Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гигиена детей иподростков и ееразвитие






В работах С.Г. Зыбелина, его речах «О вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней», произнесенной в 1773 г., «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащее к размножению в обществе народа», произнесенной в 1775 г., и «Слово о способе, как предупредить можно немаловажную между прочими мед­ленного умножения народа причину», произнесенной в 1780 г., отмечает­ся вредное влияние высокой температуры в комнатах на здоровье детей, содержатся ценные советы о необходимости воспитания выносливости к температурным колебаниям, по вопросам питания, воспитания детей раннего возраста, пользе свежего воздуха для здоровья.

В 1791 г. медицинской коллегией Московскому университету было предоставлено право при защите диссертации присваивать ученую степень доктора медицины. Первым воспользовался этим правом Ф.И. Барсук-Моисеев, который с 1795 по 1811 г. был профессором физиологии и диететики.

Профилактическая направленность в отечественной медицине особенно была выражена в научных концепциях терапевтов. Еще Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831) в «Слове о пользе и предме­тах военной гигиены или науки сохранять здоровье военнослужа­щих», произнесенном 3 июля 1809 г. на торжественном собрании Московского университета, сказал: «Взять в свои руки людей здоро­вых, предохранить их от болезни... предписать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно. Ибо легче предохранить от болезней, нежели их лечить». Слова, ставшие знаменитейшими, но, к сожалению, долгие годы, особенно в XX в., лишь декларативными.

В 1808—1809 учебном году М.Я. Мудров первым в России ввел на медицинском факультете преподавание военно-полевой медицины и военной гигиены, что позволяет считать его одним из основополож­ников отечественной военной гигиены.

Одним из выдающихся терапевтов был основатель Московской клинической школы Григорий Антонович Захарьин (1829-1897). Он в своей торжественной речи на годичном акте Московского универ­ситета в 1873 г. «Здоровье и воспитание в городе и за городом» также обращался к вопросам гигиены подрастающего поколения.

 

Николай Иванович Пирогов(1810-1881)-выпускникМосковского университета в статье «Мысли и замечания о проекте устава училищ, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения», ука­зывал на необходимость иметь врача в каждом закрытом учебном заведении. В XIX в. в кадетских корпусах, институтах благородных девиц и в крупных пансионатах при гимназиях были школьные врачи. Они следили за режимом дня, питания, физическим воспитанием, усло­виями обучения, проводили и гигиенические мероприятия. Этим самым они прокладывали первые пути школьной гигиены в область практической медицины.

В 1850—60-х гг. наблюдениями врачей было установлено большое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки (главным образом сколиоз), неврастении и анемии. Преимущественное распространение этих нарушений здоровья среди учащихся по срав­нению с их неучащимися сверстниками было настолько явным и так печально закономерно возрастало от класса к классу, что появление указанных отклонений сочли неизбежным следствием школьного обучения, что получило наименование «школьных болезней». Это определение дал в 1870 г. Р. Вирхов в работе «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы».

Поиски причин «школьных болезней» привели врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения — недостаточной осве­щенности классов, плохом воздухе в школьных помещениях, непра­вильной форме и величине школьных столов, перегрузке учебными занятиями. Этому посвящает Н.А. Тольский актовую речь «О влиянии школы на здоровье ее воспитанников», произнесенную на торжествен­ном заседании ученого совета Московского университета в 1891 г.

Рекомендации по устранению этих недостатков нашли отражение в статьях и даже руководствах по школьной гигиене. Во второй поло­вине XIX в. были созданы специальные журналы, а в начале XX в. (1904) состоялся I Международный конгресс по школьной гигиене.

Это была именно школьная гигиена, так как она ограничивала поле своей деятельности только школой как единственной формой организации детского населения, его общественного воспитания. Других детских коллективов, подлежащих наблюдению и гигиеничес­кому нормированию условий их существования, в ту пору не было.

В отечественной педиатрии в тесной и постоянной связи изучались вопросы клиники и гигиены детского возраста. В трудах отечествен­ных педиатров были заложены основы гигиены детей как возрастной гигиенической науки, но гигиена детей рассматривалась педиатрами как составная часть педиатрии, имеющая целью сохранение и укреп­ление здоровья индивидуума. В то же время гигиена как наука была озабочена оздоровлением и сохранением здоровья массовых контин- гентов детей, объединенных в определенные коллективы, и потому по своему характеру являлась не просто профилактической наукой, а наукой, носящей общественный характер.

Такое понимание гигиены детства (школьная гигиена, гигиена воспитания) как науки было дано не педиатрами, а отечественными гигиенистами, в частности Ф.Ф. Эрисманом, его последователями и

учениками.

формирование гигиены как области научного знания произошло во второй половине XIX в. В тот же период в соответствии с универ­ситетскими уставами 1863 и 1884 гг. гигиена стала предметом препо­давания.

Ускорение процесса формирования научной гигиены происходило под воздействием социально-экономических факторов - бурного раз­вития капиталистического производства, роста городов, загрязнения окружающей среды и, с другой стороны, процесса дифференциации медицинских знаний.

Первые кафедры гигиены открываются в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге в 1871 г. и на медицинском факультете Императорского московского университета в 1884 г.

Определение роли и значения гигиены как науки в России было дано А.П. Доброславиным (1842-1889) и Ф.Ф. Эрисманом (1842-1915), деятельность которых протекала в один исторический период.

В развитии отечественной школьной гигиены также признается основополагающая роль этих двух ученых. Однако Ф.Ф. Эрисман занимает главенствующее место и по праву считается основополож­ником отечественной школьной гигиены.

Ф.Ф. Эрисман (Гульдрейх Фридрих) по национальности швейца­рец, в 1869-1896 гг. работал в России. В 1870 г. он проводит первое научное исследование, выходящее за рамки клинического обсле­дования. Будучи окулистом, он дает детальную оценку зрения 4368 петербургских школьников и устанавливает среди них значитель­ный процент близоруких. Анализ причин этого позволил учено­му сделать вывод о существенном влиянии неблагоустроенности школы.

В 1881 г. Совет Московского университета пригласил читать доцент­ский курс гигиены молодого, но уже известного своими трудами и учебными руководствами Ф.Ф. Эрисмана. В первой же лекции ученый не только изложил цели и задачи гигиены, но и сформулировал новую концепцию данной науки. Важнейшие положения гигиены:

• «гигиена есть наука об общественном здоровье»;

• «не каждый врач... может быть специалистом по гигиене, но каждый (врач)...может и должен усвоить... гигиенический способ мышления»;

• «...умение диагностировать и устранять санитарные недуги обще­ства...вернее спасает от болезни и смерти, нежели все рецепты и лекарства, вместе взятые»;

• «санитарное направление (профилактическое) в медицине одер­жит блестящую победу над чисто лечебными тенденциями»;

• «предупредительной медицине - гигиене предстоит великое будущее»

На пути к созданию новой кафедры гигиены Ф.Ф. Эрисман предо­пределил главное, что должны сделать ученые-гигиенисты, а именно «найти те законы, которые управляют здоровьем общества». Для осу­ществления указанных целей ученый первоначально добился орга­низации и современного оснащения гигиенической лаборатории, в которой уже через год занимались 136 студентов и 15 врачей. В 1884 г. на этой базе была создана кафедра «Гигиена и при ней эпидемиология и медицинская полиция, медицинская статистика, учение об эпизоо­тических болезнях и ветеринарная полиция».

