Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности речи учащихся c интеллектуальной недостаточностью






В словаре учащихся с интеллектуальной недостаточность отсутствуют слова обобщающего характера, преобладают существительные с конкретным значением. Часто встречается неточное употребление слов (диффузное, расплывчатое значение). Дети легче воспринимают сходство предметов, чем их различия. Поэтому они усваивают прежде всего общие признаки сходных предметов. Учащиеся не знают названий многих предметов, которые их окружают, особенно названий отдельных частей. Не­умение обобщить предметы по основному признаку затрудня­ет понимание таких слов, как «инструменты», «одежда», «транспорт» и т.п. Но еще более сложны для учащихся слова, имеющие абстрактные значения. Такие слова употребляются ими крайне редко.

Одной из особенностей словаря детей с интеллектуально и недостаточностью является наличие «пустых» слов в речи, т.е. слов, не имеющих конкретного содержания. Часто ученик, называя объект, не может узнать его среди других предметом или изображений, что подтверждает отсутствие соответствия между словом, обозначающим предмет, и конкретным его образом.

Характерна замена глаголов с приставками на бесприставочные. Наблюдаются смешения слов одного рода, вида.

Ученики употребляют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета. Это цвет, величина, вкус. Редко употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека. Пассивный словарь детей с трудом актуализируется, часто для воспроизведения слова нужен наводящий вопрос.

Учащимся с интеллектуальной недостаточностью свойственен низкий уровень развития грамматических навыков. Были выявлены искажения в употреблении падежей, особенно творительного и предложного. Характерны пропуск, замена предлогов, искажение окончаний. Детям намного лучше дается понимание конструкций с предлогами, нежели их употребление. Допускаются ошибки при выполнении заданий на согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Ученики неправильно употребляют форму родительного падежа множественного числа существительных, смешивают окончание окончаний. Трудности согласования наречия много и существительного, нарушение словообразования. Учащиеся в большинстве случаев употребляют простые нераспространенные предложения, либо простые распространенные с прямым дополнением. Часто наблюдается фрагментарность предложений, особенно при рассказе по картинке. Для учеников с интеллектуальной недостаточностью характерен низкий уровень осознания языковых элементов.

Недоразвитие лексико-грамматического строя особенно резко проявляется в связной речи. Одной из особенностей яв­ляется малая распространенность предложений. Обучение в школе способствует овладению грамматическим строем род­ного языка, а фразы, используемые учениками, постепенно усложняются по синтаксической структуре и содержанию.

Ученики пятых классов при построении предложения уже используют союзы, а шестиклассники пользуются определе­ниями. В 5 и 6 классах в речи детей особое место занимает союз и, при помощи которого они выражают причинно-след­ственные отношения.

Речь учащихся чаще всего носит вопросно-ответный характер. Ученики нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в подсказке. Речь с опорой на наглядную ситуацию осуществляется детьми легче. У школьников нет потребности четко передавать содержание чего-либо. В рассказе часто нарушается логическая последовательность, связь между отдельными частями. Связные тексты подчас состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого.

Речевая активность детей быстро истощается. Но когда появляется интерес к теме, меняется и характер высказываний, они становятся более развернутыми и связными. То есть на характер высказываний влияет мотивация.

На связность речи влияют и особенности заданий. Пересказ осуществляется детьми легче, чем самостоятельный рассказ. Но и он имеет свои особенности у умственно-отсталых детей: пропускаются многие важные детали, содержание передается упрощенно, нарушается плавность речи. Ученики очень часто не могут правильно сформулировать основную мысль текста. Правильное, почти дословное изложение деталей начала рассказа при нарушении воспроизведения остальной части. У школьников обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных и пространственных отношений. Дети могут добавлять события, детали, которые отсутствовали в тексте.

Из этих данных следуют, что связные высказывания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью малоразвернуты и фрагментарны.

Рассматривая общение учащихся на уровне диалога, можно выделить следующее: диалог редко возникает по инициативе ученика, так как ученики мало интересуются окружающим миром, у них мало поводов задавать вопросы взрослым и вступать с ними в беседу.

Далеко не все учащиеся умеют поддерживать диалог, часто не слушают то, о чем их спрашивают. Детям трудно концентрировать внимание на беседе, особенно при наличии побочных раздражителей, которые отвлекают их. Бедность активного словаря, трудности актуализации пассивного. Это также откладывает отпечаток на активность участия в диалоге. Затрудняют общение недостаточность овладения грамматическим строем, недостатки произношения.

Отмечается речевая замкнутость учащихся, они могут молчать в ответ на вопросы, либо отвечать предельно кратко. Часто высказывания односложные и стереотипные. В то же время на уроках учащиеся часто задают не относящиеся к теме вопросы, выкрикивают отдельные реплики; перебивают, если что-то сами хотят сказать.

В процессе диалога учащиеся часто не смотрят на собеседника, могут заниматься какими-то своими делами. Поза при этом общении подчас закрытая. Отсутствуют такие приемы слушания, как поддакивание («ага», «да-да»), вопросы, характерны нерелевантные высказывания (не относящиеся к делу). Ученики не всегда могут определить эмоциональное состояние партнера по общению, это связано с недостаточным пониманием мимики.

Речь школьников в большинстве своем монотонная, маловыразительная, лишена сложные и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других - ускоренная.

Из этих данных следует, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью отсутствует ориентация на собеседника в процессе диалога.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.