В ней обозначены приоритеты на ближайшее время и на перспективу. Среди главных числятся такие задачи, как привлечение казаков на государственную службу в военные и правоохранительные органы, для обеспечения экологической и пожарной безопасности, развития агропромышленного комплекса в местах компактного проживания казачества, а также для военно-патриотического воспитания молодежи. Помимо этого, одна из целей данной концепции – сохранение образа жизни, традиций и духовных ценностей казачества.

Чтобы воплотить все эти задачи в жизнь, Президент поручил создать структуру, работа которой строилась на принципах казачьей демократии, чтобы все вопросы решались на «казачьем кругу». Для этих целей в начале 2009 года был создан Совет при Президенте РФ по делам казачества, являющийся совещательным и консультативным общественным органом, поскольку все его решения принимаются на основе голосования и исполнению подлежат только те, что приняты большинством голосов[8].

В состав совета вошли все казачьи атаманы как «реестровые», так и «общественные», объединенные в Союз казаков России. В совете также работают представители 13 министерств и ведомств на уровне заместителей министров, которые возглавили так называемые профильные комиссии (например, по развитию экономической базы казачьих обществ, но привлечению казаков к реализации национальных проектов, государственных целевых программ, взаимодействию органов власти с казачьими обществами и т.д.). Заместителями глав комиссий стали атаманы. В восьми федеральных округах России также созданы окружные комиссии и 80 рабочих групп в субъектах Федерации, где компактно проживает казачье население. Это дает возможность казачьим атаманам решать насущные проблемы казачества абсолютно во всех государственных структурах.

Еще один вопрос, на который обратил внимание Президент, – казачьи кадетские корпуса, где учатся свыше 40 тысяч воспитанников. По его мнению, следует расширить число таких учебных заведений. Например, создать их в каждом Федеральном округе. Он также утвердил положение о переходящем знамени, которое будет ежегодно вручаться лучшему кадетскому корпусу, и дипломы трех степеней с денежными премиями: за 1-е место – 3 млн. рублей, за 2-е место – 2 млн. рублей, за 3-е место – 1 млн. рублей. В этой ситуации казаки, в свою очередь, вышли с инициативой о создании специальных казачьих ремесленных училищ и женских гимназий.

Следовательно, казачество в нынешнем его состоянии пока еще не стало военно-служивой прослойкой. Однако его руководство делает все для того, чтобы данная общность приобрела социальную значимость. К сожалению, некоторые казачьи атаманы больше заняты своим политико-экономическим статусом и меньше всего пекутся о рядовой казачьей массе. Однако для того, чтобы стать на деле охранно-воинской службой, российскому казачеству следует исходить из тех задач, которые актуальны для современной России.

В феврале 2010 года Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подписал четыре указа, регулирующие жизнь и государственную службу российского казачества. Они ставят точку на той странице недавней истории, когда казаков считали самозванцами и «ряжеными». И дело здесь не только во внешнем эффекте. Войсковые знамена, гербы, форма, звания, знаки различия и удостоверения позволят четко определить количество казаков, провести своеобразную штатную инвентаризацию. Свои чины и должности казаки получат вполне законно, а не по собственному капризу.

Удостоверение казака является основным документом, подтверждающим членство в казачьем обществе, внесенном в государственный реестр, а также чин и занимаемую должность в данном обществе. Оно выдается сроком на 5 лет с продлением на последующие пятилетние периоды. В нем будет фиксироваться служебная карьера казака.

В казачьих войсках устанавливаются следующие чины членов казачьих обществ:

· нижние чины – казак, приказной, младший урядник, урядник, старший урядник;

· младшие чины – младший вахмистр, вахмистр, старший вахмистр;

· старшие чины – подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул;

· главные чины – есаул, войсковой старшина, казачий полковник;

· высший чин – казачий генерал.

Порядок присвоения чинов членам казачьих обществ определяется сроком выслуги и историческими традициями:

· высший чин присваивает Президент Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами;

· главные - в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации;

· старшие и младшие – атаман войскового казачьего общества по представлению атамана окружного казачьего общества;

· нижние – атаман окружного казачьего общества по представлению атамана районного, городского, станичного или хуторского казачьего общества.

Для присвоения очередного чина члену казачьего общества устанавливаются определенные сроки выслуги (от 6 месяцев – для нижних чинов и до 4 лет – для казачьего полковника). Определено, что данные чины относятся к специальным званиям и не являются классными чинами государственной гражданской службы или муниципальной службы.

