Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика основных единиц обновления содержания профессионального образования






 

Базовые компетентности Ключевые компетенции Метапрофессио-нальные качества
Общекультурные
Осведомленность об особенностях нацио­нальной и общече­ловеческой культуры, духовно-нравствен­ных основах жизни человека, отдельных народов Знание опыта прош­лых поколений, культурного насле­дия, выдающихся исторических лич­ностей в сфере науки и культуры Компетентность в бытовой и культур-но-досуговой сфере Знание правил лич­ной гигиены, внут­ренняя экологиче­ская культура, зна­ние правил безопас­ной жизнедеятель­ности, половая гра­мотность Способность взаимодейст­вовать с людьми других культур, языков, религий Уважение прав и свобод че­ловека Способность к выбору пу­тей и способов использова­ния свободного времени, культурно и духовно обога­щающих личность Уважение человеческого достоинства Толерантность, космополитизм, гуманность, общая культура Нравственная культура, эколо-гичность, спра­ведливость
Социальные
Знание основопола­гающих правовых норм и умение ис­пользовать возмож­ности правовой сис­темы государства Умение анализировать си­туацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, руководствовать­ся этическими нормами Предприимчи­вость, граждан­ская и юридиче­ская ответствен­ность, патрио­тизм

Продолжение табл. 21

 

Базовые компетентности Ключевые компетенции Метапрофессио-нальные качества
Знания в сфере гражданско-общест-венной деятельности (права потребителя, покупателя, клиента) Правовая и экономи­ческая грамотность трудовых и гражданских взаимоотношений  
Знание необходимых языков Риторическая гра­мотность Владение техникой аргументации и ве­дения спора Осведомленность относительно спосо­бов учебного сотруд­ничества, технологий разрешения конф­ликтных ситуаций ненасильственным путем Владение устным и пись­менным общением более чем на одном языке Целесообразное использо­вание понятийно-катего­риального аппарата, средств невербального общения, соблюдение речевой дисцип­лины Эмоциональная устойчи­вость в ситуациях социаль­но-профессиональной на­пряженности Терпимость к мнениям и позициям других Умение прогнозировать развитие межсубъектных отношений Способность активно взаи­модействовать в совместной деятельности с окружаю­щими людьми Эмоциональная устойчивость, рефлексивность

Учебно-познавательные

 

Осведомленность относительно прие­мов действий в не­стандартных ситуа­циях, эвристических методов решения проблем Способность к самостоя­тельному решению учебно-познавательных задач Креативность
Осведомленность о различных способах размещения и исполь­зования ресурсов Самостоятельное использо­вание информационных ресурсов Информацион­ная мобильность

Продолжение табл. 21

 

Базовые компетентности Ключевые компетенции Метапрофессио-нальные качества
Усвоение способов приобретения зна­ний из различных источников инфор­мации Знание основ рацио­нальной организации учебной деятельно­сти Освоение основ орга-низции исследова­тельской деятель­ности Знание социальных аспектов научных исследований, их применения в эко­номике, социальных последствий исполь­зования достижений науки Умение самостоятельно получать и структурировать информацию Реализация исследователь­ских умений Использование математи­ческих знаний для анализа статистической информа­ции, различных аспектов финансовой деятельности  
Организационные
Знание принципов временного менедж­мента, планирова­ния дня Владение планиро­ванием временного режима работы Способность к организации и контролю своей деятель­ности, оценке ее результа­тов Способность определять приоритеты, осуществлять ситуационный анализ Способность обобщать ре­зультаты, выявлять ошибки, гибко корректировать планы Способность противосто­ять неуверенности и нео­пределенности Самоменедж­мент, органи­зованность
Специальные
Информационно-техно-логическая грамотность Владение информационно-технологическими средст­вами обеспечения деятель­ности (компьютер, факс, Интернет и пр.) Профессиональ­ная мобильность

Окончание табл. 21

 

Базовые компетентности Ключевые компетенции Метапрофессио-нальные качества
Знание основ изме­рительной деятель­ности Владение приемами получения и обра­ботки данных Владение измерительными навыками, использование вероятностных, статисти­ческих и других методов познания Технологичность
Знание социально-профессионального этикета Осведомленность относительно рацио­нального использо­вания ресурсов Умение ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений Способность к рационали­зации технологических процессов Профессиональ­но-этическая нормативность Социально-профессиональ­ная ответствен­ность

В заключение необходимо подчеркнуть, что базовые компе­тентности выступают в качестве основы для последующих форм обучения, они формулируются в объективно-знаниевой форме. Формирование ключевых компетенций носит деятельностный ха­рактер и возможно лишь с опорой на определенный уровень фун­кциональной грамотности (базовой компетентности) обучающих­ся. И, наконец, метапрофессиональные качества имеют общепро­фессиональный характер и выступают результатом личностного развития субъекта деятельности.

