Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. 1.1. Теоретические основы организации учетного процесса ООО «Поликор» ..

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………..

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………..

1.1. Теоретические основы организации учетного процесса ООО «Поликор» …..

1.2. Бухгалтерский учет и документооборот учета расходов на производство продукции ……………………………………………………………………………..

1.3. Теоретические основы анализа учета расходов на производство продукции ……

 

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………………….

2.1. Краткая характеристика ООО «Поликор» ………………………………………

2.2. Характеристика бухгалтерского учета расходов на производство продукции…….. …………………………………………………………….......

2.3. Анализ финансового состояния ООО «Поликор» …………………………….

2.4. Анализ учета расходов на производство продукции в ООО «Поликор»…………..

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Себестоимость продукции предприятия складывается из затрат связанных с использованием в процессе производства природных, материальных, трудовых ресурсов, а также затрат на реализацию продукции. Снижение себестоимости продукции – одно из основных условий повышения эффективности производства. В связи с этим важную роль в системе бухгалтерского учета предприятия занимает процесс планирования и контроля затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

Эффективность работы любого предприятия характеризуется тем, насколько его деятельность способна обеспечивать получение прибыли. Уровень или объем прибыли предприятия зависит от уровня себестоимости продукции, работ или услуг, чем ниже себестоимость, тем больше прибыль. В связи с этим прибыль и себестоимость продукции являются важнейшими показателями производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Каждое предприятие стремится быть рентабельным, что требует систематического контроля издержек производства.

Предприятиям необходимо вести активный поиск путей снижения себестоимости, что позволит снижать уровень цен, повышать конкурентоспособность продукции и доходность предприятий.

Все вышесказанное говорит об актуальности темы работы.

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов учета расходов на производство продукции на примере ООО «Поликор».

Для достижения цели необходимо обеспечить выполнение следующих задач:

- раскрыть теоретические основы организации учетного процесса ООО «Поликор»;

- изучить бухгалтерский учет и документооборот учета расходов на производство продукции;

- рассмотреть теоретические основы анализа учета расходов на производство продукции;

-провести анализ финансового состояния организации, а также анализ учета расходов на производство продукции.

Объектом исследования курсовой работы является общество с ограниченной ответственностью «Поликор».

Предметом исследования - учет и анализ расходов на производство продукции в ООО «Поликор».

Период исследования - 2014г. - 2015 г., первое полугодие 2016 г.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

При написании работы источниками данных для исследования послужили: законодательные и нормативные акты, первичные документы, регистры аналитического и синтетического учета и отчетность предприятия.

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА ООО «ПОЛИКОР»

Для рассмотрения теоретических основ организации учетного процесса, прежде всего нужно дать определение «Организации учетного процесса».

Под организацией понимается система условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности предприятия и осуществления контроля за рациональным использованием имущества предприятия. Основными элементами системы организации учетного процесса является первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности, организация материальной ответственности, учетная политика предприятия.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия. Он должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение к учету, требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Предприятие предоставляет в установленном законодательством порядке данные в налоговую инспекцию и несет ответственность за их достоверность. Предприятие ведет оперативный, бухгалтерский учет и предоставляет статистическую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принципы бухгалтерского учета – это исходные, базовые положения бухгалтерского учета, которые лежат в основе разработки правил ведения учета и составления отчетности и закреплены в стандартах, положениях, регламентирующих бухгалтерский учет. На основе базовых принципов разрабатывается учетная политика организации, и формируются показатели финансовой отчетности.

К принципам организации бухгалтерского учета относятся:

- контроль бухгалтерского учета со стороны государства (Правительством РФ, Минфином России, Налоговыми службами и др.). Государство определяет общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, состав, содержание, сроки и адресаты представления бухгалтерской отчетности, хозяйственных субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет, их права, обязанности и ответственность.

- сочетание государственного регулирования бухгалтерского учета с предоставлением прав предприятию в организации и ведении бухгалтерского учета

- обеспечение аналитичности данных бухгалтерского учета, позволяющей выявить резервы повышения эффективности производства

- постоянное совершенствования учетного процесса, методологии и техники бухгалтерского учета, научной организации труда бухгалтерских работников

- применение общих принципов управления, включая принципы программно-целевого управления, научную организацию труда.

В ПБУ 1/98 принципы бухгалтерского учета разделены на два класса: допущения и требования.

