Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Целевые ориентиры ведущих парадигм образования






 

Парадигма
когнитивно деятельностно личностно контекстно-
ориентированная ориентированная развивающая компетентностная
Базовые компе- Универсальные Социально-лич- Общепрофессио-
тентности — со- компетенции — ностные качест- нальные и спе-
вокупность зна- общая способ- ва — общепред- циальные компе-
ний по учебным ность личности метные и обще- тенции — сово-
предметам, а так- мобилизовывать профессиональ- купность проце-
же умений вы- в деятельности ные знания, уме- дурных знаний,
полнять дидак- свои знания и ния, навыки, а предметных дей-
тически ориен- умения, а также также способно- ствий и поступ-
тированные за- обобщенные сти и качества, ков в моделируе-
дания. Базовые способы выпол- обеспечивающие мых и реальных
компетентности нения действий. успешное освое- ситуациях соци-
являются много- Универсальные ние новых видов ально-профес-
мерными, т.е. компетенции деятельности, сиональной дея-
включают также имеют экстра- социально-про- тельности. Вклю-
умственные про- функциональ- фессиональную чают преимуще-
цессы, интеллек- ный характер, мобильность и ственно перцеп-
туальные умения включают дея- динамичность. тивные, мнеми-
и жизненный тельностные зна- Социально-лич- ческие, речевые,
опыт ния, умения и ностные качества сенсомоторные,
  способности, не- многомерны, так двигательные
  обходимые для как включают действия по вы-
  успешной адап- знания, умения, полнению про-
  тации и выпол- навыки, субъек- фессионально
  нения разнооб- тивный опыт, ориентирован-
  разных взаимо- социально-про- ных видов дея-
  связанных видов фессиональные тельности
  деятельности качества  

работа со схемами, технологическими картами, систематизация литературы, графическое моделирование и др.

Информационные и коммуникационные технологии — обучение, основанное на использовании электронных средств: компьютера, аудиовизуальных средств, гипертекстов, гипермедиа. Эти средства опосредуют взаимодействие педагогов и обучающихся, обеспечи­вают интерактивный диалог, возможность индивидуализировать процесс обучения, доступ к информационным каналам и сетям. К информационным и коммуникативным технологиям относятся дистанционное обучение, обучающие программы, мультимедий­ные технологии и др.


Образовательные технологии


Системати­зации и ви­зуализирован­ной презен­тации


Информа­ционные и коммуни­кационные


Развиваю­щего обучения


Контекстного обучения


Саморегули­руемого учения


Социально-профессионального воспитания

Рис. 9. Образовательные технологии реализации компетентностного

подхода

Технологии развивающего обучения ориентированы (нацелены, направлены) на актуализацию профессионально-личностного по­тенциала, социально-профессионального развития личности, фор­мирование метапрофессиональных дидактических единиц: обоб­щенных знаний, умений, компетентностей, компетенций, обес­печение субъект-субъектного взаимодействия всех участников профессионально-образовательного процесса. К ним относятся развивающая диагностика, тренинги развития и креативности, метод проектов, анализ нестандартных ситуаций и др.

Технологии контекстного обучения — в максимальной степени моделирующие реальную социально-профессиональную деятель­ность. Основной единицей содержания контекстного обучения выступает проблемная ситуация в учебно-профессиональной, квазипрофессиональной и реальной профессиональной деятельно­сти. К технологиям контекстного обучения относятся предметные лекции, семинары-дискуссии, групповые лабораторно-практичес-кие занятия, анализ конкретных производственных ситуаций и др.

Саморегулируемое учение направлено на развитие у обучаемых способностей самостоятельно приобретать компетенции по само­управлению, самоорганизации, рефлексии и самоконтролю. Раз­витие компетенций обучаемых посредством саморегулируемого учения осуществляется на основе анализа будущей профессио­нальной деятельности. К этой образовательной технологии отно­сятся диалоговые методики, метод case-study, позиционные дис­куссии, рефлексивные игры и т.д.

Технологии социально-профессионального воспитания — совокуп­ность приемов, процедур и способов решения задач нравственно-профессионального становления специалиста в профессиональ­ной школе и на производстве. Технологии воспитания предпола­гают особую воспитывающую среду, организацию воспитатель-


ных взаимодействий субъектов совместной деятельности и обще­ния, установление эмоционально-положительных взаимоотноше­ний. К социально-профессиональным технологиям воспитания относятся методы убеждения, упражнения, поощрения и наказа­ния, принуждения и др.

Формы и методы реализации перечисленных технологий раз­нообразны: проблемные лекции, лекции-дискуссии, диагности­ческие семинары-тренинги, визуализированные практикумы, прак­тикумы-беседы, интерактивный диалог, программированное обу­чение, подготовка рефератов, аннотирование литературы, муль­тимедийные технологии, дидактическая диагностика, организа­ционно-мыслительные игры, метод направляющих тестов, супер-визорская консультация, творческие дипломные или курсовые проекты, анализ ситуаций, тренинги развития и креативности, корпоративный тренинг, разработка рацпредложений, упражне­ния на тренажерах, ролевые игры, программированный контроль, рефлексивно-инновационный семинар, критериально-оценочное тестирование и др. (табл. 23).

Т а б л и ц а 23






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.