Личностно-развивающее содержание профессионального образования

Содержание образования включает педагогически адаптирован­ную систему знаний, умений и навыков, опыт творческой дея­тельности и эмоционально-ценностное отношение к миру. Их усвоение обеспечивает развитие личности. Содержание образова­ния раскрывается в образовательных программах, учебных пла­нах, учебниках.

Введение в 1992 г. в практику отечественной школы образова­тельных стандартов изменило структуру нормативных и методи­ческих документов в содержании образования.

В настоящее время с о д е р ж а н и е о б р а з о в а н и я в к л ю -ч а е т в себя:

– образовательный стандарт;

– учебный план;


– учебные программы;

– учебники;

– методические пособия;

– дидактические материалы.

В стандартах зафиксирован эталонный уровень образования, они определяют минимум содержания основных образовательных программ (включающих учебный план и программы), максималь­ный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Сфера действия стандарта — норматив­но-правовая. Главный объект — нормирование содержания обра­зования. Основная функция образовательных стандартов — обес­печение качества образования и возможность его контроля. Стан­дарт, безусловно, обладает определенным развивающим потенци­алом, способствует социализации, формирует социальные и про­фессионально важные качества обучаемых. Вместе с тем следует подчеркнуть, что образовательные стандарты ориентированы на формирование образованности обучаемых, которая выражает оп­ределенную меру освоения социального опыта (что должны знать и уметь делать обучаемые). Развивающая функция образования в стандарте не отражена.

Обсуждая проблему личностно-развивающего образования, сле­дует поставить вопрос о возможности проектирования содержа­ния профессионального образования, предусматривающего раз­витие личности.

Одним из перспективных путей решения этой проблемы мо­жет стать введение в образовательные стандарты новых интегра-тивных конструктов: компетентностей, компетенций и метапро-фессиональных качеств.

Основой, сердцевиной, объединяющей профессиональные и образовательные стандарты, должны быть единые требования к интегративным социально-профессиональным конструктам. Эти конструкты делают наглядными и поддающимися проверке цели, содержание обучения и уровень требований, предъявляемых к работнику со стороны рынка труда.

В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях проблема формирования профессиональных стандартов и их со­пряжения с образовательными приобретает особую актуальность. Значимость этого аспекта исследований для психологии профес­сионального образования повышается в связи с пересмотром норм многих видов деятельности и изменением мира профессий. Мир профессий характеризуется нестабильностью из-за изменений содержания профессий, средств и условий труда. Также отмечает­ся изменение связи профессионального труда и профессиональ­ного образования.

Внимание исследователей акцентируется на психологическом содержании основных характеристик профессионала как субъек-


та деятельности: мотивах и целях, которые образуют внутреннюю детерминацию профессионального поведения и деятельности, направляя активность субъекта в соответствии со спецификой содержания конкретной профессиональной деятельности. Фор­мирование и развитие профессионала как активного субъекта на этапе профессиональной подготовки невозможно без разработки образовательных и профессиональных стандартов, без разреше­ния проблемы их сопряжения, а также без выбора адекватной научной основы их компонентов и содержания.

Профессиональные стандарты (ПС) включают нормативные требования к исполнителю профессиональной деятельности. В настоящее время ПС разработаны для различных видов деятель­ности (риэлторов, консультантов, менеджеров и т.д.). ПС содер­жат также описание этических норм деятельности, обязательных к принятию и соблюдению всеми членами профессионального сообщества. Особое значение ПС обрели в связи с интеграцией национальных рынков в систему единого мирового рынка. Спе­циалист, сертифицированный в соответствии со стандартом про­фессионального сообщества, становится «конвертируемым» (при­обретает конкурентоспособность), в то время как «конвертируе­мость» национального диплома о профессиональном образовании остается проблематичной.