Ф.Ф. Эрисман проявил себя в Московском университете как блес­тящий организатор. По его плану и под его руководством был постро­ен образцовый Гигиенический институт на Девичьем поле, в котором 19 октября 1890 г. начались занятия. В этом институте осуществлялась на высоком уровне теоретическая и практическая (лабораторная) под­готовка студентов и врачей.

В 1891 г. при институте была открыта городская санитарная стан­ция. А П. Чехов, характеризуя Ф.Ф. Эрисмана, говорил: «Он осно­вал действительно рабочий гигиенический институт, служивший не только науке, но и обществу». В созданной великим ученым гигиени­ческой лаборатории студенты IV курса не только слушали лекции, но и изучали чисто практические вопросы охраны от загрязнения воды, воздуха, почвы, пищи.

ФФ. Эрисман оказал огромное влияние на формирование и раз­витие отечественной гигиены, одним из основоположников которой он вошел в историю медицины. Значительная часть научных трудов ученого была посвящена проблемам гигиены детства: школьной близорукости и физического развития учащихся, освещения и вен-

Эрисмаи Ф.Ф. Избранные произведении. - М., 1959. - С. 34-60.

тиляции школьных зданий, школьного оборудования и физического воспитания, школьного утомления и гигиены умственного труда учашихся. Однако не количество научных работ определило место ф.ф. Эрисмана в отечественной школьной гигиене, а то направление, которое он придавал школьной гигиене как науке. Для школьной гигиены как науки ученый считал объектом исследования растущий организм ребенка и основную задачу данной науки видел в разработке гигиенических и оздоровительных мероприятий, обеспечивающих воспитание здорового подрастающего поколения.

Основной тезис Ф.Ф. Эрисмана как ученого-гигиениста заключал­ся в том, что в научных исследованиях критерии для оценки внеш­ней среды выбираются исходя из влияния фактора или комплекса факторов внешней среды на организм человека, в частности ребенка. Он писал, что все явления окружающей среды интересуют гигие­ниста лишь настолько, насколько они могут отражаться на здоровье человека; указывал на необходимость связи гигиены с физиологией и стремился, чтобы при исследовании влияния факторов среды на орга­низм ребенка изучалось прежде всего их влияние на физиологические функции организма, а также и на морфологические показатели. В то же время ученый подчеркивал, что достоверность и убедительность рекомендаций в области гигиены должны базироваться на данных эксперимента с использованием объективных методик оценки изуча­емого фактора и на анализе статистических исследований.

Ф.Ф. Эрисман на медицинском факультете Московского уни­верситета и А.П. Доброславин в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга ввели преподавание гигиены, где раздел школьной гигиены входил в общий курс гигиены. Преподавание гигиены на медицинском факультете утверждало эту науку в равных правах с клиническими дисциплинами в образовании врача.

В Московском университете с 1886 г. введен приват-доцентский курс школьной гигиены, который читал один из ближайших сотруд­ников Ф.Ф. Эрисмана Варнава Ефимович Игнатьев.

Как ученик Ф.Ф. Эрисмана В.Е. Игнатьев продолжил его линию на развитие школьной гигиены. Глубокие исследования В.Е. Игнатьева в этой области, широчайший диапазон его гигиенических познаний особенно проявились после революции 1917 г., когда он стал орга­низатором и директором Института физической культуры и спорта в Москве, заведующим кафедрой школьной гигиены в Московском педагогическом институте. После отъезда Ф.Ф. Эрисмана в 1896 г. из России школьно-гигиени- ческую науку возглавил его ученик Григорий Витальевич Хлопин (1863— 1929). который в последующем, в 1904—1905 гг., руководил впервые орга­низованными при Министерстве просвещения «Врачебной санитарной частью учебных заведений» и «Школьно-гигиенической лабораторией». В 1908 г. он представлял ее на II Международном конгрессе по школьной гигиене, а в 1911 г. возглавил организацию школьно-гигиенического отде­ла на Международной гигиенической выставке в Дрездене.

Наряду с упомянутыми проблемами в конце XIX — начале XX вв. остро стоял вопрос об организации медицинского обслуживания учебных заведений и санитарного надзора за ними. Он был выдвинут самой жизнью. В 1860-е гг. получает развитие земская медицина. В 1864 г. было введено земское самоуправление в 34 губерниях России, а в 1871 г. в нем утверждена должность санитарного врача. К 1913 г. в России насчитывалось 250 земских санитарных врачей.

Врачами земств проводилась значительная работа по изучению санитарного состояния различных уездов. Так, только врачами Московского земства за 1900-1902 гг. было подробно обследовано санитарное состояние 799 земских школ, 283 церковно-приходских и 68 школ разных ведомств.

С 1870-х гг. школьная гигиена занимает значительное место в деятельности научных обществ. Особенно большое внимание воп­росам школьной гигиены уделяло Общество русских врачей памяти Н.И. Пирогова На 1-м (1885) и 2-м (1887) съездах этого обще­ства обсуждался вопрос о так называемом школьном утомлении, на 5-м съезде было принято решение об организации при правлении Обшества «Комиссии по школьной гигиене и распространению гиги­енических знаний в народе» под председательством А.В. Молькова.

Московское гигиеническое общество, основанное в 1892 г. (первым председателем был Ф.Ф. Эрисман), на первом заседании 24 октября 1892 г. заслушало 2 доклада по школьной гигиене: «О физическом воспитании молодежи с общественной точки зрения» (Е.А. Покровский) и «Физическое развитие детей в средних учебных заведениях Москвы» (Н.В. За к).

К концу второго десятилетия XX в, проблемы школьной гигиены были довольно широко представлены в отечественной гигиенической науке.

Школьная гигиена, опрелеленная Ф.Ф. Эрисманом как наука, при­званная изучать влияние условий жизни на здоровье детских кол лек-

 

гигиена детей и подростков и ее развитие

тивов и разрабатывать гигиенические требования к условиям окру­жающей их среды, представляла собой фактически самостоятельную отрасль гигиенической науки.

В 1922 г. на объединенной конференции профессоров и препо­давателей кафедры социальной гигиены I и II МГУ по инициативе профессора А.В. Молькова был поставлен вопрос о выделении курса гигиены воспитания в самостоятельный раздел. В 1926 г. в I МГУ открылась кафедра гигиены воспитания.

