Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность проблемы и цель исследования






 

Актуальность проблемы для компании заключается в возможной утере лидирующих позиций в отрасли в результате роста цен на сырье. Существуют вполне обоснованные опасения и высокий риск того, что увеличение цен на исходные ресурсы поставит под угрозу рентабельность и эффективность производства азотных удобрений.

Проблема для ОАО «Невинномысский Азот» кроется в недостаточной эффективности (прибыльности и рентабельности) основной деятельности по производству азотных удобрений, так как существующий уровень энергопотребления и нормативы расхода природного газа не соответствуют сложившейся в мировой практике технологии. Для покрытия возрастающих переменных затрат необходим резерв эффективности производства. В противном случае снижение конкурентоспособности продукции приведет к выдавливанию компании с мирового и отечественного рынка минеральных удобрений. Все это требует формирования конкурентной стратегии, направленной на сокращение издержек.

Уже сейчас удельный вес затрат на углеводородное сырье (природный газ) составляет значительную долю переменных затрат. По отдельным видам продукции доля издержек на приобретение природного газа доходит до 30% общих переменных затрат. При этом в среднесрочной перспективе в условиях планируемого дальнейшего роста цен на углеводородное сырье прогнозируется, что доля затрат на данный вид исходных материалов повысится до 75% к 2012 году, что поставит предприятие в аналогичные условия с низкорентабельными предприятиями мировой отрасли минеральных удобрений.

Это свидетельствует об утрате первичных конкурентных преимуществ, обусловленных близостью и дешевизной источников сырья, что символизирует снижение конкурентоспособности продукции компании на мировом рынке.

Поэтому основной проблемой, выносимой на исследование, автор рассматривал недостаточную эффективность основной производственной деятельности компании в условиях роста цен на природный газ, являющегося основным структурным элементом себестоимости продукции.

Частной проблемой исследования является снижение конкурентоспособности компании на мировом рынке азотных удобрений в результате продолжающегося роста внутренних цен на природный газ, являющегося основным источником сырья.

Названная основная проблема вызвала необходимость ее разрешения путем повышения эффективности хозяйственной деятельности компании при помощи методологии стратегического управления. Таким образом, решение проблемы заключается в необходимости повышения эффективности основной деятельности компании в целях нейтрализации негативного влияния рост цен на сырье (природный газ).

Необходимость выработки стратегии на среднесрочную перспективу по повышению эффективности основной деятельности компании обусловлена продолжающимся и планируемым на ближайшие несколько лет ростом цен на природный газ, являющимся основным элементом затрат при производстве готовой продукции – азотных удобрений.

В качестве исследовательской гипотезы автор рассматривал следующее предположение: эффективность (прибыльность и рентабельность) основной производственной деятельности компании может быть значительно повышена путем формирования конкурентной стратегии минимизации издержек на среднесрочную перспективу. В контексте решения дополнительной исследовательской проблемы подтверждение гипотезы означает возможность повышения конкурентоспособности продукции компании на мировом рынке в ходе реализации разработанной стратегии.

Критерием решения основной проблемы является улучшение финансовых результатов (повышение эффективности) основной деятельности и/или снижение себестоимости продукции и отпускной цены в сравнении с основными конкурентами.

Критерием решения частной проблемы исследования является повышение конкурентоспособности продукции компании (соотношение цена-качество, объем производства, доля рынка).

В работе были исследованы все основные стратегические пути решения проблемы, выработанные в мировой теории и практике менеджмента:

1. Диверсификация бизнеса (перепрофилирование или создание нового производства на базе существующего).

2. Интеграция – контроль над поставщиками или потребителями. Строительство складов у основных потребителей, организация контроля над поставщиками (приобретение местных небольших газодобывающих компаний, развитие дистрибьюторской сети).

3. Совершенствование продукта. Разработка новых или аналогичных товаров с улучшенными характеристиками.

4. Концентрация. Концентрация всех усилий и ресурсов фирмы либо на ключевых сегментах рынка (потребительских аудиториях), либо на собственных ключевых компетенциях.

4. Минимизация издержек. Курс на поиск внутренних и внешних резервов снижения себестоимости – экономия прямых и косвенных затрат, энергосберегающие технологии, совершенствование технологии производства.

Цель своего исследования автор видел в повышении эффективности основной деятельности ОАО «Невинномысский Азот» через формирование стратегии компании на среднесрочную перспективу для устранения или минимизации негативного влияния внутреннего роста цен на природный газ, являющегося основным источником сырья при производстве минеральных удобрений.

Все это обусловило выбор темы исследования, обобщенный вариант которой звучит так: «Разработка конкурентной стратегии компании химической отрасли в условиях монополизма поставщиков».

Предметом исследования послужила хозяйственная деятельность ОАО «Невинномысский Азот» в условиях переменных факторов внешней среды прямого и непрямого воздействия (макро- и микроокружения) на мировом и отечественном рынке минеральных удобрений.

Преимущественный источник информации для теоретического обзора литературы – исследования, монографии и публикации ведущих отечественных и мировых специалистов в области стратегического маркетинга и менеджмента.

В ходе исследования рыночной среды и хозяйственной деятельности предприятия автор отдавал предпочтение использованию фактического материала самой компании и ее основных конкурентов, а также маркетинговым исследованиям рынка, проведенным аналитическими агентствами и самостоятельно.

Вопросы исследования

 

Выбор темы, цель и гипотеза исследования предопределили круг поставленных в ходе решения проблемы задач и вопросов исследования:

1. Кто является основным потребителем товаров компании? Составить портрет целевой аудитории.

2. На каких рынках предстоит решать проблему внедрения новой стратегии развития компании? Проанализировать типичные региональные рынки. PEST-анализ.

3. Кто является основным конкурентом компании на рынках сбыта? Анализ основных конкурентов и конкуренции на рынках сбыта.

4. Какое влияние оказывает конкурентная среда, в особенности, поставщики сырья и материалов? Анализ 5 сил конкуренции по Портеру.

5. Каковы ключевые преимущества компании и ее конкурентов? Проанализировать сильные и слабые стороны компании, ее преимущества перед конкурентами, их сильные и слабые стороны и конкурентные преимущества. Бенчмаркинг.

6. Какие угрозы и возможности развития таит в себе внешняя среда? Провести анализ сильных и слабых сторон компании, угроз и возможностей для нее во внешней среде (SWOT-анализ).

7. Каковы основные цели компании в сложившихся условиях? Определить миссию, стратегические цели компании и задачи низшего уровня (целеполагание).

8. Каковы возможные стратегические альтернативы развития компании? Разработать стратегию компании на среднесрочную перспективу. Основной упор – на стратегию минимизации издержек (энергосберегающие технологии, сокращение общехозяйственных и производственных расходов, материальных затрат). Основной методологический инструментарий - портфельный анализ (матрицы Мак-Кинси, БКГ) и другие матрицы (по рынкам/товарам, конкурентоспособности фирмы/темпам роста отрасли), типовые стратегии конкурентной борьбы М.Портера.

9. Каковы основные элементы разработанной стратегии? Дать рекомендации относительно отдельных элементов стратегии – набора стратегических альтернатив, обоснования стратегии снижения издержек, вариантов внедрения и использования энергосберегающего оборудования.

10. Какова экономическая целесообразность использования предложенной стратегии на практике? Рассчитать возможный экономический эффект от реализации стратегии и внедрения предложенных мероприятий.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.