Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 89 г






Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 89 г. Тюмени

 

Исследовательская работа по истории

«Церкви, храмы и соборы города Тюмени»

 

 

Автор: Гурская Екатерина Михайловна,

5 «А» класс.

Научный руководитель: Дублева В.Б.,

Учитель истории.

 

 

Тюмень 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

(2 слайд) Введение……………………………………………………………………….4

1.1. Церковь и её внутреннее устройство………………………………...6

1.2. История города Тюмени и его религия………………………..……….10

1.3. Церкви, храмы и соборы Тюмени……………………………………....12

1.4. Утраченные церкви, храмы и соборы города Тюмени………………..20

Заключение……………………………………………………………………21

Список литературы…………………………………………………………..22

 

 

Аннотация.

30 июля 2016 года Тюмень отмечает свое 430 – летие. Мы знаем памятники культуры зарубежных стран (например: Эйфелева башня, Коллизей, Египетские пирамиды), а кто скажет, где находится Церковь Георгия Победоносца в Тюмени?

Российские телеведущие с придыханием рассказывают о других странах, о сохранившемся быте и традициях в Финляндии, Норвегии, Италии, Испании, Германии, Израиле, Англии, Франции, Китая и т.д.

Понятно, путешествовать интересно, да и международный туризм востребован как никогда, но не пора ли уделить внимание наравне с ним, и внутреннему российскому туризму и показать многогранные традиции, культуру, неповторимое национальное искусство, интересные и своеобразные обычаи разных народностей в самой России?

" Без прошлого нет будущего" - гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: " Ты мира не узнаешь, не зная края своего".

Любовь к родному краю, знание его истории- основа духовной культуры всего общества.

Как отметил Д.С. Лихачёв: " Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы пост начинался именно с корней".

А корни, как известно, это - малая Родина, её история, культура, быт, уклад, традиции. У каждого человека, безусловно, есть своя малая Родина, свой заветный и милый сердцу уголок, где человек родился, живёт и трудится. Но так ли много мы, а в особенности подрастающее поколение, знаем о прошлом своего края, о родословной своих семей и т.д.?

Наверно, не каждый может этим похвастаться. А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя- надо знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

(3 салйд) Цель:

Познакомиться с историей церквей и храмов Тюмени.

Проблема:

Низкий уровень знаний и отсутствие интереса среди сверстников к истории родного города, в частности к истории церквей, храмов и соборов Тюмени.

Гипотеза:

С помощью анкетирования проверялись знания одноклассников о церквях, храмах и соборах нашего города.

Задачи:

- Изучить и проанализировать информацию о всех церквях, храмах, соборах города Тюмени.

- Узнать что знают мои сверстники о церквях нашего города (какие храмы? Где находятся? И как часто они их посещают?).

- Поделиться своими знаниями данной темы с одноклассниками.

(4 слайд)План исследования:

Действия
  Определить проблему
  Выдвинуть и проверить гипотезу
  Найти и изучить информацию о церквях, храмах и соборах города Тюмени

Объект исследования:

Церкви, храмы и соборы города Тюмени.

Предмет исследования:

История церквей и храмов города Тюмени.

Методы исследования:

- поиск необходимой информации;

- изучение найденной информации о храмах нашего города;

- анализ изученной информации;

- проведение анкетирования среди одноклассников.

 

(5 слайд)

1.1 Церковь и её внутреннее устройство

Церковь - культовое сооружение, предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов.

Главный храм города или монастыря обычно называется собором (соборным храмом); кафедральным собором принято называть храм, где находится кафедра правящего епископа (архиерея).

Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Еще издалека видно, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол — это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов. Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию. Само здание храма строится либо в виде креста (символ Христа), либо в виде круга (символ вечности), либо в виде восьмиугольника (символ путеводной вифлеемской звезды). Завершается храм куполом (символом неба), на котором ставят главу с крестом. При этом, если ставится 1 глава, тот это символизирует самого Иисуса Христа, если две главы - два естества в Христе (божественное и человеческое), если 3 - три лица троицы, если 5 - Христа и четыре евангелиста, если 7 - семь таинств церковных и семь вселенских соборов, если 9 - девять чинов ангельских, если 13 - Христос и двенадцать апостолов.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. Сам храм предназначен непосредственно для верующих.

Алтарь - главнейшая часть храма, где совершаются священнодействия. Вход туда разрешен только посвященным лицам – священнослужителям (т.е. лицам, имеющим священный сан: диаконам, священникам и епископам) и церковнослужителям. Женщинам (за исключением монахинь, имеющих особое благословение) вход в алтарь строго воспрещен. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица. возвышающийся посреди него.

(6 слайд) Антиминс - главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. В первые века христианства служба (литургия) всегда совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Без антиминса службу совершать нельзя. Недаром само слово антиминс переводится с греческого как “вместопрестолие”. Обыкновенно антиминс завернут в другой плат - илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу.

Дарохранительница - это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных. А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей.

Место за престолом у восточной стены специально делается немного возвышенным, называется “ горним местом” и считается самым святым местом даже на алтаре. Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

На алтаре, за алтарной преградой (иконостасом) у северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником. Здесь готовятся хлеб и вино для причастия. Для их торжественного приготовления во время обряда проскомидии на жертвеннике находятся: потир - святая чаша, в которую вливается вино с водою (симол крови Христа); дискос - блюдо на подставке (7слайд) для причастного хлеба (символ тела Христа); звездица - две дуги, соединенные крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (звездица - символ звезды вифлеемской); копие - острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой - воздухом.