А.В. Мольков одновременно руководил институтом социальной гигиены, в составе которого были школьно-гигиеническая лаборато­рия, школьно-гигиенический музей и антропометрическое бюро. В институте и на кафедрах проводилась большая работа по внедрению социально-гигиенических дисциплин в область университетского образования врача. Большое место в научной деятельности профес­сора занимали разработка теоретических положений, определение места гигиенического воспитания (школьной гигиены) в системе медицинского образования.

Страна приступилакреконструкции народного хозяйства. Вопросы воспитания и образования подрастающего поколения занимали одно из первых мест.

В 1927 г. решением Совнаркома РСФСР в Москве на базе несколь­ких опытно-показательных учреждений был организован Научный институт охраны здоровья детей и подростков (ОЗДиП) Наркомздрава, Затем подобные институты были открыты в Ленинграде, Харькове, Днепропетровске, Баку, Тифлисе, Минске, Нижнем Новгороде, Воронеже и других городах.

В 1934 г. А.В. Мольков организовал кафедру школьной гигиены в Центральном институте усовершенствования врачей (в настоящее время Российская медицинская академия последипломного образо­вания).

В этот период отмечались значительные успехи в области сани­тарно-эпидемиологического благополучия населения. До Великой Отечественной войны (1941-1945) в нашей стране прекращаются эпи­демии, снижается инфекционная заболеваемость, улучшаются демог­рафические показатели, повышается уровень физического развития детского населения.

 

Война нанесла значительный урон состоянию здоровья подраста­ющего поколения. Это вызвало необходимость усиления как научной, так и практической деятельности, а также реализации некоторых

социально-экономических мер по охране и укреплению здоровья детей и подростков.

В 1944 г. в Академии педагогических наук РСФСР был создан НИИ школьной гигиены, реорганизованный в 1949 г. в Институт физичес­кого воспитания и школьной гигиены (первым директором его был Н.А. Семашко). В настоящее время он функционирует как НИИ воз­растной физиологии Российской академии образования.

Следует заметить, что в вышеуказанный период школьная гигиена именовалась и гигиеной воспитания. Таким образом, акцентировалось внимание на том. что эта профилактическая наука в условиях новой социально-экономической ситуации была призвана распространять свое влияние не только на школу, но и на другие детские учреждения. Однако, справедливости ради, мы здесь должны вспомнить выска­зывание Ф.Ф. Эрисмана о том, что название «школьная гигиена» не отражает всей проблемы в целом. «По существу, — писал Ф.Ф. Эрисман в материалах к конгрессу 1904 г., — мы имеем дело не со школьной гигиеной, а с гигиеной воспитания, в которой школьная гигиена представляет лишь ее часть». Предложенный Ф.Ф. Эрисманом термин некоторое время употреблялся в нашей стране. Соответствующие кафедры на медицинских факультетах I и II Московских универси­тетов организовывались и именовались как кафедры гигиены вос­питания, и этой науке было присвоено такое название. Однако это название суживало рамки науки. Жизнь же настойчиво требовала их расширения.

В 1953 г. под эгидой Министерства здравоохранения СССР состоя­лось Всесоюзное совещание по вопросам школьной гигиены, на кото­ром настойчиво высказывалась мысль о необходимости отказаться от термина «школьная гигиена» и привести название науки в соответс­твие с ее содержанием. С 1954 г. в нашей стране эта отрасль гигиены именуется гигиеной детей и подростков. Новая дисциплина не роди­лась на голом месте. В стране уже давно разрабатывались вопросы гигиены детей раннего возраста, школьников и гигиены труда подрос­тков, но этот процесс был разрозненным, без внутренней связи.

Гигиена детей и подростков, вобрав в себя основные источники, из которых она возникла, - школьную гигиену, гигиену детей дошколь­ного возраста и гигиену труда подростков, синтезировала их и приоб­рела новое качество — возрастной гигиены, изучающей влияние усло­вий жизни на подрастающее поколение в его развитии, динамически, преемственно.

 

Послевоенный период и последующие годы вплоть до 1960-х гг. характеризовались эффективной деятельностью здравоохранения в стране. Продолжительность жизни по сравнению с началом века возросла вдвое. Принципы организации и финансирования здраво­охранения в бывшем СССР в тот период были весьма прогрессивны и завоевали всемирное признание. Произошли резкие изменения причин смертности и заболеваемости детей и подростков. В стране были ликвидированы особо опасные инфекции, паразитарные тифы, полиомиелит. Многочисленными исследованиями выявлены значи­тельные улучшения показателей физического развития детей и под­ростков во всех возрастных группах.

Успешному решению актуальных научных проблем способство­вало создание в 1959 г. НИИ гигиены детей и подростков Академии медицинских наук СССР; позднее он был переведен в подчинение Министерства здравоохранения СССР, а в настоящее время называ­ется НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН.

Основоположниками, теоретиками и крупными организатора­ми современной отечественной гигиены детей и подростков явля­ются профессора А.В. Мольков, С.М. Громбах, академики РАМН Г.Н. Сердюковская и А.Г. Сухарев.

Альфред Владиславович Мольков (1870-1947) — доктор медицинс­ких наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Профессор А.В. Мольков — выпускник медицинского факультета Московского университета, земский врач, талантливый организатор и знаток сани­тарного просвещения, основоположник отечественной школьной гигиены. Им сформулированы цели и задачи, определены основные пути научно-исследовательской и педагогической работы в области школьной гигиены, написаны первые учебник и руководство к прак­тическим занятиям студентов по школьной гигиене. Особый интерес и сегодня представляют динамические исследования физического развития детей различных национальностей. Эти исследования поло­жили начало повсеместному изучению динамики здоровья детского населения. Много исследований А.В. Молькова посвящено изуче­нию детского общественного питания, гигиеническому обоснованию строительства, благоустройства и оборудования школ и детских учреждений, дошкольному обучению и воспитанию.

Сергей Михайлович Громбах (1909-1987) — доктор медицинских наук, профессор, выпускник I Московского медицинского ннсгнту- та, один из организаторов НИИ гигиены детей и подростков АМН СССР, в котором он проработал более четверти века. Трудно назвать раздел современной гигиены детей и подростков, в котором бы профессор С.М. Громбах не сформулировал теоретические основы. Гигиенические принципы нормирования учебных и трудовых нагру­зок, факторов окружающей среды в детских и подростковых учрежде­ниях, готовность детей к школе, гигиеническая оптимизация учебных занятий, принципы комплексной оценки состояния здоровья детей — это далеко не полный перечень результатов экспериментальных раз­работок ученого. Им создана научная школа (подготовлено более 20 докторов и кандидатов медицинских наук), последователи которой продолжают и развивают его идеи.

Галина Николаевна Сердюковская (1921—2004) — доктор меди­цинских наук, профессор, действительный член РАМН, выпускни­ца I Московского медицинского института, один из организаторов НИИ гигиены детей и подростков АМН СССР[1], в котором рабо­тала более 30 лет (свыше 25 лет директором). С именем академика Г.Н. Сердюковской связаны основные достижения современной гиги­ены детей и подростков как науки, а также практическое использова­ние достижений этой науки в отечественной образовательной системе. Исследования, проведенные под руководством Г.Н. Сердюковской, позволили научно обосновать физиолого-гигиенические принципы и подготовить санитарные нормы и правила, регламентирующие все многообразие деятельности и условий, в которых они осуществляют­ся подрастающим поколением.

