Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Размеры рабочих мест определяются характером технологического процесса и составляют в столярной мастерской 125x45см, в слесар­ной- 100X50 см.






В столярной мастерской верстаки чаще всего размещаются в 3 ряда, по 6—7 в каждом ряду, и расставляются перпендикулярно светонесу- щей стене или под углом 45° так, чтобы свет падал слева (рис. 5.2).

В слесарной мастерской верстаки устанавливают так, чтобы обес­печить левостороннее освещение (рис. 5.3).

Если суммировать размеры всех рабочих мест, расстояний и прохо­ дов, а также место преподавателя, то окажется, что необходимо иметь мастерскую длиной 11 м и шириной 6 м, т.е. общей площадью 66 м? „

При оборудовании мастерских УПК следует использовать гиги­ енические рекомендации для учебных мастерских школ и ПУ, учи­ тывать наполняемость групп и существующие нормы площадей на одного учащегося в зависимости от профиля обучения (табл. 5.1).

Все помещения для трудового обучения оборудуются встроенными или пристенными шкафами, стеллажами закрытого типа, емкостями для сбора стружек, вешалками для спецодежды, раковиной, элек­трополотенцем. В комплект оборудования входят также носилки я аптечки с медикаментами и перевязочным материалом, необходимые для оказания первой помощи.

При организации рабочего места необходимо предусматривать пра­вильную рабочую позу, экономную трату энергии, четкую организацию труда, безопасность работы. Выбор позы учащегося определяется харак­тером труда, в частности величиной мышечных усилий и амплитудой движений. Рабочая поза считается правильной, если при ней сохраня­ются устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосу­дистой и дыхательной систем, зрительного и слухового анализаторов, отсутствует дополнительное статическое напряжение мыши (ряс. 5.4).

 

равильная рабочая поза обеспечивается в первую очередь соот­ветствием размеров оборудования и инструментов размерам частей тела работающего, в частности, соответствием высоты рабочего места росту учеников (рис. 5.5).

Для определен и я соответствия высоты рабочего места росту ученик Должен встать боком к торцевой части верстака и свободно положить руку на его поверхность. Если высота рабочего места соответствует росту учащегося, его плечо и предплечье образуют прямую линию, а между предплечьем и кистью образуется прямой угол.

(13-14 лет) должны предусматриваться подставки для ног 3 размеров - высотой 5, 10 и 15 см.

 

В мастерских, где проводятся работы, связанные с длительной неподвижной рабочей позой (радиомонтажные, сборка часов, полу­проводниковых и интегральных схем), особое внимание уделяется правильной организации рабочего места. Конструкция стола должна быть такой, чтобы можно было положить предплечья на его поверх­ности. Для этого в крышке стола делается полукруглый вырез. Высота сиденья стула должна регулироваться в пределах 40-60 см. Стул обязательно должен иметь спинку для опоры поясничной области. Обязательна также подставка для ног.

Важную роль в процессе трудового обучения играет инструмента­рий. По размерам и массе он также должен соответствовать возраст­ным антропометрическим особенностям и физическим возможнос­ тям учашихся. Гигиенистами установлены оптимальные размеры, масса и соотношение отдельных частей наиболее часто употребля­ емых столярных и слесарных инструментов для учашихся 11-14 лет (табл. 5.2).

С 15 лет учащиеся могут применять инструменты для взрослых, так как к этому возрасту заканчиваются рост костей верхних конеч­ ностей и формирование кисти. Глава 5

 

Важным элементом охраны здоровья детей в процессе трудового обучения является контроль за его содержанием, осуществляемый санитарным врачом. При этом врач должен:

• своевременно согласовать характер трудовой деятельности уча­щихся (профили подготовки, конкретные профессии, виды обще­ственно полезного, производительного труда);

• согласовать рабочие места для прохождения производственной практики учащимися старших классов, а также трудовых объеди­нений школьников; • ознакомиться с документами, отражающими соответствие харак­тера труда состоянию здоровья; оценка этих документов с уче­том полноты охвата углубленными медицинскими осмотрами, результатов врачебно-профессиональных консультаций и заклю­чений о профпригодности к избранному профилю обучения или профессии, наличие рекомендаций в отношении детей с отклоне­ниями в состоянии здоровья в листках здоровья; • контролировать фактическое содержание трудового обучения и воспитания в плане их соответствия утвержденным учебным программам.

Врачебный контроль включает детальное изучение документов, отражающих организацию и режим трудового обучения и воспитания учашихся обследуемых школ. К ним относятся расписание уроков, годовой график учебных занятий и практики учащихся 5—10-х клас­сов. график работы по самообслуживанию и другим видам обще­ственно полезного производительного труда, утвержденный режим дня трудовых объединений школьников в период летних каникул, трудовой договор между дирекцией школы (УПК) и базовым пред­приятием. Контроль за условиями труда планируется с учетом про­филя мастерских, кабинетов, лабораторий не реже 2 раз в год. Первое обследование проводится до начала учебного года с целью проверки готовности этих помещений и оформляется актом-разрешением на проведение занятий. Второе обследование проводится в середине или конце года с целью выявления недостатков, которые должны быть устранены в дальнейшем, и оформляется планом-заданием. В течение года медицинский персонал контролирует работу или заня­тия в мастерских по всем параметрам, отвечающим гигиеническим требованиям и исключающим возможность контакта учащихся с неблагоприятными факторами, правильность эксплуатации освети­тельных установок, санитарное состояние помещений, соблюдение правил техники безопасности. В помещениях, где возможен кон­такт с неблагоприятными факторами, планируются лабораторные и инструментальные исследования освещенности, микроклиматичес­ких параметров, шума, концентрации пыли и химических веществ, эффективности вентиляции. 5.3. ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКОВ

Профессионально-техническое образование является важным зве­ном хозяйственного комплекса страны. Переход подростка из обще­образовательной школы в ПУ ведет к резкой смене его социальной позиции: происходит ломка сложившегося «школьного» стереотипа. Одновременно вследствие сочетания учебной и трудовой деятельнос­ти увеличивается суммарная нагрузка, происходит первый контакт подростков с факторами производственной среды. Все это, особенно на начальном этапе обучения, создает определенные трудности для роста, развития и сохранения здоровья подростков. К этому добав­ляются кардинальные проблемы подросткового возраста. Сам по себе подростковый возраст в онтогенезе считается фактором риска, что обусловливает необходимость пристального внимания к профессио­нальному обучению подростков.

В процессе обучения подростки могут контактировать с подав­ляющим большинством неблагоприятных физических факторов и со многими химическими агентами, поэтому необходимо знать спе­цифику реакции организма подростка на профессионально-произ­водственные факторы: неблагоприятные метеорологические условия, производственный шум, промышленную пыль, химические вещест­ва, физические нагрузки.

Метеорологические условия производственной среды могут характери­зоваться как повышенной, так и пониженной температурой воздуха. С повышенной температурой воздуха подростки могут контактировать в «горячих» цехах металлургического производства, металлообраба­тывающей промышленности, в текстильном, кондитерском, кули­нарном производствах, фарфоро-фаянсовой промышленности.

