Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструкция к заданиям части I теста.






Прочитайте внимательно задания теста и инструкции к ним. Задания выполняйте последовательно. В каждом задании может быть только один правильный ответ. Номер выбранного ответа отметьте в бланке ответов под номером выполненного Вами задания.

 

ЧАСТЬ II. Задания № 33– 45 являются открытыми тестовыми заданиями. Ответ необходимо дать одним словом или словосочетанием.

ИНСТРУКЦИЯ К ЗАДАНИЯМ ЧАСТИ II ТЕСТА.

Ответы-дополнения к заданиям части II запишите на бланке ответов с номером задания, начиная с первой клетки.

 

Тест по психологии памяти состоит из двух частей.

ЧАСТЬ I Задания № 1- 44 являются закрытыми текстовыми заданиями, требующими выбора правильного ответа из нескольких предложенных; задания №. №.3; 54; 55 – на установление соответствия

ИНСТРУКЦИЯ К ЗАДАНИЯМ ЧАСТИ I ТЕСТА.

Прочитайте внимательно задания теста и инструкции к ним. Задания выполняйте последовательно. В каждом задании может быть только один правильный ответ. Номер выбранного ответа отметьте в бланке ответов под номером выполненного Вами задания.

 

ЧАСТЬ II. Задания № 45-53 являются открытыми тестовыми заданиями. Ответ необходимо дать одним словом или словосочетанием.

ИНСТРУКЦИЯ К ЗАДАНИЯМ ЧАСТИ II ТЕСТА.

Ответы-дополнения к заданиям части II запишите на бланке ответов с номером задания, начиная с первой клетки.

 

Общее время выполнения теста по психологии внимания – 90минут.

Общее время выполнения теста по психологии памяти – 120 минут

 

Содержание тестов

 

ТЕСТ по «Психологии внимания» (Вариант I)

 

1. В современной отечественной психологии внимание определяется как

a) селективность ответов организма на воздействие окружающего мира;

b) направленность и сосредоточение сознания на значимом для личности объекте;

c) процесс блокировки или фильтрации человеком поступающей информации;

d) процесс настройки сенсорных органов на действующий раздражитель;

e) результат двигательного приспособления человека к действующему раздражителю.

 

2. Понятие «предвнимание» было предложено:

a) А.А. Ухтомским;

b) Найссером

c) Г.В. Гершуни

d) С.Л. Кабыльницкой;

3. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности предложил трактовать:

a) П.Я. Гальперин;

b) А.Н. Леонтьев;

c) С.Л. Рубинштейн;

d) Н.Ф. Добрынин.

4. Начало разработки проблемы внимания было положено в

a) психологии сознания;

b) бихевиоризма;

c) гештальтпсихологии;

d) теории деятельности.

5. С.Л. Рубинштейн трактовал внимание как:

a) умственное усилие;

b) активность личности;

c) результат организации деятельности

d) способ функцию контроля;

6. Понятие «доминанта» в научный оборот было введено:

a) У. Найссером;

b) В.М. Бехтеревым;

c) А.А. Ухтомским;

d) П.Я. Гальпериным.

7. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак внимания:

a) непроизвольного;

b) опосредованного

c) произвольного;

d) послепроизвольного;

8. Непосредственно под воздействием раздражителей, действующих в данный момент и вызывающих оптимальное возбуждение в определенных участках коры головного мозга, возникает внимание:

a) непроизвольное;

b) внутренненаправленное;

c) произвольное;

d) послепроизвольное;

9. Метод таблиц Шульте не применяется для определения такой характеристики внимания, как:

a) объем;

b) концентрация;

c) устойчивость;

d) непроизвольность.

10. О возможности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как:

a) концентрация;

b) распределение;

c) устойчивость;

d) избирательность.

11. Степень сосредоточения и объем внимания связаны зависимостью:

a) прямой;

b) обратной;

c) логарифмической;

d) нелинейной U-образного типа.

12. Числом однородных объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясностью и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как:

a) концентрация;

b) переключение;

c) распределение;

d) объем.

 

13. Критерием классификации внимания на сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, двигательное служит:

a) ведущий анализатор;

b) предмет отражения;

c) форма существования материи;

d) объект внимания

.

14. Основанием классификации внимания на зрительное и слуховое выступает:

a) ведущий анализатор;

b) предмет отражения;

c) форма существования материи;

d) характер связи с практикой.

15. Автором метода (дихотического) слушания является:

a) В. Вундт;

b) K. Черри;

c) Б. Бурдон;

d) У. Найссер.

 

16.Экспериментальное формирование внимания как внутреннего, автоматизированного действия контроля было осуществлено

a) Выготским Л.С. и Леонтьевым А.Н.;

b) Добрыниным Н.Ф. и Занковым Л.В.;

c) Выготским Л.С. и Узнадзе Д.И.;

d) Гальпериным П.Я. и Кабыльницкой С.Л.

e) Кабыльницкой С.Л. и Выготским Л.С.

17.Изучая генезис внимания, Э. Титченер выделил следующие виды внимания

a) первичное, вторичное, производное первичное;

b) произвольное, непроизвольное, послепроизвольное;

c) непосредственное, опосредованное, природное;

d) сенсорное, интеллектуальное, двигательное;

e) рефлективное, инстинктивное, волевое.

18.Главным критерием при описании внимания В. Вундт и Э. Титченер считали

a) селективность сознания;

b) продуктивность сознания;

c) ясность сознания;

d) ритмичность сознания;

e) объём сознания.

