Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Памятники 4 страница






 

 

С 1667 г. при царе Алексее Михайловиче в подмосковном с. Коломенском, где ранее, в 1530—1532 гг., Петрок Малой (итальянец Пьетро Франческо да Анни-бале из Флоренции) воздвиг свой шедевр — церковь Вознесения, строили дере­вянные хоромыдворец государя. Хоромы воздвигали живописно, асимметрич­но примыкающими друг к другу клетями, соединенными переходами и увенчан­ными высокими шатрами, куполами и «бочками». У дворца отсутствовал главный фасад.

 

В 1514 г. Алевиз Новый переложил своды в кирпиче ними возвел пятиглавую церковь, названную в честь Рождества богородицы

старую, нижнюю, переименовали в придел праведного Лазаря. В1681верхнюю церковь разобрали, а вместо нее возвели новую, но уже одноглавую церковь Рождества Богородицы с трапезной при ней. Церковь и трапезная строились «против чертежа» под руководством подрядчика Ф. Тихонова.Тогда же при устройстве под трапезной церкви сквозного проезда, северо-восточный угол древ­него белокаменного храма и две апсиды несколько перестроили в кирпиче.

В середине XIX в., при постройке Большого Кремлевского дворца, архитек­тор К. А. Тон со всех сторон обстроил церковь Рождества Богородицы и ее при­дел праведного Лазаря. Теперь снаружи видна лишь четырехскатная крыша церк­ви и небольшая, покрытая позолотой глава на украшенном колонками барабане.

Церковь Рождества Богородицы представляла собой кубообразное одногла­вое крестовокупольное здание, сложенное из прямоугольных блоков подмосков­ного белого камня с забуткой средней части стен менее крупным и даже мелким камнем на жирном известковом растворе. Толщина стен храма не превышает 1, 45 м, а высота рядов белокаменной кладки в среднем равна 30 см. Снаружи стены членились лопатками на три неравные прясла — широкое среднее и более узкие боковые. В плане церковь трехапсидная, несколько вытянутая по оси восток—запад. Четыре мощных пилона —два квадратных с востока и два круглых с запада — несли ее своды и главу. На круглые пилоны опирались и арки хор храма. В юго-западном круглом пилоне имеется неглубокая ниша в рост чело­века, вероятно, для сидения князя. Вторая такая же ниша сохранилась за пило­ном в западной стене. Обе ниши обрамлены полуваликом с килевидным вверху заортрением. Расположенные в северо-западном углу двери на лестницу, веду­щую на хоры, и в закуток под лестницей, где, возможно, было хранилище, пере­крыты большими камнями с пятилопастными в них вырезами.

Прежде в церковь вели три входа, из которых западный обработай подобно перспективным порталам владимиро-суздальских церквей. Снаружи он сохранил обработку колонками с аттическими базами и лишенными резьбы капителями, несущими килевидные архивольты. Колонки портала украшены «дыньками» со' жгутовой перевязью. Северный выход храма позднее был превращен в окно. На северном прясле западного фасада церкви сохранилось обработанное в виде восьмилепестковой розетки маленькое круглое оконце, освещающее внутри стенную лестницу на хоры. Другое такое оконце с розеткой освещает с внутренней стороны храма вход в закуток, устроенный в толще западной стены

Церковь Рождества Богородицы — древнейший памятник раннемосковского белокаменного зодчества конца XIV в.

 

С западной стороны Успенского со­бора расположена небольшая одно­главая церковь Ризположения.

Она сооружена на месте более ран­ней церкви Ризположения, возведен­ной в 1451 г. митрополитом Ионой в память избавления Москвы от наше­ствия татарских полчищ царевича Мазовши, которые осадили Москву в ночь на 2 июля 1451 г. Из-за внутри­политической борьбы татары были вынуждены бросить все награблен­ное добро и поспешно отступить. Это произошло в церковный праздник положения ризы. Духовенство не преминуло этим воспользоваться и придало событию религиозный характер ознаменовав его возведением церковь Ризположения.