Терморегуляция подростков имеет специфические особеннос­ти реакции их сердечно-сосудистой системы при работе в горячих цехах:

• гипер- и неадекватная реакции, указывающие на нарушение про­цессов терморегуляции и гемодинамики;

• затягивание процессов восстановления функционального состо­яния организма подростков.

ЧСС у обучающихся профессии сталевара у мартеновской печи достигает 120—140 ударов в минуту, а с увеличением тяжести про­изводственной операции и интенсивности обучения может дости­гать в отдельных случаях 170—200 ударов в минуту. Систолическое артериальное давление тотчас после выполнения производственных операций у печи повышается, затем довольно быстро опускается ниже исходного уровня; падает и диастол и ческое давление (иногда до 20-30- мм рт.ст.). Восстановление частоты пульса, артериального давления у подростков после производственных операций затягива­ется до 1 ч и более. Температура тела во время и после работы у печи значительно повышается: до 37, 6—38, 3 °С, а иногда до 39, 4 °С, что свидетельствует о выраженных нарушениях у юношей процессов тер­морегуляции во время работы в «горячих» цехах. Все эти нарушения держатся довольно длительное время и после прекращения работы. К концу рабочего дня пульс, температура тела и частота дыхания пре­вышают исходные (дорабочие) величины, а уровень давления ниже. Эти показатели, как правило, не восстанавливаются в течение 0, 5— 1-часового отдыха после работы.

У подростков, работающих в одних и тех же цехах со взрослыми рабочими и выполняющих даже меньший объем физических нагру­зок, чем взрослые, температура кожи и тела повышается быстрее и в большей степени, сдвиги гемодинамики более выражены, восста­новление более медленное. Регуляторные механизмы у подростков менее совершенны, у них меньшие функциональные возможности. Диапазон колебаний температуры окружающей среды, с которыми «справляется» терморегуляция подростка, меньший, вследствие чего напряжение и нарушение процессов терморегуляции появляются в юношеском возрасте при менее высокой температуре воздуха.

Хроническое действие нагревающего микроклимата, несмотря на менее длительный по сравнению со взрослыми контакт, вызывает ряд изме­нений в состоянии здоровья подростков. У них чаще развиваются неврологические расстройства в виде вегетативной дисфункции, астеновегетапгивного синдрома, изменения функционального состо­яния сердечно-сосудистой системы с тенденцией к артериальной гипотензии, нарушению ритма и процессов метаболизма в миокарде. Чаше развиваются нарушения желудочно-кишечного тракта, явления гиповитаминоза.

Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности у подростков «горячих» цехов выше, чем у их сверстников других про­фессий: чаше возникают производственный травматизм, простудные заболевания, желудочно-кишечные и гнойничковые болезни кожи.

С пониженной температурой воздуха подростки могут контактиро­вать при обучении профессиям строительного профиля, судострои­тельным работам, на лесозаготовках, рыбных промыслах, в сырье­вых цехах мясоперерабатывающей промышленности. При действии холода хорошее самочувствие сохраняется у подростков при темпе- I ратуре тела на 3—5 " С выше, чем у взрослых. Следовательно, при воз- I действии одних и тех же температур окружающей среды состояние дискомфорта наступает у подростков раньше. Все физиологические сдвиги при воздействии холода у них более выражены: значительно повышаются температура кожи, порог тактильной чувствительнос­ти, снижается мышечная выносливость. Увеличение теплопродук­ции при работе в условиях низких температур наступает у подрос­тков по сравнению со взрослыми при менее низких показателях температуры и меньшей скорости движения воздуха. Таким образом, охлаждение у подростков наступает быстрее и при менее низких тем­пературах окружающей среды.

Местное переохлаждение кистей рук вызывает у подростков, обуча­ющихся в сырьевых цехах мясоперерабатывающей промышленности, довольно быстрое (через 1—2 года) развитие заболеваний перифери­ческой нервной системы конечностей в виде начальных форм холодо- вых вегетативных полиневритов верхних конечностей, вегетативных невралгий. Эти заболевания развиваются у подростков чаще и быс­трее, чем у взрослых рабочих, занятых в аналогичных профессиях. Организм девушек значительно более чувствителен к переохлажде­нию, чем юношей.

Подростки подвергаются воздействию производственного шума при освоении профессий в судостроении, ткацком и кузнечно-прес- совом производстве, многих станочных профессий.

Установлена повышенная чувствительность организма подростков к воздействию шума всех параметров. Слуховой анализатор в юношеском и подростковом возрасте более чувствителен к шуму, чем в зрелом. Величина смещения порогов и время их восстановления находятся в прямой зависимости от интенсивности шума. Восстановление слухо­вой чувствительности после действия шума у подростков идет более длительное время, чем у взрослых.

Данные биоэлектрической активности мозга подростков и функ­циональное состояние их слухового анализатора указывают на выра­женные неблагоприятные изменения: замедляются темпы возрас­тного развития ЦНС и снижается уровень ее функциональногосостояния (в корковом представительстве слухового анализатора), снижается слуховая чувствительность. Воздействие на организм под­ростков 15—17 лет шума с уровнем 96—105 дБ повышает чувствитель­ность особенно после 3 ч работы (наибольшее повышение порога слуховой чувствительности на частотах 4000 и 7000 Гц). При действии шума ПС-75, 80. 85, 90 у 16-летних подростков по сравнению с 17-лет­ними наблюдаются более выраженные изменения функционального состояния организма подростков — слухового анализатора, ЦНС и сердечно-сосудистой системы.

При ежедневном воздействии интенсивного шума в течение рабо­чего дня у подростков могут произойти необратимые процессы в кохлеарном органе уже через 1—2 года. Таким образом, уровни шума, являющиеся нормативными для взрослых, вредны для подростков. Подростки менее устойчивы к действию шума, чем взрослые.

Многие производства характеризуются значительным содержани­ем пыли в воздушной среде. Работа подростков в «пылевых» цехах долж­на быть ограничена. а в силикозоопасн ых профессиях — лицам моложе 20 лет запрещена. Установлена прямая зависимость между частотой «пылевой» патологии и возрастом начала работы с пылью. При оди­наковых концентрациях пыли в воздухе рабочих помещений пнев- мокониоз в молодом возрасте развивается быстрее и протекает более неблагоприятно, чем у лиц зрелого возраста. Наиболее устойчивы к воздействию пыли липа 21—25 лет. Экспериментальные данные также свидетельствуют. что склеротические реакции в легочной ткани у молодых животных появляются быстрее, чем у взрослых.

Оценка внешнего дыхания у девушек-прядильщиц 15—17 лет пока­зала, что уже через 3 ч после начала работы в цехе у них заметно снижа­ются ЖЕЛ, мощность воздушной струи на вдохе и, особенно, на выдохе, время произвольной задержки дыхания — проба Штанге. К концу рабо­чего дня снижение показателей становится еше более выраженным. Эти преходя! ш#е функциональные сдвиги, кумулируясь, способствуют развитию более стой к их изменений органов дыхания. У девушек-пря- дильшип за сравнительно короткий срок работы (до 3 лет) развиваются изменения слизистой оболочки верхних дыхательных путей субатро- фического. реже атрофического характера. Частота заболеваний вер­хних дыхательных путей у них выше, чем у сверстниц, обучающихся станочным, радиотехническим и даже строительным специальностям. Значительно чаше у подростков-прядильщиц отмечаются бронхиты, иногда сопровождающиеся астмоиднм м компонентом.