19.Первыми исследователями внимания в когнитивной психологии оно рассматривалось как

a) внутреннее (умственное) усилие;

b) моторное усиление воспоминания;

c) повышение уровня бодрствования;

d) результат двигательных приспособлений;

e) ранняя селекция информации

20.В современной когнитивной психологии внимание изучается в рамках теорий:

a) двигательного приспособления и ассоциативной;

b) культурно-исторической и деятельностной;

c) компромиссной теории ранней селекции и деятельностной;

d) творческого апперцептивного синтеза информации и ресурсных;

e) ранней и поздней селекции информации.

21.Длительность сохранения интенсивного внимания на одном и том же объекте – это его

a) устойчивость;

b) концентрация;

c) распределение;

d) сосредоточение;

e) помехоустойчивость.

22.К числу признаков, характеризующих произвольное внимание, не относится

a) ощущение напряжения (усилия);

b) наличие сознательной цели;

c) отсутствие процесса объективации;

d) наличие средств организации;

e) наличие произвольной регуляции.

23.Количественной характеристикой внимания из ниже перечисленных является его

a) помехоустойчивость;

b) объём;

c) распределение;

d) концентрация;

e) переключение.

24.Послепроизвольное внимание

a) является разновидностью произвольного внимания;

b) является разновидностью непроизвольного внимания;

c) сопровождается волевым усилием;

d) не направляется сознательной целью;

e) обусловлено интересом к деятельности, возникшей в ходе её выполнения.

25. Основная методика экспериментального исследования внимания в рамках культурно-исторического подхода – это

a) методика «двойной стимуляции»;

b) регистрация времени реакции;

c) регистрация вызванных потенциалов;

d) методика дихотического прослушивания;

e) методика ассоциативного эксперимента.

26.Назовите основные функции внимания.

27.Общим при рассмотрении сущности внимания ассоционистами и гештальтпсихологами было

a) подчёркивание значения прошлого опыта;

b) подчёркивание значения ассоциаций;

c) игнорирование роли активности субъекта;

d) игнорирование значения прошлого опыта;

e) подчёркивание роли активности субъекта.

28.Общее, что признавалось авторами моделей ранней и поздней селекции, это идея

a) отбора информации по принципу «всё или ничего»;

b) ограниченности способности человека к обработке информации;

c) существования «словаря» (хранилища слов);

d) отбора информации только по физическим признакам;

e) отбора информации только по семантическим признакам.

29В ряду нижеперечисленных идей когнитивной психологии отметьте не относящуюся к ней

a) внимание – важнейший элемент переработки информации;

b) внимание – процесс блокировки или фильтрации информации;

c) человек – активный преобразователь информации;

d) внимание – это проявление активности личности;

e) в процессе внимания участвуют когнитивные карты (схемы).

30.Установите соответствие

 

  Модели внимания   Авторы
a) ранней селекции;   Д. Бродбент
b) поздней селекции;   А. и Д. Дейч
c) компромиссная модель ранней селекции   Д. Канеман
d) творческого апперцептивого синтеза   У. Найссер
е) внимание как внутреннее усилие   А. Трейсман

Ответ: 1б и2б с5б в4б у3

31.Главным признаком, отличающим произвольное внимание от непроизвольного, отечественные психологи считают

a) наличие сознательной цели;

b) наличие волевого усилия;

c) наличие средств организации;

d) наличие произвольной регуляции;

e) социальный источник происхождения.

32.Установите соответствие

 

  Авторы классификации внимания   Виды внимания
a) Н.Н. Ланге   чувственное, интеллектуальное;
b) Э. Титченер   рефлективное, инстинктивное;
c) У. Джемс   первичное, вторичное;
d) Т. Рибо   естественное, культурное

.

Ответ: a2, b3, c1, d4.

 

 

33.Дополните

По Л.С. Выготскому, в процессе развития произвольное внимание первоначально формируется во внешнеопосредованной форме.

34.Дополните

В экспериментальных исследованиях было выявлено, что объём внимания взрослого человека составляет 4-6 структурных единиц информации_

35.Основным предметом дискуссии авторов моделей селекции информации было расположение фильтра и критерии отбора информации

36.Дополните

Главный признак, отличающий колебания внимания от отвлечения, – это сохранение объекта внимания.

37.Из нижеперечисленных наиболее субъективным методом исследования свойств внимания является

a) самонаблюдение;

b) тестирование;

c) регистрация психофизиологических индикаторов;

d) наблюдение;

e) интроспекция.

38.Продолжите утверждение. Основной предмет дискуссии о природе внимания в современной отечественной психологии - является ли оно самостоятельной формой психической жизни и в чём его специфика

39Основные особенности интроспективно-феноменологического подхода к исследованию внимания: его основная цель – описание внимания, а основной метод – интроспекция.

Определите какие свойства внимания проявляются в нижеописанных ситуациях.

40.Ситуация 1.

В опытах Добрынина (с использованием работы на суппорте) испытуемых заставляли одновременно с работой на суппорте производить в уме вычисления. Исследование показало, что такое совмещение умственного труда со сложной ручной работой возможно, если работа на суппорте выполняется более или менее автоматически.(распределение)

41.Ситуация 2.

