Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ощущения в структуре психики и личности

 

Кроме направленности, самосознания, способностей, темперамен­та и характера в психический облик личности входит подструктура особенностей психических процессов и состояний. Это особен­ности различных форм психического отражения, разных сторон целостного образа мира. Переходим к последовательному описа­нию обширной психологической подструктуры личности, подчерк­нув два обобщенных и теоретически важных обстоятельства.

Во-первых, это напоминание о вынужденной, традиционной ус­ловности принятого разложения психики и личности на отдель­ные процессы, состояния и свойства. Психологические и личност­ные реалии являются целостными. Ничто в нашей психике не существует самостоятельно. Просто иногда в конкретной ситуа­ции или деятельности какой-то аспект субъективного образа ста­новится ведущим и как бы включает все другие. Такой аналитико-синтетический прием необходим для практики непосредствен­ных психологических исследований. Но при этом необходим и учет всех других форм отражения, влияющих на комплексную результативность исследуемого процесса. Во-вторых, при описании каждого психического процесса или состояния всегда стоит задача разделения и соотносения частного и общего, индивидуального и общечеловеческого. Всякое отдельное свойство восприятия у индивида, к примеру, может быть таким, как у всех людей, а может выступать и в качестве существенной индивидуальной, сугубо личностной особенности.

Феномен ощущений, пространство человеческой чувствительности (сенсорики) является чрезвычайно богатым и тщательно изученным. В этой области психологии традиционно широко используется эксперимент – психологический и психофизиологический, высока математическая оснащенность исследований.

Ощущение — это отражение отдельных простых признаков (или качеств) предметов объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувствительности.

Поясним это классическое определение. В образе ощущения отражается некое единичное, обязательно элементарное (не со­ставное, не комплексное) явление: звук, свет, цвет, боль. Ощущается нечто красное, светлое, но не сам предмет с данными характерис­тиками. Скажем, человек ощущает боль в печени, но не саму пе­чень. Бытовое выражение «ощущение радости» считается понятий­но некорректным, ибо речь идет в таком случае об эмоции, пережи­вании, но не об ощущении. Ощущению свойственна некоторая незавершенность, искусственность, потому что в реальной жизни не бывает «чистой» работы только ощущений. На них всегда «наложе­ны» другие психические процессы.

Как сказано в определении, ощущение существует именно в мо­мент соответствующего внешнего воздействия. Иначе психологи­чески его не отличить, к примеру, от образа памяти, воображения, галлюцинации.

Существует множество теорий ощущений, значимых своей отне­сенностью не столько к самим ощущениям, сколько к пониманию всей психики. Например, рецепторная теория утверждает, что для возникновения ощущения достаточно наличия внешнего воздей­ствия на соответствующий рецептор. Последним называется осо­бый прибор, орган, расположенный на периферии тела (в глазу, ухе, коже, на языке), в котором физическое воздействие среды преобра­зуется в нервный импульс. В рецепторе материальное воздействие просто «отпечатывается» в соответствии с его анатомической и физиологической спецификой. Рефлекторная теория убедительно доказывает, что для возникновения ощущения необходимо наличие «встречной активности» особых отражающих движений в рецепто­ре. Такие специальные движения имеют место в каждом рецепторе и реализуются на чисто физиологическом уровне. Это особые «пер­цептивные действия», целая их система, подтверждающая активный характер психики.

О многообразии ощущений свидетельствует большое количество их классификаций по самым различным основаниям. Основной яв­ляется классическая градация ощущений по физической модальности раздражителя, т.е. по аспекту отражаемого внешнего воз­действия. Здесь выделяют следующие виды чувствительности:

зрение как важнейший источник информации, работающий в
огромном диапазоне угловых величин отражаемых объектов (от
0, 5 угловых секунды), их яркости (от 10-7 до 105пит), в широком
спектре длин электромагнитных волн (от красного до фиолетового
цвета);

слух, который тонко различает три основные физические характеристика звука: интенсивность, высоту и тембр. Кроме того,
отражается длительность звука и его пространственность, а в числе
комплексных параметров звукового ощущения выделяют такие, как
объемность, плотность, яркость и другие, являющиеся следствием
взаимодействия ощущений разных модальностей;

кожная чувствительность (осязание) включает в себя три раз­ных вида ощущений: тактильные (прикосновение и давление), температурные и болевые;

вкусовые ощущения, имеющие четыре основных качества: слад­
кое, кислое, горькое и соленое, хотя их реальное сочетание несопо­ставимо шире;

обоняние выделяет по качеству шесть основных запахов: фрук­товый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый. Практи­ческое многообразие обонятельных ощущений человека значительно
шире.

