Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Проректор по УР д.м.н., доцент






ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по УР д.м.н., доцент

 

________________Ходакова О.В.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

«ПОМОЩНИК ВРАЧА АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060101

«ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

 

 

Чита, 2015

 

Оглавление

 

  Введение  
  Цели и задачи производственной практики  
  Обязанности студента при прохождении практики  
  Содержание производственной практики  
  Этапы (разделы) практики с указанием объема работы  
  Самостоятельная работа студента  
  Перечень практических навыков и умений  
  Перечень неотложных состояний, при которых студент должен уметь оказать помощь на догоспитальном этапе  
  Санитарно-просветительная работа  
  Учебно-исследовательская работа студентов  
  Работа по профориентации школьников  
  Оформление дневника производственной практики  
  Итоги производственной практики  
  Критерии оценки производственной практики  
  Рекомендуемая литература  
  Приложения  
  Приложение №1. Методические рекомендации по оформлению электронной истории болезни амбулаторного пациента  
  Приложение №2. Темы УИРС  
  Приложение №3.Требования к оформлению УИРС.  
  Приложение №4. Темы санитарно-просветительной работы  
  Приложение №5. Список нормативных документов по организации первичной медико-санитарной помощи.  
  Приложение №6. Перечень контрольных вопросов для проведения итогового контроля по производственной практике  
  Приложение №7.Перечень лекарственных препаратов, знание рецептуры которых рекомендуется студентам 5 курса лечебного факультета при оформлении дневникапроизводственной практики  

Введение

Качество обучения в медицинской академии играет большую роль в формировании врача, оказывающего первичную медико-санитарную помощь. В сложившейся в здравоохранении ситуации участковый врач-терапевт и врач скорой медицинской помощи должны быть универсалами, так как к ним обращаются пациенты с различными заболеваниями, не всегда терапевтического профиля.

Работа врача первичного звена здравоохранения требуют большого объема дополнительных знаний и умений: ранняя диагностика заболеваний, их профилактика, особенности патологии и лечения в различных возрастных группах, диспансерное наблюдение и проведение реабилитационных мероприятий в амбулаторных условиях, оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе, экспертиза временной нетрудоспособности и медико-социальная экспертиза.

Специфика работы участкового терапевта требует большой оперативности, необходимости самостоятельно и быстро принимать решения, назначать лечение с учетом возможности приобретения пациентом лекарственных средств, врач должен уметь оценить эффективность терапии, причины ее неэффективности, выбрать место проведения лечения, определив показания для экстренной и плановой госпитализации.

Практика студентов выполняет важные функции:

Ø способствует активному усвоению и закреплению теоретических знаний;

Ø обеспечивает формирование профессиональной компетенции будущего специалиста;

Ø развивает познавательные и творческие способности, формирует способность к самообразованию, саморазвитию;

Ø способствует овладению нормами профессии в мотивационной сфере, осознание мотивов и духовных ценностей в избранной профессии;

Ø обеспечивает закрепление теоретических знаний путем изучения опыта работы медицинских организаций.

 

Цели и задачи производственной практики.

 

Цель освоения учебного модуля «Помощник врача амбулаторно – поликлинического учреждения» -ознакомление студентов с работой врача первичного звена здравоохранения - амбулаторно-поликлинического учреждения, принципами организации системы здравоохранения при оказании первичной медико-санитарной помощи; формирование клинического мышления по ранней диагностике наиболее часто встречающихся заболеваний на основе знаний особенностей их течения, стандартов диагностического обследования, лечения, профилактики, диспансеризации; развитие навыков самостоятельной работы (осуществление амбулаторного приема и посещений на дому, оказание неотложной помощи, проведение комплекса оздоровительных, профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, содействие в решении медико-социальных проблем граждан); закрепление теоретических знаний, совершенствование практических навыков и умений по диагностике заболеваний, оказанию лечебно-профилактической помощи в поликлинике и неотложной помощи на догоспитальном этапе при острых заболеваниях, ургентных состояниях.

