Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логико-смысловая модель профессионально ориентированной личности






Анализ современных теорий личности свидетельствует о мно­гообразии определений личности и представлений о ее структуре. Приводя различные определения, мы ограничились трактовкой личности ведущих отечественных психологов. Естественно, что за каждым из определений личности стоит представление о ее струк­туре. Наиболее развернутые модели личности, в которых отража­ется ее структура, представлены в прикладных исследованиях. Теоретическую основу этих исследований во многом определило следующее положение С.Л.Рубинштейна: «В психологическом облике личности выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства личности, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельно­сти человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются все же в реальном единстве личности. Поэтому равно неправильны как точка зрения, для которой единство личности выражается в амор­фной целостности, превращающей ее облик в бесформенную ту­манность, так и другая, противоположная ей, которая видит в личности отдельные черты и, утрачивая всякое подлинное, внут­реннее единство психического облика личности, тщетно затем ищет «корреляций» между внешними проявлениями этих черт»1.

Б.Г.Ананьев, К.К.Платонов и В.С. Мерлин конкретизирова­ны представления о структуре личности.

Основные характеристики человека как личности Б.Г.Ананьев описал следующим образом: исходный момент структурно-дина­мических свойств личности — ее статус в обществе, в котором складывалась и формировалась данная личность. На основании статуса строятся системы: 1) общественных функций — ролей; 2)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1948. — С. 518.


целей и ценностных ориентаций. Высшим интегрирующим эффек­том взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека, с одной стороны, склонности — с другой1.

B.C.Мерлин, развивая теорию интегральной индивидуальнос­ти, выделил следующие ее системы и подсистемы:

1) индивидуальные свойства организма: биохимические, обще­соматические свойства нервной системы (нейродинамические);

2) индивидуальные психические свойства: психодинамические (свойства темперамента), психические свойства личности;

3) социально-психологические индивидуальные свойства: со­циальные роли в социальной группе и коллективе, социальные роли в социально-исторических общностях.

Автор подчеркивал, что структуру личности нельзя характери­зовать как систему, складывающуюся из различных групп психи­ческих свойств: темперамента, характера, способностей и направ-ленности2.

Трехуровневую структуру личности теоретически и эмпирически обосновал Б.С.Братусь. Он выделил следующие уровни структу­ры личности: 1) личностно-смысловой (смысловые ориентации, отношение к другим людям, к себе); 2) индивидуально-исполни­тельский, на котором смысловые ориентации реализуются в кон­кретной деятельности (характерологические черты, особенности, свойства); 3) психофизиологический, характеризующий особен­ности строения и динамики, режимов функционирования психи­ческих процессов3.

Основной признак любой зарубежной теории личности — струк­турные концепции, исследующие стабильные характеристики, которые личность проявляет в различных обстоятельствах. Эти неизменные характеристики выполняют роль основных блоков личности.

Одна из наиболее распространенных структурных концепций — концепция черт личности. Черта рассматривается как устойчивое качество личности, обнаруживающееся в разнообразных ситуаци­ях. Распространенные примеры черт личности — ригидность, тре­вожность, импульсивность, чувствительность и др. Сторонники структурных концепций Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Т.Айзенк призна­вали гипотетичность черт личности, однако последние позволяли объяснить и понять поведение людей в различных жизненных ситуациях.

1 См.: Ананьев Б.Г. О методах современной психологии // Психодиагности­
ческие методы. — Л., 1976.

2 См.: Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. —
М., 1986.

3 См.: Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988.


Изучение проблемы формирования личности в связи с про­фессиональной деятельностью основывается на достижениях в области психологии личности. Представители различных психо­логических направлений и школ основное внимание сосредото­чили на изучении структуры личности, различных психических образований, выяснении их функций, раскрытии условий фор­мирования разных свойств личности и т.д. Однако, как отмечает Л.И.Анцыферова, в этих исследованиях недостаточно раскрыва­ется динамика психической жизни личности. Между тем «… лич­ность существует в процессе постоянного несовпадения с собой, в процессе выхода за свои пределы. Даже для того, чтобы сохра­нить устойчивость определенных своих параметров, особо важ­ных для ее существования именно как личности — жизненных целей, ценностей, принципов, морально-нравственных качеств, — она должна в условиях быстро и многообразно меняющейся со­циальной действительности менять свои психологические каче-ства»1. Динамический подход призван изучать качественные из­менения в личности, прогрессивные или регрессивные формы и тенденции развития, причины трансформации личности.

Завершая краткий анализ структурного подхода, следует отме­тить, что представления о личности, ее структуре и подструкту­рах, а также их элементах в психологии довольно разнообразны и противоречивы. Объясняется это в первую очередь тем, что кате­гория «структура» понимается как совокупность устойчивых свя­зей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы. Конфигурация и характер связей внутри системы и есть ее структура, остающая­ся неизменной при изменениях системы. При этом система трак­туется как «…целое, составленное из частей, соединение, сово­купность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство»2.

Б.Ф.Ломов внес большой вклад в разработку принципа систем­ности и отвечающего ему системного подхода в психологии. Психи­ческие явления, по его утверждению, многомерны и могут рассмат­риваться в самых разнообразных системных измерениях, каждое из которых позволяет обнаружить лишь определенную группу свойств и отношений. При этом ни одно из измерений не характеризует все явление в целом. Соответственно понятийная реконструкция личности предполагает многомерное ее отражение в системе коор­динат, характеризующих многообразие ее аспектов3.

1 Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению
личности // Психологический журнал. — 1981. — № 2. — С. 11.

