Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Р а з д е л II. Особенная часть






 

Т е м а 2.1. Исполнение штрафа

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Тематика эссе.

1.1. Проблемы назначения штрафа (по материалам судебной практики).

1.2. Организация деятельности судебного пристава-исполнителя по взысканию с осужденного штрафа.

1.3. Основные направления совершенствования исполнительного законодательства в целях повышения эффективности взыскания штрафа как уголовного наказания.

 

2. Задачи.

2.1. Гражданин Макаров был осужден к штрафу в размере 500 тыс. рублей. Однако поскольку спустя неделю после вступления приговора в законную силу Макаров был уволен с работы, он обратился в суд с заявлением, в котором просил отсрочить исполнение штрафа на 3 месяца.

Подлежит ли удовлетворению судом заявление осужденного Макарова в данной ситуации?

 

2.2. Районным судом Иванцов был осужден к 2 годам исправительных работ и штрафу в размере 250 тыс. рублей. Когда спустя два месяца после вступления приговора в законную силу штраф Ивановым так и не был уплачен, судебный пристав-исполнитель Терентьев направил в суд ходатайство о замене неотбытого Иванцовым штрафа на более строгое наказание.

Правомерны ли действия судебного пристава-исполнителя Терентьева в данной ситуации?

 

2.3. Осужденному Гапонову судом был назначен в качестве основанного наказания штраф в размере 300 тыс. рублей. В установленные сроки штраф им добровольно уплачен не был. После неоднократных предупреждений, устно объявленных осужденному судебным приставом-исполнителем Андреевым, последний приступил к процедуре описи имущества осужденного Гапонова с целью принудительного взыскания суммы штрафа.

Правомерны ли действия судебного пристава-исполнителя Андреева в данной ситуации?

 

II. План семинарского занятия

 

1. Штраф как вид наказания в уголовном праве.

2. Порядок добровольного исполнения штрафа.

3. Исполнение штрафа в принудительном порядке и иные последствия злостного уклонения от уплаты штрафа.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

 

Перед выполнением заданий для самостоятельной работы студенту рекомендуется вспомнить ранее полученные им знания в области уголовного права, относящиеся к системе наказаний. В частности, необходимо повторить положения ст. 44 – 46 УК РФ в части, касающейся понятия штрафа как вида наказания, его места в системе наказаний, минимального и максимального размеров, оснований и правил назначения.

Опираясь на соответствующие нормы уголовного права, студент может приступать к написанию эссе и выполнению иных заданий, подготовке к ответам на вопросы, выносимые на обсуждение на семинарском занятии. Для подготовки к семинару студенту настоятельно рекомендуется изучить не только соответствующую учебную литературу, но и обратиться непосредственно к первоисточникам – к главе 5 УИК РФ, а также к Федеральному закону от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2009.

2. Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СПС «Гарант».

3. Курганов С.И., Бриллиантов А.В. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Проспект, 2009.

4. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Юриспруденция, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Дементьев С.И. Уголовное наказание: содержание, виды, назначение и исполнение. – Краснодар: Юж. ин-т менеджмента, 2000.

2. Зубарев С.М., Толкаченко А.А., Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: Учебник для ВУЗов / Под ред. А.С. Михлина. – М.: Высшее образование, 2009.

3. Капункин С.А., Пономарев П.Г., Рыбак М.С. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова, В.М. Анисимкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

4. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ / Под ред. Н.А. Винниченко, А.Ф. Смирнова. – М.: Юрайт, 2009.

 

Т е м а 2.2. Исполнение наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Тематика эссе.

1.1. Проблемы назначения и исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

1.2. Проблемы назначения и исполнения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

1.3. Основные направления развития уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в целях повышения эффективности наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

 

2. Задачи.

2.1. Осужденный к 3 годам лишения права заниматься медицинской деятельностью Петров, не дожидаясь вступления приговора в законную силу, уволился из поликлиники по собственному желанию с тем, чтобы в его трудовой книжке не было записи об увольнении по приговору суда с последующим запретом на работу в медицинских учреждениях.

Оцените правомерность действий осужденного Петрова в данной ситуации.