Задачами дисциплины являютсяобучение студентов практическим навыкам в соответствие с видами профессиональной деятельности:

1. Изучение и совершенствование знаний студентами

§ принципов оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях, особенностей работы по участковому принципу, принципу общей врачебной практики;

§ принципов диагностики и оказания медицинской помощи больным в поликлинике и на дому при острых и хронических заболеваниях, ургентных состояниях, выбора тактики ведения пациентов; оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе;

§ по проведению профилактической, противоэпидемической, санитарно-гигиенической работы на врачебном участке;

§ основ проведения первичной, вторичной и третичной профилактики (здоровых, больных); организации диспансерного наблюдения определенных групп взрослого населения и больных с различными хроническими заболеваниями, требований к оформлению документации;

§ по вопросам экспертизы трудоспособности;

§ по лекарственному обеспечению населения, в том числе лиц, имеющих право на социальные льготы; правилам выписки лекарственных средств.

2. Формирование представлений о принципах

§ самостоятельной работы в решении конкретных практических задач по оказанию медицинской помощи, в том числе неотложной;

§ ранней диагностики заболеваний в поликлинике с учетом особенности их течения, лечения, профилактики, экспертизы трудоспособности;

§ обеспечения преемственности лечения больных на различных этапах медицинской реабилитации (взаимодействие с другими специалистами ПМСП, стационаров и специализированных центров);

§ навыков общения с пациентом и их родственниками с учетом этики и деонтологии в зависимости от выявленной патологии и характерологических особенностей пациентов;

§ общения с коллективом на основе этики и деонтологии.

3.Приобретение студентами знаний и умений по вопросам

§ проведения лечебно-оздоровительных (в том числе неотложных мероприятий на догоспитальном этапе), реабилитационных мероприятий

§ профилактики: проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации населения на врачебном участке и в отделении профилактики, вакцинопрофилактики;

§ обоснованного назначения лекарственных средств, правил выписки рецептов различным категориям граждан;

§ плановой и экстренной госпитализации, оформления документации;

§ организации работы дневного стационара поликлиники, стационара на дому, ведения документации;

§ отбора пациентов на санаторно-курортное лечение, оформления документации;

§ организации противоэпидемиологических мероприятий и ведения документации при выявлении на участке больных с инфекционными заболеваниями;

§ экспертизы временной нетрудоспособности, организации работы врачебной комиссии поликлиники, направления больных на медико-социальную экспертизу (МСЭ), оформления медицинской документации;

§ организации и проведения санитарно-гигиенического обучения населения, в том числе в профильных школах здоровья; участие в санитарно-просветительной работе (разработка и чтение лекций, создание санбюллетеней, проведение бесед);

§ ведения учетной и отчетной документации, планирования работы, регулярного её анализа.

Согласно Договорам с министерством здравоохраненияЗабайкальского края и министерством 3дравоохранения Республики Бурятия базами практики являются амбулаторно-поликлинические учреждения г. Читы и края, Улан-Удэ и республики. Традиционно в Чите практика проводится на клинических базах кафедры (поликлиники № 3, 5, 7), в поликлиниках № 1, 2, 6, поликлиниках ГБ №2 и Читинского района, краевых клинических больниц, ССМП (в том числе подстанция на КСК). Часть студентов, включая студентов, обучающихся по целевому направлению, проходят производственную практику в ЛПУ по месту жительства или в лечебном учреждении, направившем их на учебу. В исключительных случаях, с письменного разрешения главного врача студентам, обучающимся по целевому направлению, отделом практики академии может быть разрешено прохождение практики в городе или другом ЛПУ.

 

Обязанности студента при прохождении производственной практики:

 

Ø Перед производственной практикой пройти медицинский осмотр, предъявить медицинскую книжку руководителю практики.

Ø Своевременно явиться на практику. В первый день практики представиться заведующему терапевтическим отделением и определить место своей работы.

Ø При непредвиденных обстоятельствах, предполагающих невыход на работу, своевременно информировать руководителя о причинах (по телефону или через сокурсников) с последующим представлением документа, подтверждающего уважительность причины.

Ø Ознакомиться с правилами внутреннего и трудового распорядка, неукоснительно их выполнять.

Ø Пройти вводный инструктаж по технике безопасности на рабочих местах, соблюдать правила охраны труда.

Ø Являться на практику строго по графику, соблюдать форму одежды (быть в чистом халате, шапочке, сменной обуви, иметь при себе фонендоскоп, марлевую маску и резиновые перчатки).

Ø Выполнять утвержденный руководителем индивидуальный план прохождения практики.