Ризположенская церковь возведена в 1484—1486 гг. Как и собор Благовещения, ее строили псковские и московские мастера. Согласно летописи, церковь строили те псковичи, которые отказались продолжать постройку развалившегося Успенского собора, возведенного Кривцовым и Мышкиным. Церковь — неболь­ших размеров, на подклете, одноглавая. В плане она представляет собой типичный для раннемосковской культовой архитектуры квадрат с тремя апсидами с вос­тока и четырьмя несущими своды перекрытия квадратными пилонами внутри. Это традиционный, поставленный на высокий подклет куб с кровлей по зако­марам. К южному входу храма с площади ведет высокое крыльцо, а с северной и западной сторон примыкают паперти, над которыми во второй половине XVII в надстроили галереи. Подклет и стены церкви сложены из кирпича и лишь некоторые ее детали выполнены из белого камня. Снаружи стены расчленены лопатками на три неравных прясла средние из них в двое шире боковых. Как и в Благовещенском соборе прясла стен завершаются килевидными закомарами причём средняя закомара значительно выше. Такая композиция завершения здания создаёт впечатление торжественной приподнятости и устремлённости в высь. Верх главы украшен фризом из полукружий, треугольных впадин (бегунца) и поребрика. С Южной стороны церкви сохранился белокаменный портал входа, подобный порталам Благовещенского собора, церкви Рождества Богородицы, килевидные архивольты которого опираются на ряд колонок перехваченных «дыньками» Колонки портала увенчаны сноповидными капителями с жгутовой перевязью. С трех сторон, под окнами, церковь опоясана фризом из терракотовых баля­син. Как бы утопленные в толщу степы, балясины фриза стоят на слегка выступаю­щей «полочке», ниже которой тянется полоса покрытых орнаментом терракото­вых плиток. Пониженные апсиды храма опоясаны той же террако­товой полосой и украшены килевидной аркатурой, опирающейся на тонкие полу­колонки со сноповидными капителями. Интерьер Ризположенской церкви как в плане, так и по высоте выдержан в пропорциях кратных отношений (1: 2: 4), где модулем является сторона углового квадрата плана. Во второй половине XVII в. сделана четырехскатная крыша. После пожара 1737 г. церковь возобновлял архитектор И. Мичурин, перекрывший ее поверх существующих в ней сводов предохранительным сомкнутым сводом тол­щиной в один кирпич. Видимо, тогда глава храма получила луковицеобраз­ную форму, зарисованную архитектором Кваренги. Надо полагать, что глава вазообразной формы появилась в начале XIX в. В конструкции памятника привлекает внимание необычный для церковного строительства переход от пилонов к барабану главы. Барабан поставлен на вось­мигранный пьедестал, который опирается на крестовый свод, образованный персечением двух цилиндрических сводов. Обычно применяемые в таких случаях подпружные арки и паруса здесь отсутствуют. Снаружи, в стенах широких средних прясел, в плоскости закомар северного, западного и южного фасадов церкви устроены неглубокие ниши-киоты. Киот южной стены имеет форму раскрытого складня с полукруглым завершением, пяты которого опираются на колонки с «дыньками» и сноповидными капителями. Во второй половине XVI в. западный и северный белокаменные порталы памятника заменены кирпичными, в результате чего они получили форму, навеянную пор­талами собора Василия Блаженного.

 

 

Вблизи Спасских ворот, где теперь расположены здания Президиума Верхов­ного Совета СССР и Кремлевского театра, до 1929 г. стояли два древних, осно­ванных во второй половине XIV в. монастыря — Чудов (1358 г.) и Вознесенский (1386 г.). По преданию, место Чудова монастыря раньше занимал Золотоордынский посольский двор. В Чудовом монастыре наиболее древним памятником архитектуры был одно­главый собор Чуда Михаила архангела, построенный вслед за Ризположенской церковью в 1501—1504 гг. на месте ранее стоявшей здесь церкви больших размеров, возведенной митрополитом Алексеем в 1365 г. (см. стр. 24). Кирпич­ный собор имел почти квадратный план, четыре пилона и три апсиды, он был покрыт по закомарам с обработкой стен в формах раннемосковского зодчества.