Кроме того, за алтарной преградой хранятся: кадильница, дикирий (двусвечник) и трикирий (трехсвечник) ирипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их).

Отделяет алтарь от остального храма иконостас. Правда, некоторая часть алтаря находится перед иконостасом. Ее называют солеей (греч. “возвышение посреди храма”), а ее середину солеи - амвоном (греч. “восхожу”). С амвона совершается причащение, читается Священное Писание, произносятся проповеди. Как и на солею, на амвон не заходят миряне. Амвон - символически очень значим. Это и гора, с которой проповедовал Христос; и вифлеемская пещера, где он родился; и камень, с которого ангел возвестил женам о возненсении Христа. По краям солеи у стен храма устраивают клиросы - места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священников “клирошане”, то есть певчие из священнослужителей, клира (греч. “жребий, надел”). У самых клиросов обыкновенно ставят хоругви - иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен. Их носят во время крестных ходов.

В иконостасе, отделяющем храм от алтаря, устроены три двери. Средние - самые большие - носят название Царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей Царские врата перекрывает завеса, как правило красного цвета. Сами Царские врата украшены иконами Благовешения и изображениями четырех евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери. Боковые врата, ведущие из храма в алтарь - Южные и Северные. Почему южные и северные? Православные храмы всегда строятся алтарем на восток, поэтому врата справа от Царских называются южными, а слева – северными. Эти врата служат для прохода священнослужителей и церковнослужителей в алтарь; обычно их называют диаконскими. Царские врата всегда двухстворчатые, диаконские – одностворчатые.

Иконостас - самая объемная и заметная часть храма. Иконостас – это то, что отделяет алтарь от основной части храма, алтарная перегородка. На ней помещаются иконы, состав которых четко регламентирован, и расположены они в строго определенном порядке. В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое. Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда находятся Царские Врата. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее — местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы. Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее — другие иконы.

Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников. Третий ряд — это деисусный ряд. Справа и слева от Деисуса — иконы святителей и архангелов. Четвертый ряд — пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других. Пятый ряд - праотеческий. Праотцы - это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.

Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше Деисуса, или его совсем может не быть.

 

 

(8 слайд) 1.2 История города Тюмени и его религия.

Тюмень – административный центр Тюменской области.

Заложен воеводами Василием Сукиным и Иваном Мясным в июле 1586 года на месте древ­него городища, столицы Тюменского хан­ства, находившейся рядом с татарским се­лением Чимги-Тура. В русских летописях XVI в. Тюменское ханство именовалось «Великой Тюменью». Тумэн (тюмян) на тюркских языках означает «низовье реки», «низменность». Этим же словом обозначалось и войсковое соединение в 10 тысяч человек племени. Название было взято русскими в качестве имени ново­го, первого в Сибири города.

Город Тюмень был заложен как форпост ос­воения Сибири и Дальнего Востока. В XVI и XVII веках основное население – служилые люди. В 1-й трети XVII века часто подвергался набегам ко­чевников, что нашло отражение в «Повес­ти о Таре и Тюмени» (1634). Через столе­тие после основания в Тюмени проживало около 2 тысяч человек. В октябре 1695 г. деревянный город сго­рел, после этого стало развиваться камен­ное строительство. Из каменных сооружений того времени сохранился комплекс зданий Троицкого монастыря.

В начале XVIII века Тюмень была крупным транзитным пунктом торговли, через город проходили торговые пути из Китая и всей Сибири в центр России. Широкое развитие получили куз­нечное, колокольное, мыловаренное производства. Тюмень славилась производством мебели и других изделий из дерева.

К началу XIX Тюмень – значительный центр обрабатываю­щей промышленности. В 1836 г. в Тюмени был спущен пер­вый в Сибири пароход. Город становится одной из крупнейших в России баз речного су­достроения. К концу XIX века в городе хорошо было развито судостроение. Развивались лесная, рыбная, консервная промышленность, ковроткацкое производство, гужевой транспорт. Хозяйственное значение Тюмени возросло со строительством в 1912 году железной дороги на Омск.

С 1709 г. Тюмень входила в состав Сибирской гy6ернии, с 1782 – Тобольского наместничества, с 1796 – Тобольской гy6ернии. В 1918–22 гг. она была центром Тюмен­ской гy6ернии, в 1923–33 – центром Тюменского округа в составе Уральской области, в 1934 г. – центр обширной Объ-Иртьшской области, а в 1935–44 гг. – в составе Омской области. 14 августа 1944 года была образована Тюменская область с административным центром в Тюмени.

Открытие месторождений нефти и газа на территории области стало новой страницей в истории Тюмени.

В 1960–70-е среди тайги, болот и тунд­ры началось их освоение. Многие предприя­тия начали работать на нефтегазовый комп­лекс. Тюменские авиаторы доставляли гео­дезистов, топографов, геологов, буровиков, строителей разных специальностей и обо­рудование в самые труднодоступные точ­ки. Речники осваивали новые водные пути на многочисленных реках Западной Сибири. Тюмень стала ис­ходным и перевалочным пунктом по дос­тавке грузов на Север. В это время в городе постро­ены новые специализированные предприя­тия, проектные институты, высшие учебные заведения. В 1970 году на улицах Тюмени появился первый троллейбус, в 1973 открыт университет.

Современная Тюмень – это крупный промышленный центр, город науки, культуры и спорта. За последние годы город значительно преобразился. Возведены новые микрорайоны, построены автодороги, мосты, расширены улицы, вступила в строй новая ТЭЦ, старая переведена на природный газ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.