Перечень допущений(по ПБУ 1/98) предусматривает:

1) имущественную обособленность экономического субъекта(в БУ учитывается только имущество и обязательства организации, а не его собственника.);

2) непрерывность деятельности (предприятие не имеет ни намерения, ни необходимости ликвидировать или существенно сократить свою деятельность);

3) последовательность применения выбранных подходов (учетной политики);

4) временную определенность отражения в учете хозяйственных операций.

Принципы требования – это достоверность информации, информация достоверна, если она не содержит существенных ошибок. Основой достоверности является ее правдивость, нейтральность, полнота и сопоставимость.

Перечень требований, предъявляемые бухгалтерскому учету:

1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов, который принимается организациями на основе утвержденного государственными органами Плана счетов бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке.

3. Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики обязательно для всех организаций. Эта политика, как правило, предусматривает следующие требования: полноту, своевременность, осмотрительность (не допускать скрытых резервов), приоритет содержания над формой (исходить не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов), непротиворечивость (равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца), рациональность (рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из специфики деятельности и величины организации).

4. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными вложениями, учитываются раздельно.

5. Имущество, принадлежащее организации на правах собственности, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

6. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, предоставление бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, обеспечение в установленных законодательством Российской Федерации случаях проведения обязательного аудита несут руководители организаций.

 

 

1.2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ДОКУМЕНТООБОРОТ УЧЕТА РАСХОДОВ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

В экономической литературе и нормативных документах часто применяются такие термины, как «издержки», «затраты», «расходы».

Под издержками понимают затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции. Данный термин используется, как правило, в экономической теории [10].

По отношению к объему производства различают:

– постоянные;

– переменные;

– общие;

– средние;

– маржинальные (предельные) издержки.

  • Постоянные (FC) - это издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства [22].

К постоянным издержкам относятся:

– Оплата процентов по банковским кредитам;

– Амортизационные отчисления;

– Заработная плата административно-управленческого персонала;

– Арендная плата;

– Страховые выплаты и др.

§ Переменные (VC) – это издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства.

К переменным издержкам относятся:

– Затраты на сырье и материалы;

– Заработная плата рабочих;

– Транспортные расходы;

– Затраты на электроэнергию и др.

Переменными издержками предприятие может управлять, постоянные - находятся вне контроля предприятия.

Общие издержки (TC) рассчитываются по формуле:

TC=VC+FC (1.1)

Средние издержки (AТC) показывают, во что обходится предприятию производство единицы продукции:

AТC=TC/Q (1.2)

Где Q – количество продукции.

Предельные издержки (MC) показывают, во что обходится предприятию увеличение объема выпуска продукции на одну единицу:

MC= Δ ТC/ Δ Q (1.3)

Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени [11].

Для планирования, учета и анализа затраты предприятия классифицируются по различным признакам.

По видам затрат их группируют по экономическим элементам и калькуляционным статьям.

Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что израсходовано и на какую сумму в целом по предприятию. Данную группировку используют при составлении сметы затрат.

Смета затрат включает пять основных групп расходов:

1. Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов)

2. Затраты на оплату труда

3. Отчисления на социальные нужды

4. Амортизация основных фондов

5. Прочие затраты

Группировка затрат по калькуляционным статьям используется при составлении калькуляций, позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг.

Статьи калькуляции:

1. Сырье и основные материалы

2. Полуфабрикаты собственного производства

3. Возвратные отходы (вычитаются)

4. Вспомогательные материалы

5. Топливо и энергия на технологические цели

6. Расходы на оплату труда производственных рабочих

7. Отчисления на социальные нужды

8. Расходы на подготовку и освоение производства

9. Расходы по эксплуатации машин и оборудования

10. Цеховые (общепроизводственные) расходы

11. Общехозяйственные расходы

12. Потери от брака

13. Прочие производственные расходы

14. Внепроизводственные (коммерческие) расходы

По назначению различают [12]:

§ Основные затраты – непосредственно связанные с изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), включают затраты на сырье и материалы, комплектующие, топливо и энергию, заработную плату производственных рабочих и т. д.

§ Накладные – это расходы по управлению и обслуживанию производства –цеховые, общезаводские, внепроизводственные (коммерческие), потери от брака. Накладные расходы при калькулировании себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость, как правило, методом косвенного распределения их пропорционально какому-либо показателю (заработной плате основных производственных рабочих, машино-часам использования производственного оборудования и т. д.).

По способу отнесения на производство различают:

§ Прямые затраты – которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный вид продукции (работы, услуги) - основные мате­риалы, заработная плата рабочих, потери от брака и др.

§ Косвенные затраты – которые связаны с производством нескольких видов продукции — вспомогательные материалы, заработная плата управленческого персонала, отопление и освещение.

