Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфликты в процессе общения и стратегия поведения в конфликтных ситуациях






Аннотация. Конфликт как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций (ценностей, интересов, целей) в сознании человека, в межличностных или групповых взаимодействиях, связанное с отрицательными переживаниями. Виды конфликтов: внутриличностные, межличностные, межгрупповые. Причины возникновения конфликтов: организационно-управленческие, социально-психологические, личностные. Структура конфликта: предмет конфликта, его участники, условия протекания, мотивы сторон, их цели и позиции. Динамика конфликта. Три этапа: предконфликтный, открытый и послеконфликтный. Пять основных стратегий поведения при конфликте и их характеристика: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание (уклонение), приспособление. Требование использования различных стилей поведения, владения технологиями всех стратегий, в зависимости от обстоятельств, применение наиболее предпочтительных.

Конфликт ( от лат.- столкновение ) - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций (ценностей, интересов, целей) в сознании отдельного индивида; в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными переживаниями.

Причины возникновения конфликтов: организационно-управленческие, социально-психологические, личностные.

- Структура конфликта:

В каждом конфликте выделяются такие составляющие, как предмет конфликта, его участники, условия протекания, мотивы сторон, их цели и позиции.

Предмет конфликта - это то противоречие, ради разрешения которого стороны вступили в противоборство; проблема, которая служит основой конфликта.

Участниками конфликта называются все лица (частные, официальные, юридические), имеющие отношение к конфликту, его развитию и разрешению.

Условия протекания конфликта - это микро- и макросреда, в которой развивается конфликт, социальное окружение его участников, существенно влияющее на понимание содержательной стороны конфликта, его целей и мотивов.

Мотивы сторон - побудительные причины, поводы к вступлению в конфликт. Поэтому различают мотивы явные и скрытные.

Цели сторон - то, чего добиваются конфликтующие субъекты. Различают стратегические и тактические цели.

Позиции участников конфликта - это отношение оппонентов к конфликтной ситуации, проявляющееся в поведении и поступках.

- Динамика конфликта: исс ледователи выделяют три основных периода развёртывания конфликта: предконфликтный, открытый и послеконфликтный.

Предконфликтный период включает этапы: возникновение проблемной ситуации; осознание её субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить эту ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны и т.д.).

Открытый период представляет собой собственно конфликт. Он начинается с первого столкновения сторон. Если у одного из оппонентов достаточно сил, чтобы решить вопрос в свою пользу, то конфликт может закончиться. Однако чаще всего первый инцидент сменяется вторым, третьим и т. д., происходит разрастание конфликта.

Последний этап открытого периода конфликта - его завершение. Наиболее распространёнными формами завершения конфликта считаются следующие: урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный период состоит в частичной или полной нормализации отношений оппонентов, преодолении негативных оценок, установлении доверия, налаживания продуктивного сотрудничества.

Слова, действия или бездействие, которые могут привести к конфликту называются конфликтогенами.

" Способы предупреждения конфликтов: не употреблять конфликтогенов; не отвечать конфликтогеном на конфликтоген; проявлять симпатию к собеседнику; делать благожелательные посылы по отношению к партнёру.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.