Академик Г.Н. Сердюковская впервые обратила внимание на проблемы психического здоровья детей и подростков, провела ком­плексные исследования, позволившие установить количественную зависимость между состоянием здоровья детей и климато-экологи- ческими, социально-гигиеническими и внутришкольными факто­рами, выявить особенности формирования заболеваемости детей и подростков в последние 40 лет.

Александр Григорьевич Сухарев (1932 г.р.) — доктор медицин­ских наук, профессор, действительный член РАМН, выпускник Казанского государственного медицинского института, свыше 30 лет является заведующим кафедрой гигиены детей и подростков Российской медицинской академии последипломного образования.

Основными направлениями научных исследований А.Г. Сухарева являются научное обоснование концепции укрепления здоровья детского и подросткового населения России; разработка теоретичес­ких основ и практическая реализация технологии социально-гиги- енического мониторинга; разработка научных основ профилактики детской инвалидности; гигиеническое обоснование системы физи­ческого воспитания детей и подростков; обоснование гигиенических регламентов суточной двигательной активности для профилактики Гипокинезии детей. Глава 2

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ПОПУЛЯЦИИ

2.1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Физическое развитие является одним из ведущих признаков здо­ровья. Ch уровня физического развития зависят другие показатели здоровья.

Пионером массовых обследований физического развития детского населения по праву считается Ф.Ф. Эрисман. Проведенные им в 1879 г. антропометрические измерения у 26 тыс. детей и подростков разного возраста явились основой для получения первых репрезентативных данных о физическом развитии молодого поколения.

В первой трети XX в. (1926) по инициативе А.В. Молькова создается Центральное антропометрическое бюро, унифицируется методика измерений, начинаются исследования физического развития подрас­тающего поколения и разрабатываются первые стандарты физичес­кого развития детей. Эти работы позволили практическому здраво­охранению наладить врачебный контроль за ростом и развитием как отдельных детей, так и определенных групп детского населения.

Под терминам «физическое развитие* детей и подростков понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития — биологический возраст.

Физическое развитие ребенка в каждый период жизни — это ком­плекс морфофункнноиальных свойств, характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность (работоспособность) детского организма.

Термин «физическое развитие» отражает не моментальную харак­теристику состояния (развития), а динамику процесса. С л их пози­ций физическое развитие понимается как процесс обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложении, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма.

Физическое развитие детей и подростков характеризуется слож­ным и многообразным комплексом признаков. При изучении фиэи- ческого развития наиболее часто используют только основные сома- тбметпрические показатели — длину и массу тела, окружность грудной клетки. Форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мус­кулатуры, жироотложение, эластичность кожи, половое созревание относятся к соматоскопическим показателям. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сжатия кисти рук — функциональные, физиометри- чес кие, показатели.

Все эти показатели учитываются при оценке физического разви­тия детей и подростков, которая должна проводиться комплексно. На кафедре гигиены детей и подростков ММА имени И.М. Сеченова раз­работана, успешно апробирована и внедрена в гигиеническую прак­тику методика комплексной оценки физического развития (рис. 2.1).

  Рис. 2.1. Схема оценки физического развития Врач должен знать и уметь определить уровень биологического развитии ребенка, степень соответствия его биологического возраста паспортному. При этом следует учитывать длину тела и ее погодовые прибавки, число постоянных зубов, степень полового созревания. Однако недостаточно определить лишь соответствие или несоот-

 

ветствие уровня биологического развития возрасту. Необходимо дать оценку морфофункционального состояния. По показателям массы тела, окружности грудной клетки, ЖЕЛ, мышечной силы можно уста­новить, является ли морфофункциональное состояние гармоничным, дисгармоничным или резко дисгармоничным.

2.1.1. Оновные закономерности роста и развития детей, их гигиеническое значение

Закономерности роста и развития организма являются теоретичес­кой основой гигиенического нормирования факторов окружающей среды для детей и подростков. Знание этих закономерностей позволя­ет врачу по гигиене детей и подростков понять и объяснить деятель­ность отдельных органов и систем, их взаимосвязь, функционирова­ние целостного организма ребенка в разные возрастные периоды и его единство с внешней средой.

При контроле за здоровьем и развитием подрастающего поколения санитарный врач может правильно интерпретировать полученную информацию только на основе знания возрастных особенностей рас­тущего организма. Осуществление санитарно-эпидемиологического надзора, предъявление научно обоснованных требований к режиму дня. организации воспитательного и образовательного процессов, к питанию детей без знания этих закономерностей невозможно.

Жизненный цикл человека условно делится на 3 этапа: созревание, зрелый возраст и старение. Провести хронологическую границу пере­хода организма от одного этапа к другому можно на основе изучения особенностей его роста и развития, взаимодействия с окружающей (в том числе и социальной) средой.

Этап опревания характеризуется прежде всего достижением поло­вой зрелости, способностью организма и возможностью выполнения детородной функции, что обеспечивает сохранение вида. В сохранении вида заключается биологический смысл индивидуального роста и раз­вития любого живого существа, в том числе и человека. Однако было бы ошибкой судить о зрелости человека только по степени полового раз­вития. Не менее важным признаком является готовность индивида к осуществлению социальных функций, трудовой и творческой деятель­ности, и в этом социально-общественный смысл его развития.

Половое созревание наступает к 13-15 годам. Подтверждением этого может служить средний возраст начала менструации у совре­менных девочек. Поданным НИИ гигиены и охраны здоровья детей

И подростков Научного центра здоровья детей РАМН (НЦЗД РАМН), возраст menarche составляет 13-13 лет 5 мес.

Трудовая зрелость наступает гораздо позднее, обычно к оконча­нию обучения в школе или ПУ, т.е. в 17-18 лет. Она приходит только с приобретением опыта общественно-социальной активности.

Наблюдается расхождение во времени наступления половой и трудовой зрелости. Если половая зрелость наблюдается несколько раньше, то трудо­вая зрелость в условиях современного производства, требующего достаточ­но высокого уровня подготовки, наоборот, позднее. Поэтому хронологи­ческой границей полного созревания организма и наступления зрелости следует считать 20-21 год. Именно к этому возрасту завершается не только процесс полного созревания и роста, но и накапливаются необходимые знания, формируются нравственные устои, т.е. создаются возможности для выполнения человеком и биологических, и социальных функций.

На всем этапе созревания (от момента рождения до полной зрелос­ти) рост и развитие организма протекают в соответствии с объективно существующими законами:

• неравномерность темпа роста и развития;

• неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);

• обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);

• биологическая надежность функциональных систем и организма в целом;

• генетическая обусловленность роста и развития;

• обусловленность роста и развития средовыми факторами;

• эпохальная тенденция и цикличность процессов роста и развития детской популяции (секулярный тренд, акселерация, ретардация роста и развития).

