Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация возрастных периодов






 

Возрастной период Мужчины Женщины
Новорожденные 1—10 дней
Грудные дети 10 дней—1 год
Раннее детство 1—2 года
Первый период детства 3—7 лет
Второй период детства 8—12 лет 8—11 лет
Подростковый возраст 13—16 лет 12—15 лет
Юношеский возраст 17—21 год 16—20 лет
Средний возраст:    
ККпервый период 22—35 лет 21—35 лет
ККвторой период 36—60 лет 36—55 лет
Пожилые люди 61—74 года 56—74 года
Старческий возраст 75—90 лет
Долгожители Старше 90 лет

В одной из распространенных современных международных классификаций выделяются следующие возрастные этапы:

– младенческий возраст — от рождения до 3 лет,

– раннее детство — от 3 до 6 лет,

– детство — от 6 до 12 лет,

– подростковый (юношеский возраст) — от 12 до 18 лет,

– молодость — от 18 до 40 лет,

– зрелость — от 40 до 65 лет,

– пожилой возраст — от 65 лет1.

Краткое рассмотрение периодизации человеческой жизни по­казывает, что общепринятой классификации не существует. Оче-

Квинн В. Прикладная психология. — СПб., 2000.


видно, следует, что границы возрастов определяются не только хронологией.

Рассмотрим периодизации развития личности, представленные в психологических теориях. Личность — субъект прежде всего социальных отношений и сознательной деятельности, поэтому в качестве основания периодизации становления личности выбира­ется социальная ситуация развития или ведущая деятельность. Важное значение придается культурно-исторической обусловлен­ности развития личности. Б.Г.Ананьев писал: «Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жиз­ненного пути датируются историческими событиями, сменой спо­собов воспитания, изменениями образа жизни и системы отно­шений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жиз­ненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возра­стные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например, предшкольное, дошкольное и школьное детство»1.

В зарубежной психологии широкое признание получила эпиге­нетическая концепция развития личности Э.Эриксона. Ее цент­ральное положение гласит: человек в течение жизни проходит через несколько универсальных стадий. Развертывание этих стадий ре­гулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созре-вания2. Э.Эриксон выделил восемь основных стадий психосоци­ального развития. Каждая стадия сопровождается кризисом, ко­торый содержит и позитивный, и негативный компоненты. Он выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них существует при­оритетное время наступления в генетически обусловленной пос­ледовательности развития.

Стадии развития личности представлены в табл. 83. В первой графе таблицы перечислены стадии и указан приблизительный возраст их наступления; во второй — обозначены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в третьей — представле­ны сильные стороны «эго» или его достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению кризиса.

1 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968. — С. 104—105.

2 Согласно эпигенетическому принципу личность развивается ступенчато,
переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться
в направлении дальнейшего роста, расширением осознаваемого социального
кругозора и радиуса социального взаимодействия.

3 См.: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997.


Таблица 8

Стадии психосоциального развития (по Э.Эриксону)

 

Стадия Психосоциальный кризис Сильная сторона личности
Младенчество (рождение — 1 год) Доверие—недоверие Надежда
Ранний возраст (1—3 года) Автономия—стыд и сомнение Сила воли
Возраст игры (3—6 лет) Инициативность—вина Цель
Школьный возраст (6—12 лет) Достижение—неполно­ценность Компетентность
Подростковый воз­раст (12—19 лет) Идентичность1—ролевое смешение Верность
Молодость (20—25 лет) Интимность—изоляция Любовь
Зрелость (26—64 года) Продуктивность—застой Забота
Старость (65 лет — смерть) Интеграция—отчаяние Мудрость

В отечественной психологии получила распространение перио­дизация детства Д.Б.Эльконина. Основываясь на разработанной им концепции развития психики ребенка, Д.Б.Эльконин разде­ляет детство на эпохи с последовательно чередующимися перио­дами, первый из которых характеризуется усвоением задач и раз­витием мотивационно-потребностной стороны деятельности, а вто­рой — усвоением способов деятельности. Каждому периоду соот­ветствует четко фиксированная ведущая деятельность:

– непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до 1 года);

– предметно-манипулятивная деятельность (от 1 года до 3 лет);

– сюжетно-ролевая игра (от 3 до 7 лет);

– учеба (от 7 до 12 лет);

– интимно-личностное общение (от 12 до 15 лет);

– учебно-профессиональная деятельность (от 15 до 17 лет)2.

1 Идентичность — близка по значению к понятию «самоопределение».

2 См.: Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в дет­
ском возрасте // Вопр. психологии. — 1971. — № 4.


Таким образом, в данной возрастной периодизации в качестве основных критериев развития выступают два показателя: мотива-ционно-потребностная сфера и операционно-технические возмож­ности детей. Отсутствие определенных временных границ гово­рит о том, что автор сделал акцент не на метрической, а на типо­логической характеристике возрастного развития.