В опытах Добрынина испытуемые должны были зачёркивать карандашом кружки, быстро (со скоростью до трёх в секунду), проходившие перед ними в окошечке ширмы, за которой находилась лента (перематывавшаяся с вала на вал) с напечатанными на ней кружками, двигавшимися с определённой скоростью. Результаты опытов показали, что в этих условиях испытуемые могли работать безошибочно (несмотря на большую скорость передвижения ленты) в течение длительного времени – до 20 минут. За это время им приходилось зачёркивать до 3600 кружков.(устойчивость)

42.Ситуация 2.

Если предъявлять на краткий промежуток времени буквы, расположенные в строчку, но не составляющие слова, и предлагать опознать их, то количество букв, называемых в этом случае, значительно меньше, чем тогда, когда показываются буквы, составляющие одно или несколько слов. (объем).

 

43.Определите вид внимания, используемый в деятельности и поведении. Аргументируйте.

Андрей Л. для лучшего изучения иностранного языка повесил на стенах своей комнаты таблички с написанными на них яркими фломастерами иностранными словами.(призвольное внимание)

44.Изобразите «параллелограмм развития внимания», иллюстрирующий результаты исследования, проведённого под руководством А.Н. Леонтьева. Прокомментируйте.

 

 

24.

 

45.Определите этап развития внимания в нижеописанной ситуации.

Ученику то и дело приходится употреблять усилия, чтобы не отвлекаться от работы. К этому побуждают его требования учителя, те задачи, которые перед ним ставятся. Вместе с тем и сам ученик видит, что рассеянная работа приводит к нежелательным результатам, и поэтому заставляет себя быть внимательным.(начальный этап развития призвольного внимания)

 

ТЕСТ по «Психологии внимания» (Вариант II)

 

1. Внимание как направленность психики (сознания) на значимые объекты и сосредоточение на них, предполагает

a) импульсивное поведение на основе имеющейся у человека установки;

b) повышенный уровень сенсорно-перцептивной, интеллектуальной или двигательной активности;

c) объём и концентрацию внимания на объектах окружающего мира;

d) готовность действовать и воспринимать окружающий мир определённым образом;

e) успешное выполнение нескольких разных по характеру видов деятельности.

 

2. Представители когнитивной психологии не рассматривают внимание как:

a) блок селекции информации;

b) особый вид деятельности

c) резервуар ресурсов;

d) специфическую предвосхищающую активность;

.

3. В теории П.Я. Гальперина внимание рассматривается как:

a) продукт развития внешней, предметной деятельности контроля во внутреннюю форму;

b) психическое явление, не имеющее собственного содержания;

c) феноменальное продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности;

d) форму психической активности, проявляющейся в сосредоточенности на объекте.

4. Все феномены внимания можно объяснить законами структурного восприятия - так считают сторонники:

a) ассоционизма;

b) когнитивной психологии;

c) гештальтпсихологии;

d) психологии сознания.

5. Автором теории волевого внимания является:

a) Н.Н. Ланге;

b) Т. Рибо;

c) Ф.Н. Гоноболин;

d) Э.Титченер;

6. В развитии внимания линию натурального и линию культурного развития выделял:

a) Л.С. Выготский;

b) С.Я. Рубинштейн;

a) Н.Ф. Добрынин;

b) П.Я. Гальперин.

7. Традиционно внимание связывают с понятием доминанты, активации и ориентировочной реакции представители направления подхода:

a) социально-психологического;

b) нейрофизиологического;

c) психолого-педагогического;

d) физиологического.

8. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:

a) новизна раздражителя;

b) усталость человека

c) неожиданность раздражителя;

d) интерес человека;

9. Степень сосредоточенности сознания на объекте - это такой показатель внимания, как:

a) объем;

b) переключение.

c) концентрация;

d) распределение;

10. Временные параметры длительности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня являются такой характеристикой внимания, как:

a) объем;

b) распределение.

c) избирательность;

d) устойчивость;

11. Переключаемость внимания не определяется:

a) соотношением между содержанием предшествующей и последующей деятельности;

b) отношением субъекта к содержанию предшествующей деятельности;

c) отношением субъекта к содержанию следующей деятельности;

d) характером и объёмом деятельности.

 

12. Понятие «ориентировочный рефлекс» введено в научный словарь:

a) В.М. Бехтеревым;

b) И.М. Сеченовым;

c) И.П. Павловым;

d) А.А. Ухтомским.

.

13. Перед испытуемым ставится задача обнаружить заданный стимул среди других стимулов и зафиксировать его на бланке тем или иным способом в ходе:

a) процедуры «корректурных проб»;

b) работы с таблицами Шульте;

c) процедуры дихотического слушания;

d) тахистоскопической методики.

 

14. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием:

a) непроизвольным;

b) произвольным;

c) зрительным;

d) послепроизвольным;

15. То, что селекция воспринимаемой человеком информации может осуществляться не только на основе её физических параметров, но и на основе семантических характеристик, показали эксперименты:

a) А.А. Ухтомского;

b) А. Трейсман;

c) А.Н. Леонтьева;

d) В.П. Зинченко.

16. В рамках теории установки внимание понимается как

a) акт апперцепции;

b) акт субъектификации;

c) акт регуляции;

d) акт объективации;

e) акт перцепции.

17. Рассматривая внимание как реакцию приспособления к окружающим условиям, И.И. Ланге выделил следующие виды внимания:

a) инстинктивное, рефлективное, волевое;

b) сенсорное, эмоциональное, двигательное;

c) первичное, вторичное, производное первичное;

d) произвольное, непроизвольное, послепроизвольное;

e) природное, непосредственное, опосредованное.

