Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования






Адаптивное физическое воспитание в системе массового образова­ния осуществляется преимущественно в общеобразовательных школах и вузах с контингентом школьников и студентов специальных меди­цинских групп. В эти группы включаются учащиеся и студенты, имею­щие такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются про­тивопоказанием к повышенной физической нагрузке.

Занятия по физической культуре с занимающимися этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в усло­виях обычного режима школы или вуза. Дети, подростки и молодежь со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в за­нятиях лечебной физической культурой.

Включение учащихся и студентов в специальную медицинскую груп­пу может носить как временный, так и постоянный характер — в зави­симости от вида и тяжести заболевания и наличия других отклонений в состоянии здоровья. Перевод из специальной в подготовительную груп­пу, а затем в основную, должен производиться педагогом совместно с врачом при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.

В зависимости от тяжести и характера заболеваний школьников, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разде­лять на подгруппы - А и Б, с целью более дифференцированного под­хода к назначению двигательных режимов (Велитченко В.К., 2000).

Подгруппа А — школьники, имеющие отклонения в состоянии здо­ровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.

Подгруппа Б - школьники, имеющие тяжелые, необратимые из­менения в деятельности органов и систем.

Группы учащихся, отнесенных к специальной медицинской груп­пе, комплектуются школьным врачом совместно с учителем физкуль­туры на основе учета состояния здоровья, показателей физической под­готовленности, освоения двигательных умений и навыков и функцио­нального исследования, которое должно проводиться в конце текуще­го учебного года (апрель - май), завершаться к 1 июня и оформляться приказом директора школы, который, в свою очередь, должен быть издан до 1 сентября.

В соответствии с инструктивным письмом Министерства просвеще­ния страны от 27.05.1982 г. № 34-М «О снижении наполняемости в спе­циальных медицинских группах школьников для занятий по физической культуре» минимальное число учащихся в группе должно составлять 10 человек, а письмом от 13.06.1983 г. № 48-М «Об оценке успеваемости по физкультуре учащихся 1-11 классов, отнесенных по состоянию здо­ровья к специальной медицинской группе» предусматривается оценка в форме «зачтено» или «не зачтено».

Таким образом, организация и управление адаптивным физичес­ким воспитанием в массовой школе сводятся к следующему.


1. Определение школьников с отклонениями в состоянии здоровья, которых по сути освобождают от традиционных уроков по физической культуре.

2. Распределение школьников с отклонениями в состоянии здоро­вья, освобожденных от обычных уроков по физической культуре, на три группы:

- дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья, которым рекомендуются занятия только лечебной физичес­кой культурой (группа ЛФК);

- дети и подростки с отклонениями в состоянии здоровья обрати­мого характера, ослабленные различными заболеваниями (специаль­ная медицинская группа, подгруппа А), которым рекомендуются дви­гательные режимы при частоте пульса до 150 уд./мин;

- школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в дея­тельности органов и систем (специальная медицинская группа, под­группа Б), которым рекомендуются двигательные режимы при частоте пульса до 130 уд./мин.

3. Осуществление деятельности по адаптивному физическому вос­питанию со школьниками, освобожденными от традиционных уроков физической культуры, в соответствии с проведенным распределением их на группы:

- дети и подростки, отнесенные к группе ЛФК, освобождаются от занятий адаптивным физическим воспитанием и отправляются на за­нятия лечебной физической культурой в лечебно-профилактические учреждения (там, где это возможно) или им назначаются соответству­ющее лечение и наблюдение;

- школьники, отнесенные к специальной медицинской группе как к подгруппе А, так и к подгруппе Б, должны заниматься адаптивным физическим воспитанием, занятия по которому планируются в распи­сании и проводятся до или после уроков из расчета два раза в неделю по 45 минут или три раза в неделю по 30 минут;

- дети и подростки, отнесенные к специальной медицинской груп­пе, в связи с их разделением на подгруппы А и Б образуют группы, состоящие из школьников разных классов 1-4, 5-8, 9-11 или других сочетаний, и занимаются в них до или после уроков.

4. Оплата труда учителей, проводящих занятия с учащимися специ­альных медицинских групп, должна производиться в пределах имею­щейся экономии денежных средств по фонду заработной платы учите­лей с их тарификацией по ставкам зарплаты (Велитченко В.К, 2000).