Ø Активно и добросовестно выполнять всю плановую работу и задания участкового врача. Нести ответственность за выполняемую работу.

Ø Согласовывать свои действия с непосредственным руководителем (участковым врачом-терапевтом) прежде чем дать больному рекомендацию, сделать назначение или запись в медицинских документах.

Ø Все не ясные рабочие ситуации незамедлительно разрешать с помощью ассистента (доцента), являющегося руководителем практики на данной базе.

Ø На всех этапах работы строго выполнять принципы профессиональной этики и деонтологии, основанные на чутком, внимательном отношении к больному.

Ø Активно участвовать в общественной жизни коллектива лечебного учреждения.

Ø Участвовать в клинических, научно-практических конференциях.

Ø Посещать лекции, организуемые специалистами по актуальным вопросам профилактики, диагностики и лечения заболеваний терапевтического профиля.

Ø Участвовать в итоговых научно-практических конференциях студентов.

Ø Ежедневно отражать в дневнике содержание работы, выполняемой лично студентом и при непосредственном его участии.

Ø Выполнить учебно-исследовательскую работу по утвержденной тематике и представить ее к защите в течение семестра.

Ø Проводить санитарно - просветительную работу с больными и их родственниками.

Ø Проводить работу по профориентации школьников.

Ø Приобрести навыки и умения, предусмотренные программой.

Ø Полностью выполнить программу производственной практики.

Ø Оформить документацию (дневник, отчет по объемам выполненной работы с указанием уровня овладения практическими умениями, др.) и представить ее на зачете.

Ø Явиться на зачет в назначенное руководителем практики время.

Студентам запрещается:

 

Ø Самовольное изменение базы прохождения практики.

Ø Прохождение практики без медицинских книжек.

Ø Досрочное окончание практики за счет работы в выходные или праздничные дни без разрешения руководителя производственной практики.

Ø Самовольное изменение времени сдачи зачета.

Ø Сдача зачета без полностью оформленного дневника.

Содержание производственной практики

 

Производственная практика студентов 5 курса проводится после окончания 10 семестра в качестве помощника врача амбулаторно-поликлинического учреждения.

Производственная практика проводится в июле, продолжительность ее 216 часов: 144 часа – работа в различных подразделениях поликлиники (24 дня при 6-часовом рабочем дне); 72 часа – самостоятельная работа, в том числе 42 часа – работа на ССМП. Во время практики студент должен выполнить учебно-исследовательскую (УИРС), санитарно-просветительную работу и работу по профориентации школьников.

Работа в поликлинике строится следующим образом:

1. Ежедневный прием больных с участковым врачом – 3 часа.

2. Обслуживание вызовов - 2 часа (30 минут на вызов, 3 вызова в день, 30 минут в день на обсуждение вызовов).

3. Другие виды работ, в том числе заполнение документации - 1 час.

Студент работает в качестве помощника участкового врача. Каждый студент прикрепляется к участковому терапевту поликлиники и работает под его непосредственным контролем, по его графику работы. Самовольная смена времени и места работы не допускается. Кроме того, студент должен отработать по одному дню с врачами терапевтических специальностей (инфекционист, ревматолог, кардиолог, эндокринолог, онколог), в дневном стационаре и стационаре на дому, профильной школе для пациентов, принять участие в работе ВК, бюро МСЭ.

 

Этапы (разделы) производственной практики

с указанием объема работы студентов

 

