Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон спроса






Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. Простая модель спроса и предложения существует уже почти 200 лет, и именно она составляет основу изучения механизма рынка. В течение последнего столетия она в более развитой форме – составляет ядро экономической науки. Простая модель спроса и предложения дает ответы на следующие вопросы:

1.Почему растут или снижаются цены на отдельные товары?

2.Что происходит с экономикой, если она регулируется определенным способом?

3.Какие процессы вызывают внедрение в производство новой техники?

Спрос и предложение простейшие и в то же время неотъемлемые элементы рынка. Интуитивное представление о спросе имеют все – это потребность в определенных благах, но в экономической теории подразумевается платежеспособный спрос, т.е. подкрепленный денежными средствами покупателей.

В то же время, нужно принимать во внимание, что в рамках экономической теории дается следующая структурная характеристика потребительского спроса: [6]

1. Функциональный потребительский спрос – часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими данному экономическому благу;

2. Нефункциональный спрос – часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с потребительскими качествами экономического блага:

Социальный (объяснение лежит в плоскости экономической психологии):

А) эффект присоединения к большинству

Б) эффект сноба – желание выделиться из толпы

В) эффект Веблена[7] – поиск более высокого качества товара по более высокой цене.

Спекулятивный – возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление в настоящем;

Нерациональный – незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза.

Если рассмотреть рынок отдельного товара, то легко заметить, что между ценой товара и количеством проданного товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество готовы купить покупатели.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар называется законом спроса. Действие этого закона может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при сокращении цен на яблоки, человек может купить то же количество товара за меньшие деньги и у него останется больше средств на дополнительные покупки. С другой стороны, у человека возникнет стимул к замещению более дорогих товаров более дешевым аналогом - эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление – потребитель начнет замещать дорогие груши и сливы покупкой более дешевых яблок.

Есть ситуации, когда данный закон не действует – этот парадокс упоминается у английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910), который описывал голод в Ирландии в 1845–1849 годах и отметил, что при росте цены на картофель его потребление возрастало, поскольку у людей уже не оставалось средств для покупки более дорогой еды, и они полностью переключались на самую доступную. Другими словами, рост цен на картофель вызвал не сокращение, а увеличение спроса на него. Гиффен объяснил этот факт, во-первых, значительной долей потребления картофеля в семейном бюджете крестьян – наиболее бедных семей; во-вторых, с принадлежностью данного продукта к относительно худшим товарам, спрос на который обычно возрастает с падением доходов (отрицательный характер эффекта дохода). В рамках экономической теории товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

Кривая спроса - кривая, показывающая какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

В общем виде: Qd = f(Pd), где Q - величина спроса (demand), Pd - цена (price).

Функция спроса - функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена единицы блага в данный момент времени. При этом цена спроса – максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель при покупке данного количества товара.

Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы и он является функцией всех этих факторов: Qd = f(P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B), где Qd - спрос на данный товар; P - цена данного товара; I – доход (но не заработная плата); Z – вкусы; W - ожидания (waiting); Psub - цены на товары-субституты (заменители); Pcom - цены на комплементарные товары (дополняющие); N - количество покупателей; B - прочие факторы. В реальности важно учитывать половозрастную структуру, средний размер семей, долю пенсионеров. Правило: необходимо различать изменение объема спроса, когда изменяется только цена данного товара и графически это выражается в движении по данной кривой спроса и изменение самого спроса (функции спроса), когда меняются факторы, которые раньше принимались за постоянные. Графически это выражается в смещении самой кривой спроса относительно начала координат.

Что сдвигает кривую спроса?

v Изменение величины доходов – что означает рост совокупной платежеспособности, т.к. при каждом значении цены покупатель может приобрести больше товара, чем раньше;

v Изменение вкусов и предпочтений покупателей – на это оказывает большое значение качество товара[8]

В реальной жизни далеко не всегда при понижении цены товара потребители приобретают его больше и больше как из каждого закона, из закона спроса также существуют т.н. «мнимые» исключения:

1. Эффект ожидаемой динамики цен:

1.1 ажиотажный спрос – здесь работает принцип экстраполяции - потратить больше сегодня, чтобы многократно сэкономить завтра;

1.2 снижение спроса при снижении цены (распродажи);

2.Эффект Веблена – стабильный спрос и покупка товаров роскоши по устойчиво высоким ценам (элитная недвижимость, золото, коллекционные редкости) – надежное помещение денежных сбережений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.