Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа педагога по формированию и совершенствованию речи учащихся на уроке






На всех занятиях продолжается работа, начатая в младших классах, по развитию устной речи учащихся. Продолжается работа по формированию и совершенствованию диалогической речи, без которой невозможно общение. Диалогическая речь сложна для школьников, поскольку требует быстрой смены ре­чевой деятельности. Необходимо выполнить почти одновре­менно несколько операций: выслушать и понять собеседни­ка, подумать над ответом, вовремя ответить и постоянно следить за развертыванием мысли собеседника. Полноценно­сти и своевременности данных действий препятствуют инертность нервных процессов, недостаточность мышления и замедленность реакций на воз­действия. Поэтому диалог редко возникает по инициативе учащихся с интеллектуальной недостаточностью. На вопросы они отвечают кратко, иногда заменяя слова выразительным движением или кивком головы. С взрослыми и между собой учащиеся общаются вяло, недостаточно пользуются речью, произнося отдельные слова. Нарушение общения в значительной мере тормозит их общение. Поэтому учитель на уроках должен предусматривать следующую работу: учить детей отвечать на вопросы правильно построен­ными предложениями, логично, без пропусков и недомолвок, последовательно и развернуто выражать свои мысли.

Недостаточная сформированность диалога препятствует развитию связного устного изложения мыслей. Даже если учащиеся имеют удовлетворительный словарный запас и знания по теме разговора, им не удается построить логически связное и полное описание событий. Учитель должен помочь школьнику выразить свои мысли побуждающими вопросами или частичным продолжением его рассказа. Также окажет помощь наличие картинок, схем, таблиц. При их использовании рассказ учащегося будет бо­лее полным и развернутым. Следует отметить, что опора на наглядность при составлении устного рассказа остается ак­туальной на протяжении всего обучения в школе.

Одним из показателей того, насколько понятна ученику обращенная к нему речь, является выпол­нение им словесных инструкций. Ученик должен не только понять инструкцию, но и запомнить ее.

Словесное задание учителя не будет вызывать трудностей в понимании в тех случаях, когда:

задание состоит из одного звена и предполагает все­го одно действие ученика (например, «подойди к доске» или «возьми тетрадь»);

задание тесно связано с привычной школьной или бытовой жизнью (например, «вымой руки», «вклю­чи свет»);

 

задание многократно повторяющееся и привычное (например, «сотри с доски», «завяжи шнурки»).

 

Однако вышесказанное нельзя в полной мере отнести к уче­никам с резкими нарушениями поведения и работоспособно­сти. В силу специфических нарушений они могут быстро по­терять поставленную для выполнения задачу и заменить ее другой, ранее неоднократно выполняемой.

Простая речевая инструкция способна побуждать учени­ков 5-9 классов к продолжительной деятельности. Если же учитель дает сложное задание, то срок воздействия речевой инструкции будет весьма непродолжительным и потребует подкрепления словесных заданий различными приемами. Так, для выполнения сложного задания инструкцию можно составить таким образом, чтобы ученик производил несколь­ко простых последовательных действий. Результатом легко выполненных нескольких отдельно взятых заданий и будет намеченная цель — сложное задание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.