18. В сущности волевого внимания И.И. Ланге и Т. Рибо подчёркивали значение

a) повышения уровня бодрствования;

b) настройки сенсорных органов;

c) регуляции двигательной активности;

d) активизации когнитивных карт;

e) ранней фильтрации информации.

19. Внимание как необходимый элемент системы переработки информации человеком рассматривается

a) эмпирической психологией;

b) интроспективной психологией;

c) практической психологией;

d) культурно-исторической психологией;

e) когнитивной психологией.

20. Внимание как внутреннее (умственное) усилие, по Канеману, зависит больше

a) от активности субъекта, чем от сложности задачи;

b) от прошлого опыта субъекта, чем от его активности;

c) от активности субъекта, чем от его прошлого опыта;

d) от сложности задачи, чем от интенции субъекта;

e) от интенции субъекта, чем от сложности задачи.

21. Периодические непроизвольные изменения степени интенсивности внимания – это его

a) колебания;

b) отвлечения;

c) переключения;

d) распределения;

e) перемещения.

22. В классификацию видов внимания по его объекту не входит

a) сенсорно-перцептивное внимание;

b) эмоциональное внимание;

c) рефлективное внимание;

d) интеллектуальное внимание;

e) двигательное внимание.

23.Степень тесноты связи между субъектом и объектом внимания обозначается термином

a) устойчивость;

b) концентрация;

c) объём;

d) помехоустойчивость;

e) стабилизация.

24. Непроизвольное внимание

a) является абсолютно случайным, неконтролируемым;

b) не зависит от прошлого опыта и воли человека;

c) обусловлено только особенностями объекта внимания;

d) обусловлено той деятельностью, в которую оно включено;

e) не зависит от состояния субъекта внимания

25. Первой методикой изучения внимания в когнитивной психологии была предложенная К. Черри

a) методика дихотического прослушивания;

b) методика ассоциативного эксперимента;

c) методика «двойной стимуляции»;

d) методика «корректурная проба»;

e) регистрация вызванных потенциалов.

26. Назовите основные функции внимания.

27. Одной из основополагающих при изучении внимания в когнитивной психологии стала высказанная У. Джемсом идея

a) приспособительной функции сознания;

b) о разных уровнях сознания;

c) избирательности сознания;

d) ритмичности сознания;

e) творческого синтеза сознания.

28. Укажите неправильный ответ.

А. Трейсман, в отличие от Д. Бродбента, считала, что

a) сигнал оценивается только предварительно по физическим признакам;

b) фильтрация информации происходит окончательно при её входе;

c) «иррелевантные сообщения» не блокируются полностью при входе информации;

d) отбор информации - многоуровневый поэтапный процесс;

e) окончательно отбор информации осуществляется по семантическим признакам.

29. Укажите неправильное утверждение.

Анализируя внимание, У. Найссер высказал следующие идеи:

a) внимание – это позитивный конструктивный процесс;

b) идея фильтра не проясняет, а запутывает вопрос о внимании;

c) предвнимание осуществляет грубый анализ информации;

d) когнитивные карты не изменяются в процессе жизни человека;

e) фокальное внимание осуществляет тонкий анализ информации.

30. Установите соответствие

  Модели внимания   Авторы
a) ранней селекции;   Д. Канеман
b) поздней селекции;   У. Найссер А.
c) внимание как внутреннее усилие   А. Трейсман
d) компромиссная модель ранней селекции   Д. Бродбент
е) творческого апперцептивого синтеза   Д. Дейч

 

Ответ: a4, b5, c1, d3, e2

 

31. Главным признаком, отличающим послепроизвольное внимание от непроизвольного, отечественные психологи считают

a) наличие сознательной цели;

b) отсутствие волевого усилия;

c) интерес к объекту внимания;

d) регуляция процесса внимания;

e) использование приёмов организации.

32. Установите соответствие

 

  Авторы классификации внимания   Виды внимания
a) Н.Н. Ланге   непосредственное, опосредованное;
b) Э. Титченер   волевое, инстинктивное;
c) У. Джемс   производное первичное;
d) Т. Рибо   активное, пассивное

 

Ответ: 4d 1с 3б 2а

33. Дополните

По Л.С. Выготскому, самой ранней генетической формой внимания является непосредственное внимание, основанное на ориентировочном рефлексе.

34. Дополните

В экспериментальных исследованиях объема внимания используется специальный прибор, называемый тахистоскопом

35. Дополните

Основным предметом дискуссии авторов моделей селекции информации было расположение фильтра и критерии отбора информации

 

36. Дополните

Главный признак, отличающий переключение внимания от отвлечения, – это его произвольность, преднамеренность

37. Из нижеперечисленных наиболее объективным методом исследования свойств внимания является

a) самонаблюдение;

b) тестирование;

c) регистрация психофизиологических индикаторов;

d) наблюдение;

e) интроспекция.

38. Основные позиции отечественных психологов при решении вопроса о том, является ли внимание самостоятельным психическим процессом, следующее: является самостоятельной формой психической деятельности (П.Я.Гальперин); не является таковой – это лишь необходимая сторона других процессов

39.Основные итоги исследования внимания в рамках интроспективно-феноменологического подхода следующие: выделение критериев описания внимания; описание генезиса и форм внимания.

 

Определите, какие свойства внимания проявляются в нижеописанных ситуациях:

40. Ситуация 1.