Гигиена трудового воспитания, обучения.

Подростки обладают повышенной чувствительностью, в частности меньшей устойчивостью слизистой оболочки верхних дыхательных путей к воздействию пыли.

Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, работа в химической про­мышленности законодательством запрещена. Однако обучение в ПУ некоторым профессиям химического производства разрешено при условии, чтобы к началу производственной практики в основных цехах учащимся было не менее 18 лет. К таким относятся ряд катего­рий работ в нефтехимической промышленности, производстве поли­меров, минеральных удобрений, различных химических веществ.

Со многими химическими вредными веществами подростки могут контактировать при обучении и работе в других отраслях промышлен­ности: строительстве (возможен контакте органическими растворите­лями, нитросоединениями), судостроении (окислы азота, соединения марганца, фтора, свинец), машиностроении (пары цветных металлов, смазочно-охлаждающая жидкость), радиотехнической промышлен­ности (пайка свинецсодержащими сплавами), текстильной промыш­ленности, резино-техническом производстве, полиграфии и др.

Многочисленными исследованиями установлено, что работа под­ростков в условиях воздействия химических агентов, даже в допусти­мых концентрациях, небезразлична для их организма и может приво­дить к возникновению отклонений в состоянии здоровья, которые у взрослых, работающих в тех же условиях, отсутствуют.

Наблюдения показали, что у подростков, работающих в контакте с небольшими концентрациями свинца, отмечается повышенная чувс­твительность к этому яду. При сравнительно недлительном контакте (через 1—2 года) у многих развиваются характерные изменения крови (анемия, ретикулоцитоз, базофильная зернистость), выделение гема- топорфирина с мочой. Выявлено депонирование свинца в организме.

У подростков, обучающихся на производствах по выработке мине­ральных удобрений, контактирующих с аммиаком и окислами азота, довольно быстро развиваются субатрофические катары верхних дыха­тельных путей, и их частота нарастает по мере увеличения времени работы в цехах. Частота патологии ЛОР-органов среди подростков этого производства крайне велика (59%), что связано со специфичес­ким раздражающим действием аммиака и окислов азота на органы дыхания.

Установлена повышенная чувствительность (более чем в 3 раза) молодого организма к сероуглероду. У подростков, работающих в цехах искусственного и синтетического волокна, в которых концент­рации сероуглерода в 6 раз ниже ПДК, в период 2-летнего наблюдения отсутствовали неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья. Это свидетельствует о допустимости работы подростков только в таких условиях — при низких концентрациях сероуглерода в цехах.

На нефтеперерабатывающих заводах доминирующим фактором является воздействие на подростков предельных, непредельных и ароматических углеводородов в сочетании с сернистыми соединени­ями в концентрациях, как правило, не превышающих ПДК. Однако при этом были выявлены изменение реактивности организма, замед­ление физического развития, повышение показателей патологичес­кой поражен ности и заболеваемости с временной утратой трудоспо­собности.

У девушек* контактирующих с бензином в цехах, где концентра­ции его не превышают предельно допустимые (клейщицы-сборщицы резиновой обувн)т уже к концу годичной работы в цехе развиваются отчетливые неблагоприятные изменения в состоянии здоровья: дис- менорея (" у наблюдаемых) и гипотензия, частота которой увели­чивается за год в 10 раз. Низкие показатели артериального давления выявляются к концу годичной работы в цехе у 20% подростков. Почти у Уз девушек, работающих в таком цехе, появляются функциональные изменения нервной системы (вегетативная дисфункция), носовые кровотечения. Заболеваемость с временной утратой трудоспособно­сти у контактирующих с бензином выше, чем в других профессио­нальных группах девушек того же ПУ.

Экспериментальными исследованиями возрастной чувствитель­ности к химическим веществам установлена пониженная устойчи­вость молодого организма ко многим промышленным ядам: четырех- хлористому углероду бензину, дихлорэтану, сернистому газу, нитриту натрия. Причины и механизмы повышенной чувствительности под­ростков к химический агентам до конца не изучены. Однако несом­ненно, что физиологические особенности подросткового возраста: снижение порога возбудимости ЦНС, неустойчивость эндокринных регуляций, повышенная вегетативная реактивность, большая ско­рость кровотока и легочной вентиляции, являются одними из важных звеньев в цепи /тих причин. Большое значение имеют также пони­женная способность организма подростком к обезвреживанию этих веществ, большая чувствительность тканей организма к химическим агентам. Даже при непродолжительном контакте no/ipoctKo» с химическими агентами в концентрациях ниже предельно допустимых наблюдаются неблагоприятные реакции неспецифического характера:

• снижение иммунобиологической реактивности;

• анемия;

• функциональные нарушения нервной и сердечно-сосудистой

систем;

• снижение темпов физического развития;

• аллергические реакции.

Таким образом, растущий организм не обладает достаточной спо­собностью адаптироваться к химическим веществам, поэтому целе­сообразно более «жесткое» гигиеническое нормирование содержания химических веществ в окружающей производственной среде. Однако в настоящее время регламентация влияния химических веществ на организм детей осуществляется не ПДК, а сокращением времени, более поздним контактом с химическими соединениями при освое­нии профессии.

Механизация и автоматизация производственных процессов не исключают ручного физического труда, а в ряде отраслей про­мышленности он по-прежнему занимает довольно большое место. Положительное влияние физического труда на организм является бесспорным фактом. Не представляет исключения в этом отноше­нии и организм подростка. Однако при одинаковой со взрослыми по тяжести и длительности физической нагрузке у подростков наблю­даются более высокие показатели ЧСС, снижения уровня диастоли- ческого АД, более длительный период восстановления гемодинами­ки. У подростков менее совершенны и реакции аппарата внешнего дыхания: усиление легочной вентиляции при физической нагрузке происходит у них чаще за счет увеличения частоты, а не глубины дыхания. При одинаковой с взрослыми нагрузке величина кисло­родного долга у подростков большая — следовательно, одна и та же работа достигается у них ценой больших усилий и энергозатрат, чем у взрослых.

У подростков отмечаются более раннее развитие утомления, сни­женная выносливость при статическом напряжении. Эти особенности влияют на характер кривой их работоспособности в течение рабочего дня: небольшой период высокой работоспособности, снижающейся после 2, 5—3 ч работы, резкое падение производительности во 2-й половине дня и более продолжительный период ее восстановления (рис. 5.6).

В специфике реакции организма подростка на физическую нагруз­ку важную роль играют особенности нервной деятельности. Для ЦНС подростка характерны широкая генерализация возбудительного про­цесса и длительное его последствие.