Неравномерность темпа роста и развития. Процессы роста и раз­вития протекают непрерывно, носят поступательный характер, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Чем моло­же организм, тем интенсивнее процессы роста и развития. Это наиболее наглядно отражают показатели суточного расхода энергии (табл. 2.1).

 

За 1-й год жизни длина тела новорожденного увеличивается на 47%, за 2-й — на 13%, за 3-й — на 9%. В возрасте 4—7 лет длина тела еже­годно увеличивается на 5-7%, а в возрасте 8-10 лет — лишь на 3%.

В период полового созревания отмечается скачок роста, в возрасте 16-17 лет наблюдается снижение, а в 18-20 лет увеличение длины тела практически прекращается.

Изменения массы тела, окружности грудной клетки, а также раз­витие отдельных органов и систем в целом происходят неравномерно. Неравномерность тем па роста и развития организма на этапе созрева­ния является общей закономерностью. Однако в этот период проявля­ются и некоторые индивидуальные особенности. Встречаются инди-

Формирование здоровья детской и подростковой популяции 37

 

видуумы, темп развития которых ускорен, и по уровню зрелости они опережают свой хронологический (календарный) возраст. Возможно и обратное соотношение. В связи с этим термин «возраст ребенка* дол­жен конкретизироваться: хронологический или биологический.

Хронологический возраст - период, прожитый ребенком от рожде­ния до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу (день, месяц, год).

Биологический возраст — совокупность морфофункциональных осо­бенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

Школьники с замедленным темпом биологического развития менее активны на уроках. У них отмечаются повышенная отвлекае- мость и неблагоприятный тип изменения работоспособности. В ходе учебного процесса выявляется более выраженное напряжение зри­тельного, двигательного анализатора и сердечно-сосудистой системы. Отставание биологического возраста у детей сочетается со снижением показателей большинства антропометрических признаков и более частыми отклонениями в опорно-двигательном аппарате, нервной и сердечно-сосудистой системах.

Наиболее выраженные изменения работоспособности и состояния здоровья наблюдаются у детей с резким отставанием биологического возраста (разница 3 года и более).

Ускоренный темп индивидуального развития ребенка приводит к опережению биологического возраста по сравнению с хронологичес­ким. «Опережающее» развитие встречается в коллективах учащихся реже, чем «отстающее». Ускоренное развитие наблюдается чаще у девочек. У школьников с ускоренным темпом индивидуального раз­вития работоспособность ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному. Среди них больше лиц, страда­ющих гипертензией и хроническим тонзиллитом, у них выше пока­затели заболеваемости, чаще и резче проявляются функциональные отклонения.

Наибольшая частота отклонений от биологического возраста выяв­ляется среди подростков.

Таким образом, индивидуальные изменения темпа роста и разви­тия ребенка обусловливают несоответствие биологического возраста хронологическому.

Критерии биологического возраста: уровень оссификации скелета, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторичных половыхГлава

признаков, начало менструаций, а также морфологические показате ли физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).

 

В процессе роста и формирования зубочелюстного аппарата раз лячают 3 периода.

1-й период — от рождения ребенка до 5—6 лет (до начала прорезыва­ния постоянных зубов). Сроки формирования, прорезывания и рассасы­вания корней молочных и постоянных зубов приведены в табл. 2.3 и 2.4.

Хаблша 2.3. Сроки развития, прорезывания и рассасывания молочных зубов
1 Зубы J Полное j обызвествление коронок, мес 1 Сроки проре­зывания, мес Полное обызвествление корней, мес I Начало рас­сасывания корней, годы
1 ^ 1-2 6-8 1, 50-2, 00  
1 11 3-4 8-12 1, 50-2, 00  
1 III   16-20 3, 25-5, 00  
IV   12-16 2, 50-4, 00  
1 V 1   20-30 J 3, 00-4, 00  

 

 

Таблица 2.4. Сроки развития, прорезывания и формирования постоянных зубов
Зубы Начало минера­лизации (после рождения) Сроки прорезы­вания, годы Сроки окончания формирования корней, годы
I 3—4 мес 6-8 9-10
11-й нижний 3—4 мес 7-9 10-11
11-й верхний 10-13 мес 9-12 12-15
ш 4—5 мес 10-12 12-13
1 , v 1 0, 5-2, 0 года 10-12 12-13
! v I 2, 5-4, 0 года 10-12 12-14
VI при рождении 6-7 9-10
v.. 2, 5-3, 0 года 11-13 14-16
VIII 1 7-10 лет 17-21 18-25

 

2-й период начинается с 6—7 лет — с замены молочных зубов пос­тоянными. Прорезыванию постоянных зубов предшествует физиоло­гическое рассасывание корней молочных зубов.В 3-м периоде, в возрасте 12—13 лет, в зубном ряду находятся посто­янные зубы с различной степенью формирования корней.

С возрастом степень информативности показателей биологичес­кого возраста меняется. От 6 до 12 лет основными показателями раз­вития являются число постоянных зубов («зубной возраст») и длина тела. Между И и 15 годами наиболее информативны показатели годо­вой прибавки длины тела, а также степень выраженности вторичных половых признаков и возраст наступления менструаций. В 15 лет и позднее очень важным показателем развития становится появление вторичных половых признаков, а показатели длины тела и развития зубов утрачивают информативность.

Уровень оссификации скелета определяется с помощью рентгено­графических исследований (рис. 2.2-2.4) только при наличии особых медицинских показаний — при резко выраженных нарушениях раз­вития (табл. 2.5).

Ю-е ядро

 

Рис. 2.3. Рентгенограмма костей запястья ребенка 5 лет: в запястье 6 ядер окостенения, включая эпифизы лучевой и I пястной кости

формирование здоровья детской и подростковой популяции 41

Таблица 2.5. Сроки окостенения скелета верхних и нижних конечностей
Анатомическая область Возраст появления ядра окостенения Возраст синостози- рования
Верхняя конечность
Плечевой отросток (акро- мион) 16-18 лет 20-22 года
Клювовидный отросток 7—12 мес 16-18 лет
Головка плечевой кости 4-8 мес 20-22 года
Головка мыщелка плече­вой кости L1 мес - 2 года 19 лет
Блок плечевой кости 9-11 лет 19 лет
Латеральный над мы щелок 9-12 лет 19 лет
Медиальный надмыщелок 6-9 лет 19 лет
Локтевой отросток 9-11 лет 17-19 лет
Головка лучевой кости 5—7 лет 17-19 лет
Дистальный эпифиз луче­вой кости 7 мес — 3 года 21-23 года
Дистальный эпифиз лок­тевой кости 6-7 лет 19-21 год
Крючковидная кость 3-6 лет
Трехгранная кость 2—3 года
Полулунная кость 3—4 года
Ладьевидная кость 5 лет
Многоугольная кость 5-6 лет —. ■ ■
Гороховидная кость 10-11 лет I — '*
Эпифизы оснований фаланг и головок пястных костей 2-3 года 16-19 лет
Сесамовидные кости 13-14 лет . —..
Нижняя конечность  
Головка бедренной кости 8-10 мес 18-20 лет
Большой вертел 3—7 лет 20 лет
Малый вертел 8-10 лет 18 лет

, ее

рост и формирование происходят в возрасте 10—12 лет. Лишь после 12 лет идут интенсивное развитие половых органов и становление детородной функиии.