В опытах требовалось выполнять попеременно два действия, причём результат выполнения одного действия сказывался на результате выполнения другого. Выполнение обоих действий требовало большого зрительного напряжения.(переключение)

41. Ситуация 2.

Если предъявлять на краткий промежуток времени буквы, расположенные в строчку, но не составляющие слова, и предлагать опознать их, то количество букв, называемых в этом случае, значительно меньше, чем тогда, когда показываются буквы, составляющие одно или несколько слов. (объем).

42. Определите вид внимания, проявляющийся в деятельности. Аргументируйте ответ.

Нередко заранее устраняется всё, что мешает работе, заблаговременно приводится в порядок рабочее место, готовится всё, что нужно для работы, создаются необходимые условия освещения, принимаются меры к тишине, к сохранению удобной позы во время работы и т.д. (произвольное)

43. Определите вид внимания, используемый в деятельности и поведении. Аргументируйте.

Владимир К. для лучшего изучения латинского языка повесил на стенах своей комнаты таблички с написанными на них яркими фломастерами латинскими словами.(призвольное внимание)

44. Сформулируйте практические выводы, следующие из результатов экспериментального исследования развития высших форм внимания (под руководством А.Н. Леонтьева).

45. Определите этап развития внимания в нижеописанной ситуации.

Дети проявляют большой интерес к окружающим предметам, начинают рассматривать их, брать в рот, вертеть в руках. Стоит показать ребёнку другой предмет, как он роняет на пол первый и тянется за вторым. Увидя какую-либо заинтересовавшую его вещь, ребёнок начинает требовать её, даже плачет, если не удовлетворяют его желания, но достаточно показать ему в этот момент что-либо другое, чтобы он сразу же заинтересовался новым и забыл о том, что именно только что требовал. (этап непосредственного внимания)

 

 

ТЕСТ по «Психологии памяти» (Вариант I)

 

 

1. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание) выделены по тому, что

a) они выполняют разные функции в памяти;

b) они отражают последовательность переработки информации в памяти;

c) они – есть разные хранилища информации;

d) они – есть уровни переработки информации.

 

2. Запоминание, направляемое сознательной целью и регулируемое в соответствии с ней, называется

a) непреднамеренным;

b) произвольным;

c) послепроизвольным;

d) непроизвольным.

3.

  Критерии классификации   Виды памяти
1. по характеру психической активности a) произвольная
2. по характеру целей b) кратковременная
3. по продолжительности сохранения информации c) образная
    d) двигательная
    e) оперативная
    f) словесно-логическая
    g) эхоическая
    h) эйдетическая

Ответ: 1cdfh, 2a, 3beg

4. Первое классическое экспериментальное исследование памяти принадлежит:

 

a) Дж. Миллеру;

b) В. Вундту;

c) Ц. Флоресу;

d) Г. Эббингаузу.

5. Автором (ами) теории о забывании как результате тормозящего влияния со стороны побочных, интерферирующих воздействий являются:

e) Г. Мюллер, А. Пильцеккер;

f) А. Браун, К. Конрад;

g) Г. Эббингауз, Б. Хилл;

h) П. Линдслей, А.Лурия.

6. Кривая Г. Эббингауза была получена методом

a) антиципации;

b) сбережения;

c) реконструкции;

d) узнавания.

7. Концентрированное повторение оказывается более эффективным, чем распределённое, при условии, если материал

a) большой по объёму;

b) требует осмысления;

c) небольшой по объёму;

d) не требует осмысления.

8. При запоминании большой по объёму и однородной информации лучше запоминаются и воспроизводятся её элементы, находящиеся

a) в середине и в конце ряда;

b) ближе к концу ряда;

c) в начале и в середине ряда;

d) в начале и в конце ряда.

9. Блоковая модель переработки информации как модель памяти разрабатывалась в рамках:

a) гештальтпсихологии;

b) ассоциативной психологии;

c) бихевиоризма;

d) когнитивной психологии.

10. Последовательное применение принципа деятельности в изучении памяти имело место в исследованиях:

a) Б.Г. Ананьева;

b) А.В. Запорожца;

c) П.И. Зинченко;

d) С.Л. Рубинштейна

11. В отличие от других представителей гештальтпсихологии, роль потребностей и намерений субъекта в процессах памяти подчеркивал:

a) В. Кёлер;

b) К. Коффка;

c) М. Вертхеймер;

d) К. Левин.

12. Направление в психологии, в качестве первичных факторов памяти выдвигающее некоторые целостные психологические структуры, не сводимые к сумме составляющих ее частей, известно как теория памяти:

a) деятельностная;

b) ассоциативная;

c) гештальттеория;

d) психоаналитическая.

13. Репрезентация информации в сенсорном регистре - это след сенсорного воздействия.

14. Память о памяти называется:

a) оперативной памятью;

b) метапамятью;

c) автобиографической памятью;

d) кратковременной памятью.

15. Г енетически наиболее ранней считается память:

a) двигательнаая;

b) образная;

c) эмоциональоная;

d) словесно-логическая

16. Высшим видом памяти считается память:

a) двигательная;

b) образная;

c) эмоциональная;

d) словесно-логическая

17. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

a) механической;

b) логической;

c) эмоциональной;

d) эйдетической

18. Вид памяти, при котором буквально фотографически человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т. п., - это память:

a) эйдетическая;

b) наглядно-образная;

c) феноменальная;

d) эмоциональная.