 

Потешный дворец — дом боярина И. Милославского начала 1650-х гг., расширенный в 1668 г. для при­дворного театра, находившегося близ до­мовой церкви. Потешный дворец расположен у западной Кремлевской стены, между Комен­дантской и Троицкой башней, ближе к первой. В 1651 г. здесь уже стояли палаты боярина И. Д. Милославского. С 1673 г. во дворце Милославского, перешедшем царской семье и ее окружению начали устраивать развлечения, «потехи», отчего дворец назвали Потешным. В нем давались домашние театральные представления, в которых принимали участие и члены царской семьи. По существу это был первый придворный русский театр. В 1679 г., при Федоре Алексеевиче, Потешный дворец был перестроен и расширен — к нему пристроили деревянные хоромы и терема для сестер государя. С царским дворцом Потешный дворец соединялся перекинутыми через улицу переходами. Асимметричный в плане, со стороны двора состоящий из трех-, четырех- и пятиэтажных частей, богато обработанных в архитектурных формах второй поло­вины XVII в., с обилием интересных деталей, Потешный дворец живописен. Въезд раньше был со двора, через ворота, перекрытые тремя висячими арками с подвешенными к ним вместо гирек белокаменными фигурами львов. Красное крыльцо с рундуком на кувшинообразных колонках вело со двора во второй этаж здания. Оконные проемы дворца украшены белокаменными, затейливых форм наличниками, покрытыми тонко выполненной резьбой. Иначе выглядит дворец со стороны улицы. Над его централь­ной четырехэтажной частью возвышается ступенчатый теремок — домовая цер­ковь, алтарная стена которой опирается на огромные, в виде машикулей, крон­штейны, что придает Потешному дворцу своеобразный вид. Под алтарем не пола­галось быть жилью, поэтому алтарь и был выдвинут на улицу на огромных кир­пичных кронштейнах.

В 80-х годах XVII в. на верхних хоромах дворца был устроен висячий, или «верховой», сад. В 1697 г. при Петре I во дворец был переведен Полицейский при­каз. В первой половине XVIII в., когда с перенесением столицы в Петербург все здания Кремлевского дворца значительно обветшали, Потешный дворец, лучше других сохранившийся, служил жилищем для императриц Анны и Елизаветы во время их приездов в Москву для коронации. В 1806 г., в связи с приспособле­нием Потешного дворца под дом московского коменданта, в теремке дворца упразднили домовую церковь. Тогда же с бывшей церкви сняли главы, а дворец несколько перестроили. Перестройку осуществлял ученик В. И. Баженова и помощник М. Ф. Казакова архитектор И. В. Еготов по проекту в псевдоготических формах. Над крышей дворца от церкви сохранилась неболь­шая кубообразная на четырех пилонах звонница.

В 1874—1875 гг., во время новой перестройки дворца, произведенной архитектором II. А. Шохи­ным, с него сняли «готические» украшения и разобрали чрезвычайно интересные в архитектурном отношении «львиные» ворота. Выходящие на улицы оконные проемы дворца обработали лепными наличниками, напоминающими покрытые резьбой белокаменные старинные наличники, сохранившиеся на дворовом фа­саде. Сулицы пристроили портал с кувшинообразными утолщениями, который раньше украшал вход во дворец со стороны двора.

 

В XVI и XVII вв. Конюшенный приказ занимал в Кремле косоугольную протяженную территорию северо-восточнее Боровицких ворот и примыкал к Потешному дворцу.

В 1848 г., в связи с постройкой архитектором К. Тоном на месте Конюшенного приказа существующей Оружейной палаты, здание было разобрано. Только зари­совки художников конца XVIII и первой половины XIX в. дают представление о его архитектуре. По свидетельству архитектора Н. А. Шохина, в здании Коню­шенного приказа одно время помещалось Архитектурное училище.