Темпы роста отдельных частей тела также различны. В процессе роста меняются пропорции тела и ребенок из относительно большего­лового, коротконогого и длиннотуловищного постепенно превраща­ется в малоголового, длинноногого и короткотуловищного (рис. 2.6).

 

Таким образом, интенсивное развитие и окончательное форми­рование отдельных органов и систем происходят не параллельно. Существует определенная очередность роста и развития тех или иных структурных образований и функций. При этом в период интен­сивного роста и развития функциональной системы наблюдается ее повышенная чувствительность к действию специфических факторов. В период интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувс­твительность организма к недостатку белка в пище; в период развития речедвигательных функций - к речевому общению; в период развития моторики — к двигательной активности.

Способность орган изма ребен ка к кон к рел н ы м ви да м деятел ьности, его устойчивость к разнообразным факторам окружающей среды опре- дел я ются уровне м созре ва н и я соот ветст ву ю щ и х фу и к ц и он а л ьн ы х с ис - тем.Так, ассоциативныеотделыкорыголовногомозга, обеспечивающие его интегральную функцию и готовность к обучению в школе, созрева­ют постепенно в ходе индивидуального развития ребенка к 6-7 годам. В связи с этим форсированное обучение детей в раннем возрасте может отразиться на их последующем развитии.

Система, обеспечивающая транспортировку кислорода к тканям, развивается также постепенно и достигает зрелости к 16-17 годам. Учитывая это, гигиенисты предписывают ограничение физических нагрузок детям. Только в подростковом возрасте по достижении мор- фофункциональной зрелости сердечно-сосудистой и дыхательной систем допускаются длительное выполнение больших физических нагрузок и развитие выносливости.

Таким образом, функциональная готовность к отдельным видам учебной, трудовой и спортивной деятельности формируется неод­новременно, поэтому должны нормироваться дифференцированно и виды деятельности, и воздействие факторов окружающей среды на различные анализаторы или функциональные системы.

Гигиеническая норма на протяжении всего этапа созревания орга­низма меняется в соответствии с изменением возрастной чувстви­тельности к действию фактора.

Гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем является научной основой дифференцированного нормирования факторов окружающей среды и деятельности детей и подростков.

Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Половой диморфизм проявляется в особенностях обменного процес­са, темпа роста и развития отдельных функциональных систем и орга­низма в целом. Так, мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели (рис. 2.7).

В период полового созревания это соотношение меняется: девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки пре­восходят своих сверстников. Наблюдается 1-й перекрест возрастных кривых этих показателей.

В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и мальчики по своим антропометрическим показателям вновь опережают девочек. Образуется 2-й перекрест кривых. Этот двойной перекрест кривых возрастного изменения показателей физического развития характе­рен для нормального физического развития детей и подростков.

Одновременно наблюдается неодинаковый темп развития многих функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной и сер-

Рве. 2.7. Изменения роста мальчиков и девочек в зависимости от возраста

Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психофизиологических показателях.

Итак, наряду с общими для обоих полов закономерностями сущес­твуют различия в темпах, сроках и показателях роста и развития маль­чиков и девочек. Половой диморфизм учитывается при нормировании физических нагрузок, организации образовательного процесса.

Половые различия в росте и развитии организма имеют большое значение при профессиональной ориентации школьников, спортив­ном отборе и подготовке юных спортсменов.

дечно-сосудистой. Например, сила кисти руки или мышц — разгиба­телей спины у мальчиков всех возрастов выше, чем у их сверстниц.

Биолопиеская надежность функциональных систем и организма в вело*. Достижения возрастной морфологии и физиологии, теория системогенеза П.К. Анохина позволили сформулировать еще одну закономерность индивидуального развития организма — надежность биологической системы (А.А. Маркосян). Эта закономерность базиру­ется на представлении о широком диапазоне жизненных возможнос­тей. В качестве доказательств приводятся известные факты. В 10 мл крови человека содержится такое количество тромбина, которое может вызвать свертывание всей крови человека. Избыточное содержание тромбина обеспечивает надежность системы свертывания. Стенка сонной артерии обладает высокой прочностью. Она способна выдер­жать давление в 20 атм, тогда как в действительности оно редко пре­вышает V) атм. Эти примеры показывают, что резервные возможностисистем организма огромны. Кроме того, природой предусмотрено дуб­лирование многих органов (почек, легких, органов зрения, слуха).

Резервные возможности и надежность систем организма обеспечи­вают его индивидуальное развитие. При отсутствии такой надежнос­ти систем и широких жизненных границ развитие организма было бы невозможно вследствие постоянной опасности прекращения жизни.

Таким образом, надежность биологической системы базируется на:

• избыточности элементов управления;

• дублировании и взаимозаменяемости элементов регуляции;

• совершенном и быстром возврате к состоянию относительного постоянства;

• динамичности взаимодействия звеньев системы.

Под надежностью физиологической системы понимают такой уровень регулирования и такое соотношение элементов самого процесса, когда обеспечиваются оптимальный ход последнего с резервными возможностями и взаимозаменяемостью звеньев, быстрый возврат к исходному состоянию с достаточной лабильностью и пластичностью, гарантирующими быстрое приспособление.

Однако несмотря на большой запас прочности систем, рассчитан­ных на сохранение жизни в критических ситуациях, при организации учебной, трудовой и спортивной деятельности детей и подростков следует использовать установленные оптимальные нагрузки.

Отечественная гигиеническая наука развивает концепцию о соот­ветствии прежде всего учебных нагрузок функциональным возмож­ностям растущего организма и целесообразности его тренировки с целью охраны и укрепления здоровья. В соответствии с этим в нашей стране разрабатываются нормативы деятельности на основе возраст- но-полового принципа и даются рекомендации по разумной трени­ровке растущего организма с тем, чтобы способствовать увеличению его резервных способностей и более полному использованию физи­ческих возможностей организма, заложенных природой.

Детерминация процесса роста и развития факторами наследствен­ности. Данная закономерность имеет особо важное значение в гигиене детей и подростков.

Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела, неотделимый от его развития, становления функцио­нальных систем (П.К. Анохин). Генетическая программа обеспечивает жизненный цикл индивидуального развития, последовательность переключения и дерепрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях питания и воспитания ребен­ка. Прежде всего это хроногены — гены, изменяющие свои функции по достижении клетками или тканями определенных этапов диффе- ренцировки. Гены переключения (switch-гены) детерминируют чере­дование фаз дифференцировки или пролиферации клеток органов растущего организма.

