Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отрочество — период преобразова­ний, которые делают человека хруп­ким и ранимым.






Защитники семейных прав не думают о праве каж­дого индивида выйти из семьи. Очень часто в ней ца­рит запретительная, давящая атмосфера.

Следовало бы настаивать на роли семьи в ран­нем, детском возрасте и пошире открыть двери дома в период отрочества — период, когда родители бо­лее, чем все другие, бессильны помочь ребенку его пережить.

Подростки с патологией, запаздывающие в разви­тии, вырастают в семьях, где нет никаких обществен­ных контактов, где живут, замкнувшись на своих ин­тересах. Если у взрослых есть круг друзей, товарищей, подростки не задерживаются на пассивной или агрес­сивной позиции. Невозможность уйти из семьи пре­вращает молодого человека в мацерированный плод: семья взрывается, словно мать, которую разрывает изнутри ее дитя. Это происходит в семьях, помешанных на семейственности, где нет радости внешнего со­циального общения, того, что подталкивает ребенка заниматься спортом, интересоваться культурной жиз­нью и т. д.

Выходом для чувств ребенка являются секты. Их упрекают в том, что они похищают девочек, стра­дающих анорексией [Анорексия — болезненное отсутствие аппетита, неспособность чело­века поглощать пищу. — Примеч. ред. ]. Но не добровольный ли это кид­неппинг?

Зависимость юного существа от какой-нибудь сек­ты в меньшей степени восходит к влиянию группы и в большей — к преступной опеке взрослого, который подменил собой родителей. Не существует ни одной «поглощающей» секты, где бы не правил «людоед», Господин, который играет подавляющую роль. Ко­гда родители обнаруживают след своего ребенка, они уже ничего не могут поделать. Ребенок оттал­кивает семью, замыкается в секте. Он ведет себя как фанатик.

Юные лицеисты говорят, что никак не предохра­няются от СПИДа.

Эротические отношения у них часто ограничива­ются прикосновениями, и они не знают разделенного Коитуса. Возможно также, что они согласны пойти на риск.

Позиция медиков, сталкивающихся с анорексией, cуицидными тенденциями, наркотиками, очевидно, зависит от уровня их знаний, но эволюция общества должна обратить взгляд медиков на патологию отрочества или невозможность адаптации под­ростков в отношениях «врач — больной».

Нет никакой эволюции на уровне самих меди­ков. В каждой больнице есть психиатры-ассистенты, фельдшеры, дипломированные медсестры, но врач присутствует лично лишь тогда, когда есть угроза физическому состоянию. В тех случаях, когда воз­можно самоубийство, речь идет лишь о сохранении жизни. Желание же покончить с собой и глубинные причины, причины подсознательные, которые под­толкнули подростка к этому смертельному шагу, вы­ражают, на свой лад, необходимость умирания дет­ства. Это интерпретируется как попытка самоубий­ства, потому что не может же он сказать: «Помогите, я хочу родиться. Но для того чтобы родиться, я дол­жен умереть». Жизнь и смерть неразрывно связаны между собой. «Я не знаю, как мне родиться среди то­го, что я вижу вокруг».

Педиатры, практикующие в больницах, тоже не эволюционируют?

Нет, и более того — они обвиняют родителей. Счи­тается, что это очень правильно — вторгаться в се­мейную среду подростка.

Или удалить его от родителей, которые с ним плохо обращаются. Изолируют ребенка от его близких, как будто он в опасности. Это обратное тому, что нужно, поскольку в этом возрасте подросток сам ищет центр своих интересов где-то во внешней жизни и сам стремится покинуть семью. Они должны отделяться от семьи по мере того, как смогут отвечать за себя сами, а не потому, что в административном поряд­ке им навязали защиту. Или детей отделяют от ро­дителей для того, чтобы удовлетворить самих ро­дителей, поскольку раз дети больны, то должны быть помещены в психиатрическую лечебницу, а на самом деле их нужно вводить в жизнь. Но таких мест, где можно было бы жить вне семьи, нет. Их не создали.

Медики получают хорошее образование, но очень редко хорошее воспитание. Те, у которых есть шанс получить такое воспитание, — это люди, которыми руководит сильная личность, человек, вкладываю­щий душу в воспитание своих учеников, который по­казывает на личном примере, как нужно относиться к больным. Студент медицинского факультета полу­чает деонтологическую информацию (не брать боль­ного своего коллеги, никогда не говорить ему о кол­леге ничего плохого, даже если пациент жалуется). Практикующие врачи не соблюдают этого правила. Слишком охотно самоутверждаются за счет своего предшественника. Говорить плохо о враче так же не­хорошо, как говорить плохо о родителях, не разобрав­шись в том, что произошло. В причинах, которые вы­звали раздражение родителей, в сути той цепной ре­акции, которая привела к драматизации обстановки. Например, отец, который начинает пить, потому что у него невозможный ребенок, и который пьет, чтобы не бить этого ребенка. В результате когда выпьет, то и начинает бить.

Дети, которых с рождения отделили от родите­лей, — самые страшные подстрекатели. Они по­вторяют агрессию, которая имела место в момент их отделения от родителей. Они бредут по пустыне в поисках воспоминания об этой «разбитой» любви. Мать, лишенная ребенка, которая не переживает ежедневного опыта общения со своим ребенком, впа­дает в тревожное состояние из-за малейшего препят­ствия и чувствует, что она плохая мать. Напряжение растет день ото дня. Если имеет место плохое обра­щение с ребенком, медики идут в полицию.

