Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формы взаимодействия дошкольного образовательного организации с семьей
Информационно – аналитические формы
| Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах, потребностях родителей в психолого – педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребенку в условиях ДОО, повышение эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести анкетирование, интервьюирование, проведение опросов, беседы.
| Анкетирование
| Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОО с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка
| Опрос
| Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально – психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека
| Интервью и беседа
| Характеризуются одним из ведущих признаков: с их помощью исследователь получает информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что не подвластно изучению другими методами), с другой стороны – делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации)
| Познавательные формы
| Познавательные формы призваны повышать психолого – педагогическую культуру родителей, а значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют познакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.
| Практикум
| Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей – воспитателей.
| Лекция
| Форма психолого – педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания
| Дискуссия
| Обмен мнениями по проблемам воспитания. Это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующий активное педагогическое мышление
| Круглый стол
| Особенность этой формы состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого
| Симпозиум
| Обсуждение какой – либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы.
| Дебаты
| Обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон
| Педагогический совет с участием родителей
| Главной целью совета является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания ребенка в семье на основе учета его индивидуальных потребностей
| Педагогическая лаборатория
| Предполагает обсуждение участия родителей в различных мероприятиях
| Родительская конференция
| Служит повышению педагогической культуры родителей; ценность этого вида работы в том, в ней участвуют не только родители, но и общественность
| Общее родительское собрание
| Главной целью собрания является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам воспитания, образования, оздоровления и развития детей
| Групповые родительские собрания
| Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержание и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи
| Аукцион
| Собрание, которое проходит в игровой форме, в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме
| Вечера вопросов и ответов
| Позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем – либо новом, пополнить свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей
| Родительские вечера
| Прекрасно сплачивают родительский коллектив; это праздники общения с родителями друга своего ребенка, это праздники воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые ставит перед родителями жизнь и собственный ребенок
| Родительские чтения
| Дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении
| Родительский тренинг
| Активная форма взаимодействия с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным
| Педагогическая беседа
| Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи
| Семейная гостиная
| Проводится с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско – родительские отношения; помогают по – новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми
| Клубы для родителей
| Предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, способствующих осознанию педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями - что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания
| Дни добрых дел
| Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОО (ремонт игрушек, мебели, группы), помощь в создании РППС в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателями и родителями
| День открытых дверей
| Дает возможность познакомить родителей с ДОО, его традициями, правилами, особенностями воспитательно – образовательной работы, заинтересовать ею, привлечь их к участию
| Неделя открытых дверей
| Родители в течение недели (в любое время) могут прийти в ДОО и понаблюдать за педагогическим процессом, режимными моментами, общением ребенка со сверстниками, глубже проникнуть в его интересы и потребности
| Ознакомительные дни
| Для родителей, дети которых не посещаю ДОО
| Эпизодические посещения
| Предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми, ННОД, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью педагога и ознакомлением с режимом жизни ДОО; у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней
| Исследовательско – проектные, ролевые, имитационные и деловые игры
| В процессе этих игр участники не просто впитывают определенные знания, а конструируют новую модель взаимоотношений, действий; в процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение
| Досуговые формы
| Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми
| Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования)
| Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса
| Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи
| Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей
| Семейные походы и экскурсии
| Укрепляют детско – родительские отношения
| Письменные формы
| Еженедельные записки
| Записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию
| Неформальные записки
| Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка ил о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; в них могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка; семьи также могут посылать записки в детский сад, выражающие благодарность или содержащие просьбы
| Личные блокноты
| Могут каждый день курсировать между ДОО и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в ДОО; семьи могут извещать воспитателей о таких семейных событиях, как дни рождения, новая работа, поездки, гости
| Письменные отчеты о развитии ребенка
| Эта форма может быть полезна при условии, если она не заменяет личных контактов
| Наглядно – информационные формы
| Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержание и методами воспитания детей в условиях ДОО, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно оценить деятельность воспитателя
| Информационно - ознакомительные
| Направлены на ознакомление родителей с ДОО, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитание детей через сайт в Интернете, «Летопись ДОО»выставки детских работ, фотовыставки, рекламу в средствах массовой информации, информационные проспекты, видеофильмы «Из жизни одной группы ДОО»; выставки детских работ; фотовыставки и информационные проспекты
| Информационно - просветительские
| Направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию тематических выставок; информационные стенды; записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки - передвижки
| План взаимодействия с родителями воспитанников.
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
В Программы воспитателей групп комбинированной и компенсирующей направленностивключаетсяописание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Раскрывается:
− коррекционная работа, основанная на рекомендациях специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ образовательной организации и входящая в компетенцию воспитателей группы;
− работу с ребенком с ОВЗ, имеющим статус ребенка-инвалида, воспитатель планирует с учетом индивидуальной программы реабилитации, составленной специалистами Бюро медико-социальной экспертизы;
− модель взаимодействия воспитателей со специалистами и родителями (законными представителями) воспитанников с ОВЗ.
III. Организация образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение программы:
- технические средства (звуковые, визуальные, экранные, аудио-визуальные (теле -, видеоаппаратура и др.);
− оборудование.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания:
- перечень необходимых для осуществления образовательного процесса технологий, методических пособий, сборников художественных произведений для детей;
- дидактические материалы (наглядно-иллюстративные материалы, альбомы, рабочие тетради, раздаточные материалы и т.д.).
Для оформления раздела можно составить таблицу, которая будет содержать перечень необходимых для осуществления образовательного процесса программ (основных и дополнительных), технологий, методических пособий и др.
Организация режима пребывания детей в группе:
− режим дня;
− учебный план (объем образовательной нагрузки на неделю, год на основе действующих СанПиН);
− календарный учебный график (продолжительность учебного года, сроки перерывов в организации непосредственно образовательной деятельности, продолжительность недели, сроки проведения праздничных и традиционных (для конкретного детского сада) мероприятий);
− максимально допустимый объем нагрузки (согласно СанПиН);
− расписание непрерывной образовательной деятельности (НОД) на неделю;
− циклограмма образовательной деятельности вне ННОД на неделю;
− иные характеристики режима пребывания детей в группе, важные для авторов программы (например, режим прогулок, режим двигательной активности, план профилактической оздоровительной работы и др.).
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий:
− модель организации образовательного процесса в группе на год (тематика образовательной деятельности – темы недели, дня);
− модель календарного плана;
− план традиционных событий, праздников, мероприятий.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды могут быть раскрыты через примерный перечень зон (уголков, центров) и описание специфики их оснащения.
При наличии в группе детей с ОВЗ, в Программе также прописываются особенности организации образовательной среды для этих детей.
|