В настоящее время идентифицировано более 50 генов, располо­женных почти во всех хромосомах (кроме половых) и называемых протоонкогенами. Они контролируют процессы нормального роста и дифференцировки клеток.

Под генным контролем находится синтез всех гормонов и факто­ров, регулиру ющих рост белков, связывающих гормоны, а также кле­точных рецепторов для разных гормонов и факторов.

Важнейшее проявление генной регуляции — способность организма ста­билизировать процесс роста и возвращаться к заданной программе в тех случаях, когда физическое развитие нарушается под влиянием каких-либо внешних факторов (голодание, инфекция и др.).

К. Уоддингтон (1957) определил указанное свойство организма как кана.шзование (вхождение в программу) или гомеорезис (в отличие от гомеостазиса Кэннона — постоянства внутренней среды живого орга­низма). Гомеорезис проявляется, например, в том, что недоношенные дети по показателям развития догоняют своих сверстников к 3 годам жизни (ускоренный, или компенсаторный, рост).

Гены, контролирующие процесс роста и развития ребенка, опре­деляют возрастную чувствительность рецепторного аппарата клеток к различным гормонам, медиаторам и факторам, а через них — интен­сивность и возрастные характеристики обмена веществ и энергии.

В процессе роста генная регуляция обмена веществ и энергии дополняется все более совершенной нейроэндокринной регуляцией, связывающей генетическую программу развития с условиями вне­шней среды. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндо­кринной регуляции каждый период развития характеризуется особы­ми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями. Задержка процессов переключения генов, обусловленная воздействием вредных факторов среды, ведет к гете­рохронии развития отдельных органов или физиологических систем. Проявлением такого эффекта служит гетерохронная дисплазия, когда дифференцировка тканевых структур отстает от хронологического воз­раста, ткани содержат клетки эмбрионального типа (гетерохронная дис- плазия мозга, почек, легких и др.). Гетерохронная тканевая дисплазия во многом предопределяет развитие хронических заболеваний у детей.

Обусловленность роста и развития средовыми факторами. На рост И физическое развитие детей оказывают влияние факторы внешней среды: состояние атмосферного воздуха, состав питьевой воды, величина солнечной радиации и др. Влияние природных факторов внешней среды на физическое развитие детей регулируется воз­действием социальных условий жизни. Влияние социальных фак­торов на физическое развитие детей убедительно доказано клас­сическими работами Ф.Ф. Эрисмана, Н.В. Зака, Е. Шлезингера. Из более поздних работ необходимо остановиться на исследовани- |ях, отражающих снижение уровня физического развития детей и

 

Тяжелые условия жизни во время войны оказали значительное вли­яние на процессы роста и развития. Они вызвали не только снижение абсолютных величин отдельных показателей физического развития, но также изменение сроков возрастно-псшовой дифференцировки. Кривые длины и массы тела мальчиков и девочек были нетипичными, не имели характерного двойного перекреста.

На рост и развитие детей могут влиять и отдельные факторы окру­жающей среды, в частности — питьевая вода (табл. 2.6). Таблица 2.6. Влияние стабильного стронция питьевой воды на развитие костной ткани (Н.Ю. Кучма)
Показатели, % Концентрация стронция
13 мг/л 7 мг/л
1 Наличие 8 зубов к 1-му году жизни 36-40* 71-73
1 Зарашение родничка к 10-15 мес 73-75* 91-92
Соответствие биологического воз­    
раста календарному
Гармоничное развитие    

Примечание: * — статистически достоверные различия (р< 0, 05).

 

При повышенном содержании стабильного стронция в питьевой воде у детей бывает заметно отставание в развитии костной ткани, отмечается тенденция к снижению массы и длины тела, окружности грудной клетки.

Исследованиями, выполненными на кафедре гигиены детей и подростков ММ А им. И.М. Сеченова, установлено, что загрязнен­ность атмосферного воздуха различными химическими веществами неблагоприятно влияет на рост и физическое развитие подрастаю­щего поколения. У 35% обследованных детей отмечаются задержка и дисгармоничность развития (табл. 2.7).

Таблица 2.7. Особенности физического развития детей — жителей города с развитой хим-ической промышленностью
Район про­живания Годы Уровень биологического развития Гармоничность раз­вития
соответс­твует отстает опере­жает гармо­ничное дисгармо­ничное
1. Условно чистый 1980-е          
1990-е 65" 27**      
2. Условно грязный 1980-е          
1990-е I I,          

Примечание: ** - статистически достоверные различия (р< 0, 05).

 

При исследованиях близнецовым методом была выявлена непос­тоянная зависимость процесса роста и развития от биосоциальных факто­ров [Хамаганова Т.Г., 1979]. Увеличение длины тела в возрасте 4-6 и Ю—15 лет детерминировано в основном генетическим фактором. Масса тела детей и подростков в большей степени подвержена дейс­твию факторов среды. Этот показатель преимущественно опреде­ляется количественным и качественным составом пиши, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического вос­питания.

Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов детерминированы генетическими факторами.

Развитие моторики (сила, быстрота, выносливость), деятельность вегетативной нервной системы (частота пульса, минутный объем кровообращения, частота и глубина дыхания, ЖЕЛ, реакция на физическую нагрузку, температурное воздействие и др.) подвержены влиянию факторов среды и поэтому лучше поддаются регуляции при целенаправленном воздействии на организм ребенка.

Процессы роста и развития подчиняются определенным биологи­ческим законам и в то же время детерминированы условиями окружа­ющей среды. В сложном взаимодействии факторов среды и природ­ных задатков осуществляется индивидуальное развитие ребенка.

Обусловленность роста и развития средовыми факторами необ­ходимо учитывать при разработке профилактических мероприятий, направленных на улучшение роста, гармоничного развития, охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Эпохальная тенденция и цикличность процессов роста и развития детской популяции (секулярный тренд, акселерация, ретардация роста и развития). В биологии современного человека за последнее столетие, помимо уско­рения развития, произошли и другие изменения: увеличилась продолжи­тельность жизни, стали больше репродуктивный период и дефинитивные (окончательные) размеры тела, изменилась структура заболеваемости. Изменения, происходящие в течение всей жизни человека, получили название «секулярный тренд» (англ. secular trend — вековая тенденция). В этой общей вековой тенденции акселерация роста и развития является составной частью и охватывает лишь период созревания человека.

Понятие об акселерации физического развития было введено в 1935 г. немецким специалистом по школьной гигиене Кохом, который обозначил этим термином, ранее применявшимся в теоретической биологии, ускорение роста и развития детей.

 

52 Глава 2

Ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений получило название акселерация (от лат. acceleratio - ускорение). Суть ее состоит в том, что у современного поколения этап биологического созревания заверша­ется несколько раньше, чем у предыдущего. Ускорение развития детей наблюдается с самого раннего возраста.