Что посоветовать матерям и отцам, когда те говорят о страхе перед своими сыновьями, которые им угрожают? Страхе физическом.

Только одно. Сказать правду: «Я больше не на вы­соте. Я боюсь тебя. Ты хочешь, чтобы я как-то ответил на это... Хочешь, чтобы отец был сильнее тебя... Это в прошлом. Ты больше не сможешь найти здесь по­мощь».

Что касается анорексии, кажется, лечение не ме­няется на протяжении десятилетий?

Мысль, которая появилась в результате распро­странения психоанализа, начинает утверждаться: ищут подсознательное желание.

Известно, что отказ от пищи не направлен на мать, как ошибочно полагают, или на отца. Причины глуб­же. Связь с матерью есть, но не обязательно с мате­рью реальной. Возможно, в пациентке просыпается период отрочества самой матери. Мне известен слу­чай «откармливания» одной юной особы, страдающей анорексией. За ней наблюдали, уверяли, что рвать ее не будет, тем не менее она не могла проглотить ни крошки. После полутора месяцев неудач ее отвели на консультацию к психоаналитику. Предпочтительнее было бы, если молодая девушка пошла бы в другую консультацию, а не в ту, которая есть у нее на работе. Но очень трудно бывает убедить в этом начальника. Все, что происходит у психиатра, не должно быть из­вестно тем, кто лечит недуги телесные. В своем же­лании властвовать над всем начальник хочет, чтобы от его внимания ничего не ускользало. За больным, который ходит в другую консультацию, к другому спе­циалисту, не может быть установлен такой тщатель­ный надзор, как за тем, кто ходит на консультации у себя в больнице.

Педиатры пронаблюдали за внешним поведением. Получили результаты тестирования, но не обреме­нили себя детальным изучением предмета. Психо­анализ нельзя смешивать ни с психиатрией, ни с пси­хологией. Именно психологи в своей работе с челове­ком общественным могут подготовить его к контакту с кем-то, кто будет интересоваться не его поведением, а его страданием, и выяснять в совместной работе, к чему оно восходит, и не касаться при этом епархии тех специалистов, которые занимаются физическим состоянием, телом или нынешним психическим со­стоянием.

Если молодой человек заявляет психоаналитику: «Сейчас вернусь и подожгу свою халупу», психоана­литик, достойный называться таковым, должен ска­зать только: «Когда тебе пришло в голову, что един­ственный выход из положения — поджог?» Нельзя говорить: «Внимание, поджигатель!» Это может за­ставить вашего пациента перенести свои желания из Мира воображаемого в реальный. И такая работа не принесет результатов.

К несчастью, кажется, все психоаналитики ми­ра попадают в ловушку опекунства, вместо того что­бы предоставить это воспитателям. Жаль, что они не могут ясно сказать: «Я буду принимать такого-то два раза в неделю, если он сам этого хочет. Вот и все. Что я попытаюсь сделать? Установить происхожде­ние сегодняшнего желания (или нежелания), которое гложет моего юного собеседника».

Показанием должно быть мучительное состояние молодого человека, который согласился пойти по­говорить с кем-то о своем нездоровье. Я занималась одной маленькой девятилетней девочкой, у которой были порочные наклонности: она клала свои какаш­ки в коробку из-под торта, писала в суп старого сле­пого садовника, который жил в беседке в глубине парка, принадлежавшего ее дедушке и бабушке. Она устраивала ему пакости, подкладывая человеческие экскременты.

Когда она рисовала, то искажала форму: мяч рисо­вала в виде черты, палки, окружности.

Она была похожа на маленькую старушку с сухой кожей, колючим взглядом. Она сквернословила и оскорбляла окружающих. Будто одержимая или, ско­рее, не сдерживаемая самоконтролем.

Вместе с ней мне удалось восстановить ход событий. Ей было полтора года, когда появилась гувернантка, истязавшая ее. Это была ее первая установка. Изна­силованная своим отцом, она сделала окончательные выводы.

Быть садисткой для этой маленькой девочки иден­тифицировалось с тем, чтобы быть «матерью», чей об­раз она носила в себе. Молодая бонна терроризирова­ла ребенка: оставаясь с ней наедине, она гонялась за ней с кочергой. Из-за переноса [Перенос, трансфер — в психоанализе означает процесс, посредством которого бессознательные желания переходят на те или иные объекты в рамках определенного типа отношений, установившихся с этими объектами. См.: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь... С. 531— 540. — Примеч. ред. ] малышка полюбила меня. За год она научилась читать и писать. Субли­мация желания совершилась. Ее розовое личико со­вершенно изменило выражение.

Не прибегает ли психоаналитик к контрпоказа­телям, в период отрочества?

Первые психоаналитики, включая Фрейда, на­ходились во власти ложной идеи: психоанализу мо­гут подвергаться только те, кто говорит. Отрочество же — это период, когда человек переживает второе рождение. У молодого человека еще нет слов, чтобы высказаться. Но можно прекрасно работать на уров­не общения подсознания, даже если никто ничего не говорит.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.