2 Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 610.

3 См.: Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. —
М., 1984.


Признание Б.Ф.Ломовым многомерности психических явле­ний обусловливает их нелинейность, неравновесность и иерархи­ческое (уровневое) строение. Анализ трактовки системного под­хода Б.Ф.Ломовым показывает, что он не был его адептом и отда­вал себе отчет в его ограниченности.

Рассмотрение личности как открытой системы обусловливает необходимость поиска путей адекватного ее представления. В пос­ледние годы в социальных науках получила признание диатропи-ка — методологическая позиция, подход, используемый при ис­следовании разнородных и разнонаправленных свойств предме­тов и явлений. Диатропика изучает разнообразие, используя в качестве основного метода объединение гомологических рядов, выделенных по разным основаниям1. В качестве гомологических рядов, отображающих многомерность личности, выступают такие ее социально-психологические компоненты, как направленность, саморегуляция, познавательные процессы и др. Объединение этих компонентов вокруг центрального образования личности — дея­тельности — позволяет представить строение личности в форме логико-смысловой модели.

Многомерный подход служит инструментальным средством отображения разнообразных свойств, процессов, явлений с помо­щью координатно-матричных систем.

Проектирование моделей начинается с поиска ядра многомер­ного явления. В качестве центрального образования личности выступает деятельность или конкретные ее виды. Смыслообразу-ющими координатами модели личности служат содержательные компоненты. Число координат зависит от эвристической сущнос­ти логико-смысловой модели. Выполняя инструментальную фун­кцию, эта модель отражает многомерность и открытость личнос­ти как сложного интегративного психологического образования.

Межкоординатное пространство образует психологический по­тенциал личности, ее возможности. Личностные компоненты оп­ределяют область потенциального развития. Уровень выраженно­сти конкретной компоненты придает личностному пространству различную конфигурацию. Актуализация одной или нескольких личностных компонент запускает механизм реализации всего по­тенциала личности. Учитывая гетерохронность развития струк­турных компонент личности, следует допустить, что в зависимос­ти от социально-психологической ситуации, возрастных и психо­физиологических особенностей одна, а в отдельных случаях и несколько компонент становятся ведущими, определяющими все развитие.

Введение в логико-смысловую модель личности пространствен­ной области, характеризующей психологический потенциал лич-

См.: Морева О.В. Основы педагогической диатропики. — Тюмень, 2004.


ности, обусловливает необходимость еще одного допущения — наличия идеального (теоретически возможного) и реального по­тенциала для конструирования конкретной эмпирической моде­ли. В зависимости от профессиональной образовательной ситуа­ции одна или несколько компонент становятся доминантными, определяющими развертывание потенциала личности.

На рис. 13 приведен один из возможных вариантов логико-смысловой модели личности. Пространство между смысловыми

Компонента направленности


Профессионально-образовательная компонента

Регулятивная компонента

Профессиональная подготовленность Метапрофессиональные Мотивация Г качества Ключевые компетенции Базовые компетентности

Самоконтроль

Регуляция деятельности и поведения

Регуляция психических состояний

Перспективная адекватность Аттрактивность Толерантность Социально-коммуникативная интеграция

Процедурные знания Познавательные умения Академический и практический интеллект Оценивание

Коммуникативная компонента Когнитивная компонента

Рис. 13. Логико-смысловая модель личности



координатами образует межкоординатную матрицу взаимосвязи конструктов, расположенных на координатных осях.

Так, на одной из координатных осей, характеризующей на­правленность личности, можно расположить следующие психо­логические конструкты: мотивацию, ценностные ориентации, ус­тановки, отношения, Я -концепцию. На другой координате — ког­нитивной компоненте — находятся процедурные знания, позна­вательные умения, академический и практический интеллект, оценивание. Коммуникативная компонента включает такие кон­структы, как аттрактивность, перцептивная адекватность, толе­рантность, социально-коммуникативная интеграция. На регуля­тивной компоненте располагаются следующие конструкты: регу­ляция психических состояний, целеполагание, регуляция деятель­ности и поведения, самоконтроль.

В зависимости от эвристической направленности логико-смыс­ловой модели можно ввести другие компоненты (образователь­ная, предприимчивость и т.п.).

Проектирование логико-смысловой модели осуществляется в определенной последовательности:

– выбирается объект конструирования модели: деятельность, личность, сознание, интеллект и др., который становится темати­ческим ядром модели и располагается в ее центре;

– устанавливаются базовые, ключевые компоненты психоло­гического объекта, явления или процесса;

– определяются основные конструкты каждой компоненты;

– конструируется опорно-узловая система координат, в цент­ре которой находится психологический объект (феномен, процесс); на пересекающихся в центре координатных осях (по числу ком­понент) располагаются психологические конструкты;

– в зависимости от локальных задач исследования в межкоор­динатном пространстве отражаются смысловые взаимосвязи кон­структов.

Эвристическое достоинство представления психологических объектов в форме логико-смысловых моделей — возможность ви­зуального отображения многомерности любого психического фе­номена. Число координат зависит от конкретной исследовательс­кой задачи. А поскольку количество конструктов, располагаемых на координатных осях, также определяется задачами исследова­ния или установленными по его ходу новыми конструктами, то логико-смысловая модель по способу своего формирования ста­новится открытой структурой. В зависимости от задачи исследо­вания возможно конструирование различных эмпирических ло­гико-смысловых моделей, в которые на основе полученных опыт­но-поисковых и экспериментальных данных вносятся корректи­вы.

Строка







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.