Названные чины соответствуют следующим должностям в казачьем обществе:

· атаман хуторского казачьего общества – до сотника (включительно);

· атаман станичного, городского казачьего общества – до есаула (включительно);

· атаман районного казачьего общества – до войскового старшины (включительно);

· атаман окружного казачьего общества – до казачьего полковника (включительно);

· атаман войскового казачьего общества - до казачьего генерала (включительно)[9].

На основе президентских указов казаки получат новую современную форму, из них будут формироваться не только добровольные дружины по охране общественного порядка и защите рек и лесов от браконьеров, но и полноценные боевые части. Важно отметить, что знамена, гербы, нашивки были разработаны в президентском геральдическом Совете. При этом были учтены все исторические традиции и особенности каждого казачьего войска. Что важно, новые регалии, обмундирование и экипировка будут финансироваться за счет самих казаков и их обществ, изъявивших желание быть в реестровом войске.

Воинской и государственной службе уделяется большое внимание в работе Совета при Президенте РФ по делам казачества, который возглавляет заместитель руководителя администрации президента А. Беглов. В 2010 году на февральском заседании Совета в него вошли министр обороны А. Сердюков и начальник Генерального штаба Н. Макаров, который возглавил новую комиссию по вопросам взаимодействия казачества и министерства обороны.

Руководство страны надеется, что в недалеком будущем будет реализована идея казачьих частей в составе российской армии. Это означает, что в эти воинские части станут набирать призывников, а со временем – и офицеров из какого-то одного казачьего войска. Воспитываться эти лица будут в лучших казачьих воинских традициях. Уже в 2008 году была издана соответствующая директива Генштаба с перечислением воинских частей и соединений, которые могут в полном смысле стать казачьими.

В последние годы внимание российской власти к казачеству усиливается. Казачества постепенно включается в социально-правовую структуру Российского государства, что представляется актуальным на данном этапе.

В условиях жесткой конкуренции России необходимо отстоять подобающее ей место в мировом сообществе, использовать все имеющиеся ресурсы, чтобы обеспечить безопасность общества и государства и создать условия для их устойчивого и поступательного развития. Полноценное возрождение казачества в новой России позволит обрести ей мощный стержень для становления государственности. В настоящее время казачество может стать одним из важных системообразующих элементов российского социума, который будет способствовать развитию и укреплению страны.

Для этого нужно четко определить ориентиры государственной политики в отношении казачества. Было бы огромной ошибкой следовать по пути «бюрократизации» живого казачьего движения, превращения казачьих организаций в своеобразные «чиновничьи структуры», а казачества – в некое квазисословие. С другой стороны, было бы ошибкой делать ставку на развитие казачества как обособленной общности, что может лишь усугубить процесс разобщения российского общества.

Взвешенный подход в построении взаимоотношений органов российского государства с казачеством, напротив, может усилить Россию, от чего в свою очередь выиграет и казачество. Казачество, прежде всего на российском юге, является реальной силой, которая может эффективно отстаивать российские геополитические интересы в контактной приграничной зоне страны, обеспечивать безопасность государства.

В новых геополитических условиях страна сможет устоять и успешно развиваться лишь в том случае, если у российского общества сформируется новый социальный и мировоззренческий стержень, который сможет стать основой возрождения национального духа. В сложившихся условиях российское казачество может внести свою весомую лепту в процесс кристаллизации новой российской государственности, обретения национальной идеи и единения народа России на патриотической основе.

Несмотря на проводимую в XX веке жесткую политику по отношению к казачеству, в настоящее время оно продолжает оставаться достаточно многочисленным, чтобы стать реальной основой для консолидации российского общества. Если ранее казачество проживало почти исключительно на окраинах государства, то вследствие репрессивных депортаций и прочих явлений недавнего прошлого к настоящему времени произошло постепенное расселение значительного количества казаков по всей стране и за ее пределами.

Привнесенный в казачье движение раскол в значительной степени способствовал некоторой дискредитации движения в глазах некоторой части россиян, однако многочисленные слои казачьего населения неизменно и независимо от данных событий продолжают сохранять активную жизненную и политическую позиции, являться последователями патриотической государственнической идеологии. Крайне важно для российского государства задействовать этот потенциал в разумном направлении. В этой связи особую стабилизирующую роль следует отвести казачеству в пограничных многонациональных районах страны, в которых перманентно высока вероятность возникновения межэтнических конфликтов.

