Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель занятия. Образовательная:проследить этапы закрепощения крестьян, выявить все те процессы, которые привели к складыванию системы крепостного права и превращению






Образовательная: проследить этапы закрепощения крестьян, выявить все те процессы, которые привели к складыванию системы крепостного права и превращению крестьян в полностью зависимое и бесправное сословие.

 

Развивающая: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.

Воспитательная: понимание данного процесса позволить лучше усвоить суть развития России, т.к. крестьянство всегда оставалось самым большим классом и играло большую роль в благополучии нашей страны.

Содержание занятия.

Теоретическая часть:

Крепостное право представляет собою совокупность государственных законов, закреплявших крестьян к определенному участку земли, а также ставивших крестьян в зависимость от землевладельца и порою лишавших крестьян даже личной свободы. В России крепостное право полностью оформилось в 1649 году.

Предшествовавшая этому поместная система, по сути своей, крепостным правом не являлась, она скорее была жесткой формой арендных отношений: крестьянин брал в аренду надел у землевладельца, обязан был отработать «контракт» до сбора урожая и отдать его часть землевладельцу в качестве «арендной платы». Расчеты производились в срок между началом недели до Юрьева дня (26 ноября) и окончанием недели после него. Крестьянин не имел права уйти не рассчитавшись, но уплатив положенное, мог отправиться куда хотел.

Однако в 1649 году при царе Алексее Михайловиче выходит Соборное уложение, новый российский свод законов, которым была установлена власть землевладельца над крестьянами, работавшими на его земле. Отныне последние не имели права покидать свой надел и отправиться к другому хозяину или вообще перестать работать на земле, например, подавшись в город на заработки. Крестьяне были прикреплены к земле, отсюда и появилось название: крепостное право. При переходе земли от одного помещика к другому вместе с нею передавались и работники. Также дворянин имел право продать своего крепостного другому хозяину без земли. Однако суть крепостного права, его отличие от рабства заключалась в том, что новый владелец обязан был предоставить купленному земледельцу надел и обеспечить его необходимым имуществом. Кроме того, хозяин не имел власти над жизнью работника. Можно вспомнить пример известной Салтычихи, которая убивала своих крепостных и была казнена за это.

В середине 18 века крепостной гнет в России усиливается: помещики получают право продавать своих крестьян в рекруты, а потом – ссылать их в Сибирь и на каторгу. Однако крепостное право было распространено не по всей стране: на севере, в Сибири, на казацких землях его почти не было.

Крепостное право было очень выгодно большей части дворянства, но русские цари понимали, что оно, по сути своей, все-таки мало отличается от рабства. О том, что эту систему нужно сломать поговаривали Александр I и Николай I, но случилось это лишь в 1861 году, в царствование императора Александра II Освободителя, когда крепостное право в России было, наконец, отменено.

Практическая часть:

1. Прочитать раздаточный материал и определить основные этапы закрепощения крестьян.

2. Проанализировав информацию, написать суть каждого этапы и его последствие для крестьян.

3. Сделать выводы о процессе закрепощения крестьян, описать положение крестьянина после принятия Соборного Уложения 1649 года, дать собственную оценку данному процессу.

 

Содержание отчета:

Выделить этапы закрепощения крестьян. Рассмотреть процесс, когда постепенно с новым этапом все больше ущемлялись права крестьян. Дать полное описание положению крестьянина после принятия Соборного Уложения 1649 года.

 

Контрольные вопросы:

1. Дать определение крепостному праву?

2. Когда начинается процесс закрепощения крестьян?

3. Почему было выбрано именно это направление социального устройства низшего сословия?

4. Основные документы, в которых прописывался процесс закрепощения крестьян?

5. Какие последствия для России имела система крепостного права?

 

Список литературы:

1.Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. 12-е изд., — М., 2014.

2. Воронин А.В. История Российской Государственности: учебное пособие. – Новосибирск, 2010.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.