Установлено, что напряжение одних и тех же групп мыши может приводить у подростков к довольно быстрому развитию хронических заболеваний в анде миалгии, миозита, гендомиозита, миофасцита. Динамические наблюдения за подростками-строителями, прядиль­щицами, ткачами, электросварщиками свидетельствуют, что уже в течение I—2 лет обучения у многих из них появляются характерные симптомы начальных явлений заболевания мышц работающей руки. У подростков-штукатуров миозиты, тендомиозиты, периартриты пле­чевого сустава могут диагностироваться через I—3 года после начала освоения профессии. Характерно и то, что частота заболеваний рук вследствие перенапряжения резко возрастает у подростков после окончания обучения и начала самостоятельной работы в цехах. Это совпадает и со значительным увеличением объема нагрузки в связи с требованиями, предъявляемыми к подросткам, как к взрослым рабочим, и свидетельствует о повышенной чувствительности подрос­ткового организма, в частности, их мышечной системы, к локальному перенапряжению.

Основные особенности реакций организма подростка на физичес­кую нагрузку:

• большая (чем у взрослых) выраженность физиологических сдви­гов, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем, боль­шая мобилизация энергетических ресурсов, даже при сравни­тельно меньших энерготратах;

• часто неадекватные объему и длительности физической нагрузки физиологические реакции систем, особенно гемодинамики;

• меньшая физическая работоспособность, выражающаяся в более продолжительном периоде врабатываемости, коротком перио­де устойчивой работоспособности, более быстром наступлении утомления. Это отражает также неэкономное функционирование систем в условиях физического напряжения, способствующее более быстрому истощению резервных возможностей организма подростка;

•длительный период восстановления физиологических реакций после нагрузки;

• отчетливые возрастно-половые различия — менее совершенные реакции у подростков младшего возраста (14—15 лет), у девушек в сравнении с юношами и у подростков с отставанием физического развития;

• малая устойчивость мышечной системы верхних конечностей к систематическому мышечному напряжению. Это обусловливает быстрое перенапряжение ее и развитие профессиональных забо­леваний работающей руки. Адаптация подростков к профессионал ьно-производственным факторам в процессе обучения также имеет особенности. Динамика физиологичес­ких показателей основных систем организма подростков показывает что в целом обучение в ПУ соответствует их возрастным функци­ональным возможностям и не оказывает отрицательного влияния на их рост и развитие. Благоприятная динамика функционального состояния ЦНС, мышечной и сердечно-сосудистой систем наблюда­ется практически во многих профессиональных группах в течение 1-го года обучения. У большого числа подростков регистрируются укоро­чение латентных периодов хронорефлексометрии, увеличение объема перерабатываемой зрительной информации, увеличение показателей мышечной выносливости, снижение ЧСС, сохраняется возрастная тенденция к некоторому повышению артериального давления. Эти изменения в основном отражают характер организации учебно-про- изводственного процесса: на 1-м курсе большая часть времени отво­дится теоретическим дисциплинам, к освоению которых учащиеся подготовлены предшествующей учебой в школе, и овладение ими не вызывает значительного напряжения физиологических систем.

Обшая положительная направленность изменений функциональ­ного состояния подростков в процессе обучения не исключает небла­гоприятной динамики физиологических показателей у учащихся профессиональных групп. Так, у будущих химиков и металлургов уже на 1-м курсе отмечается менее благоприятная динамика ряда показа­телей: снижаются объем перерабатываемой зрительной информации и мышечная выносливость.

На 2-м году обучения неблагоприятная динамика физиологичес­ких показателей отмечается значительно чаще, что отражает увели­чение суммарной нагрузки и изменение ее характера в этот период. У всех учашихся в конце года (особенно в период летней практики) регистрируются сниженные показатели мышечной выносливости, объема перерабатываемой информации, отмечается тенденция к повышению ЧСС, Наиболее выраженные сдвиги функциональных систем на 2-м курсе обучения выявляются в группах учащихся-метал­лургов и химиков. На 3-м курсе динамика физиологических показате­лей более стабильная: изменения функционального состояния в дни практики менее выражены, что связано с взрослением подростков и определенной адаптацией их к условиям производства.

Итак, выраженные изменения физиологических систем, свиде­тельствующие о значительном напряжении функционального состо­яния, отмечаются у учашихся ПУ химического и металлургического профилей.

Адаптация к обучению сопровождается существенными сдвигами в физиологических системах. При этом они тем более существенны, чем активнее и сложнее комплекс профессионально-производственных факторов. В основе совершенствования функционирования физио­логических систем учащихся к концу обучения лежат как возрастные изменения, так и процессы адаптации к комплексу учебно-производс­твенных факторов.

Вопрос о том, какой из этих механизмов играет более важную роль, имеет принципиальное значение как для теории гигиены професси­онального обучения и труда подростков, так и для практики здра­воохранения и профтехобразования, прежде всего при определения минимального возраста начала обучения подростков в ПУ различного профиля и сроков обучения в них, а также при решении проблемы привлечения подростков разного возраста к производственному труду в народном хозяйстве.

Согласно концепции профессора И.А. Арнольди, в процессе разви­тия приспособительных реакций на неблагоприятные факторы у подростков различают 3 фазы: 1-я характеризуется напряжением всех систем, в первую очередь тех, на которые направлено основное действие агента, и отражает повышенную чувствительность организма подростков; для 2-й типично снижение чувствительности к воздействию фактора, вследствие чего реакции становятся более умеренными и отражают процесс становления приспособления организма; 3-я — характери­зуется стабилизацией процесса, отсутствием выраженной динамики сдвигов, что может рассматриваться как наступление адаптации.

Для объяснения физиологических и патологических изменений в организме при различных видах деятельности, осу шест вляемых в иерархии фу н кциональн ы хсистем орган изма человека, ш ироко исполь­зуется гипотеза бинарной регуляции деятельности человека (Рудный Н.М. и соавт., 1979; Давиденко Д.Н., 1984). Согласно этой гипотезе, помимо общесистемной регуляции, обеспечивающей формирование и рабо­ту единой функциональной системы выполнения определенного вида деятельности, существуют относительно независимые механизмы регуляции 2 подсистем: процесса деятельности и базовых физиоло­гических функций. Первый механизм осуществляет формирование способа выполнения действий, второй обеспечивает гомеостатичес- кие и адаптационные изменения физиологических систем.

Выделяют 4 типа взаимодействия этих механизмов и соответс­твенно — 4 фазы изменения работоспособности и функционального состояния организма.

1- я фаза — относительно независимого функционирования 2 под­систем.

2- я фаза — первично-компенсирующего взаимодействия, когда снижаются менее значимые показатели деятельности или, наоборот, ухудшается состояние отдельных физиологических систем в интере­сах достижения приоритетных задач либо обеспечения адекватного состояния наиболее важных для жизнедеятельности функций. Эта фаза характерна для функционального состояния организма многих подростков и позволяет объяснить тот индивидуальный разброс дан­ных о функциональном состоянии физиологических систем организ­ма подростков, который исследователи нередко регистрируют в про­цессе своих исследований: у одних детей снижается результативность учебной деятельности при нормальном уровне функционирования физиологических систем, у других на фоне положительных результа­тов освоения профессии рано регистрируются существенные сдвиги в основных органах и системах.