 

2.2. Медсестра Рыкаева была осуждена судом к 2 годам лишения права заниматься медицинской деятельностью. В связи с этим после вступления приговора в законную силу она была переведена администрацией больницы, в которой работала осужденная, с должности медсестры на вакантную должность санитарки, о чем письменно уведомила уголовно-исполнительную инспекцию.

Правомерны ли действия администрации больницы в данной ситуации?

 

2.3. В ООО «Инструч» из районной уголовно-исполнительной инспекции поступила копия приговора в отношении работника данной коммерческой организации – сторожа Харламова, в соответствии с которым последнему запрещалось в течение 1 года и 6 месяцев заниматься деятельностью, связанной с ношением и использованием оружия. Администрация ООО «Инструч» в направленном ею в уголовно-исполнительную инспекцию ответе указала, что не будет увольнять Харламова с должности сторожа, но обязуется при этом не выдавать ему более служебное оружие при заступлении его на смену.

Правомерны ли действия администрации ООО «Инструч» в данной ситуации?

 

II. План семинарского занятия

 

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид наказания в уголовном праве.

2. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград как вид наказания в уголовном праве.

4. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

 

Перед написанием эссе по предложенной тематике в рамках самостоятельной работы студенту рекомендуется вспомнить ранее полученные им знания в области уголовного права, относящиеся к системе наказаний. В частности, необходимо обратиться к положениям ст. 44, 45, 47 и 48 УК РФ в части, касающейся понятий рассматриваемых видов наказаний, их места в российской системе наказаний, оснований и правил назначения.

Только после этого студенту следует обратиться к юридическому анализу главы 6 УИК РФ, регламентирующей порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельности, и главы 9, определяющей порядок исполнения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Для закрепления полученных знаний и решения задач рекомендуется изучить также соответствующие разделы предлагаемой основной и дополнительной учебной литературы.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2009.

2. Зубарев С.М., Толкаченко А.А., Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: Учебник для ВУЗов / Под ред. А.С. Михлина. – М.: Высшее образование, 2009.

3. Курганов С.И., Бриллиантов А.В. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Проспект, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Бриллиантов А.В., Дубровицкий Л.П., Геранин В.В. и др. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.С. Михлина. – М.: Юрайт, 2008.

2. Зубарев С.М., Селиверстов В.И., Анисимков В.М., Капункин С.А. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Проспект, 2009.

3. Курганов С.И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания. – М.: Юрайт, 2009.

 

Т е м а 2.3. Исполнение наказаний в виде обязательных работ и исправительных работ

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Тематика эссе.

1.1. Свобода труда сквозь призму конституционного, трудового, уголовного и уголовно-исполнительного права.

1.2. Соотношение норм трудового и уголовно-исполнительного права в части регламентации трудовых прав и условий труда осужденных к исправительным или обязательным работам.

1.3. Проблемы противодействия злостному уклонению от отбывания исправительных и обязательных работ.

 

2. Задачи.

2.1. Осужденная Сапрыкина для отбывания исправительных работ была направлена в типографию издательства «Облиздат», где была принята на должность наборщицы. В период отбывания исправительных работ Сапрыкина в том же издательстве подрабатывала по совместительству в отделе сбыта готовой продукции, устроившись туда на полставки уборщицы.

Во время проверки порядка отбывания исправительных работ осужденной Сапрыкиной уголовно-исполнительная инспекция установила, что администрацией издательства удержания из ее заработной платы в доход государства производились только по основному месту работы.

Дайте юридическую оценку действиям администрации издательства «Облиздат» в данной ситуации?

Изменится ли правовая оценка этих действий, если бы осужденная Сапрыкина подрабатывала бы в отделе журналистики издательства и периодически получала гонорары за свои публикации?

 

2.2. Осужденная к обязательным работам Караваева, отбыв лишь треть назначенного ей по приговору суда срока наказания, представила в уголовно-исполнительную инспекцию справку о беременности сроком 4 недели.

Как должна поступить уголовно-исполнительная инспекция в данной ситуации?

