Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тексты КИМ






Блок 1 о ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА ……………………………………………. 5

Тезис. Внешний мир человека - это его социальная жизнь, а внутренний мир – это некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности. Внутренний мир создаётся нашими мыслями, эмоциями, переживаниями, чувствами. Именно благодаря внутреннему миру мы все разные. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»

 

Текст 1.1 В детстве у меня была любимая мягкая игрушка… (По Остромиру)

Текст 1.2 Я не любила эту куклу. (По А. Алексину)

Текст 1.3 В пригороде одного самого обычного города… (По Л. Волковой)

Текст 1.4 Когда мне было лет шесть… (По В.Ю. Драгунскому)

Изложение: У каждого из нас были когда-то любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своём сердце. Любимая игрушка- это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

Игрушка- это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

Блок 2 о ВЫБОРЕ …………………………………………………………………………… 10

Тезис. Выбор – главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных. Шекспир был прав, подчеркивая исключительную важность таких моментов в жизни: " Быть или не быть, вот в чем вопрос...". Человек часто оказывается в ситуации выбора: профессии, института, любимого человека и друзей, мировоззрения… Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.

 

Текст 2.1 Мама, когда я ещё не учился в школе… (По Е.В. Гришковцу)

Текст 2.2 В первый год моей жизни… (По А.И. Деникину)

Текст 2.3 Ещё в детском саду Олег выучил песенку… (По А.Г. Алексину)

Изложение: Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию. Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

 

Блок 3 о ДОБРОТЕ ………………………………………………………………………… 13

Тезис. Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.

 

Текст 3.1 На первой перемене Жека укладывал в портфель учебники. (По Э.Ю. Шиму)

Текст 3.2 У Юры Хлопотова была самая большая и интересная… (По В.К.Железникову)

Текст 3.3 Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма. (По Н. Гарину-Михайловскому)

Изложение: Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных
выражениях. «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего
для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на
добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался
с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.


Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь
отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий
кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя
по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе
так же.


Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски.
Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю Вас, что
Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть Вы
будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И
помните: творят добро возвышенные натуры.

Блок 4 о ДРАГОЦЕННЫХ КНИГАХ …………………………………………………….. 16

Тезис. Драгоценными можно считать те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение, укрепляют фундамент духовной жизни человека.

 

Текст 4.1 На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги… (По А.А. Лиханову)

Текст 4.2 Я хочу поведать вам историю… (По В.М. Пескову)

Текст 4.3 Вовка примчался через десять минут. (По А.А. Лиханову)

Текст 4.4 Когда спрашивают, почему я… (По В.П. Крапивину)

Текст 4.5 В третью военную осень после уроков… (По А.А. Лиханову)

Изложение: Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребёнка, не прочти он драгоценных книг—он обделён. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год, разница невелика. В детстве же счёт времени идёт иначе: здесь каждый день- открытие. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства- самые яркие и самые прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.

В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут, но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из множества поступков, определяющихся многими чертами характера и в свою очередь, формирующих этот характер. НО если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души, и, может быть, даже всякий его поступок, были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, своё семечко

Блок 5 о ДРУЖБЕ …………………………………………………………………………… 22

Тезис. Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.

 

Текст 5.1 В это утро Динка проснулась с тревогой на душе…(По В. Осеевой)

Текст 5.2 Всё началось на перемене перед шестым уроком. (По Н. Татаринцеву)

Текст 5.3 Илья и Саня вместе учились с первого класса. (По Л.Е. Улицкой)

Текст 5.4 В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой. (По А.А. Алексину)

Текст 5.5 Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (По В. Крапивину)

Текст 5.6 И вот появился в моей жизни Павлик. (По Ю.М. Нагибину)

Текст 5.7 В конце третьего класса, как раз по весне… (По А.А. Лиханову)

 

Текст 5.8 Говорят, что самые непримиримые недруги (По А. Алексину)

Текст 5.9 Солнце садилось. (Притча)

Текст 5.10 Веньке здорово не повезло с именем… (По С.А. Лубенец)

Изложение: Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.
Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные
ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство– отличительная черта настоящей дружбы.

Изложение Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.
Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.
Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.

Блок 6 о ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ ………………………………………………….. 33

Тезис. Жизненные ценности – это набор крайне важных для человека аспектов, которые служат эталонами в его жизни и определяют его действия. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, предметы роскоши, власть. А для других приоритетное место имеют духовные ценности: долг, честь, патриотизм, здоровье, творческое саморазвитие... Жизненные ценности не возникают за один день, они накапливаются с детства, формируются социумом и следуют за человеком всю его жизнь.

 

Текст 6.1 Меня ждали шестнадцать лет... (По А.А. Алексину)

Текст 6.2 Софья, Лена и Катя были неразлучны с детского сада. (По И.А. Клеандровой)

Текст 6.3 Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне… (По П.С. Романову)

Текст 6.4 По дому плавали запахи и крики. (По В. Токаревой)

Текст 6.5 В командировки мама и отец ездили очень часто… (По А.А. Алексину)

Текст 6.6 В дверь позвонили. (По К.Г. Шахназарову)

НЕТ ИЗЛОЖЕНИЯ? (о проблеме воспитания в семье? Но не ко всем…)

Блок 7 о ЛЮБВИ …………………………………………………………………………….. 40

Тезис. Любовь – это глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

 

Текст 7.1 Прежде чем увидеть Наилю… (По Ю.Я. Яковлеву)

Текст 7.2 После уроков девочки возвращались домой все вместе. (По С.А. Лубенец)

Текст 7.3 У дверей стояло трое ребятишек… (По В.И. Одноралову)

 

Изложение Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы, между тем, почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?