А.В.Петровский, анализируя эту концепцию, возражает про­тив выбора в качестве основания периодизации детства ведущей деятельности. «Всестороннее и гармоничное развитие личности, — пишет он, — не может на каждом возрастном этапе определяться всего лишь одним ведущим типом деятельности»1. Далее А.В.Пет­ровский уточняет свою позицию: «В качестве личностнообразую-щей ведущей деятельности на каждом возрастном этапе необхо­димо формировать комплексную, многоплановую деятельность, или, точнее, динамическую систему деятельностей, каждая из ко­торых решает свою специальную задачу, отвечающую социальным ожиданиям, и в этой системе нет оснований выделять «ведущие» или же «ведомые» компоненты»2.

А.В.Петровский предлагает альтернативную социально-психо­логическую концепцию развития личности и возрастной перио­дизации. Решающее значение в ней отводится развитию личности в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза.

Опираясь на это концептуальное положение, А.В.Петровский строит обобщенную модель развития личности в онтогенезе и раз­рабатывает периодизацию данного процесса, имея в виду самую общую картину становления социально зрелой личности3. На рис. 4 представлена многоступенчатая схема периодизации с выделением эр, эпох, периодов, фаз развития личности.

Важную роль в развитии личности играют фазы адаптации, индивидуализации и интеграции. Фаза адаптации предполагает усвоение действующих в обществе норм и овладение соответству­ющими формами и средствами деятельности. Вторая фаза харак­теризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности. Фаза интеграции отражает принятие личнос­ти коллективом, группой и отождествление индивида с группой. Каждая из фаз выступает как момент становления личности ин­дивида в ее важнейших проявлениях и качествах.

Какие же выводы можно сделать на основе обзора разных ви­дов периодизации жизни человека и развития личности?

1. Классификация осуществляется по разным критериям: пси­хофизиологическим, психосексуальным, психологическим и со-1 Психология развивающейся личности / под ред. А.В.Петровского. — М., 1987. — С. 5.

2 Там же. — С. 51.

3 См.: Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психоло­
гии. — М., 1998.


Эпоха отрочества

Инд > Ад


Эпоха юности Инт > Инд \-

Период

старшего школьного

i возраста


^.\

Период

среднего школьного

возраста


Ей

О


 


Период Т" " *С~

младшего школьного возраста ^


> U-


 


P. 05


Период раннего детства


Период

детсадовского

детства


Эпоха детства

Ад > Инд


I


~^ч — просоциальное развитие личности; /^ — асоциальное развитие личности;

Рис. 4. Возрастная периодизация развития личности АД — адаптация; Инд — индивидуализация; Инт — интеграция

циально-психологическим. Анализ работ по проблеме периодиза­ции показывает, что камнем преткновения становятся именно критерии классификации. Попытки найти единый критерий для периодизации всего онтогенеза человека не увенчались успехом.

2. Следует различать периодизацию жизни человека и перио­дизацию становления личности.

Период детства дифференцируется существующей в стране си­стемой дошкольного и школьного образования. Закон «Об образо­вании» и уставы образовательных учреждений определяют грани­цы дошкольного (3—6, 7 лет) и школьного возраста (6, 7—17 лет). Образование в школе включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее и среднее общее. В настоящее время об­суждается вопрос о введении 12-летнего среднего общего образо­вания, что, естественно, изменит границы возрастной периодиза­ции.

Основываясь на изложенных положениях, можно констатиро­вать, что рассмотренные критерии периодизации детства являют­ся скорее личностнообразующими факторами становления детей на разных ступенях образования.


Для онтогенеза человека продуктивными представляются клас­сификации по психофизиологическим и психосексуальным осно­ваниям, в плане развития личности — на первое место выходит социальная ситуация развития, ведущая деятельность и личност­ные новообразования. Вся человеческая жизнь может дифферен­цироваться по каким-то общим критериям. Выделение единых критериев становления личности затруднено ввиду огромных ка­чественных личностных преобразований, возникающих при пе­реходе от одной эпохи развития личности к другой. Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин считали, что для детства оправ­данно использование одних критериев, а для взрослости нужны иные основания.

Исходя из этого положения в становлении личности можно выделить пять периодов: дошкольное детство (до 7 лет), школь­ное детство (до 18 лет), раннюю взрослость (до 23 лет), взрос-лость1 (до 60 лет) и старость (после 60 лет).

Дифференциацию детского возраста целесообразно осуществ­лять по двум основаниям: социальной ситуации развития и веду­щей деятельности (Д.Б.Эльконин). Психологические новообра­зования характеризуют своеобразие, особенность каждой стадии развития. Переход от одной стадии к другой сопровождается нор­мативными кризисами становления, которые не всегда вызывают эмоциональные переживания и поэтому не осознаются личнос­тью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.