 

2.3. Осужденный к обязательным работам Новичков по основному месту работы трудился в ООО «Теплогаз» в должности слесаря. Принимая во внимание, что данная организация была включена районной администрацией по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией в перечень предприятий, на которых осужденные должны отбывать обязательные работы в качестве разнорабочих, уголовно-исполнительная инспекция посчитала возможным определить Новичкову местом отбывания наказания именно эту организацию.

Правомерны ли действия уголовно-исполнительной инспекции в отношении осужденного Новичкова в данной ситуации?

 

II. План семинарского занятия

 

1. Обязательные работы как вид наказания в уголовном праве.

2. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ.

3. Исправительные работы как вид наказания в уголовном праве.

4. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ.

5. Последствия злостного уклонения от отбывания обязательных и исправительных работ.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

 

Прежде чем приступить к подготовке и написанию эссе по предложенной тематике в рамках самостоятельной работы студенту, как и в предыдущем случае, рекомендуется вспомнить ранее полученные им знания в области уголовного права, относящиеся к системе наказаний. В частности, необходимо обратиться к положениям ст. 44, 45, 49 и 50 УК РФ в части, касающейся понятий таких видов наказаний, как обязательные и исправительные работы, их места в российской системе наказаний, сроков и порядка их исчисления, оснований и правил назначения судом данных видов наказаний.

Усвоив указанные положения уголовного закона, студент может уже приступить к серьезному юридическому анализу глав 4 и 7 УИК РФ, регламентирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний в виде обязательных работ и исправительных работ соответственно. После этого для закрепления полученных знаний рекомендуется обратиться также к соответствующим главам предлагаемой ниже специальной учебной литературы.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2009.

2. Зубарев С.М., Селиверстов В.И., Анисимков В.М., Капункин С.А. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Проспект, 2009.

3. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. – М.: НОРМА, 2008.

 

Дополнительная литература

 

1. Бриллиантов А.В., Дубровицкий Л.П., Геранин В.В. и др. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.С. Михлина. – М.: Юрайт, 2008.

2. Бриллиантов А.В. Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах: Учебное пособие для вузов. – М.: Проспект, ТК «Велби», 2009.

3. Матушевский Р.Г. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций. – М: А-Приор, 2008.

 

Т е м а 2.4. Исполнение наказания в виде ограничения свободы

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Тематика эссе.

1.1. Ограничение свободы как альтернатива лишению свободы.

1.2. Организационная структура и компетенция исправительного центра как учреждения уголовно-исполнительной системы.

1.3. Соотношение уголовно-исполнительного и трудового права в части регламентации труда осужденных к ограничению свободы.

 

2. Задачи.

2.1. Осужденный Гаврилов обратился в администрацию исправительного центра, где он отбывал наказание в виде ограничения свободы с заявлением, в котором просил разрешить ему проживать за пределами исправительного центра вместе со своей семьей, которая снимала квартиру на соседней улице.

Может ли быть удовлетворено данное ходатайство осужденного Гаврилова?

 

2.2. Вновь прибывший в исправительный центр осужденный Романов обратился с жалобой к прокурору, в которой указал, что администрация учреждения поселила его в общежитие и не в отдельную комнату, а вместе с другими осужденными, и что его ежедневно заставляют бесплатно выполнять работы по уборке территории исправительного центра.

Обоснованы ли доводы осужденного Романова, изложенные им в жалобе?

 

2.3. 9 мая 2009 г. осужденный к ограничению свободы Семенов появился на территории исправительного центра в состоянии сильного алкогольного опьянения, громко кричал, нарушая общественный порядок. Дежурный по исправительному центру – Комаров принял решение о водворении осужденного Семенова в дисциплинарный изолятор до 11 мая 2009 года, когда должен был прибыть начальник исправительного центра и решить вопрос о наложении взыскания на осужденного.

Правомерны ли действия Комарова в данной ситуации? Дайте им правовую оценку.

II. План семинарского занятия

 

1. Ограничение свободы как вид наказания в уголовном праве.

2. Права и обязанности осужденного к ограничению свободы.

3. Компетенция администрации исправительных центров.