Содержание Продолжительность работы, часы
1. Раздел 1. Проведение организационно-методического собрания со студентами. Инструктаж по технике безопасности на практике, по оформлению необходимой документации. Проверка медицинских книжек. Получение студентами допуска к прохождению практики.  
Освоение практических навыков на фантомах и муляжах под контролем преподавателя в отделе отработки практических навыков академии в течение семестра.  
2. Раздел 2. Работа в поликлинике (помощник участкового врача-терапевта)  
Инструктаж по технике безопасности в лечебном учреждении.  
Осуществление амбулаторных приемов пациентов совместно с врачом терапевтом, врачом общей практики. Оформление учетно-отчетной документации. 3 часа в день, 22 приема = 66 часов
Осуществление амбулаторных приемов пациентов совместно с врачом специалистом (кардиологом, ревматологом, инфекционистом, эндокринологом, онкологом, работа в кабинете функциональной диагностики) – при их наличии в штате поликлиники. Участие в работе ВК. Самостоятельная работа (запись и интерпретация ЭКГ, ФВД и др.). 3 часа в день вместо приема в терапевтом, по 1 приему за практику
Посещения (патронаж) на дому (3вызова), обсуждение вызовов, оформление документации. Работа в стационаре на дому. 30 минут на вызов, 3 вызова в день, 30 минут в день на обсуждение вызовов, всего 22 дня = 44 часа
Участие в оказании первой помощи при угрожающих жизни состояниях в составе отделения неотложной помощи поликлиники – при необходимости.  
Студент ведет прием пациентов и обслуживание вызовов. Первые 1-2 дня он работает совместно с участковым терапевтом, а затем часть работы выполняет самостоятельно (под контролем врача). Всего за день студент должен принять 4-5 пациентов и выполнить 3 (1-2 первичных или 2-3 активных) вызова. Во время приема больных и обслуживания вызовов на дому студент: - совершенствует знания по сбору жалоб, анамнеза, проводит обследование по всем органам и системам (легочная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, мочевыделительная и нервная); - устанавливает предварительный диагноз, назначает обследование и лечение; - решает вопросы экспертизы нетрудоспособности: устанавливает факт и причину, оформляет запись в медицинской карте, назначает дату повторной явки, оценивает состояние пациента в динамике, определяет сроки нетрудоспособности, обосновывает выписку на работу; - определяет обязательные и дополнительные методы обследования больных, необходимы консультации специалистов в поликлинике и других медицинских организациях (при необходимости); - активно участвует в проведении диспансеризации больных (в том числе часто и длительно болеющих) на участке; - изучает вопросы экспертизы временной нетрудоспособности, участвует в работе врачебной комиссии, определяет признаки стойкой нетрудоспособности, учится оформлять направления на медико-социальную экспертизу; - участвует в оформлении больного на плановую госпитализацию; - принимает участие в отборе и направлении больных на санаторно-курортное лечение; - участвует в проведении вакцинации населения; - под контролем врача оказывает неотложную помощь на врачебном участке и в поликлинике; - изучает врачебную тактику и объем лечебных мероприятий при ургентных состояниях; - изучает требования к лекарственному обеспечению населения, правила оформления рецептов, в том числе для граждан, имеющих право на набор социальных услуг; - участвует в проведении противоэпидемической и санитарно-просветительной работы; - проводит работу по формированию здорового образа жизни среди жителей закрепленного участка (рациональное питание, физическая активность, борьба с вредными привычками); - в повседневной работе применяет и совершенствует знания по вопросам психотерапии, медицинской этике и деонтологии; - изучает приказы, регламентирующие работу участкового терапевта; - учится правильно оформлять учетно-отчетную документацию территори­ального врачебного участка: медицинскую карту амбулаторного больного, контрольную карту диспансерного наблюдения, статистический талон и др.; - учится составлять и анализировать отчеты; - осваивает методики координации работы с другими медицинскими организациями, органами социальной защиты населения и МСЭ, фондами обязательного медицинского и социального страхования; - осваивает методы обучения среднего и младшего медицинского персонала, пациентов и членов их семей, организации работы персонала.  
  Работа в дневном стационаре. Знакомится с работой врача отделения дневного пребывания, с показаниями и проти­вопоказаниями к направлению на дневной стационар. Курация больных, обследование, назначение лечения  
Работа в отделении (кабинете) профилактики Студент принимает участие в проведении диспансеризации определенных возрастных групп взрослого населения. Изучает нормативные документы, регламентирующие профилактику. Учится определять группу здоровья. Осваивает работу функциональных подразделений отделения профилакти­ки (анамнестического кабинета, кабинета функциональных исследований, смотрового кабинета) Участвует в проведении профилактических медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических. Принимает участие в пропаганде здорового образа жизни. Учится правильно оформлять учетно-отчетную документацию при проведении профилактических медицинских осмотров, диспансеризации определенных групп взрослого населения.  
Работа в специализированных подразделениях и кабинетах (профильных школах: сахарного диабета, астмы, гипертонической болезни и т.д.; кабинете дополнительного лекарственного обеспечения) 1 час в день, всего 22 часа
Санитарно-просветительная работа: разработка или чтение лекций по здоровому образу жизни, подготовка санитарного бюллетеня, альбома, стенда, разработка и проведение занятия в профильных школах. Задания на проведение санитарно-просветительной работы студенты получают в лечебном учреждении у руководителя производственной практикой от практического здравоохранения в начале практики. За время практики студент должен разработать или прочитать не менее одной лекции или подготовить санбюллетень (стенд, альбом) на выбранную тему. Информация о проведенной работе отражается в характеристике и отчете по производственной практике.  
Учебно-исследовательская работа студента направлена на разработку и углубление знаний по темам, предусмотренным программой. Выполняя задания по УИРС, будущий врач не только глубже воспринимает суть предмета, но и приобретает навыки самостоятельной работы с научной литературой. У студента формируется способность к анализу и обобщению материала, развивается клиническое мышление. Целенаправленная УИРС улучшает и профессиональную подготовку, прививает студентам навыки исследовательской работы, а также способствует их общему развитию и трудовому воспитанию. УИРС может быть представлена в виде электронной истории болезни амбулаторного пациента, реферативного сообщения на актуальные темы, оценки разделов работы участкового врача, поликлиники, фрагмента учебно-методического комплекса и др. Темы УИРС представлены в Приложении №2. Материалы УИРС представляются для защиты на кафедру поликлинической терапии в течение 10 семестра.  
Оформление дневника по практике (30 минут в день), подготовка к практическим занятиям и аттестации по практике, работа в библиотеке Всего 16 часов
Работа по профориентации школьников.  
  Раздел 3. Работа на станции скорой медицинской помощи. Знакомство со структурой и функциями ССМП и подстанций. Знакомство с Положением о выездной бригаде, функциональными обязанностями врача и фельдшера. Работа в составе выездных бригад, оформление документации. Овладение техникой снятия ЭКГ, участие в транспортировке больных, в оказании неотложной помощи больным и пострадавшим, проведении реанимационных мероприятий, укомплектовании медицинской сумки врача СМП, проведение дезинфекционных мероприятий в машинах СМП. Защита практики по разделу диагностики и помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе проводится после отработки дежурств на станции СМП и практических навыков на фантомах.  
  Раздел 4. Аттестация студентов по окончанию практики, подведение итогов практики, составление отчета.  
  Всего 144 + 72 = 216