19. Вид памяти, при котором запоминаются, сохраняются и воспроизводятся переживания человека, известен как память:

a) наглядно-образная;

b) феноменальная;

c) эмоциональная;

d) словесно-логическая.

20. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация:

a) по смежности;

b) по скорости;

c) по контрасту;

a) по смыслу.

21. Память, основанная на многократном повторении материала без его осмысления, называется:

a) долговременной;

b) эмоциональной;

c) произвольной;

d) механической.

22. Доли секунды функционирует память:

a) сенсорная;

b) кратковременная;

c) активная;

d) оперативная.

23. Взаимодействие новой информации с уже хранящейся в памяти может приводить к повышению числа ошибок при запоминании в результате-------------------------- следов памяти:

a) реминисценции;

b) интерференции;

c) интериоризации;

d) экстериоризации

24. Оперативную память как вариант кратковременной памяти под определенным углом зрения рассматривает:

a) Б.Г. Ананьев;

b) С.Л. Рубинштейн;

c) А.Н. Леонтьев;

d) М.С. Роговин.

25. Основной характеристикой оперативной памяти является:

a) кратковременность сохранения;

b) действия на уровне рецепторов;

c) неустойчивость к помехам;

d) лабильность.

26. У. Найссером было введено в научный оборот понятие:

a) эхоическая память;

b) оперативная память;

c) автобиографическая память;

d) метапамять.

27. Структура долговременной памяти, по мнению большинства современных её исследователей, ассоциативна.

28. Ранней генетической формой памяти является запоминание:

a) непроизвольное;

b) произвольное;

c) послепроизвольное;

d) оперативное.

29. Непосредственное и опосредованное запоминание в процессе развития изучал:

a) А.А. Смирнов;

b) А. Р. Лурия;

c) А.Н. Леонтьев;

d) В.П. Зинченко.

30. Графическое отражение отношений непосредственного и опосредованного запоминания в процессе развития имеет вид:

a) прямоугольника;

b) параллелограмма;

c) квадрата развития;

d) треугольника.

31. Для продуктивности непроизвольного запоминания материала важно то место, которое он занимает в деятельности, - вывод, впервые сделанный на основе исследований:

a) П.И. Зинченко;

b) А.А. Смирнова;

c) А.Н. Леонтьева;

d) А.А. Леонтьева.

32. Автором метода заучивания (метода последовательных воспроизведений) является:

a) П. Жане;

b) Д. Норман;

c) Г. Эббингауз;

d) А. Бэддели.

33. Количество повторений, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения всех элементов ряда в любом порядке, служит показателем:

a) готовности;

b) объема памяти;

c) запоминания;

d) забывания.

34. Прочность запоминания не зависит:

a) от участия материала в деятельности субъекта;

b) от значимости материала для достижения целей;

c) от эмоционального состояния субъекта;

d) от объема долговременной памяти

35. Индивидуальные особенности памяти выражаются в таких ее свойствах, как:

a) быстрота;

b) лёгкость

c) прочность;

d) точность;

лёгкость.

36. Для запоминания достаточно пространственно-временной смежности явлений – эта идея теории памяти, называемой

a) ассоциативной;

b) органической;

c) физиологической;

d) когнитивной.

37. Из нижеперечисленных наиболее целесообразным, по результатам исследования, является способ заучивания

a) целостный;

b) частичный;

c) комбинированный;

d) концентрированный.

38. Явление повышения объёма и точности воспроизведения информации по прошествии некоторого периода после заучивания, называется

a) интерференцией;

b) «эффектом края»;

c) феноменом Зейгарник;

d) реминисценцией.

 

39. Установлено, что материал непроизвольно запоминается лучше в том случае, если он:

a) включается в условия достижения цели;

b) входит в содержание основной цели деятельности;

c) включается в способы достижения цели;

d) предъявляется в свободном порядке.

 

40. В случае, если количество воспроизведений незавершённых действий будет = 25, а завершённых – 16, величина эффекта Зейгарник будет равна: 25: 16=1, 56

41. Согласно культурно-исторической теории Л.с. Выготского, высшие психические функции являются

a) натуральными по происхождению;

b) опосредованными знаком;

c) системными по строению;

d) произвольно регулируемыми.

42. Теоретический подход авторов и название методик исследования, а также оси координат графика, иллюстрирующего это исследование:

 

культурно-исторический; Л.С. Выготский; методика «двойной стимуляции; процент правильных ответов;

категории испытуемых

 

 

43. По мнению Л.С. Выготского, порядок появления видов памяти в онтогенезе следующий:

a) внешнеопосредованное – непроизвольное-непосредственное;

b) натуральное – непроизвольное – произвольное

c) непроизвольное – непосредственное – произвольное;

d) непосредственное – внешнеопосредованное – внутреннеопосредованное.

44. К числу признаков, характеризующих произвольное запоминание, относится наличие

a) мнемической цели;

b) летотехнических средств;

c) мнемотехнических средств;

d) произвольной регуляции.

45. Непроизвольно быстрее и более прочно запоминается информация, содержащаяся в цели, направляющей

деятельность, в которую оно включено.

46. Основная цель теории уровней переработки информации – изучить процесс переработки информации

47. В когнитивной психологии в рамках структурного подхода в блок-схему памяти включают следующие структуры: непосредственный отпечаток информации (мгновенная память), первичная (кратковременная) память, вторичная (долговременная) память

48. Поскольку оперативная память «обслуживает» выполняемую человеком деятельность, время её функционирования определяется ___________________ деятельности

a) эффективностью;

b) технологией;

c) результатами;

d) продолжительностью.

