Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные понятия и термины адаптивной физической культуры






 

2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»

Перечисленные понятия являются очень сложными, многогранными и имеют большое количество различных определений, трактовок.

Так, JT.П. Матвеев (1983, 1984) подчеркивает, что при истолковании общего понятия «культура» его обычно противопоставляют понятию «природа». К природе же относят все, что существует по естественным законам, не зависящим от человека, и не является результатом его деятельности (все неживое и живое в мире, не преобразованное человеком). К явлению культуры относят продукты, результаты и спо­собы преобразовательной деятельности человека (общества), т.е. дея­тельности, направленной на преобразование природы для удовлетворения человеческих потребностей.

В.М. Выдрин (1999) выделяет следующие, наиболее близкие для теории физической культуры определения культуры:

- культура - это творение человека, то, что не создано в таком виде природой;

- культура - это мера и способ развития человека;

- культура - это качественная характеристика деятельности чело­века и общества;

- культура - это процесс и результат хранения, освоения, разви­тия и распространения материальных и духовных ценностей.

Каждое из перечисленных определений может быть взято за основу при рассмотрении понятия «физическая культура».

Культура неразрывно связана с деятельностью и потребностями.

Деятельность - это различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребности человека и общества. При этом человек, осваивая окружающий мир, всякий раз наполняет его смыслом, придает ему новое, ценностно-смысловое измерение, всякий раз как бы заново порождает его и тем самым порождает себя, обретает себя в этом очеловеченном мире (И.М. Быховская, 1993).

Потребность — это нужда в чем-то, жизненная или бытовая необходимость, важнейшие источники и условия развития личности и общества, побудительные причины социальной деятельности людей.

Обычно выделяют два класса потребностей - естественные и соци­альные.

К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, размножении, защите потомства. Они присущи как животным, так и человеку.


Социальные потребности можно разделить на потребности лично­сти и общества.

К числу наиболее важных потребностей общества относится необ­ходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, во всесторонне и гармонически развитых людях и в создании объектив­ных условий для свободного и безграничного развития их сил, способ­ностей и дарований (В.М. Выдрин, 1999).

Среди потребностей личности, например, с точки зрения гумани­стической психологии (А.Х. Маслоу, 1987), следует особо выделить по­требности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации или личного совершенствования.

В процессе развития культуры ее важнейшими составляющими ста­ли и такие виды (формы, способы) деятельности, которые специально направлены на совершенствование человеком самого себя, на преоб­разование своей собственной природы. Именно к таким компонентам культуры относится физическая культура.

Среди всех ценностей культуры важнейшей является человек как создатель всех иных ценностей; только человек, осваивая природу, пре­вращает в ценности то, что до этого ценностью не являлось.

Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физи­ческой подготовке подрастающих и взрослых поколений к труду и воен­ному делу — этим важнейшим условиям человеческого существования.

Наиболее полное определение физической культуры дано в работах Л.П. Матвеева (1983, 1984).

Физическая культура — органическая часть (отрасль) культуры обще­ства и самого человека; основу ее специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в каче­стве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимиза­ции своего физического состояния и развития. К ней относятся: целесооб­разно выработанные формы такого рода деятельности, ее результаты, имеющие культурную ценность, а в широком смысле и вся совокупность достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающих и взрос­лых поколений. В условиях подлинно гуманного общества физическая куль­тура является одним из эффективных средств всестороннего гармоничес­кого развития личности, действенным социальным фактором продвиже­ния каждого человека по пути физического совершенствования.

Более лаконичные определения этого понятия дают В.М. Выдрин (1995, 1999), Б.А. Ашмарин (1999).

Физическая культура — вид культуры человека и общества. Это дея­тельность и ее социально значимые результаты по созданию физичес­кой готовности людей к жизни; это, с одной стороны, специфический процесс, а с другой, — результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенствования (В.М. Выдрин).

Физическая культура — как часть культуры общества есть деятель­ность людей по созданию и использованию материальных и духовных ценностей для физического совершенствования человека (Б.А. Ашма­рин).

Проведя анализ проблем телесности в социокультурном измере­нии, И.М. Быховская (1993) дает следующее определение физической (телесной) культуры.

Физическая культура — это область культуры, регулирующая на ос­нове ценностей нравственности деятельность человека (ее направлен­ность, способы, результаты), связанную с формированием, сохране­нием и использованием телесно-двигательных качеств человека, исхо­дя из представлений о нормах и идеалах их функциональности, комму­никативности, экспрессивности и красоты.