 

Самостоятельная работа студента

 

№ п/п № семестра Наименование раздела учебного модуля Виды СРС Всего часов
         
1.   Работа в амбулаторно –поликлиническом учреждении (на приеме и на дому)   Работа с литературой Подготовка постера, реферата. Оформление дневника 25, из них
    Ведение дневника    
    Отработка практических навыков на фантомах, муляжах в центре отработки практических навыков    
    Подготовка учебно-исследовательской работы (электронная история болезни амбулаторного пациента, подготовка реферата, постера, фрагмента УМК    
    Санитарно-просветительная работа (подготовка санбюллетня, разработка и чтение лекций, тематическая разработка для занятия в профильной школе здоровья, составление фотоальбома, лекции-презентации для волонтерского движения)    
    Работа по профориентации школьников    
    Подготовка к занятиям(ПЗ)    
    Работа с литературой    
    Подготовка к итоговому контролю (ПИК)    
2.   Работа на станции скорой медицинской помощи Работа с литературой Подготовка реферата  
3.   Зачет по практике Работа с мед документацией Подготовка реферата Работа литературой Оформление дневника  
ИТОГО часов в семестре:  
  Всего (по всей дисциплине)  

 

В процессе производственной практики студенты знакомятся с организацией работы и структурой поликлиники, особенностями работы регистратуры и других подразделений, основными учетными и отчетными формами, принципами диспансеризации, реабилитации, профилактики.

Во время прохождения производственной практики студенты должны ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими работу амбулаторно-поликлинических учреждений (приложение № 5).

При работе на ССМП студенты работают в составе выездных бригад, знакомятся с организацией работы и структурой ССМП, особенностями работы оперативного отдела, врача выездной бригады и старшего врача смены. Учатся правильно оформлять необходимую документацию. Данные о проведенной работе отражаются в дневнике и подтверждаются справкой.

Практические навыки и умения,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.