49. К числу особенностей кратковременной памяти относится то, что

a) она не поддаётся произвольной регуляции;

b) её объём не превышает 7±2 элемента информации;

c) форма хранения информации в ней – акустический код;

d) механизм забывания в ней – замещение или вытеснение.

50. Долговременная память хранит информацию в течение времени, определяемого продолжительностью индивидуальной жизни человека

51. К числу факторов извлечения информации из долговременной памяти относятся такие особенности информации, как

a) вероятность извлечения;

b) её характер;

c) стратегия извлечения;

d) её значимость.

52. Семантическая память ­– это форма памяти долговременной

53. Виды ассоциаций, используемых в модели долговременной памяти Бауэра и Андерсона «Ассоциативная память человека», следующие: «контекст-факт»; «время-место»; «подлежащее-сказуемое»; «сказуемое»

54. Соответствие между моделями долговременной памяти и терминами, используемыми в них для её описания

 

  Модели Д.П.   Термины
1. Модель Куллиана a) элемент
2. Ассоциативная память человека b) свойство
    c) атрибут
    d) высказывание
    e) контекст-факт
    f) место-время
    g) эффект величины класса
    h) поиск по пересечению

Ответ: 1a, b, c, g, h; 2d, e, f

55. Соответствие между теориями и терминологическими сочетаниями, используемыми в них для описания физиологических основ памяти.

 

  Теории памяти   терминологические сочетания
1. Химические и биохимические a) реверберация кругов возбуждения
2. Теория нейронных моделей b) материальный субстрат памяти
    c) консолидация следа памяти
    d) немутационные изменения ДНК
    e) синтез РНК и новых белков
    f) нервная модель стимула
    g) биоэлектрическая активность мозга

Ответ: 1b, c, d, e; 2a, f, g

 

ТЕСТ по «Психологии памяти» (Вариант 2)

 

1. Память есть единый непрерывный процесс, при этом каждый из составляющих её процессов

a) выполняет определённую функцию;

b) является отдельным хранилищем информации;

c) является отдельным этапом переработки информации;

d) является определённым уровнем переработки информации.

2. Преднамеренное воспроизведение материала с опорой на повторное восприятие называется

a) целенаправленным припоминанием;

b) произвольным узнаванием;

c) непроизвольным воспроизведением;

d) произвольным припоминаем.

3. Установите соответствие

  КРИТЕРИИ   ТИПЫ ПАМЯТИ
a. по виду анализатора, выполняющего ведущую роль в переработке информации 1. наглядно-образный
b. по роли первой и второй сигнальной системы в мнемических процессах 2. зрительный
    3. слуховой
    4. словесно-абстрактный
    5. зрительно-слуховой
    6. слухо-двигательный

Ответ: a2, 3, 5, 6; b1, 4.

4. А. Бергсон считал, что память человека делится на

a) память-навык и память-привычку;

b) память-навык и память-воспоминание;

c) память-образ и «чистое воспоминание»;

d) память-образ и память-привычку.

5. Разнородные элементы информации сохраняются в памяти лучше, чем однородные – закономерность памяти, называемая эффектом

a) Р. Йоста;

b) А. фон Ресторф;

c) А. Пьерона;

d) Мак-Геча.

6. Кривая забывания Эббингауза имеет вид зависимости:

a) монотонно убывающей;

b) монотонно возрастающей;

c) инвертированной U-образной;

d) сложной квазипериодической.

7. Г. Эббингауз не изучал влияние на запоминание:

a) количества запоминаемого материала;

b) числа и режима повторений;

c) близости и направленности ассоциативных связей;

d) характера деятельности, в которую оно включено

8. Так называемый фактор края имеет вид зависимости:

a) монотонно возрастающей;

b) монотонно убывающей;

c) нелинейной U-образного типа;

d) инвертированной U-образной

9. Значение структурирование материала для запоминания подчеркивали представители:

a) психоанализа;

b) гештальтпсихологии;

c) бихевиоризма;

d) ассоционизма.

10. Характеристики запоминания того или иного материала не определяются:

a) мотивами деятельности личности;

b) целями деятельности личности;

c) способами деятельности личности;

d) гендерными различиями субъектов

11. Одним из наиболее известных представителей ассоциативной психологии памяти был (а):

a) Б.В. Зейгарник;

b) Г. Эббингауз;

c) Г. Мюллер;

d) А.Н. Леонтьев.

12. Связи между психическими явлениями, при которых актуализация одного из них влечет за собой появление другого, называются:

a) аккомодациями;

b) ассоциациями;

c) ассимиляциями;

d) акцентуациями

13. Основные гипотезы, объясняющие забывание в долговременной памяти: «слабости следа» памяти, интерференции, принцип забывания неприятного (З. Фрейд).

14. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является:

a) ведущий анализатор;

b) предмет отражения;

c) активность субъекта;

d) вид деятельности.

15. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти:

a) ограничен 7 ±2;

b) неограничен;

c) предел неизвестен;

d) в среднем 10.

16.. По мнению П.П. Блонского, порядок появления видов памяти в онтогенезе следующий:

a) аффективная – моторная – образная – логическая;

b) моторная – образная – аффективная – логическая;

c) аффективная – образная – моторная – логическая;

a) моторная – аффективная – образная – логическая..