В 3-й фазе вторично-компенсирующего взаимодействия проис­ходят общее снижение работоспособности и перестройка приспо- собительно-компенсаторных механизмов регулирования на новый, резервный уровень. Именно переход в эту фазу чреват развитием переутомления, предпатологических состояний у подростков и фор­мированием повышенного уровня заболеваемости. 4-я фаза — декомпенсация, когда в «интересах» одной из подсистем происходит «отключение» или нарушение регуляции второй подсис­темы. Уход части подростков из ПУ обусловлен именно развитием этой фазы, так как им очень тяжело физически осваивать профессию, или формированием у них заболеваний, требующих длительного лечения и оформления академического отпуска. К сожалению, у подростков, осваивающих рабочие профессии, изменения, регист­рируемые в основных физиологических системах, нередко уклады­ваются во все указанные фазы. Это подтверждается и динамикой показателей состояния здоровья подростков. К концу 1 года обучения среди тех, кто осваивал профессии химического и металлургического профилей, число здоровых лиц (1 и 11 группы здоровья) уменьшается с 96 до 81%, среди учашихся ПУ машиностроительного профиля — с 79 до 72%. К. концу 11 года обучения в динамике распределения учашихся по группам здоровья по сравнению с концом I курса существенных изменений не происходит. Исключение составляют учашиеся ПУ химического профиля, среди которых число практи­чески здоровых продолжает уменьшаться. К концу III курса наиболее благоприятные показатели в распределении учащихся по группам здоровья отмечаются в ПУ сельскохозяйственного профиля. Не про­исходит существенных изменений этого распределения среди уча­щихся-машиностроителей. Неблагоприятная динамика выявляется в металлургических и горных ПУ. Среди этих учащихся число лиц, страдающих хроническими заболеваниями, увеличивается к концу 3-го курса более чем в 4 раза. В группе подростков, обучающихся про­фессиям химического профиля, число хронических больных к концу обучения увеличивается более чем в 2 раза.

Анализ данных о степени напряжения функционального состо­яния организма и работоспособности учащихся, состоянии их здо­ровья в ПУ различного профиля и с различными сроками обучения позволяет выделить основные группы биологических и учебно-производс­твенных факторов, влияющих на особенности приспособительных реак­ций подростков в ответ на комбинированное воздействие учебных и профессионально-производственных нагрузок. К ним относятся возрастно-половые особенности учащихся; индивидуальные особен­ности организма подростков, определяющие их функциональную готовность к профессиональному обучению; условия учебно-произ- водственной среды; организация режима учебно-производственной деятельности.

Менее адекватные реакции на внешние раздражители подростков по сравнению со взрослыми обусловлены различной степенью морфо- функциональной зрелости основных систем. У 15-летних подростков самый низкий уровень силы нервной системы, низкая подвижность нервных процессов и выраженное преобладание возбудительного процесса над тормозным. Девушки отличаются от юношей более низким уровнем силы нервной системы, преобладанием процессов торможения над возбуждением.

Возрастные и половые различия чувствительности неодинаковы для разных анализаторов: быстрота зрительного различения у подростков обоего пола с возрастом улучшается; при этом у юношей она выше, чем у девушек; тактильная чувствительность одинакова у юношей и девушек разного возраста; проприоцептивная чувствительность у юношей характеризуется значительным ухудшением в 16-летнем воз-Выделяют 4 типа взаимодействия этих механизмов и соответс­твенно — 4 фазы изменения работоспособности и функционального состояния организма.

1- я фаза — относительно независимого функционирования 2 под­систем.

2- я фаза — первично-компенсирующего взаимодействия, когда снижаются менее значимые показатели деятельности или, наоборот, ухудшается состояние отдельных физиологических систем в интере­сах достижения приоритетных задач либо обеспечения адекватного состояния наиболее важных для жизнедеятельности функций. Эта фаза характерна для функционального состояния организма многих подростков и позволяет объяснить тот индивидуальный разброс дан­ных о функциональном состоянии физиологических систем организ­ма подростков, который исследователи нередко регистрируют в про­цессе своих исследований: у одних детей снижается результативность учебной деятельности при нормальном уровне функционирования физиологических систем, у других на фоне положительных результа­тов освоения профессии рано регистрируются существенные сдвиги в основных органах и системах.

В S-й фазе вторично-компенсирующего взаимодействия проис­ходят обшее снижение работоспособности и перестройка приспо­собительно-компенсаторных механизмов регулирования на новый, резервный уровень. Именно переход в эту фазу чреват развитием переутомления, предпатологических состояний у подростков и фор­мированием повышенного уровня заболеваемости.

4-я фаза — декомпенсация, когда в «интересах» одной из подсистем происходит «отключение» или нарушение регуляции второй подсис­темы. Уход части подростков из ПУ обусловлен именно развитием этой фазы, так как им очень тяжело физически осваивать профессию, или формированием у них заболеваний, требующих длительного лечения и оформления академического отпуска. К сожалению, у подростков, осваивающих рабочие профессии, изменения, регист­рируемые в основных физиологических системах, нередко уклады­ваются во все указанные фазы. Это подтверждается и динамикой показателей состояния здоровья подростков. К концу I года обучения среди тех, кто осваивал профессии химического и металлургического профилей, число здоровых лиц (1 и II группы здоровья) уменьшается с 96 до 81%, среди учашихся ПУ машиностроительного профиля - с 79 до 72%- К концу 11 года обучения в динамике распределения учашихся по группам здоровья по сравнению с концом I курса существенных изменений не происходит. Исключение составляют учащиеся ПУ химического профиля, среди которых число практи­чески здоровых продолжает уменьшаться. К концу III курса наиболее благоприятные показатели в распределении учащихся по группам здоровья отмечаются в ПУ сельскохозяйственного профиля. Не про­исходит существенных изменений этого распределения среди уча­щихся-машиностроителей. Неблагоприятная динамика выявляется в металлургических и горных ПУ. Среди этих учащихся число лиц, страдающих хроническими заболеваниями, увеличивается к концу 3-го курса более чем в 4 раза. В группе подростков, обучающихся про­фессиям химического профиля, число хронических больных к концу обучения увеличивается более чем в 2 раза.

Анализ данных о степени напряжения функционального состо­яния организма и работоспособности учащихся, состоянии их здо­ровья в ПУ различного профиля и с различными сроками обучения позволяет выделить основные группы биологических и учебно-производс­твенных факторов, влияющих на особенности приспособительных реак­ций подростков в ответ на комбинированное воздействие учебных и профессионально-производственных нагрузок. К ним относятся возрастно-половые особенности учащихся; индивидуальные особен­ности организма подростков, определяющие их функциональную готовность к профессиональному обучению; условия учебно-произ- водственной среды; организация режима учебно-производственной деятельности.