Необходимо констатировать, что данная организационно-управлен­ческая структура адаптивного физического воспитания далека от со­вершенства и имеет ряд недостатков, главными из которых являются следующие.

Во-первых, утверждение об обязательности занятий адаптивным физическим воспитанием со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, носит явно декларативный характер. Вынесение занятий по адаптивному физическому воспитанию за рамки расписания уроков, направление школьников со значительными отклонениями в


состоянии здоровья в лечебно-профилактические учреждения, оплата труда учителей, проводящих занятия с учащимися специальных меди­цинских групп, по остаточному принципу, отсутствие программ по адап­тивному физическому воспитанию, недостаточная подготовленность учителей физической культуры к проведению подобной работы — все это приводит к тому, что занятия по адаптивному физическому воспи­танию по существу не являются обязательными.

Во-вторых, дифференцированность, изолированность и даже скрыт­ность системы специального образования в нашей стране привели к тому, что специалисты массовой школы, работающие в области физи­ческой культуры, практически ничего не знают об этой системе, не используют накопленный в ней опыт. Ведь в специальных (коррекцион­ных) образовательных учреждениях I—VIII видов, где обучаются дети со значительно сильнее выраженными по сравнению со школьниками массовой школы отклонениями в состоянии здоровья, уроки физичес­кой культуры, ритмики (или иначе, уроки адаптивного физического воспитания) являются обязательными и проводятся в сетке расписа­ния уроков. Кстати говоря, и занятия лечебной физической культурой проводятся в этих же образовательных учреждениях, а не в лечебно-профилактических.

Перечисленные недостатки, а также ряд других объективных при­чин, привели к тому, что в последние годы в системе образования на­блюдается резкое ухудшение состояния здоровья учащейся молодежи.

Как отмечается в решении совместного заседания коллегий Ми­нистерства образования Российской Федерации, Министерства здра­воохранения Российской Федерации, Госкомспорта России, Прези­диума Российской академии образования, состоявшегося 23 мая 2002 года, традиционная система физического воспитания в образователь­ных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходи­мого уровня физической культуры, физического развития и подготов­ленности дошкольников и учащейся молодежи, особенно тех, у кого имеются отклонения в состоянии здоровья, нуждается в усилении об­разовательной направленности учебных занятий по традиционной и адаптивной физической культуре, новых подходах к воспитательной работе, в расширении внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, в значительном улучшении материально-технической базы.

Проведенные на факультете адаптивной физической культуры СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта научные исследования, результаты педа­гогического эксперимента в школе № 700 Василеостровского района Санкт-Петербурга позволили предложить следующие установочные положения по организации адаптивного физического воспитания в об­щеобразовательной школе.

1. Адаптивное физическое воспитание учащихся с ослабленным здо­ровьем предполагает введение в школе обязательных уроков по адап­тивной физической культуре.

2. Эти уроки обязаны посещать все без исключения школьники с отклонениями в состоянии здоровья, которые относятся как к специ-


альным медицинским группам, включая обе подгруппы А и Б, так и к группам лечебной физической культуры. Временное освобождение от занятий этим школьникам выдается только на период заболевания.

3. Уроки по адаптивной физической культуре должны проводиться в те же часы, что и уроки обычной физической культуры, в соответствии со школьным расписанием.

4. Уроки со школьниками с отклонениями в состоянии здоровья должны проводить специалисты по адаптивной физической культуре со средним или высшим профессиональным образованием в этой области или специалисты по физической культуре и спорту, прошедшие курсы повышения квалификации или переподготовку по адаптивной физичес­кой культуре.

5. Уроки по адаптивной физической культуре желательно проводить в специальном (отдельном) спортивном зале, который может быть оборудован из обычного класса, или на воздухе.

6. Уроки с детьми и подростками с отклонениями в состоянии здо­ровья необходимо проводить по специально разработанной программе адаптивного физического воспитания*.