Юношеская мечта о любви - это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять.

Любовь - это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир

Блок 8 о МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ ………………………………………………………. 43

Тезис. Материнская любовь – это наиболее трудная форма любви, самая сильная, постоянная и бескорыстная. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен. Материнская любовь считается высшим видом любви и наиболее священной изо всех эмоциональных связей.

 

Текст 8.1 Толя осени не любил. (По А. Алексину)

Текст 8.2 Однажды в начале октября… (По М. Агееву)

Текст 8.3 Никто, как мать, не умеет так глубоко… (По Ю.Я. Яковлеву)

Текст 8.4 Мы задержались в школе… (По Е.А. Пермяку)

Текст 8.5 Все мамы разные: молодые, красивые…. (По И. Селивёрстовой)

Текст 8.6 Городской человек не ведает… (По Ю.Я. Яковлеву)

Изложение Слово «мама»-особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово, и на всех языках оно звучит нежно и ласково.

Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несём ей нашу радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму, и нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери. «Берегите матерей!», -провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час, ведь благодарные дети-лучший подарок для них.

Блок 9 о НАСТОЯЩЕМ ИСКУССТВЕ ………………………………………………… 50

Тезис. Искусство - способ самовыражения, вызывающий отклик, являющийся зерном, которое может дать всходы и плоды. Искусство плодотворно. Искусство-- результат акта творения.

 

Текст 9.1 Динка огляделась. (По В.А. Осеевой)

Текст 9.2 На рассвете мы с Лёнькой напились чаю… (По К.Г. Паустовскому)

Текст 9.3 Для меня музыка – это всё. (По М.Л. Москвиной)

Текст 9.4 В детстве я очень, очень старалась полюбить театр… (По Т. Толстой)

Изложение Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.
Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

Блок 10 о НЕУВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ …………………………………………………… 54

Тезис. Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует вера в себя, свои силы, свои возможности. Такие люди беспокоятся о том, что подумают о них другие, и заранее ориентированы на разочарование и недоверие. Неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Ему приходится подстраиваться под других людей и принимать решения, полагаясь на их советы, не принимая в учет собственную точку зрения.

 

Текст 10.1 Он растяпа, этот Вовка. (По В.И. Одноралову)

Текст 10.2 Как только у нас с Пашкой появлялся… (По Н.И. Дубову)

Текст 10.3 Венька пришёл домой из школы… (По С.А. Лубенец)

Текст 10.4 Нина уже давно существует в состоянии… (По С.А. Лубенец)

Изложение Неуверенность в себе – проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно – в середине ХХ века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей – вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.
А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненную ситуацию.
Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни учёные ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.

Блок 11 о НРАВСТВЕННОМ ВЫБОРЕ ………………………………………………… 58

Тезис. Нравственный выбор– это ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями: готов ли я пожертвовать ради другого своим комфортом и удовольствием? Нравственный выбор является точным показателем, каковы морально-этические установки человека в отношениях с окружающим миром.

 

Текст 11.1 Есть люди, которые болезненно переживают… (По А. Алексину)

Текст 11.2 Ребята ушли со двора… (По Э. Шиму)

Текст 11.3 Утром в хрустальной вазе на столе… (По В. Железникову)

Текст 11.4 Я даже не помню, как называлась та книга. (По В. Дроганову)

Текст 11.5 В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба. (По Ю. Домбровскому)

Текст 11.6 Девочку звали Алиса. (По Ю.Я. Яковлеву)

Изложение Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных
выражениях. «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего
для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на
добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался
с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.


Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь
отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий
кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя
по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе
так же.


Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски.
Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю Вас, что
Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть Вы
будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И
помните: творят добро возвышенные натуры.

Блок 12 о СИЛЕ ДУХА ……………………………………………………………………... 66

Тезис. Сила духа – одно из главных качеств, делающего человека сильным. Сила духа складывается из формирования воли, стойкости, упорства. О сильных, му­жественных и стойких людях говорят, что они сделаны из железа:

Гвозди бы делать из этих людей –

Крепче бы не было в мире гвоздей. (Николай Тихонов)

 

Текст 12.1 На хуторе сон и тишина. (По Г.Я. Бакланову)

Текст 12.2 Весной 1942 года по ленинградским улицам… (По Л. Овчинниковой)

Текст 12.3 Ученикам о войне он рассказывал скупо. (По Л.Е. Улицкой)

Текст 12.4 Отца своего, который погиб на фронте… (По Ч.Т. Айтматову)

 

Изложение Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.

Блок 13 о ВЗАИМОВЫРУЧКЕ …………………………………………………………….. 70

Тезис. Взаимовыручка - взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка.

 

Текст 13.1 Началась эта мука в далёкие годы, в классе пятом или шестом. (По Ю. Трифонову)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.