4. Условия и порядок исполнения и отбывания наказания в виде ограничения свободы.

5. Последствия злостного уклонения от отбывания наказания в виде ограничения свободы.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

 

Подготовке и написанию эссе по тематике, связанной с исполнением ограничения свободы в рамках самостоятельной работы должно предшествовать обращение студента к изученным им ранее вопросам института наказания в уголовном праве. Прежде всего, необходимо уяснить понятие данного вида наказания, его сроки и порядок их исчисления, условия его назначения и другие правила, предусмотренные ст. 53 УК РФ. Помимо этого, представляется важным повторить и положения уголовного закона, касающиеся места ограничения свободы в российской системе наказаний, нацеленные на создание реальной альтернативы лишению свободы.

После повторения ранее изученного материала по дисциплине «Уголовное право» студент может приступать к юридическому анализу новых для него положений главы 8 УИК РФ, регламентирующей порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде ограничения свободы. Рекомендуется при этом акцентировать свое внимание на отличиях условий, в которых содержатся осужденные к ограничению свободы, от условий отбывания лишения свободы. Закреплению изученного материала будет способствовать решение предлагаемых задач.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2009.

2. Зубарев С.М., Толкаченко А.А., Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: Учебник для ВУЗов / Под ред. А.С. Михлина. – М.: Высшее образование, 2009.

3. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. – М.: НОРМА, 2008.

 

Дополнительная литература

 

1. Бриллиантов А.В., Дубровицкий Л.П., Геранин В.В. и др. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.С. Михлина. – М.: Юрайт, 2008.

2. Капункин С.А., Пономарев П.Г., Рыбак М.С. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова, В.М. Анисимкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

3. Копшева К.О. Уголовно-исполнительное право: Учебное пособие. – М.: Дашков и К°, 2008.

4. Ткачевский Ю.М. Российская прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. – М.: Городец, 2007.

 

Т е м а 2.5. Исполнение наказания в виде ареста

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Тематика эссе.

1.1. Арест как альтернатива лишению свободы.

1.2. Организационная структура и компетенция арестного дома как учреждения уголовно-исполнительной системы.

1.3. История арестных домов в России.

 

2. Задачи.

2.1. К несовершеннолетнему осужденному Гаврилову, отбывающему наказание в виде ареста, прибыла на свидание старшая совершеннолетняя сестра. Однако в предоставлении свидания брата с сестрой администрацией арестного дома было отказано.

Правомерны ли действия администрации арестного дома в данной ситуации?

Изменится ли решение задачи, если выяснится, что сестра осужденного Гаврилова является его опекуном?

 

2.2. По прибытии в арестный дом осужденной Лисиной у нее был изъят мобильный телефон. Осужденная обратилась с заявлением на имя начальника арестного дома, в котором просила выдать ей ее мобильный телефон, который она будет использовать только как часы, будильник и календарь, так как у нее на счете нет денег.

Может ли быть удовлетворено данное ходатайство осужденной Лисиной?

 

2.3. Гражданин Малинин был осужден к аресту на срок 4 месяца. В период отбывания наказания на его имя в арестный дом поступила почтовая посылка с книгами – художественной литературой. Администрация арестного дома приняла решение не вручать посылку осужденному и поместила книги на хранение на склад до освобождения Малинина.

Правомерны ли действия администрации арестного дома в данной ситуации?

Изменится ли оценка указанных действий, если в адрес Малинина поступила бы посылка с учебной или религиозной литературой?

II. План семинарского занятия

 

1. Арест как вид наказания в уголовном праве: понятие, сроки, условия назначения.

2. Понятие, задачи и компетенция арестных домов.

3. Условия и порядок исполнения и отбывания ареста в арестных домах.

4. Права и обязанности осужденных, отбывающих арест, их материально-бытовое и социальное обеспечение.

5. Особенности исполнения ареста в отношении военнослужащих гарнизонными гауптвахтами.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

 

Прежде всего, перед подготовкой к семинарскому занятию и выполнению заданий для самостоятельной работы студенту традиционно рекомендуется повторить положения уголовного права, определяющие понятие ареста как вида наказания за преступление, его сроки, условия назначения (ст. 54 УК РФ). В случае необходимости следует обратиться к учебной литературе, в которой подробно комментируются соответствующие нормы действующего уголовного закона Российской Федерации.