7. Разделение класса на группы с учетом состояния здоровья для проведения отдельных уроков по физической культуре и адаптивной физической культуре является непременным условием правильной орга­низации адаптивного физического воспитания в образовательном уч­реждении. Недооценка возможностей адаптивной физической культуры в коррекции состояния здоровья детей приводит к тому, что в настоя­щее время они чаще всего просто освобождаются от занятий физиче­скими упражнениями, или, вместо того чтобы разделить класс на группы (как это делается по таким предметам, как иностранный язык, инфор­матика) и проводить со школьниками с отклонениями в состоянии здоровья обязательные уроки по адаптивной физической культуре в рам­ках действующего расписания школьных уроков, рекомендуется про­водить занятия со специальными медицинскими группами до или после уроков с детьми разных возрастных категорий.

8. В процессе адаптивного физического воспитания необходимо зна­чительно больше уделять внимание его образовательной составляю­щей. Сообщение теоретических сведений о закономерностях функцио­нирования здорового организма, тех или иных заболеваниях, мерах их предупреждения, способах преодоления и профилактики и другое не­обходимо организовывать не только в форме бесед (групповых и инди­видуальных) до, после или в процессе двигательной подготовки, но и в форме отдельного теоретического урока (Лукьяненко В.П., 2002).

* В качестве примера может быть приведена программа, разработанная О.Э. Аксеновой (2003) и проверявшаяся в ходе педагогического эксперимента в школе № 700 Василеостровского района Санкт-Петербурга, где получила положительную оценку. (Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа: Учебное методическое пособие для преподавателей / Автор-составитель О.Э. Аксенова // Под общей редакцией СП. Евсеева. — СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 240 с).


Физическая культура как учебная дисциплина в вузе предусматри­вает использование дифференцированных форм и методов обучения в работе трех учебных отделений: основном (подготовительном), специ­альном и спортивном.

Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется в начале каждого учебного года по результатам педагогической диагно­стики и медицинского обследования, где определяется состояние их здоровья, физического развития и уровень физической и спортивно-технической подготовленности.

Содержание теоретических и практических занятий в группах специ­ального медицинского отделения включает программный материал, обя­зательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также элементы спортивной тренировки.

Организация процесса физического воспитания студентов регламен­тируется приказом Министерства образования Российской Федерации от 01.12.1999 г. № 1025 «Об организации процесса физического воспита­ния в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования». Согласно приказу ректоры вузов обя­заны обеспечивать реализацию процесса физического воспитания в со­ответствии с действующими государственными образовательными стан­дартами и предусматривать в учебных планах выделение 408 часов тру­доемкости на дисциплину «Физическая культура», планируя по 4 ауди­торных часа в неделю на 1—2 курсах, по 2 аудиторных часа в неделю па 3—4 курсах с выставлением итоговой оценки. Обязательный курс физи­ческого воспитания может дополняться дисциплинами по выбору, а также факультативными занятиями (1—2 часа в неделю) во внеучеб-ное время. Из указанных 408 часов — 26 часов выделяется на теорети­ческий курс, проводимый в форме лекций, семинарских занятий в те­чение четырех лет обучения в вузе.

Современные сведения по организации и содержанию адаптивного физического воспитания обобщены в работе О.Э. Аксеновой (2003)*.

В качестве положительного примера поиска новых форм организа­ционно-управленческих структур адаптивного физического воспитания в образовательных учреждениях высшего профессионального образова­ния следует привести создание в Калининградском государственном университете специальной кафедры «Адаптивная физическая культура», которой ректоратом поручена организация и практическая деятельность со студентами всех факультетов, отнесенными к специальному меди­цинскому отделению (Пельменев В.К., 2002).

* Аксенова О.Э. Содержание и организация адаптивной физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения: Учебно-методическое пособие / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. — 2003. — 86 с.


Контрольные вопросы и задания

1. Какие термины используются в настоящее время в качестве сино­нимов понятия «адаптивное физическое воспитание»?

2. В каких учреждениях системы специального образования прово­дятся занятия по адаптивному физическому воспитанию?

3. Как организуется процесс адаптивного физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях?

4. Расскажите об организации процесса адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреж­дениях I—VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонения­ми в развитии.

5. Как должно осуществляться и как осуществляется адаптивное физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях (массо­вых школах)?

6. Расскажите о системе адаптивного физического воспитания в об­разовательных учреждениях высшего профессионального образования (вузах).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.