 

 

К концу XVII в. старое здание приказов, выстроенное в 1591 г. на Иванов­ской площади, уже стало мало и к тому же значительно обветшало. В 1675 г., при Алексее Михайловиче, приступили к постройке вдоль бровки кремлевского холма, с южной стороны Ивановской площади, нового тоже двухэтажного зда­ния приказов по присланному из Посольского приказа чертежу. Оно было закон­чено только в 1680 г. при Федоре Алексеевиче. Это было большое каменное, перекрытое сводами здание шириной 27 м, длиной 142 м, тянувшееся от Архангельского собора в сторону Спасских ворот. В нем помещались семь главных приказов: Посольский, Разрядный, Большой казны, Новгородский, Поместный, Казанский и Стрелецкий. На его архитектурной композиции сказалось влияние жилого строительства. Так, первый этаж или подклет был занят подсобными и хозяйственными помещениями, а второй, или «жилой», этаж занимали приказы. Только позднее Посольский и Поместный при­казы заняли и нижние этажи своих приказных палат. В средней части длинного здания, прорезанного сквозным проездом к Тайницким воротам, в 1681—1683 гг. под одной крышей построили две небольшие церкви. С Ивановской площади во второй этаж приказных палат вело семь выходивших на площадь лестниц с высокими крыльцами, вероятно, на кувшинообразных колонках, как это было устроено в посольском доме в Москве на Ильинке. Средняя лестница приказов выступала на Ивановскую площадь на 21 м, а остальные шесть лестниц — на 17 м каждая. У лестниц толпились челобитчики, съезжавшиеся со всех концов государства и с утра заполнявшие Ивановскую площадь.

 

В XVIII в. начался процесс изменении планировки и архитек­турного облика Кремля. Начинают преобладать тенденции классицизма с регулярной планировкой, симметричных объемных решений. Перенос столицы из Москвы в Петербург способствовал тому, что дворцовый комплекс пришел в упадок. Его восстанавливали уже в соответствии с утили­тарными и художественными требованиями нового времени. В 1702 г. у Никольских ворот началось возведение здания Арсенала, сохранившегося до настоящего времени. Арсенал начали строить с весны 1702 г. по схематическому плану, выданному

Петром I. Во главе строительства боярин Ф. А. Головин, а осу­ществлял его дьяк Оружейной палаты А. А. Курбатов. Ответственными смотри­телями по возведению здания Петр I назначил живописцев Оружейной палаты Ивана Салтанова и Михаила Чоглокова, строившего перед тем Сухареву башню. Сотоварищем по работе с Христофором Конрадом был назначен архитектор Дмитрий Иванов.

 

АРСЕНАЛ В северо-западной части Кремля между Троицкой и Никольской баш­нями расположено здание. Арсенал был заложен по распо­ряжению Петра I Здание предназначалось для склада оружия и снаряже­ния, был издан указ о сборе медных и же­лезных пушек и всяких воинских знаков, взятых в боях с интервентами. Трофеи было приказано доставить «в новопостроенном Цейхаусе для па­мяти на вечную славу поставить». В 1816—1828 здание Арсенала восстановлено архитектором О.И Бове и в таком виде дошло до наших дней Простота и благородство строгость выразительность архитектурного облика Арсенала очень хорошо сочетаются с древними кремлевскими стенами и башнями. Здание Арсенала состоит из двух этажей и завершается мощным кар­низом с резным белокаменным фри­зом. Первый этаж фасада обработан рустами. Редко расставленные пар­ные окна с глубокими откосами под­черкивают суровую мощь стены двух­метровой толщины. Высота здания — 20 м. В облике Арсенала черты архи­тектуры петровского времени соче­таются с нарядными формами барок­ко 30-х годов XIX в. Арсенал — трапециевидное в плане, с большим внутренним двором, с двумя въездами на главных осях; его четкие по композиции фасады скупо деко­рированы белокаменными украшениями. Арсенал выстроен из кирпича, оштука­турен. Высота его двух этажей равна 24 м. Углы здания обработаны лепными рустами, а поэтажно разделенные поясом стены завершены белокаменным кар­низом. Вначале крыша была высокая, двухъярусная, с небольшими слуховыми окнами. Оконные проемы стен с глубокими откосами наружных амбразур по первому этажу обрамлены рустами, а по второму — простыми наличниками. Подоконные стенки второго этажа так же, как и фриз карниза, украшены мелкой скульптурной резьбой, контрастирующей с суровой монументальностью сооруже­ния. Великолепный портал главных ворот выполнен в классических формах первой половины XVIII в. Колонны и декор портала белокамен­ные. Большие плоскости гладкой стены с ритмично и редко размещенными спа­ренными окнами, с лентой завершающего карниза создают впечатление мощного и выразительного здания. Внутренние помещения Арсенала состоят из прямоугольных комнат большого размера, сгруппированных вдоль коридора, стены которого прорезаны арочными проемами. Прежние сводчатые перекрытия почти всюду заменены плоскими, на балках. Со стороны двора к зданию пристроены две двухсторонние лестницы в каменных клетках для входа на второй этаж.