Лишь усвоив содержание указанных правил, содержащихся в УК РФ, студент может приступать к правовому анализу юридических норм главы 10 (раздел III) УИК РФ, регламентирующей порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде ареста. Из предлагаемой ниже основной и дополнительной литературы студенту необходимо уяснить также сущность проблем, связанных с возможностью реализации данных положений уголовно-исполнительного законодательства, на современном этапе.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2009.

2. Зубарев С.М., Толкаченко А.А., Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: Учебник для ВУЗов / Под ред. А.С. Михлина. – М.: Высшее образование, 2009.

3. Зубарев С.М., Селиверстов В.И., Анисимков В.М., Капункин С.А. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Проспект, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Бриллиантов А.В., Дубровицкий Л.П., Геранин В.В. и др. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.С. Михлина. – М.: Юрайт, 2008.

2. Курганов С.И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания. – М.: Юрайт, 2009.

3. Михлин А.С., Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право. Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2008.

 

Т е м а 2.6. Исполнение наказания в виде лишения свободы

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Тематика эссе.

1.1. История российского уголовного и уголовно-исполнительного законодательства о лишении свободы.

1.2. История становления российской системы учреждений, исполняющих наказания, связанные с изоляцией от общества.

1.3. Международно-правовые аспекты исполнения и отбывания наказаний, связанных с изоляцией от общества.

 

2. Задачи.

2.1. По просьбе родственников осужденной Ершовой, отбывающей наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима, ее в течение двух месяцев консультировал и лечил гинеколог местной районной поликлиники Храпов. По окончании лечения из поликлиники в бухгалтерию колонии поступил счет на оплату медицинских услуг. Требуемая сумма была списана с лицевого счета осужденной Ершовой и перечислена на расчетный счет поликлиники.

Правомерны ли действия администрации исправительной колонии в данной ситуации?

 

2.2. Осужденный Крапивин, отбывающий лишение свободы в колонии строгого режима, и работавший художником-оформителем в клубе колонии, обратился к заместителю начальника учреждения по воспитательной работе с заявлением, в котором просил разрешить ночевать ему на диване в клубе, а не вместе с остальными осужденными. Свое заявление он мотивировал тем, что сможет тогда больше времени уделять работе, и успеет до своего освобождения выполнить все необходимые работы по художественному оформлению здания клуба.

Может ли руководство исправительной колонии удовлетворить просьбу осужденного Крапивина в данной ситуации?

 

2.3. Осужденный Прохоров, отбывающий лишение свободы в колонии особого режима, получив заверенную телеграмму о смерти отца, обратился к начальнику исправительной колонии с заявлением о предоставлении краткосрочного отпуска с выездом за пределы исправительного учреждения для участия в похоронах.

Подлежит ли удовлетворению администрацией исправительной колонии указанное ходатайство осужденного Прохорова в данной ситуации?

 

II. План семинарского занятия

 

1. Лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы как виды наказания в уголовном праве.

2. Виды исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, порядок их назначения и изменения.

3. Классификация осужденных к лишению свободы и их распределение по видам исправительных учреждений.

4. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения.

5. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях.

6. Права и обязанности осужденных, отбывающих лишение свободы, их материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.

7. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы, порядок их применения.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

 

Как и в предыдущих случаях, прежде чем приступить к выполнению задания для самостоятельной подготовки и изучению вопросов, которые запланировано обсудить на семинарском занятии, студенту рекомендуется повторить содержание ст. 56 – 58 УК РФ, в которых законодателем определены понятие лишения свободы как наказания, его виды, сроки лишения свободы на определенный срок, правила назначения осужденному вида исправительного учреждения.

Опираясь на данную нормативную базу, студент затем может обратиться непосредственно к положениям глав 11 - 17 (раздел IV) УИК РФ, в которых детально регламентированы порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы. Для лучшего усвоения изученного материала и закрепления полученных знаний рекомендуется также исследовать соответствующие комментарии данных положений УИК РФ в учебной и иной специальной юридической литературе.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2009.