В качестве основы сопряжения профессиональных и образова­тельных стандартов можно рассматривать концепции профессио­нального развития и профессионально-образовательного простран­ства личности. Основные профессионально-психологические ком­поненты для разработки ПС — требования к уровню профессио­нальных знаний, умений, навыков, профессиональной квалифи­кации специалиста, способам и алгоритмам решения профессио­нальных задач, а также базовые компетентности. ПС призваны обеспечить профессионализм личности (требования к уровню раз­вития профессионально важных качеств, личностных качеств ра­ботника и т.д.). Основу профессионально-психологических ком­понентов для разработки ПС составляют базовые компетентнос­ти, ключевые компетенции, метапрофессиональные качества субъекта деятельности.

Таким образом, концепция профессионального развития лич­ности позволяет осуществить сопряжение профессиональных и образовательных стандартов, что, в свою очередь, не влечет за собой формирование конкурентоспособности, многомерного дви­жения личности в профессионально-образовательном простран­стве и создание оптимальных условий для такого движения.

Усиление развивающей функции содержания образования обус­ловливает необходимость проектирования курсов, практикумов, направленных на формирование профессионально важных качеств, социально-профессиональных умений и форм поведения.


Анализ профессиональных функций специалистов свидетель­ствует, что востребованы такие качества, как коммуникативность, ответственность, рефлексия, работоспособность, способность к сотрудничеству и кооперации, профессиональная самостоятель­ность, инициативность, сверхнормативная профессиональная ак­тивность и др. Формирование отдельных личностно и професси­онально значимых качеств происходит при социализации лично­сти, другие развиваются в ходе профессионального образования, третьи приобретаются в процессе профессионализации.

Развитие этих качеств в профессиональной школе требует осо­бых психолого-педагогических технологий, применяемых при изу­чении всех учебных предметов и дисциплин. Помимо общего под­хода оправданно введение в учебные планы блока дисциплин, основная цель которых — развитие метапрофессиональных ка­честв. К ним можно отнести такие учебные курсы, как «Соци­альные коммуникации», «Основы самоменеджмента», «Организа­ционная психология», практикумы «Социально-профессиональ­ное поведение», «Технология переговорной деятельности», «Де­ловое общение» и др.

На уровне учебных программ развивающая функция содержа­ния образования обеспечивается благодаря соответствующим мо­дулям (историко-эволюционный аспект постановки и решения конкретной проблемы, определяющей содержание темы/раздела учебного предмета; анализ альтернативных способов, технологий решения проблемы; рефлексия научно-познавательного поиска решения проблемы, практическая значимость рассматриваемой темы для будущей профессиональной деятельности). Большими возможностями в плане усиления развивающей функции содер­жания образования обладает система дополнительного образова­ния. Включение в содержание обучения информационных и ком­муникационных технологий существенно обогащает развивающий потенциал содержания образования.

Обобщая вышесказанное, можно наметить следующие направ­ления построения личностно-развивающего содержания профессио­нального образования:

1) проектирование профессиональных стандартов, которые от­ражают требования работодателя к качеству подготовки специа­листа, определяют уровень его квалификации и совокупность не­обходимых личностных свойств;

2) разработка образовательных стандартов на основе компетен-тностного подхода. В качестве дидактических единиц стандарта наряду с традиционными знаниями и умениями выступают базо­вые компетентности, ключевые компетенции и метапрофессио-нальные качества;

3) диверсификация состава учебных дисциплин в профессио­нально-образовательных программах. Введение в учебные планы


личностно-развивающих элективных дисциплин и практикумов, ориентированных на воспитание и развитие личности обучаемых;

4) проектирование личностно-развивающих модулей по отдель­ным темам и разделам учебных программ в соответствии с логи­кой научно-профессиональной деятельности;

5) разработка учебно-методических пособий, ориентированных на самостоятельный поиск информации, выполнение проектов, решение проблемных ситуаций и творческих задач.

Наибольшими возможностями в плане обеспечения личност-но-развивающего образования обладают технологии обучения и воспитания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные факторы, влияющие на проектирование учеб­ных предметов и дисциплин.

2. В чем принципиальные отличия профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов?

3. Дайте определения ключевых конструктов обновления содержания профессионального образования: компетентностей, компетенций и ме-тапрофессиональных качеств. Приведите их примеры.

Рекомендуемая литература

Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. — М., 2006.

Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Лопес Е.Г. Реализация компетентностно-го подхода в профессиональном образовании. — Екатеринбург, 2007.

Гл а в а 10






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.