СЕНАТ Здание вписано не толь­ко в архитектурный ансамбль древ­него Кремля, но и Красной площа­ди. Оно имеет три этажа, поставлен­ных на высокий цоколь. Первый этаж обработан рустами, а второй и третий расчленены пилястрами, рит­мично чередующимися с окнами. За­вершает здание мощный карниз с модульонами. В центре главного фасада (обра­щенного к Арсеналу) находится про­езд на внутренний двор, сделанный в виде триумфальной арки с четырехколонным портиком ионического ордера и фронтоном. В восточном углу здания располо­жен круглый зал, увенчанный огром­ным куполом. Это один из лучших круглых залов по смелости конструктивного решения. Диаметр его - 24 м. Внутри

зал украшен 18 колоннами, лепниной барельефами, изображающими вели­ких русских князей и царей. Это ко­пии с мраморных барельефов, выпол­ненных скульптором Ф. И. Шубиным и находящихся сейчас в Оружейной палате. В простенках между колон­нами помещено 18 горельефных пан­но. Предполагают, что они выполне­ны скульпто­ром Г. Замараевым. В аллегорической форме горельефы выражают идеалы передовых людей России того време­ни — просвещение, законность, право­судие.

Первоначально на куполе с наружной стороны была установлена цинковая скульптурная конная груп­па, Георгия Победо­носца (герб Москвы). В 1812 г. ее разрушили наполеоновские войска. В 1856 г., когда в здании размести­лись судебные учреждения, купол увенчали столпом и короной с надписью «Закон», что было эмбле­мой царской законности.