2. Зубарев С.М., Толкаченко А.А., Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: Учебник для ВУЗов / Под ред. А.С. Михлина. – М.: Высшее образование, 2009.

3. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. – М.: НОРМА, 2008.

 

Дополнительная литература

 

1. Баранов В.И. Назначение и исполнение наказания в виде пожизненного лишения свободы: Учеб. пособие. – Уфа: Вост. ун-т, 2000.

2. Белослудцев В.И. и др. Теоретические вопросы назначения и реализации пожизненного и длительных сроков лишения свободы: Науч.-метод. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Ур. юрид. ин-та МВД России, 1999.

3. Бриллиантов А.В., Дубровицкий Л.П., Геранин В.В. и др. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.С. Михлина. – М.: Юрайт, 2008.

4. Курганов С.И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания. – М.: Юрайт, 2009.

5. Потемкина А.Т. Осужденные женщины, отбывающие наказание в исправительных колониях: Пособие. – М., 1997.

6. Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания, следственных изоляторов, исправительных учреждений и воспитательных колоний. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007.

7. Середа Е.В. Применение наказания в виде лишения свободы в отношении женщин: Учеб. пособие. – Рязань: Ряз. ин-т права и экономики Минюста РФ, 2000.

 

Т е м а 2.7. Исполнение наказания в виде смертной казни

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Тематика эссе.

1.1. История российского уголовного и уголовно-исполнительного законодательства о смертной казни.

1.2. Почему я выступаю против смертной казни.

1.3. Почему я выступаю за сохранение смертной казни.

1.4. Смертная казнь в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве зарубежных государств.

 

II. План семинарского занятия

 

1. Смертная казнь как высшая мера наказания в российском уголовном праве.

2. Порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни.

3. Места и порядок содержания осужденных к смертной казни.

4. Правовое положение осужденного к смертной казни.

5. Правовые основы «моратория» на применение смертной казни в Российской Федерации.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

 

Поскольку основания назначения смертной казни и ее место в системе наказаний определены в ст. 44 и ст. 59 УК РФ, базирующихся на ст. 20 Конституции РФ, студенту перед подготовкой к семинарскому занятию и выполнением эссе рекомендуется ознакомиться с соответствующими положениями, как основного, так и уголовного законов российского государства.

Затем уже целесообразно и полезно изучить нормы главы 23 (раздел VII) УИК РФ, посвященные исполнению наказания в виде смертной казни.

Для уяснения сути многолетней дискуссии вокруг вопроса о смертной казни студенту рекомендуется также ознакомиться с литературой, посвященной данной тематике.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2009.

2. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. – М.: НОРМА, 2008.

3. Курганов С.И., Бриллиантов А.В. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Проспект, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (от 25 мая 1984 г.) // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. – М., 1990. – С. 329-330.

2. Жильцов С.В. Смертная казнь в истории России. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.

3. Кистяковский А.Ф. Исследование о смертной казни. – Тула: Автограф, 2000.

4. Мезяев А.Б. Смертная казнь и современное международное право. – М.: Права человека, 2004.

5. Смертная казнь: За и против. / Под ред. С.Г. Келиной. – М.: Юрид. лит., 1989.

 

Т е м а 2.8. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Тематика эссе.

1.1. К вопросу об эффективности досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

1.2. Проблемы государственной и общественной поддержки лиц, отбывших наказание.

1.3. Проблемы осуществления контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания.

 

2. Задачи.

2.1. Гражданин Евстратов обратился в Федеральную службу исполнения наказаний с жалобой на действия администрации колонии, где он отбывал наказание в виде лишения свободы до его освобождения по акту амнистии. В своей жалобе он, в частности, указал, что по освобождении он получил только свою собственную демисезонную одежду, несмотря на наступление зимы, а выданных денег ему хватило только на проезд, в связи с чем он вынужден был заниматься попрошайничеством на питание.

Обоснованы ли доводы Евстратова, содержащиеся в его жалобе, и почему?