Поскольку индивид живет в мире реально целостных предметов и взаимодействующих свойств, в его сенсорике образуются «сквоз­ные», или интермодальные, ощущения, синестезии. Мы говорим: «теплый цвет, тяжелый взгляд, острая пища», обозначая этим ре­зультат совместной работы различных анализаторов, свой сенсор­ный и жизненный опыт.

Вторым распространенным основанием классификации ощуще­ний служит их участие в построении субъективного образа мира:

· экстероцепция отражает свойства внешнего, окружающего мира;

· интероцепция отражает сигналы из внутренней среды орга­низма, которые великий русский физиолог И.М. Сеченов (1829— 1905) называл «темными чувствами»;

· проприоцепция (или кинестезии) — это отражение сигналов от мышц и сухожилий, необходимое для регуляции любых дви­жений.

Как видим, необходимость участия многообразных ощущений в создании и функционировании психики не подлежит особому дока­зательству.

С измерения ощущений и чувствительности во многом начина­лась современная экспериментальная психология. Поэтому приве­дем азы психофизики.

Чувствительностью называется способность человека иметь ощущения. Выделяют два вида чувствительности: абсолютная и разностная (дифференциальная, относительная), каждая из которых измеряется порогами. Измерение порогов чувствительности — это достаточно сложная, методически многовариантная, тщательно от­работанная, статистическая процедура.

Нижний абсолютный порог — это минимальная физическая интенсивность раздражителя, при которой он может вызвать (бо­лее чем в 50% случаев предъявления) едва заметное ощущение. Верхний абсолютный порог — это максимальная интенсивность раздражителя, при которой он еще может восприниматься в своей модальности (не переходя в боль) либо вообще восприниматься.

Разность между величинами порогов именуется динамическим диапазоном и описывает крайние пределы всех видов человеческой чувствительности. Дифференциальная чувствительность имеет, как правило, боль­шее значение в жизни и практической деятельности человека, в профессиях, предъявляющих повышенные требования к чувстви­тельности (художник, музыкант, дегустатор). Разностный порог — это минимальное изменение в интенсивности раздражителя (или в силе двух смежно действующих), которое может быть воспринято в данных условиях перцепции.

Однако человек воспринимает не саму разность между двумя раздражителями (∆ I), а ее отношение к некоторой исходной, фоно­вой величине (∆ I). В своем минимальном выражении отношение ∆ I / I = const (величина постоянная для каждого вида раздражи­теля и чувствительности). Это аналитическое выражение носит название закона Вебера, исходя из которого Т. Фехнер вывел «ос­новной психофизический закон»:

S = k In/ + с,

где S — величина субъективного ощущения в условных единицах; /— интенсивность раздражителя в физических единицах; k — ко­эффициент пропорциональности, зависящий от модальности раздра­жителя; In — логарифм натуральный; с — постоянная интегриро­вания.

Действительно, в формуле этого закона соединены две реально­сти: объективная (сила раздражителя) и субъективная (величина ощущения).

Как и все в психике, чувствительность подвержена динамике, т.е. изменениям в соответствии с переменчивым миром. Для обо­значения такой динамики принято два основных термина.

Адаптация (приспособление) чувствительности — это измене­ние величин порогов вследствие перемены объективных условий перцепции. Адаптация может привести к обострению чувствитель­ности (темновая адаптация глаза), понижению чувствительности (уменьшение остроты слуха в зашумленном помещении), полному исчезновению ощущения (нерезкий запах). Адаптивные возможно­сти сенсорики очень широки и могут выходить даже на уровень индивидуально-психологических различий.

Сенсибилизация — это повышение чувствительности вследствие изменения внутренних условий организма. Такие условия могут быть физиологическими (болезнь, фармакологические воздействия, уровень утомления) и сугубо психологическими. Их влияние на чувствительность как на самое «простое» в психике — впечатля­юще велико. Изменение мотивации, смена цели, субъективная зна­чимость сигнала, вооруженность человека приемом перцепции, наличие опыта и многое другое может иметь выраженный сенсиби­лизирующий эффект. Примером тому служат многочисленные экс­периментальные исследования в области детской и в особенности инженерной психологии. Острота зрения дошкольника в игровой ситуации увеличивается в полтора раза. Оператор опознает цифру раньше, чем бесформенное пятно. Ребенок, вооруженный словом-знаком, значительно тоньше различает предъявляемые цвета.

В «работу» ощущений обязательно включаются другие, более сложные психические процессы и состояния, задействуется лич­ность в целом. Поэтому понятие порога чувствительности стано­вится «плавающим», переменным для условий конкретной деятель­ности, субъекта и жизненной задачи. И чем сложнее то или иное психологическое образование, тем убедительнее проявляется его комплексный, межфункциональный, личностный характер.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Автобиография Н. Дуровой | Стоимость тура: 44 650 руб/чел.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.