Менее адекватные реакции на внешние раздражители подростков по сравнению со взрослыми обусловлены различной степенью морфо- функциональной зрелости основных систем. У 15-летних подростков самый низкий уровень силы нервной системы, низкая подвижность нервных процессов и выраженное преобладание возбудительного процесса над тормозным. Девушки отличаются от юношей более низким уровнем силы нервной системы, преобладанием процессов торможения над возбуждением.

Возрастные и половые различия чувствительности неодинаковы для разных анализаторов: быстрота зрительного различения у подростков обоего пола с возрастом улучшается; при этом у юношей она выше, чем у девушек; тактильная чувствительность одинакова у юношей и девушек разного возраста; проприоцептивная чувствительность у юношей характеризуется значительным ухудшением в 16-летнем воз*расте, у девушек же она снижается в возрасте 17—18 лет и старше. Все это свидетельствует о незавершенности созревания мозговых струк­тур подростков.

Чем мшдше подросток, тем менее совершенны механизмы центральной регуляции, направленные на поддержание гомеостатического равновесия. Поэтому ответные реакции младших подростков на воздействие среды носят более генерализованный характер, включают выражен­ный вегетативный компонент, и «физиологическая стоимость» этих реакций для организма значительно больше.

При обучении в условиях учебно-производственной среды, соот­ветствующей нормативным, динамика всего комплекса психофизи­ологических показателей подростков не имеет существенных воз­растных различий. В условиях превышения ПДК, ПДУ для одного или нескольких факторов выявляются четкие возрастные различия. Половые различия имеют обратную зависимость. В благоприятных условиях обучения отмечаются различия в реакциях юношей и деву­шек. У девушек выявляется достоверное и более выраженное ухудше­ние физиологических показателей. При обучении в неблагоприятных условиях среды выраженность половых различий становится меньшей. Однако это происходит не за счет улучшения функционального состо­яния девушек, а за счет большей выраженности сдвигов у юношей.

Важную роль играют индивидуальные особенности подростков в системе их взаимоотношений с учебной и производственной средой. Установлено различное влияние профессионально-производственных факторов на организм подростка в зависимости от исходного состоя­ния здоровья. Олни и те же производственные факторы у подростков I группы здоровья в сочетании с высоким уровнем развития их адапта­ционных механизмов приводят к еше большему укреплению их здоро­вья и оптимизации функционального состояния. Иначе эти же факторы действуют на учашихся III, а иногда и II групп здоровья. У них в дина­мике обучения нарастает частота неблагоприятных изменений нервной и сердечно-сосудистой систем, снижается слуховая чувствительность (среди учашихся ПУ ткацкого профиля), растет заболеваемость с вре­менной утратой трудоспособности. Установлено, что динамика рабо­тоспособности и функционального состояния молодых работниц в течение 1-го года самостоятельной работы также во многом определяет­ся исходным (при поступлении в ПУ) состоянием их здоровья.

Существенную роль играет биологическая зрелость подростка в адап­тации ко всему комплексу учебно-производственных факторов.

Биологически «незрелые» подростки отличаются от своих сверст­ников более низкими показателями спирометрии, динамометрии, длины и массы тела, более высоким уровнем острой и хронической заболеваемости.

Отставание от сроков возрастного развития является важным факто­ром риска для учащихся ПУ.

При оценке адаптации подростков к профессиональному обучению должны также учитываться индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Изменения нервной и сердечно-сосудистой систем при монотонно-конвейерном производстве более выражены у низковозбудимых лиц. Изменения картины крови, функциональ­ного состояния слухового анализатора, динамика заболеваемости в процессе обучения, напротив, чаще отмечались у девушек с высоким уровнем возбудимости. Все это свидетельствует о сложности влия­ния комплекса факторов производственного обучения: учащиеся с повышенным исходным уровнем возбудимости более устойчивы к монотонии, с пониженным — к факторам производственной среды. Оптимальный характер реагирования наблюдается у учашихся, отне­сенных по уровню возбудимости ЦНС к средней группе.

Уровень индивидуальных профессионально важных качеств кор­релирует с успешностью овладения профессией, а также имеет боль­шое значение в физиологической адаптации к факторам учебно- производственной среды. Степень профессиональной пригодности влияет на динамику функционального состояния не только в процес­се обучения в ПУ, но и в течение 1-го года самостоятельной работы на производстве. У ткачих с более высоким исходным уровнем развития профессионально важных качеств сменная нагрузка на 1-м году рабо­ты вызывает менее выраженные сдвиги хронорефлексометрии, арте­риального давления, умственной и физической работоспособности.

Важной группой факторов, влияющих на особенности адаптации подростков к профессиональному обучению, я& гяются условия учебно- производственной среды. Место проведения производственного обуче­ния оказывает выраженное влияние на реакции организма подрос­тков. При проведении производственного обучения в цехах базовых предприятий неблагоприятные реакции основных физиологических систем выявляются в 1, 5— 2 раза чаще, чем при обучении в учебных мастерских. Степень распространенности этих неблагоприятных реакций тем выше, чем в более раннем возрасте начинается произ­водственное обучение на предприятиях. Производственное обучение.

проводимое на промышленных предприятиях химического, метал­лургического и ткацкого профилей с выраженными неблагоприят­ными условиями труда, способствует появлению неблагоприятных реакций организма учашихся в 3—5 раз чаше, чем на предприятиях машиностроительного профиля (в цехах холодной обработки металла). Это проявляется в существенных и достоверных различиях рас­пространенности снижения мышечной выносливости, увеличении показателей хронорефлексометрии, нарушении дифференцировоч- ных реакций среди учащихся-химиков по сравнению с подростками, обучающимися в ПУ машиностроительного профиля (рис. 5.7).

Различия в реакциях учашихся ПУ разного профиля выявляются уже на 1 курсе, но наиболее четкая разница в распространенности неблагоприятных сдвигов наблюдается на II и особенно на III курсах.

Углубленный анализ реакций физиологических систем у учащихся позволяет выявить наиболее «загруженные» системы, что отражает воздействие профессионально-производственных нагрузок, свойствен­ных профилю ПУ. Так, у ткачих отмечается наибольшая распростра­ненность тахикардии и гипертензивных реакций в динамике рабочего дня, что отражает интенсивный характер трудовой нагрузки и высокую степень напряженности труда. У учащихся ПУ радиоэлектронного профиля к концу обучения наблюдаются достоверное снижение ЧСС и тенденция к снижению артериального давления. Это отражает вли­яние монотонности и гипокинезии, характерных для труда радиомон­тажников. В группе металлургов к концу обучения отмечаются изме­нения в сердечно-сосудистой системе, проявляющиеся достоверным увеличением ЧСС и склонностью к гипотензии. Рост числа подростков с гипотензией в ПУ химического профиля является одним из ведущих симптомов воздействия ряда химических веществ на организм.

Ранжирование профессиональных групп учащихся по степени неблаго­приятного влияния комплекса профессионально-производственных факторов на работоспособность и состояние физиологических систем в динамике обучения позволяет следующим образом распределить груп­пы ПУ: химического, металлургического и горного, ткацкого, радио­электронного, машиностроительного профилей и сельского хозяйства.