В 1776 г. против Арсенала М. Ф. Казаков начал строительство здания Сената (ныне здание Верховного Совета и Совета Министров СССР). Вместе с Казаковым над созданием Сената работали его помощники — архитекторы И. Селехов, И. Еготов и К. Поливанов. Вчерне законченное в 1787 г., оно отделывалось вплоть до 1790 г. Здание строи­лось для собраний дворянства его превратили в Московский Сенат. Обусловленный конфигурацией участка, план здания Сената представляет собой равнобедренный треугольник с пятигранным двором в середине и двумя небольшими треугольными дворами но сторонам среднего двора. Все помещения располагаются в нем вдоль коридоров и благодаря этому имеют хорошее освеще­ние. По приему композиции и членений фасадов Сенат увязан со стоящим напро­тив зданием Арсенала и составляет с ним гармоничный ансамбль. Здание Сената трехэтажное, сложенное из кирпича и перекрытое сводами, выстроено в формах раннего русского классицизма. Фасад первого, цокольного этажа и полуподвала обработан рустом, а два верхних этажа — мощными лопат­ками. Выступы усилены римско-дорическими пилястрами и нарядными налич­никами окон. Все здание увенчано белокаменным карнизом с мощными крон­штейнами. Только четырехколонный ионический портик въезда во двор со стороны площади и небольшой купол над ним смягчают торжественную строгость архи­тектуры фасада, выделяют его центр и придают масштаб протяженному зданию. Остальные фасады Сената решены подобно главному, но без въездов и портиков. Углы треугольного в плане здания срезаны, а центральные части срезанных плоскостей в двух верхних этажах обработаны нишами с двухколонными порти­ками. Благодаря срезке острых углов, переход от одного фасада к другому утра­тил обычную жесткость. В угловых торцах были устроены входы. Для лучшей увязки здания Сената с Арсеналом Казаков уравнял их по высоте, а главный въезд в Сенат расположил против въезда в Арсенал. Организующую роль в пространственном построении ансамбля площади играет надстроенная в начале XIX в. Никольская башня, ставшая его композиционным центром. Главным узлом композиции здания является круглый зал, перекрытый купо­лом красивого очертания. Ныне над куполом развевается Государственный Флаг. Первоначально купол был завершен гербом Москвы и губернии — конной статуей Георгия Победоносца, а с 1856 г в здании помещались Судебные установления, — эмблемой царского правосудия. Зал имеет диаметр 24, 5 м, а высоту 27 м. Парадный вход в зал акцентирован шести-колонным портиком. Интерьер зала своим оформлением выделяется из всех других помещений. Зал окружают 24 коринфские колонны, над антаблементом которых, как бы паря, возвышается богато украшенный кессонами и лепными розетками купольный свод; толщина свода в верхней части равна только одному кирпичу. Здание прекрасно включено в ансамбль Кремля и Красной площади. Купол этого здания Сенатской Башни и мовзолей Ленина, связаны в единую гармо­ничную группу, составляют одну из лучших архитектурно-простраистненных композиций Москвы.

 

Большой Кремлевский дво­рец, представляющий собой сложный архитектурный комплекс граждан­ских и церковных сооружений пяти столетий. Дворец был временной резиден­цией императорской семьи во время пребывания ее в Москве. построенный архитектором В. Раст­релли. С наружного фасада дворец вы­глядит трехэтажным, но фактически состоит из двух этажей. Первый этаж выступает вперед и образует наверху открытую террасу. Арочные окна на главном фасаде, разделенные узкими простенками, придают ему вид за­крытой галереи. Цоколь облицован естественным татаровским камнем. Двухъярусный фасад второго этажа расчленен пилястрами, между кото­рыми находятся окна, украшенные резными белокаменными налични­ками в стиле русской архитектуры XVII в. Помещения второго этажа двусветные. В центре здания, над крышей воз­вышается трибун с пятью килевидными кокошниками. Он завершается золоченой балюстрадой. Трибун пере­крыт четырехскатной фигурной кров­лей, на скатах которой с двух сторон в орнаментированных обрамлениях помещены часы, а с двух других — часовые колокола. На верху трибуна устроена открытая площадка, на которой установлен флагшток. Георгиевский зал. Владимирский зал. Зеркальные двери в северной стене Георгиевского зала ведут во Владимирский зал, на­званный в честь ордена «Св. Влади­мира». Высокий, восьмигранный зал XIX в. связывает воедино двор­цы пяти столетий. Отсюда можно по­пасть в Теремной дворец, Золотую Царицыну палату, Грановитую палату и Кремлевский Дворец съездов.

 

