Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология подготовки и проведения социально-культурных мероприятий просветительного характера






Аннотация. Сущность информационно-просветительской деятельно­сти в сфере досуга. Современные требования к технологии ин­формационно-просветительного характера и в социокультур­ной сфере. Технологическая характеристика основных этапов организации мероприятия информационно-просветительного ха­рактера. Особенности первого этапа, связанные с выбором со­циально значимой темы мероприятия. Выбор формы и методов просветительной деятельности на втором, организационном этапе. Специфика технологии отбора содержания мероприятия на третьем этапе. Написание сценария и подготовка к его реа­лизации как содержание четвертого этапа. Специфика техноло­гии проведения информационно-просветительного мероприятия в сфере досуга. Анализ позитивного опыта организации данного мероприятия в социокультурных учреж­дениях Уральского региона.

Содержание технологии во многом определяется спецификой той деятельности, которую она реализует. Информационно-просветительное мероприятие любой формы и вида направлено на расширение кругозора личности на основе приобщения аудитории к конкретным знаниям, информации в самых разнообразных сферах человеческого знания.

Особенность просвещения в том, что предполагаемая информация обязательно должны носить социально-значимый характер, а также быть интересна для той аудитории, которой адресуется.

Рассмотрим технологию подготовки просветительного мероприятия:

♦ На первом этапе происходит выбор актуальной социально-значимой темы, которая может быть разработана учреждениями СКД на основе изученных интересов и потребностей с учетом социокультурной ситуации, тема может быть предложена в качестве социального заказа учреждениям культуры.

♦ На втором этапе происходит выбор формы реализации темы. Наиболее эффективными в педагогическом плане являются формы активного характера, предполагающие диалог между организаторами и аудиторией. На выбор влияют: социально-демографическая характеристика аудитории, материально-технические возможности организаторов. После определения темы и формы ее реализации дается четкая формулировка цели и задач, содержание которых зависит от: конкретной социально-культурной ситуации, возможностей организаторов, общего культурного уровня аудитории и других факторов.

♦ Третий этап - отбор содержания мероприятия. В качестве этого элемента выступает информация, знания, художественные образы. Для этого используются возможности информационно-библиографической службы, репертуарные сборники и т. д. Чем разнообразнее информация, используемая в качестве содержания, тем больший интерес она будет представлять. Следующее важное требование к отбору содержания - это ее региональный компонент. Информация о событиях далекого прошлого, происходящих далеко за пределами региона, должна быть опосредованно связана с проблемами местного характера, интересами данной аудитории. Важный технологический момент связан с созданием инициативно-исполнительной группы, опираясь на которую специалист-организатор СКД будет готовить и проводить мероприятие. Предполагается распределение обязанностей между организаторами, зафиксированных в плане подготовки и проведения. Структура плана включает в себя следующие разделы: название мероприятия, ответственный за исполнение, сроки исполнения; место проведения, отметка о проведении.

♦ Четвертый важный технологический этап - написание сценария и реклама мероприятия (афиша, СМИ).

♦ Наиболее сложным технологическим этапом является технология проведения ИПМ. Рассмотрим технологию проведения дискуссии. Дискуссию открывает ведущий, объявляет тему, представляет экспертов, устанавливает регламент выступлений. Произносит вступительное слово об актуальности обсуждаемой проблемы, предоставляет слово оппоненту. Желательно первых выступающих подготовить заранее. Они должны выступать ярко, убедительно. Затем слово сторонникам той или иной точки зрения. Они могут выступать самостоятельно или вступать в полемику. После обсуждения вопроса ведущий с помощью экспертов подводит краткий итог. Затем обсуждаются следующие вопросы, раскрывающие суть проблемы дискуссии в целом. После этого, ведущий, может попросить аудиторию продемонстрировать занимаемую позицию через голосование, жетоны, пересаживание. Затем следует заключительное слово. В процессе проведения дискуссии в качестве иллюстрации могут использоваться художественно-образные и документальные средства - театрализация, слайды, художественные и документальные фильмы и т.д.