Соглашаясь с перечисленными авторами в том, что для физичес­кой культуры приоритетное значение имеют телесно-двигательные ха­рактеристики, а двигательная деятельность (использование физических упражнений) является главным орудием, средством, методом «окуль­туривания» человеческой телесности, необходимо, особенно в кон­тексте адаптивной физической культуры, более четко акцептировать внимание на всесторонности воздействий физических упражнений на личность занимающихся, их интеллектуальные, эмоционально-воле­вые, эстетические и другие свойства и качества.

В связи с этим предлагается следующее определение физической культуры.

Физическая культура — это вид культуры человека и общества. Это дея­тельность и ее социальные и индивидуально значимые результаты по созда­нию всесторонней готовности человека к жизни, оптимизации его состояния и развития; это специфический процесс и результат человеческой деятель­ности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражне­ний, естественно-средовых и гигиенических факторов.

В отличие от физической культуры объектом познания и преобразо­вания, субъектом самосовершенствования в адаптивной физической культуре являются не здоровые, а больные люди, в том числе и инва­лиды. Все это требует значительной, а иногда и принципиальной транс­формации (приспособления, коррекции или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов и другого базовой дисциплины при­менительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда название — «адаптивная физическая культура».

Таким образом, адаптивная физическая культура — это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с от­клонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимиза­ции его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и со­циальной интеграции; это специфический процесс и результат человечес­кой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гар­монизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических,


этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.

Именно в адаптивной физической культуре со всей очевидностью обнаруживается нецелесообразность ориентации деятельности и спе­циалиста, и занимающегося только или преимущественно на физичес­кие (телесные) компоненты личности человека с отклонениями в со­стоянии здоровья, включая инвалида. Здесь на первое место выступают проблемы привлечения всех возможных средств и методов адаптивной физической культуры для коррекции имеющегося у человека дефекта, выработки необходимых компенсаций, профилактики сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным де­фектом, или, другими словами, проблемы комплексной реабилитации и интеграции занимающегося в общество.

 

 

2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»

_________________________________________________________________

Термин «реабилитация» происходит от латинского «ability» — спо­собность, «rehabilitatio» - восстановление способности.

В Энциклопедическом словаре медицинских терминов (1984) она определяется как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и тру­доспособности больных и инвалидов».

Изменения в жизни общества нашей страны, произошедшие в по­следнее десятилетие, характеризуются усилением внимания к пробле­мам реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья, осозна­нием реабилитации инвалидов в России как важной государственной задачи.

Формирование современной нормативно-правовой и институцио­нальной практической базы реабилитации (принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г., утверждение «Положения об учреждении Государственной службы медико-социальной экспертизы» в 1996 г. и др.) сочетается с разработкой ее концептуальных основ (В.З. Кантор, 2000).

В настоящее время в качестве цели реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, как правило, рассматривается социальная интеграция, которая понимается, во-первых, в статичес­ком плане как некоторое состояние достигнутого и зафиксированного положения инвалида в обществе и, во-вторых, применительно к от­дельно взятому инвалиду (т.е. только в индивидуальной плоскости).

Однако, как справедливо отмечает В.З. Кантор (2000), категория «социальная интеграция» является одной из фундаментальных катего­рий социологии и обозначает «процесс установления оптимальных свя­зей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и уп­равления». Следовательно, будучи процессуальной по своей природе,


социальная интеграция инвалидов не может выступать в качестве цели (и тем более результата) их реабилитации.

Социальная интеграция представляет собой двусторонний процесс взаимного сближения, встречного движения двух социальных субъек­тов, в нашем случае — лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развива­ющихся людей, и самих этих людей, которые должны создать благо­приятные условия для такого включения.

Поэтому в качестве цели социальной реабилитации В.З. Кантор (2000) предлагает использовать понятие «образ жизни». Будучи одним из ключевых понятий социологии, оно обозначает реально существую­щие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-истори­ческих условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельнос­ти людей, характеризующие особенности их поведения, общения и практики (В.Н. Иванов, 1989).

Таким образом, цель реабилитации инвалидов состоит в обеспече­нии их способности к реализации образа жизни нормально развивающих­ся людей.

Как субъект социальной интеграции инвалиды и лица с отклонени­ями в состоянии здоровья выступают в трех социалыю-уровневых изме­рениях (В.З. Кантор, 2000).

Первое из них характеризует индивидуально-личностный уровень. Например, студент-инвалид, обучающийся в вузе.

Второе представляет собой уровень малой социальной группы. На­пример, команда спортсменов-инвалидов, участвующая в соревнова­ниях различного ранга.

Третье измерение представляет собой инвалидов на уровне боль­шой социальной группы (групповой общности). Именно так представ­лены в нашей стране инвалиды, объединенные в соответствующие об­щественные организации (Всероссийское общество слепых, Всероссий­ское общество глухих, Всероссийское общество инвалидов и др.), в своем взаимодействии с различными социальными институтами, власт­ными и законодательными структурами и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.