Большой кремлёвский Дворец, возведенный XVIII в. в 1812 г. сгорел. Особенно пострадал его пер­вый этаж к середине августа 1816 г. был восстановлен архитекторами А. Н. Бакаревым, И. Л. Мироновским и И. Т. Таманским при общей консультации архитектора В. П. Стасова. Было решено надстроить третий этаж над всем зданием. Составление проекта надстройки дворца сначала было поручено В. П. Стасову, который и представил свой проект в конце 1816 г. В 40-х годах XIX в. в архитектуре проявлялись новые художествен­ные взгляды. Классическое направление казалось устаревшим. К этому времени на идейной основе царизма, выраженной в триаде — «православие, самодержавие и народность», создается «византийско-русский» архитектурный стиль. Создателем этого стиля был обрусевший немец архитектор К. А. Тон. В 1838—1849 гг. К. А. Тон с группой архитекторов выстроил Большой Кремлевский дворец. Для его строительства были разобраны все прежние дворцовые здания, кроме Терем­ного дворца, Грановитой и Малой Золотой (Царицыной) палат. Двухэтажное здание Большого Кремлевского дворца в плане имеет вид каре с внутренним квадратным двором. Во дворце около 700 отдельных помещений общей площадью почти 20 тыс. м2. В обработке фасадов дворца, как главного (его длина 125 м), так и боковых, широко использованы декоративные формы русской архитектуры XVII в. С южной и восточной сторон, на высоте второго этажа, дворец окружен открытой террасой. Она расположена на выступающей части первого этажа, оформленной в виде длинной, прорезанной полукруглыми окнами аркады. Цоколь здания облицован камнем, который добывался под Москвой. Стены двухсветного второго этажа расчленены пилястрами, а оконные проемы обрам­лены белокаменными резными наличниками с двойными арками и висячими «гирьками», похожими на наличники Теремного дворца. Карниз белокаменный. Центральная часть здания завершена четырехгранным аттиком, перекрытым фигурной крышей с высоким флагштоком над ней. Со стороны главного фасада аттик украшен килевидными архивольтами, тимпаны которых заполняли лепные изображения двуглавых орлов. Стропила во дворце сделаны железными, перекрытия сводчатыми, полы в коридорах и вестибюле каменными; отопление вначале был. Парадный вход во дворец расположен со стороны Москвы-реки 1816Он смещен от центра к востоку. Справа от него находятся помещения гардероба а слева«Собственная половина». В обширном вестибюле четыре полированные колонны, высеченные из целых кусков серого сердоболгского гранита, несут поло­гие своды перекрытия. Стены вестибюля отделаны белым искусственным мра­мором. Собственная половина состоит из ряда парадных бытовых помещений: сто­ловой, гостиной, кабинета императрицы, камерюнгферскол спальни, кабинета им­ператора, камердинерской и приемной (секретарской), за которой следуют не­большие помещения собственного подъезда. Параллельно этим помещениям идет широкий коридор, из которого устроены входы в узкие помещения, размещенные между каждыми двумя залами. Из главного вестибюля во второй этаж ведет широкая парадная лестница, стены которой обработаны искусственным мрамором; боковые галереи на уровне второго этажа окружены пилонами из желтого ревельского мрамора, несущими крестовые своды перекрытия. Огромная ореховая дверь в аванзал выполнена русскими краснодеревцами без клея. На втором двухсветном этаже парадные залы — Георгиевский, Екатерининский, Владимирский, Александровский и Андреев­ский — были посвящены русским военным орденам. В их отделку введены знаки соответствующих орденских отличий, а обивка мебели повторяла цвета орденских лент. Из аванзала высокие золоченые двери ведут в самый большой зал во дворце — Георгиевский. Его длина равна 61 м, ширина — 20, 5.«, а высота — 17, 5 м. Окна зала выходят на Соборную площадь. Зал белый; перекрыт он кессонированным цилиндрическим сводом, украшенным лепным орнаментом и розетками. Простенки-пилоны облицованы мраморными досками с названием отличившихся воинских частей и имена­ми георгиевских кавалеров. На стенах и своде пере­крытия помещены знаки георгиевского ордена, а на торцовых стенах зала — барельефные изваяния Георгия Победоносца, поражающего дракона, работы скульптора П. Клодта. Тематика скульптурного декора зала посвящена победе русского оружия с XV по XIX в. Над карнизами витых цинковых колони с капителями коринфского ордера под сводом размеще­ны статуи побед и аллегории царств и княжеств, входивших в состав Русского государства. Все статуи изваяны скульптором И. П. Витали. Рядом с Георгиевским залом расположен почти восьмигранный в плане (квадрат со срезанными уг­лами) Владимирский зал. Поставленный на месте древней Боярской площади, он соединяет Теремной дворец и Грановитую палату с залами дворца К. А. То­на. Обработанный большими арками понизу и откры­тыми на хоры тройными арочками поверху, зал перекрыт восьмигранным куполом. Обстроенный со всех сторон, днем зал освещается световым фонарем, который завершает купол. Выходящие окнами к Москве-реке на главный фасад дворца два больших зала, посвященные орде­нам Александра Невского и Андрея Первозванного, в 1933—1934 гг. были перестроены под Зал заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР и не сохранили своей отделки.