Особенности адаптации подростков к воздействию профессио­нально-производственных факторов являются основой дифферен­цированного подхода при разработке гигиенических рекомендаций для различных профессиональных групп. Основные закономерности и тенденции влияния профессионально-производственных факторов на организм подростков позволяют научно обоснованно рекомендо­вать пути оптимизации условий их профессионального обучения.

Реализация системного подхода в решении гигиенических про­блем профессионально-технического образования требует соблюде­ния ряда гигиенических принципов, которые должны быть положены в основу профессионального обучения подростков и разработки практических рекомендаций для ПУ различного профиля: гигиени­ческое нормирование учебно-производственных факторов, физио- лого-гигиеническое обоснование учебно-производственного режима профессионального обучения подростков, санитарно-гигиеническийконтроль за профессиональным обучением подростков, проведение лечебно-оздоровительиых мероприятий.

Специальное гигиеническое нормирование для подростков в настоящее время имеется лишь относительно отдельных, разрознен­ных профессионально-производственных факторов. Так, возрастные различия реакций организма на физическую нагрузку диктуют необ­ходимость научного обоснования норм подъема тяжестей подрос­тками, что и было сделано специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН (табл. 5.3).

 

Примечания: подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускаются, если это непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной работой; в массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки; при перемещении грузов на тележках или контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать: для юношей 14 лет - 12 кг, 15 лет - 15 кг, 16 лет - 20 кг, 17 лет — 24 кг; для девушек 14 лет - 4 кг, 15 лет - 5 кг, 16 лет - 7 кг, 17 лет - 8 кг.

Гигиена трудового воспитания, обучения... 241

в условиях воздействия низких температур реакции терморегу­ляции у подростков менее совершенны, чем у взрослых. Это обус­ловливает необходимость создания физиологически обоснованных нормативов метеорологических условий, в частности, допустимых нижих температур для работы подростков (табл. 5.4).

 

В связи с меньшей устойчивостью подростков к шуму требуется установление в качестве безвредных уровней шума в 60 и 65 дБ при частоте 1000-2000 Гц. При соблюдении этих гигиенических норма­тивов состояние здоровья подростков не ухудшается. Разница норм шума для подростков и взрослых на различных частотах составляет 12-15 дБ (табл. 5.5).

 

Однако соблюдение этих норм для подростков при современ­ном оснащении производства и технике шумопоглощения очень затруднено, а в ряде производств невозможно. В этих случаях пре­дусмотрена различная длительность работы подростков в шумных цехах в зависимости от интенсивности шума и возраста подростков (табл. 5.6).

 

Примечание: при 5-дневной рабочей неделе работа подростков в условиях шума лимитируется временем, указанным в таблице.

С повышением интенсивности шума сокращается время контакта подростков с этим неблагоприятным фактором, вплоть до 30 мин в день. Остальное время подростки могут выполнять другую работу в нешумных цехах. В производстве с уровнем шума 95 дБ и более под­ростки работать не должны.

При гигиеническом нормировании нагрузки руководствуются сле­дующими основными положениями:

• соответствие суммарной учебно-производственной нагрузки воз- растно-половым и функциональным возможностям организма;

* дифференцированный подход к возрасту приема в ПУ и возрасту первого контакта с производственными условиями в зависимости от действующего комплекса учебно-производственных факторов.

Переход подростков из общеобразовательной школы в учебные заведения профессиональной подготовки сопровождается изменени­ем привычного для них режима дня, в первую очередь режима учеб­ных занятий. В учебном году исключаются весенние и сокращаются летние каникулы, увеличиваются доля физического труда и вероят­ность контакта с неблагоприятными факторами производственной среды. Для части подростков поступление в учебное заведение связа­но с изменением места жительства, пребыванием в общежитии, нару­шением всего уклада жизни. При этом особое значение приобретают рациональный режим обучения подростков и режим дня в целом. Суммарная учебно-производственная нагрузка нередко превышает функциональные возможности учашихся ПУ и ведет к значительному снижению работоспособности от начала к концу недели. Недельная нагрузка должна составлять 36 учебных часов. На 1-11 курсах больше времени отводится теоретическим занятиям - 28 и 24 ч в неделю, включая 2 урока физической культуры. На практические занятия отводится соответственно 6 и 12 ч. На III курсе это соотношение уравнивается и составляет 18 ч теории и 18 ч практики. В конце I и II курсов предусмотрена 3-недельная учебно-производственная практи­ка по 6 ч вдень. В конце обучения на III (IV) курсе учащиеся проходят предвыпускную производственную практику на штатных рабочих местах в течение 14-16 нед, после которой сдают квалификационные экзамены и получают разряд.

Разные по своему характеру занятия оказывают на организм разно­направленное влияние: теоретические — ограничивают двигательную активность и способствуют развитию гипокинезии, практические - повышают двигательную активность, могут нивелировать эти небла­гоприятные моменты.

Особое значение для создания оптимальной работоспособности и лучшего усвоения знаний и практических умений имеет рациональное сочетание в структуре учебной недели теоретических и практических занятий. Важную роль играет также не проведение производственного обучения в конкретные дни недеуш, а величина интервала между днями производственного обучения, необходимая для выработки профессионального навыка при сохранении высо­кого уровня работоспособности.

В расписании учебной недели предусматривается равномерное рас­пределение занятий по каждому предмету с определенными интерва­лами, что создает необходимый ритм учебного процесса. Таким опти­мальным интервалом являются 1—2 дня. С увеличением его до 3 дней и более пройденный материал забывается и учащиеся вынуждены усваивать его заново. Это делает процесс обучения более напряжен­ным и менее эффективным. Однако общие подходы, как правило, требуют корректировки в зависимости от количества часов практики в неделю, т.е. от курса обучения и профиля подготовки.

Для профессий, исключающих контакт с профессиональными вредностями, при 6 ч практики в неделю на I курсе целесообразно проводить ее по 3 ч в разные дни недели с интервалом 1—2 дня. Если практика предусмотрена 1 раз в неделю по 6 ч, то рекомендуется ее ставить в расписание в среду или четверг, чтобы обеспечить переклю­чение деятельности.

На II курсе в условиях мастерских ПУ практика проводится по 6 ч в течение 2 дней с интервалом 1—2 дня. При переходе на базовое пред­приятие и с увеличением часов практики до 18 ч в неделю она может проводиться по 2 или 3 дня подряд (например, практика, практика, теория, практика, теория, теория). Эта рекомендация связана с изме­нением характера практики. Учащиеся начинают получать задания, для выполнения которых требуется более длительное время, поэтому частые перерывы и необходимость постоянной переадаптации нару­шают рабочий стереотип, отрицательно влияют на работоспособ­ность и успешность обучения.

В отношении работы с большими физическими нагрузками орга­низация практики в течение нескольких дней подряд считается нера­циональной.

Для профессии и работ, связанных с тяжелыми и вредными усло­виями труда, следует использовать на протяжении всех лет обучения режнмт при котором практика и теория сочетаются в течение одного дня (4 ч практики и 2 ч теории). Это обусловлено директивным огра­ничением времени пребывания учащихся, не достигших 18 лет, в условиях такого производства до 4 ч.