 

2.2. За полгода до освобождения из исправительной колонии общего режима осужденная Бразаускене обратилась в администрацию колонии с заявлением, в котором сообщала, что является инвалидом второй группы, одинока, не имеет жилья и постоянного места жительства и возможности трудоустройства после освобождения, а какие-либо родственники отсутствуют. На основании изложенного она просила не освобождать ее из исправительной колонии, разрешить ей жить и трудиться на территории исправительного учреждения.

Возможно ли удовлетворение указанного заявления осужденной Бразаускене в сложившейся ситуации?

Какие меры социальной защиты могут быть предприняты в интересах осужденной Бразаускене в данной ситуации?

 

II. Рекомендации по выполнению заданий

 

Проведение семинарских занятий по данной теме дисциплины «Уголовно-исполнительное право» учебно-тематическим планом не предусмотрено.

В этой связи студенту предлагается решить прилагаемые задачи и выполнить самостоятельную письменную работу – эссе, в которой требуется осветить наиболее острые проблемы, связанные с социальной адаптацией осужденных после отбытия ими наказания. При написании работы и решении задач следует руководствоваться положениями главы 22 УИК РФ. При этом от студента ожидается не только выражение в эссе его личного отношения к рассматриваемым им проблемам, но и изложение собственных предложений по их разрешению.

 

III. Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2009.

2. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. – М.: НОРМА, 2008.

3. Курганов С.И., Бриллиантов А.В. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Проспект, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Бриллиантов А.В., Дубровицкий Л.П., Геранин В.В. и др. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.С. Михлина. – М.: Юрайт, 2008.

2. Капункин С.А., Пономарев П.Г., Рыбак М.С. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова, В.М. Анисимкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

3. Курганов С.И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания. – М.: Юрайт, 2009.

 

Т е м а 2.9. Международно-правовые аспекты исполнения наказаний. Уголовно-исполнительное (пенитенциарное) законодательство зарубежных стран

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Тематика эссе.

1.1. Международные стандарты обращения с осужденными к лишению свободы.

1.2. Международные стандарты обращения с осужденными к смертной казни.

1.3. Общая характеристика уголовно-исполнительного законодательства зарубежного государства (по выбору студента).

 

II. Рекомендации по выполнению заданий

 

Поскольку по данной теме проведение семинарских занятий учебно-тематическим планом также не предусмотрено студенту предлагается выполнить самостоятельную творческую письменную работу в виде эссе, в которой требуется либо исследовать международные стандарты обращения с осужденными, либо дать правовую характеристику уголовно-исполнительному законодательству одного из зарубежных государств. При написании работы следует руководствоваться положениями ст. 3 УИК РФ о верховенстве норм международного права над положениями российского национального уголовно-исполнительного законодательства. Помимо аналитических рассуждений и построения соответствующих выводов студенту предлагается также провести работу, связанную с сравнительно-правовым анализом исследуемых международных либо зарубежных юридических норм и положений российского уголовно-исполнительного права.

 

III. Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2009.

2. Зубарев С.М., Толкаченко А.А., Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: Учебник для ВУЗов / Под ред. А.С. Михлина. – М.: Высшее образование, 2009.

3. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. – М.: НОРМА, 2008.

 

Дополнительная литература

 

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. – М., 1990. – С. 14-20.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. – М., 1990. – С. 32-53.

3. Конвенция против пыток и других жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 19 декабря 1984 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. – М., 1990. – С. 109-125.

4. Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (от 25 мая 1984 г.) // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. – М., 1990. – С. 329-330.

5. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. – М., 1990. – С. 290-319.

6. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, от 14 декабря 1990 г. // Уголовно-исполнительный кодекс РФ с приложениями, указателем судебной практики и сопоставительной таблицей / Сост. В.П. Коняхин и М.В. Феоктистов. – М., 1997. – С. 235-258.

7. Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), от 14 декабря 1990 г. // Уголовно-исполнительный кодекс РФ с приложениями, указателем судебной практики и сопоставительной таблицей / Сост. В.П. Коняхин и М.В. Феоктистов. – М., 1997. – С. 165-180.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.