 

 

У Боровицких ворот, на месте Конюшенного двора, в 1844—1851 гг. К. А. Тон построил здание Оружейной палаты, где хранятся произведения искусства, свя­занные с историей нашей Родины. Новая Оружейная палата представляет собой двухэтажное, поставленное на высокий цокольный этаж здание. В плане палата имеет вид вытянутого прямо­угольника с полукруглыми залами в торцах и с круглым залом в средней его части со стороны кремлевской стены. По второму этажу фасады палаты обработаны белокаменными, покрытыми горельефной резьбой колоннами и оконными налич­никами с подвесными гирьками. Высокие двухсветные залы второго этажа перекрыты крестовыми сводами. Стены залов украшены 58 мраморными портретами-медальонами русских кня­зей и царей, выполненными в 1774—1775 гг. скульптором Ф. И. Шубиным для Чесменского дворца под Петербургом. Между Большим Кремлевским дворцом и Оружейной палатой находится небольшой дворик, на который выходит фасад здания Апартаментов (ныне резиденция для высоких гостей) Это здание сообщается с дворцом специальным переходом на арках. Оружейная палата и корпус Апартаментов должны были, по мысли К А Тона образовать с Большим Кремлёвским дворцом архитектурно выразительную группу зданий. Однако отсутствие силуэта, однообразие объемного решения вялые пропорции помешали этому ансамблю стать значительным архитектурным произведением.

Возникновение Оружейной палаты как сокровищницы московских вели­ких князей относится к XIV в. В «ду­ховных грамотах» великих князей неоднократно упоминаются разнооб­разные драгоценные вещи — иконы, оружие, воинские доспехи и др., со­ставлявшие основу княжеской казны. С течением времени многие из этих вещей становились символами поли­тической власти, использовались при оформлении торжественных церемо­ний — обрядов венчания на царство, посольских встреч и торжественных выходов. Из года в год казна пополнялась все новыми и новыми сокровищами. В XV в., при великом князе Иване III, она разрослась на­столько, что в 1484—1485 гг. для нее было построено специальное камен­ное здание под названием Казенный двор. Помещалось оно между Архан­гельским и Благовещенским собора­ми. В новое здание были перенесены все ценности великокняжеской каз­ны, ранее хранившиеся в подвалах кремлевских церквей и соборов. В первый период своего развития Оружейная палата была одновремен­но и хранилищем, и производствен­ной мастерской, в которой изготовлялось боевое холодное и огнестрельное оружие и различного рода оборони­тельные доспехи для воинов. О сокровищах царской казны два рала упоминается в летописи под 1547 г.: при описании церемонии вен­чания на царство Ивана IV и в рас­сказе о большом московском пожаре, Здесь хранились ценности, которые выполнялись в ее мастерских, но и военные трофеи, подарки, привозимые иноземными послами. В основном Оружейная палата по­полнялась изделиями отечественных мастеров и в XVII в. стала центром русского художественного ремесла, расцвет которого отно­сится ко второй половине XVII в. Здесь работали лучшие мастера и ху­дожники: оружейники —иконописцы. В начале XIX в. Оружейная палата была преобразована в дворцовый им­ператорский музей, для которого в 1806—1812 гг. по проекту архитектора И. В. Еготова было построено новое здание против Арсенала и Сената. В 1851 г. сокровища Оружейной па­латы перенесены в новое зда­ние, где хранятся и сейчас.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.