Прямые затраты отражаются на счете – 20 «Основное производство», а косвенные на счетах – 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

По участию в процессе производства различают:

§ Производственные затраты – связанные с выпуском продукции.

§ Коммерческие затраты – связанные с процессом отгрузки и реализации (погрузка, транспортировка).

Согласно Положению по бухгалтерскому учету 10/99 «Рас­ходы организации» [5] расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком [1].

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Классификация расходов для целей налогообложения и бухгалтерского учета существенно различается.

В бухгалтерском учете, согласно Положению по бухгалтерскому учету [7], расходы предприятия дифференцируются следующим образом:

1. Расходы по обычным видам деятельности;

2. Прочие расходы (в том числе операционные, внереализационные, чрезвычайные расходы).

Классификация расходов и их состав представлены в таблице:

Таблица 1.1. - Классификация расходов и их состав [6]

Вид расходов Состав расходов
   
1. Расходы по обычным видам деятельности   Расходы на приобретение сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов (МПЗ) Расходы по переработке (доработке) МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном виде, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.) Расчеты по оплате труда Отчисления в страховой фонд Амортизационные отчисления  
2. Операционные расходы   Расходы, связанные с предоставлением организациями активов во временное пользование за плату Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности Расходы, связанные с участием в уставном капитале других организаций Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции Проценты, уплачиваемые организацией за пользование денежными средствами (кредитами, займами) Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями Прочие операционные расходы  
   
3. Внереализационные расходы   Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение убытков, причиненных организацией Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году Сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания Курсовая разница Сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов) Прочие внереализационные расходы  
4. Чрезвычайные расходы   Расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами (стихийные бедствия, пожары, аварии и др.)  

Окончание таблицы 1.1
Продолжение таблицы 1.1.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам, которая является единой и обязательной для организаций всех отраслей:

  • Материальные затраты;
  • Затраты на оплату труда (отражают численную заработную плату основных производственных рабочих, включая премии, компенсирующие выплаты, затраты на оплату труда совместителей, компенсации выплачиваемые женщинам по уходу за детьми);
  • Отчисления на социальные нужды;
  • Амортизация;
  • Прочие затраты (почтово - телеграфные, телефонные, командировочные и др.).

Состав расходов, учитываемых в налогообложении, отличается от состава расходов, признаваемых в бухгалтерском учете. В отличие от приведенной выше классификации расходов организации в налоговом учете расходы подразделяются на:

1. Расходы, связанные с производством и реализацией продукции;

2. Внереализационные расходы (без выделения операционных и чрезвычайных расходов).

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на:

  • Материальные расходы;
  • Расходы на оплату труда;
  • Суммы начисленной амортизации;
  • Прочие расходы.

 

Себестоимость продукции (работ, услуг) - один из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию [23].

Изучение себестоимости позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии.

 

 

Рисунок 1 - Виды себестоимости

 

Цеховая себестоимость включает в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности, материальные затраты на производство продукции, амортизацию цехового оборудования, заработную плату основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатации цехового оборудования, общецеховые расходы.

Производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства.

Полная себестоимость – это показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты) [21].

Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость.

Плановая себестоимость определяется в начале планируемого периода, исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период.

Фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство [24].

Данные фактической себестоимости отражают в форме №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах».

Под калькулированием себестоимости продукции (работ, услуг) понимают исчисление величины затрат, приходящихся на единицу (выпуск) продукции.

Метод калькулирования предполагает систему производственного учета, при которой определяются фактическая себестоимость продукции, а также издержки на единицу продукции.

Выбор метода калькулирования себестоимости продукции связан с технологией и организацией производства, особенностями выпускаемой продукции.

Выделяют два основных метода калькуляции затрат:

- позаказный метод;

- попроцессный метод.

Эти методы являются основными методами учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, остальные системы калькулирования, как правило, представляют собой разновидности названных методов.

Позаказной метод применяют в единичном и мелкосерийном производстве. При позаказной калькуляции объектом калькулирования является отдельный заказ, отдельная работа, которая выполняется в соответствии с требованиями заказчика, срок исполнения каждого заказа относительно небольшой.

Рисунок 2 - Схема позаказного метода

 

Себестоимость заказа при позаказном методе определяется суммой всех затрат производства. Себестоимость одного изделия определяется делени­ем суммы затрат по заказу на количество изготовленных изделий.

Позаказный метод калькулирования затрат характерен для: строительства; организаций, оказывающих научно-исследовательские услуги и др.

Попроцессный метод применяют в массовом производстве на предприятиях с ограниченной номенклатурой, где незавершенное про­изводство отсутствует.