17. Основным признаком разделения памяти на опосредованную и непосредственную память являнтся:

a) ведущий анализатор;

b) наличие средств запоминания;

c) степень активности субъекта;

d) основной вид деятельности.

18. Тип зрительной памяти, долго сохраняющей яркий образ со всеми деталями воспринятого, - это память:

a) эйдетическая;

b) наглядно-образная;

c) эмоциональная;

d) словесно-логическая.

19. Понятие «ассоциация» в научную терминологию ввел:

a) Г. Лейбниц;

b) Б. Спиноза;

c) Р. Декарт;

d) Дж. Локк.

20. Два противоположных явления связывает ассоциация:

a) по смежности;

b) по скорости;

c) по контрасту;

d) по смыслу.

21. Критерием сохранения информации в памяти является(ются):

a) скорость запоминания;

b) эрудированность субъекта;

c) образованность субъекта;

d) воспроизведение и узнавание.

22. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является:

a) ведущий анализатор;

b) предмет отражения;

c) активность субъекта;

d) вид деятельности.

23. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, фиксируется как:

a) припоминание;

b) узнавание;

c) представление;

d) реминисценция.

24. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой для достижения цели данного действия, называется:

a) оперативной;

b) иконической;

c) кратковременной;

a) эхоической.

 

25. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности называется:

a) реактивным торможением;

b) проактивным торможением;

c) интерференцией;

d) реминисценцией.

26. Забывание обычно протекает как процесс

a) произвольный;

b) непроизвольный;

c) послепроизвольный;

d) прогнозируемый.

27. Общей особенностью всех моделей долговременной памяти является то, что долговременная память описывается как совокупность ассоциаций.

28. Воспроизведение объекта как уже известного по прошлому опыту — это:

a) припоминание;

b) узнавание;

c) представление;

d) реминисценция.

29. Повторное возбуждение (оживление) следов ранее образованных нервных связей такими раздражителями, которые прямо или косвенно связаны с тем, что воспроизводится, является физиологической основой процесса:

a) запоминания;

b) сохранения;

c) воспроизведения;

d) ассоциации.

30. Реконструкция при воспроизведении не проявляется:

a) в отборе главного и отсеве второстепенного материала;

b) в обобщении и привнесении нового содержания;

c) в изменении последовательности изложения;

d) в воспроизведении, максимально близком к заученному материалу.

31. К числу признаков, характеризующих непроизвольное запоминание, в отечественной психологии относят то, что оно

a) связано с руслом немнемической деятельности;

b) является само специфической деятельностью;

c) зависит от организации немнемической деятельности;

a) зависит от места запоминаемого в структуре деятельности.

32. Новый метод изучения памяти (метод угадывания) был введен:

a) В. Вундтом и С. Холлом;

b) Г. Эббингаузом и Э. Крепелином;

c) Г. Мюллером и А. Пельцекером;

d) Э. Мейманом и Ф. Шуманом

33. Для исследования опосредованного запоминания не применяется метод:

a) парных ассоциаций;

b) пиктограмм;

c) двойной стимуляции;

d) бессмысленных слогов.

34. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений и требующее усилий и старания, - это:

a) припоминание;

b) узнавание;

c) представление;

d) реминисценция.

35. Критериями сохранения информации в памяти не является(ются):

a) скорость запоминания;

b) эрудированность субъекта;

c) образованность субъекта;

d) воспроизведение и узнавание

36. Первым в истории европейской культуры произведением по психологии памяти был:

a) трактат Аристотеля;

b) труд Эббингауза;

c) трактат Сократа;

d) трактат Платона.

37. В результате усовершенствования метода свободных ассоциаций новый вид ассоциативного эксперимента - метод навязанных ассоциаций - был введен:

a) К. Юнгом;

b) Ж. Пиаже;

c) П. Жане

d) В. Вундтом.

38. Явление улучшения показателей воспризведения по прошествии определенного времени после окончания заучивания называется:

a) реминисценцией;

b) интерференцией;

c) интериоризацией;

d) экстериоризацией.

39. Для исследования опосредованного запоминания не применяется метод:

a) парных ассоциаций;

b) пиктограмм;

c) двойной стимуляции;

d) бессмысленных слогов.

40. В случае, если количество воспроизведений незавершённых действий будет 5, а завершённых – 8, величина эффекта Зейгарник будет равна: 5: 8=0.62

41. В соответствии с основным законом развития высших психических функций (Л.С. Выготский) последние первоначально существуют как функции

a) интрапсихологические;

b) интерпсихологические;

c) разделённые между людьми;

d) опосредованные знаком.

42. Развитие памяти в онтогенезе, согласно правилу «параллелограмма развития», выглядит следующим образом: непосредственная память – внешнеопосредованная – внутреннеопосредованная

43. Метод двойной стимуляции разработан:

a) В.П. Зинченко и П.И.Смирновым;

b) А. Р. Лурией и А.Н. Леонтьевым.

c) С.Л. Рубинштейном и П.И.Зинченко;

d) Б.Г. Ананьевым и К.К.Платоновым.

44. К числу признаков, характеризующих произвольное запоминание, относится то, что оно

a) зависит от мнемической направленности;

b) является специфической (мнемической) деятельностью;

c) является наиболее эффективным видом запоминания;

d) зависит от содержания мнемической задачи.

45. В рамках деятельностного подхода в структуру произвольного воспроизведения включают следующие основные составляющие: репродуктивная цель, конкретизированная в задачах, реконструкции информации (приёмы воспроизведения)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.