♦ Заключительный этап технологии проведения ИПМ связан с анализом результатов организации и проведения данного мероприятия. Для этого организаторы могут собрать отзывы участников, их мнение, выслушать мнение экспертов, коллег; наметить конкретное продолжение данного творческого дела, исходя из полученных результатов, внеся все необходимые коррективы в содержание и методику организации данного мероприятия.

Так, например, в качестве дискуссионных тем могут быть проблемы: каким должен быть современный кинематограф, в чем ценность современной живописи, нужна ли современному обществу смертная казнь?

Таким образом, проведение просветительных мероприятий в СКС имеют важное общественное значение.

 

19. Понятие ресурсной базы в организационно-технологическом контексте социально-куль­турной деятельности

Аннотация. СКД в организационно-технологическом контексте как система организации соответствующих ресурсов для достижения поставленных целей и задач, получения запланированных результатов. Ресурсная база как совокупность основных компонентов, необходимых для производства культурных благ и услуг.

Основные виды ресурсов СКД: нормативный, кадровый, финансовый, материально-технический, социально-демографический, информационно-методический, морально-этический.

СКД в организационно-технологическом контексте - это система организации соответствующих ресурсов для достижения поставленных целей и задач, получения запланированных результатов. Ресурсная база - это совокупность основных компонентов, необходимых для производства культурных благ и услуг.

Ресурсную базу СКД составляют следующие основные виды ресурсов: нормативный, кадровый, финансовый, материально-технический, социально-демографический, информационно-методический, морально-этический ресурс.

Нормативный ресурс - массив правовых и организационно-технических документов, инструктивной информации, определяющих организацию подготовки и проведения СКД. Нормативно-правовое поле СКД составляют документы, охраняющие, закрепляющие, регулирующие права граждан на участие в культурной деятельности на федеральном, региональном, муниципальном, местном уровнях. (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, закон РФ «О культуре» (1992 г.), «Об общих принципах местного самоуправления» (1995 г.), «Об образовании» (1991 г.), «Основы социального обслуживания населения» (1995 г.) и др.

Кадровый ресурс - реализуется через кадровую политику на всех уровнях по направлениям: 1) кадровые планирования; 2) оценка наличного кадрового ресурса; 3) оценка будущих кадровых потребностей; 4) разработка программ обеспечения кадрами; 5) разработка требований к кадрам; 6) профессиональная подготовка и переподготовка кадров; 7) карьерные передвижения.

Финансовый ресурс включает бюджетные и внебюджетные источники финансирования, использование которых не противоречит законодательству РФ. Многоуровневое финансирование учреждений СКД учитывает их вклад в развитие культуры региона, с учетом перспектив его культурного роста.

Уровни финансирования: нормативный, содержательный, социальный (компенсационный).

Материально-технический ресурс - наличие специального оборудования, имущества, инвентаря, способствующих организации СКД. Имущество учреждений культуры составляет основные фонды и оборотные средства, а также другие ценности, включенные в самостоятельный баланс учреждения.

Социально-демографический ресурс включает в себя совокупность физических лиц, проживающих на территории региона обслуживания социально-культурными учреждениями. Необходим учет их возраста, интересов, социальных особенностей и других демографических принципов.

Информационно-методический ресурс включает средства и способы организационно-методического руководства, информационно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации кадров в СКС. Создание информационного пространства, необходимого для эффективного функционирования социокультурных учреждений, организующих досуг, народное творчество, общественные виды социально-значимой деятельности населения.

Морально-этический ресурс - совокупность принципов, норм, требований, определяющих согласованность профессионально-нравственных позиций, норм поведения участников социокультурной деятельности. Создание на основе данного ресурса благоприятного психологического климата как на социокультурном мероприятии, так и в профессиональных и самодеятельных коллективах. Эффективная реализация человеческого фактора в процессе организации и осуществления СКД.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.