Прямые и косвенные затраты производства учитывают по статьям калькуляции на весь выпуск продукции, а среднюю себестоимость единицы продукции определяют делением суммы всех производ­ственных затрат на количество продукции.

Поскольку себестоимость при попроцессной калькуляции представляет собой усредненный показатель, то и попроцессная система учета требует меньшего числа хозяйственных операции, чем позаказная система. Именно поэтому многие предприятия предпочитают пользоваться попроцессной калькуляцией затрат.

Попередельный метод характерен для массовых производств и применяется там, где про­цесс выпуска готовой продукции состоит из нескольких последовательно технологически законченных переделов, а себестоимость исчисляют по каждому переделу, так как готовой продукцией может быть сам передел.

Себестоимость конечного продукта будет составлять сумму затрат всех переделов.

Рисунок 3 - Схема попередельного метода

 

Попроцессный метод используется в добывающих отраслях промышленности (например угольной, нефтяной), в текстильной, бумажной промышленности, энергетике.

Нормативный метод калькулирования затрат характеризуется тем, что в организации по каждому изделию на основе действующих норм и смет расходов составляется предварительная калькуляция нормативной себестоимости продукции. В тех случаях, когда используется нормативный метод калькулирования затрат применяется счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» дает возможность выявления отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости. По дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство». По кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается нормативная себестоимость произведенной продукции, сданных работ и оказанных услуг в корреспонденции со счетами 43 " Готовая продукция" и 90 " Продажи". Путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на последнее число месяца определяется отклонение фактической производственной себестоимости произведенной продукции, сданных работ и оказанных услуг от нормативной себестоимости. Превышение нормативной себестоимости над фактической, сторнируется по кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и дебету счета 90 «Продажи». Превышение фактической себестоимости над нормативной, списывается со счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 90 «Продажи» дополнительной записью. Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет. Задачей нормативного метода учета затрат на производство являются своевременное предупреждение нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Учет затрат — одна из важнейших функций бухгалтерского учета. Синтетический учет затрат осуществляется по конкретной системе или схеме учета затрат, состоящей, как правило, из пяти этапов, выполняемых в определенной последовательности [9].

На первом этапе осуществляется отражение в учете всех произведенных первичных затрат на счетах учета затрат на производство.

На этих счетах на основе первичных учетных и расчетных документов отражаются материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации основных средств и нематериальных активов, прочие расходы, связанные с производством продукции.

Фактически произведенные затраты группируются по видам производства (основное или вспомогательные производства), по цехам, по видам продукции, по статьям расходов (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

При этом все расходы отражаются по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство в корреспонденции со счетами учета материалов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с поставщиками и подрядчиками и др. [25]

Прямые затраты основного производства отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с поставщиками.

Дебет счета 20 и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96.

Аналогично отражаются прямые затраты вспомогательных производств по счету 23 «Вспомогательные производства».

Дебет счета 23 и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96.

Затраты, относящиеся к расходам, связанным с обслуживанием и управлением производства, отражаются по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы», затраты, относящиеся к расходам, связанным с управлением организации, отражаются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» аналогичными проводками.

Дебет счета 25 и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96;

Дебет счета 26 и кредит счетов 10, 51, 60, 69, 70, 96.

Расходы, произведенные за счет созданных резервов предстоящих расходов (на оплату отпусков работников, на ремонт основных средств и т.д.), отражаются по дебету счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетами 23 «Вспомогательные производства», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Расходы будущих периодов, произведенные в отчетном периоде, отражаются по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов счет 10, расчетов с поставщиками счет 60, расчетов с разными дебиторами и кредиторами счет 76.

На втором этапе осуществляется распределение произведенных затрат по их назначению.

Вначале распределяются фактические затраты вспомогательных производств между основным производством и обслуживающими и управленческими службами организации.

Распределение затрат вспомогательных производств отражается в учете по кредиту счета 23 «Вспомогательное производство» следующими бухгалтерскими проводками:

Дебет счетов 20, 25, 26 и кредит счета 23 – списание фактической себестоимости продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, отпущенных основному производству, на общепроизводственные нужды, на общехозяйственные нужды соответственно.

Затем на этом этапе распределяются расходы будущих периодов, относящиеся к данному отчетному периоду.

Данное распределение отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 97 «Расходы будущих периодов» и дебету счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

На третьем этапе в конце отчетного периода распределяются косвенные расходы, собранные на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Распределение этих расходов осуществляется по видам продукции основного производства. В бухгалтерском учете списание общепроизводственных и общехозяйственных расходов на себестоимость отражается по дебету счета 20 " Основное производство" и кредиту счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Порядок распределения косвенных расходов между видами продукции устанавливается отраслевыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости.