Казачество стало важным геополитическим фактором на постсоветском пространстве еще и потому, что из-за экспериментов советской эпохи значительная часть казаков проживает сейчас в соседних государствах. Многие из казаков поддерживают отношения с российскими казачьими организациями, что нельзя не учитывать при выстраивании отношений с соседями. Однако учитывать казачий фактор необходимо осторожно и взвешенно, чтобы не подвести под удар соотечественников и не создать проблем с соседями.

В сложившейся ситуации, чтобы избежать межнациональных конфликтов и массовой вынужденной миграции, и как следствие этого люмпенизации населения, необходимо в рамках международного права способствовать созданию подлинно демократических органов местного самоуправления, способных реально разрешать проблемы взаимоотношений населения и властей. Особенно важна такая работа в восточных областях Украины и в Крыму, где проживает много казаков.

В этом случае будет фактически снят вопрос единения казачьих организаций Украины с российским казачеством и казачество как целое сможет посвятить себя конструктивной работе на благо всей восточнославянской цивилизации. К такой совместной работе казачьи организации России, Украины и Беларуси готовы, что неоднократно подтверждалось работой в рамках Постоянного Межгосударственного Координационного Совета казаков Беларуси, России и Украины.

Организации российского казачества осуществляют международную деятельность на основе положений Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, уставов войсковых казачьих обществ (ВКО) и общественных организаций казачества, решений Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества и рекомендаций соответствующей профильной Комиссии Совета.

Международная деятельность российского казачества направлена на укрепление связей с казачеством за рубежом и содействие возвращению на историческую Родину реликвий российского казачества.

Отношения с казачеством за рубежом определяются в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом и являются составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации.

В настоящее время приоритетом в развитии международного сотрудничества российского казачества является укрепление связей и взаимодействия с представителями казачества государств ближнего зарубежья. Поддерживаются тесные связи с объединениями казачества в странах СНГ, структурно относящими себя к российским общественным организациям казачества и войсковых казачьих обществ. Особое внимание уделяется работе с казачеством в новых независимых государствах (Абхазия и Южная Осетия), а также в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике.

На регулярной основе проводятся совместные мероприятия политической, гуманитарной, социальной и культурной направленности, целью которых является сохранение и укрепление добрососедских отношений с братскими народами приграничных государств.

Для координации работы организаций казачества России с белорусскими и украинскими партнерами функционирует Постоянный межгосударственный совет казаков Белоруссии, России и Украины (ГГМКС).

Работа общественных объединений казачества координируется Союзом казаков России (СКР), имеющим представительства практически во всех странах СНГ.

Дальнее зарубежье также является сферой международной деятельности российского казачества. Серьезное внимание уделяется балканскому направлению – странам, где находятся захоронения тысяч казаков, покинувших Родину после гражданской войны. Прорабатываются возможности налаживания прямого сотрудничества между казачьими регионами России и административно-территориальными образованиями Балканских государств.

Австралия, Бельгия, Канада, Китай, США и Франция представляют интерес как страны, в которых проживают потомки эмигрантов-казаков и находятся казачьи исторические ценности и регалии. Часть казачьих реликвий, в частности из Австралии и США, уже возвращена в Россию.

Для поддержания контактов с зарубежным казачеством создан Союз казачьих войск России и зарубежья (СКВРиЗ). Под эгидой этой организации уже проведено три всемирных конгресса казачества (ВКК) и два международных съезда православной казачьей молодежи.

Важную роль в международной деятельности российского казачества играет открытие посольских станиц ВКО России в других государствах с целью пропаганды казачьей культуры и образа жизни.

Всемирный Конгресс казаков проходит раз в три года в г. Новочеркасске Ростовской области, начиная с 2003 г. В нем принимают участие представители войсковых казачьих обществ Российской Федерации и казачьи организации стран СНГ и дальнего зарубежья. Основная цель: объединение всех казачьих организаций, в итоге - решение вопроса о казачьей службе, сохранение казачьих традиций и казачьего землепользования. По результатам его проведения принимаются резолюция и решения единые для всех казачьих обществ. Предыдущий IV Всемирный Конгресс казаков проходил в 2012 г. и был приурочен к празднованиям 200-летия Отечественной войны 1812 г. Председатель Президиума – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Николаевич Козак.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.