Для ПУ сельскохозяйственного профиля на 1 и II курсах обучения целесообразно недельное чередование практических и теоретических занятий.

Режим теоретических занятий предусматривает в первую очередь рациональное расписание уроков, которое должно строиться на осно­ве общих гигиенических принципов и с учетОхМ специфики обучения. Особое значение имеет равномерное распределение в течение недели разных предметов — специальных, гуманитарных, естественно-мате­матических, уроков физической культуры. Нерационально проведе­ние в течение целого дня однотипных предметов (только специальных или только гуманитарных), а также сдвоенных уроков физической культуры (кроме лыжной подготовки и плавания). Режим производс­твенного обучения является одним из актуальных вопросов профес­сионального образования.

Основные гигиенические требования к режиму производственно­го обучения:

* постепенность перехода от общеобразовательной школы к режи­му труда, принятому на данном производстве;

* постепенность увеличения объема нагрузок и длительности их

воздействия на организм;

* ограничение контактов с неблагоприятными факторами произ­водственной среды.

Необходимы также мероприятия, направленные на предупреж­дение раннего контакта подростков с неблагоприятными факторами производства. Одним из них является проведение практических заня­тий на I курсе, включая 3-недельную практику, только в мастерских училиша, условия которых соответствуют гигиеническим требовани­ям. В ПУ горного профиля учебно-производственная практика долж­на проходить на базе училища в течение первых 3— лет обучения, так как работа лип моложе 20 лет в горных выработках и местах, опасных 0 отношении развития пневмокониоза, запрещена.

Причиной раннего выхода учащихся на производство чаще всего является плохая оснащенность мастерских и лабораторий, что не позволяет в полной мере отрабатывать профессиональные навыки в школе. Поэтому учебные мастерские должны соответствовать не только гигиеническим требованиям по параметрам среды (освещение, микроклимат и др.), но и педагогическим требованиям (специальные тренажеры, контрольно-измерительные приборы, технические уста­новки вплоть до учебных конвейеров, учебные полигоны разного назначения и др.).

Расписание рабочего дня должно обеспечивать постепенный переход от режима шкалы к режиму труда на производстве. Для этого на 1-м этапе предусматриваются небольшие перерывы длительностью 10 мин после 45-50 мин работы. 2-й этап — переходный, с перерывами через 1, 5—2 ч, 3-й - заключительный, совпадает с режимом данного производства, но с более ранним (после 3 ч работы) обеденным перерывом.

Большое значение для построения труда подростков имеет опре­деление оптимальной длительности непрерывной работы, дополни­тельных кратковременных перерывов для отдыха, количества этих перерывов и условия их проведения. Характер перерывов определя­ется спецификой труда и условиями производственной среды. При работах с физическими нагрузками в неблагоприятных метеороло­гических условиях (ткацкое производство, металлургия) во время перерывов рекомендуется пассивный отдых в положении сидя или полулежа. При работах, связанных с монотонностью, гиподинамией, вынужденной рабочей позой, напряжением отдельных анализаторов, необходим активный отдых с включением физических упражнений. Перерывы должны проводиться вне рабочих помещений в комфор­тных условиях, особенно на производствах, где возможен контакт с неблагоприятными факторами. Санитарно-гигиенический контроль за режимом обучения в ПУ — важная составная часть организации и проведения профессионально­го обучения подростков. Он должен осуществляться как специалиста­ми санитарно-эпидемиологической службы, так и учебным заведени­ем (в рамках производственного контроля).

При изучении документации, отражающей организацию режима, особое внимание уделяется расписанию занятий учащихся I курса обучения, а также по профессиям, связанным с тяжелыми условиями труда. Анализ трудового договора училища с базовым предприятием включает оценку достаточности и правильности всех мероприятий по организации режима труда и отдыха учащихся во время производс­твенной практики.

При непосредственном контроле за режимом обучения особое внимание должно уделяться соблюдению норм длительности малых перемен и обеденного перерыва, проведению вводной и производс­твенной гимнастики, рациональному построению процесса труда во время учебной производственной практики в мастерских.

Госсанэпиднадзор имеет большое значение для профилактики интоксикаций. При этом необходимо учитывать, что безвредные условия труда для подростков можно обеспечить лишь в том случае, если концентрации токсичных веществ значительно ниже предельно допустимых — примерно в 3—4 раза. Об этом убедительно свидетель­ствуют данные в отношении сероуглерода и сернистого газа. В случае невыполнимости этого условия труд подростков в таких цехах должен быть запрещен. В большей мере это касается цехов, в которых концен­трации химических веществ превышают допустимые.

Важное место в гигиенических требованиях к профессиональному обучению подростков занимают медицинская профессиональная ориен­тация на основе учета хронологического и биологического возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей организма и медицинские осмотры подростков, обучающихся в ПУ. Прежде всего необходимы тщательное предварительное медицинское освидетельствова­ние подростков, поступающих на обучение профессиям, связанным с влия­нием неблагоприятных профессионально-производственных факто­ров и правильное решение вопросов профессиональной пригодности. Кроме того, с целью раннего выявления изменений в состоянии здо­ровья и своевременного перевода на обучение другим профессиям проводятся также периодические медицинские осмотры подростков, обучающихся таким профессиям.

Должно предусматриваться и контролироваться проведение ком­плекса оздоровительных мероприятий: ежедневная витаминизация пищи, профилактическое УФО, пребывание на открытом воздухе

не менее 3 ч в день в сочетании с двигательной активностью, сба­лансированнее питание.

5.4. МЕДИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И КОНСУЛЬТАЦИИ

решение вопросов профессиональной ориентации ставит перед гигиенистами, врачами, педагогами и психологами задачу поиска реальных путей для возможно более ранней и эффективной системы определения профессиональной направленности молодежи.

формирование профессиональной направленности человека про­исходит в школьные юношеские годы. В подростковом возрасте рас­ширяется круг интересов и склонностей, появляется стремление к участию в труде. Необходимость и возможность ранней профориента­ции не вызывает сомнений в плане профессионального просвещения, развития профессионального самосознания, формирования личнос­тных качеств, необходимых для сознательной трудовой деятельности, так как 14—15 лет — возраст интенсивного формирования интегра- тивных качеств личности, осознания собственного «я», зарождения осмысленных жизненных планов, резких смен интересов, привязан­ностей, ценностных представлений.

Наибольшая интенсивность формирования профессиональных склонностей у школьников отмечается в период от 12 до 13 лет. Профессиональные склонности приобретают стабильный характер в возрасте 14—15 лет (табл. 5.7). У девочек 1-е ранговое место занимает деятельность типа «человек — природа», 2-е — «человек — художест­венный образ», третье — «человек — человек»; у мальчиков — соответс­твенно «человек — техника», «человек — природа», «человек — чело­век».

Профессиональные склонности в большей степени определяются полом, а зрелость — возрастом.

В настоящее время отмечается возрастание роли профориента­ции, которая должна пронизывать всю систему непрерывного обра­зования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.