В настоящее время в основном используется следующий порядок распределения косвенных расходов: пропорционально прямой заработной плате основного производственного персонала.

Выбранный метод списания общехозяйственных расходов должен быть отражен в учетной политике организации.

При наличии брака в производстве предусматривается четвертый этап, на котором выявляются окончательные потери от брака и списываются с кредита счета 28 «Брак в производстве» в дебет счета 20 «Основное производство».

В результате последовательного выполнения этих четырех этапов на счете 20 «Основное производство» оказываются собранными все прямые и косвенные затраты на производство продукции за месяц.

Собранные затраты позволяют на пятом, завершающем, этапе определить фактическую себестоимость произведенной продукции. Для определения фактической себестоимости продукции необходимо распределить затраты между готовой продукцией и незавершенным производством на конец отчетного периода.

Таблица 1.2 - Корреспонденция счетов

Дт Кт Содержание хозяйственной операции
     
20, 23, 25, 26, 28, 29   Начислена заработная плата по видам расходов.
20, 23, 25, 26, 28, 29   На заработную плату начислены взносы во внебюджетные фонды.
20, 23, 25, 26, 28, 29   Списаны материалы по видам расходов.
20, 23, 25, 26, 28, 29 02(04) Начислена амортизация основных средств (нематериальных активов) по видам расходов.
  23, 25, 26, 28, 29 На основное производство списаны расходы.  
    Из основного производства оприходована готовая продукция.  
     
  20, 23, 29 Списана фактическая производственная себестоимость продукции (работ, услуг).
    Списана нормативная (плановая) себестоимость продукции.
    Отражена сумма выручки от проданной продукции.
    Отражена фактическая себестоимость проданной продукции.

Окончание таблицы 1.2
Продолжение таблицы 1.2

Аналитический учет по счетам 20 «Основное производ­ство» и 23 «Вспомогательное производство» ведут в кар­точках учета производства.

Аналитический учет по счету 25 «Общепроизводственные расходы» ведут в ведомости № 12 «Затраты цеха».

Аналитический учет по счету 26 «Общехозяйственные расходы» осуществляют в ведомости № 15 (по сче­там 96 и 97)

Синтетический учет производственных затрат по предприятию в целом ведется в журнале-ордере № 10.

К первичным учетным документам [2], на основании которых могут быть отражены в бухгалтерском учете производственные расходы относятся: разработочная таблица-расчет амортизации; справки-расчет амортизации основных средств и нематериальных активов; требование-накладная; лимитно-заборная карта; расходная накладная; табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы; расчетно-платежная ведомость; справка бухгалтерии, ведомость распределения услуг обслуживающих производств и хозяйств; ведомость распределения общепроизводственных расходов; ведомость распределения общехозяйственных расходов; ведомость учета брака в производстве; акт о приемке выполненных работ; акт о приемке оказанных услуг; сличительная ведомость результатов инвентаризации; справка бухгалтерии, расчет себестоимости продукции.

 

1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА УЧЕТА РАСХОДОВ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ.

Цель анализа затрат заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

В условиях рыночной системы затраты на производство являются одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений. От уровня затрат зависят финансовые результаты (прибыль или убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Задачами исследования анализа затрат на производство являются:

1. Оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним.

2. Оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции.

3. Определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых.

4. Оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и по статьям затрат отдельных видов изделий.

5. Выявление упущенных возможностей снижения себестоимости продукции.

Показатель затрат на производство выпускаемой продукции позволяет оценивать работу предприятия не только с качественной стороны, но одновременно отражает и количественные результаты его работы, поскольку ощутимое снижение затрат на производство, в первую очередь, достигается путем увеличения выпуска продукции, что непосредственно связано с правильным управлением производственным коллективом и технологическими процессами предприятия.

Основными источниками информации для проведения анализа затрат на производство и стоимости реализованной продукции являются статистическая отчетность - форма № 5-З «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), форма № 2Т «Сведения о движении работающих и затрат на оплату труда»; ведомость №12, 15; журналы-ордера №10, 10/1; отчет о себестоимости товарной продукции; данные плановой и отчетной калькуляции по важнейшим изделиям; отчеты о выполнении сметы расходов по обслуживанию и управлению производством; данные об отходах производства и потерях от брака; отчеты о расходе материалов в сопоставлении с нормами расхода.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение возраста крупного рогатого скота. | Блок Э.А.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.