Наиболее ярко акселерация роста и развития проявляется в подростковом возрасте. Такие изменения наблюдаются не только в нашей стране, но и в других странах. В США и странах Европы в середине XX в. длина тела детей в возрасте 13-15 лет в среднем уве­личивалась на 2, 5 см за десятилетие.

Однаковлаиеднеевреияиотечественные, изарубежныеспециалис- ты сходятся во мнении, что темп акселерации замедляется. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, в Москве акселерация развития завершилась. По массе тела совре­менные школьники не отличаются от своих сверстников 1960-х гг., по размерам окружности грудной клетки у них отмечается отстава­ние. Есть основания думать, что этот процесс не только может при­остановиться. но и повернуть вспять.

Акселерация — одна из загадок нашего времени. Каковы ее при­чины и последствия, почему она сменяется ретардацией — эти и многие другие вопросы пока не находят ответа. Анализ акселерации требует изучения временной динамики физического развития насе­ления на фоне конкретной исторической и социальной перестройки общества, на фоне изменения природных условий.

Проявления акселерации характерны для всех возрастных перио­дов детей — от новорожденности до подросткового возраста.

Опенка физического развития новорожденных свидетельствует о том, что размеры их тела определяются условиями жизни общества. Военные годы и периоды кризисов характеризуются уменьшением этих показателей, годы экономического благополучия — их увеличе­нием. При этом ухудшение условий жизни вызывает задержку внут­риутробного развития не сразу, а спустя определенный промежуток времени. Так, последствия Первой мировой войны обнаружились уменьшением размеров новорожденных лишь в 1917 г,, а самые низ­кие показатели массы тела новорожденных 1940-х гг, отмечены после окончания Второй мировой войны - в 1946-1947 гг.

При благоприятных условиях среды новорожденные крупнее, чем при неблагоприятных. Установлено, что основным фактором

внешней среды, определяющим внутриутробное развитие, служат социально-экономические условия. Однако анализ изменения массы тела новорожденных на протяжении достаточного отрезка времени позволяет выявить некоторые особенности (рис. 2.9).

 

3, 700 3, 600 1 3, 500 | 3, 400 3, 300 3, 200 •Девочки

Рис. 2.9. Изменение массы тела новорожденных г. Москвы за 1874—1969 гг. (Б.А. Никитюк и соавт.)

На протяжении почти 100 лет не наблюдается постоянного роста массы тела. Более того, у новорожденных москвичей 1960-х гг. масса тела сравнялась с массой тела новорожденных начала века.

За последние 100 лет масса тела новорожденных изменяется во времени по кривой, имеющей форму синусоиды. На фоне изменений так называемого 1 порядка определяются изменения II порядка, зави­сящие в числе прочего от экономических условий жизни общества. В годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы масса тела девочек была меньше, чем в предвоенные. Однако в 1959-1961 гг. и в 1980-1981 гг. масса тела девочек также понижена, что никак нельзя объяснить ухудшением питания. Следовательно, экономические усло­вия — не единственный фактор, определяющий изменения массы тела новорожденных во времени.

 

Подобная цикличность характерна и для длины тела новорож­денных: периоды увеличения размера сменялись периодами спада, и наоборот (рис. 2.10).

18» 1890
1900 1910 —Девочки
 
1930 1940 19S0 -- Мальчики
1960 1970 Годы

Pic. 2.10. Изменение длины тела у новорожденных г. Москвы за 1874—1969 гг. (Б.А- Нккитюк и соавт.)

Эпохальные изменения пропорции тела новорожденных характе­ризуются относительным увеличением окружности головы и грудной клетки и уменьшением окружности живота.

Ростовесовой коэффициент (отношение длины к массе тела), харак­теризующий вытянутость, линейность пропорций тела, также изменя­ется циклически, что свидетельствует о периодическом нарастании, а затем снижении линейности телосложения. В истекшем столетии отмечалось семь таких периодов различной продолжительности.

Анализ проявления акселерации развития в размерах тела и темпах соматического роста в грудном, дошкольном и школьном возрасте указывает на более раннее удвоение массы тела, более раннее дости­жение ребенком периода, когда обхват грудной клетки достигает величины окружности головы. В начале XX в. этот период приходился на 1, 5—2 года, а в 1960-е гг. регистрировался между 2-м и 3-м месяцами жизни.

Структура и функции диалектически едины. Следовательно, морфологическим проявлениям акселерации развития не могут не

ИИНИсопутствовать функциональные. Наиболее четким моментом в поло­вом созревании женского организма является первая менструация. Остальные признаки связаны с появлением менархе. У юношей о становлении генеративной функции можно судить по первым поллю­циям. Однако возникновение последних плохо фиксируется памятью, и поэтому возраст, в котором они начинаются, не выявляется доста­точно определенно.

Девушки по половому развитию значительно опережают юношей. Все исследователи отмечают, что появление менархе от поколения к поколению сдвигается на все более и более ранние сроки. Так, в 1950-х гг. первые менструации у девочек наблюдались на 2 года рань­ше, чем в первое десятилетие века.

Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН убедительно показывают, что и в последующие 20 лет средний воз­раст наступления менархе снизился на 2, 2 года (рис. 2.11). Однако затем наметилось четкое увеличение этого показателя.

о СО

Рис. 2.11. Динамика среднего возраста менархе

 

О причинах ускорения полового созревания от поколения к поко­лению можно судить, ознакомившись с особенностями и факторами, регулирующими этот процесс. Началом процесса полового созревания является увеличение секреции гонадотропных гормонов гипофизом, что обусловливает развитие яичников и семенных канальцев яичек. У девочек в начале периода полового созревания уровень эстрогена резко повышается, и в дальнейшем его образование приобретает циклический характер. У мальчиков основным изменением является резкое увеличение секреции тестостерона.

Средняя продолжительность периода полового созревания 3 года, однако оно может длиться у мальчиков от 2 лет до 5, 5 года а у девочек — от 1, 5 года до 5 лет.

В мире средним возрастом начала менструаций является возраст 13 лет. однако он может варьировать в пределах от 10 до 16, 5 лет.

Отличительной особенностью полового созревания девочек слу­жит достижение определенного уровня массы тела и степени жиро­отложения. которые предшествуют появлению менструации. В соот­ветствии с гипотезой «критического веса» (критической массы тела) считается, что появление менархе связано с повышением массы тела до 47, 8±0, 5 кг при 22, 1±0, 4% содержания жирового компонента. Период юношеской стерильности завершается при массе тела 55 кг (28Яг жировой ткани). Последующие исследования показали, что сама по себе масса тела, независимо от возраста, скорее всего не является основным фактором наступления первой менструации.

Среди факторов, определяющих сроки полового созревания, сле­дует отметить социально-экономические условия, влияние географи­ческой среды, наследственности и психогенные воздействия.

Климатогеографические условия не оказывают существенного вли­яния на возраст появления менархе. В современных условиях сроки созревания женс






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.