Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Российской Федерации до 2030 года 5 страница






обеспечить проработку и реализацию механизмов долгосрочного сотрудничества между Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Федеральным агентством железнодорожного транспорта, компаниями железнодорожного транспорта и образовательными учреждениями в сфере подготовки и повышения квалификации персонала (расширить сферы применения государственного заказа, целевых договоров в формате государственно-частного партнерства, в том числе с использованием новых финансово-кредитных схем), а также в сфере науки (обеспечить техническую и технологическую модернизацию, последующее инновационное развитие железнодорожного транспорта за счет развития фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, в первую очередь на базе университетских комплексов путем укрепления их социальной, материально-технической и научно-лабораторной базы, создания научно-производственных, инновационных и внедренческих центров, технопарков, передачи им новейших образцов техники, технологии и программного обеспечения);

стимулировать концентрацию интеллектуальных и материальных ресурсов в составе крупных университетских комплексов федерального и регионального значения, имеющих широкую сеть территориальных филиалов и позволяющих предоставить полный образовательный цикл (начиная с подготовки квалифицированных рабочих и работников со средним профессиональным образованием) и все виды непрерывного обучения;

обеспечить подготовку специалистов по мобилизационной подготовке на железнодорожном транспорте;

разработать правовую базу с целью предоставления рабочих мест студентам образовательных учреждений для прохождения производственной и преддипломной практики и закрепить ее правовые основы для большей адаптации выпускников к реальным условиям труда и требованиям производства;

развивать систему научной стажировки и послевузовского обучения работников, практической стажировки научных сотрудников образовательных учреждений, стимулировать подготовку научно-педагогических кадров, повышение их квалификации;

синхронизировать обучение в образовательных учреждениях с процессом введения новых уровней образования (бакалавриата и магистратуры), но сохранить специализированную подготовку специалистов-железнодорожников, связанных с эксплуатационной деятельностью, а также способствовать введению дистанционных форм обучения на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий;

ускорить процесс утверждения государственных образовательных стандартов по новым направлениям подготовки (специальностям) на основе разработанных в отрасли профессиональных (квалификационных) стандартов;

укреплять связи между работодателями и образовательными учреждениями (корпоративные программы и другие формы согласования интересов и требований к отбору студентов, мониторингу заказчиком образовательных услуг учебного процесса, качеству подготовки, заключительному контролю знаний при расширении системы гарантированного трудоустройства успешных выпускников по специальности и заранее определенной должности, а также адаптация выпускников-бакалавров к требованиям работодателей в ходе дополнительного профессионального образования в высших учебных заведениях в сфере транспорта, совмещение обучения в высших и средних специальных учебных заведениях с практической работой на рабочих должностях);

развивать систему профессиональной подготовки рабочих массовых профессий, техников, мастеров, иных специалистов на основе сохранения и укрепления системы начального и среднего профессионального образования в составе университетских комплексов;

расширять сотрудничество с образовательными учреждениями Министерства образования и науки Российской Федерации и иностранными образовательными учреждениями при подготовке специалистов;

внедрять интегрирующие образовательные технологии (единые информационные сети повышения квалификации в сфере вопросов, относящихся к государственному регулированию) с участием компаний транспортного комплекса и образовательных учреждений;

проводить эффективную молодежную политику, направленную на стимулирование трудоустройства выпускников учебных заведений по специальности и установление с ними длительных стабильных трудовых отношений, а также на мотивацию приобретения знаний и практических навыков, которые позволят сократить период адаптации молодых специалистов к производственным условиям;

использовать в интересах развития кадрового потенциала договоры о социальном партнерстве;

проводить согласованную долгосрочную политику, направленную на повышение престижности железнодорожных профессий;

определить и развивать механизмы мониторинга, анализа и принятия решений, инструменты контроля и целевые ориентиры, позволяющие придать планомерный и более эффективный (в части затрат) характер деятельности по управлению человеческими ресурсами в сфере железнодорожного транспорта.

 

IV. Основные принципы и направления координации

развития железнодорожного транспорта общего

и необщего пользования

 

При реализации логистической технологии доставки грузов необходима эффективная техническая, технологическая и нормативно-правовая координация развития железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.

Координация развития железнодорожного транспорта общего и необщего пользования направлена на:

унификацию требований к железнодорожным путям в части осевой и погонной нагрузки подвижного состава, эксплуатируемого как на путях общего, так и необщего пользования;

согласование вместимости приемо-отправочных, приемо-сдаточных и выставочных путей станций примыкания и промышленных железнодорожных станций;

организацию совместного комплексного технического обслуживания и ремонта подвижного состава;

оптимизацию вагонопотоков и маршрутизацию;

внедрение единых технологических процессов работы станций примыкания и промышленных железнодорожных станций.

Взаимодействие железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования в точках примыкания осуществляется исходя из того, что технические условия на примыкание железнодорожных путей необщего пользования (путей промышленных предприятий, грузовых терминалов, логистических центров и других) к железнодорожным путям общего пользования осуществляются с учетом того, что развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в районе примыкания железнодорожного пути необщего пользования производится за счет владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а строительство железнодорожных путей необщего пользования, в том числе оборудование точки примыкания (стрелочные переводы, средства сигнализации и связи и другое), - за счет владельца железнодорожных путей необщего пользования.

Базовым принципом координации развития железнодорожного транспорта общего и необщего пользования является разработка и внедрение логистических технологий с использованием системного подхода, задача которого состоит в обеспечении оптимизации взаимной технологии.

Основы координации стратегического развития железнодорожного транспорта общего и необщего пользования закладываются при определении объемов перевозочной работы. С учетом целевых показателей развития железнодорожного транспорта общего пользования определены целевые показатели работы железнодорожного транспорта необщего пользования, которые приведены в приложении № 4.

Для развития инфраструктуры и парка подвижного состава
в 2008 - 2030 годах требуются инвестиции, связанные главным образом с необходимостью строительства и реконструкции железнодорожных путей на рельсах Р65 для увеличения осевых нагрузок и пополнением парка подвижного состава, обусловленным исключением выработавших ресурс локомотивов и вагонов и увеличением объема перевозок грузов. Общая потребность в обновлении подвижного состава железнодорожного транспорта необщего пользования приведена в приложении № 5.

Стоимость строительства, реконструкции и модернизации отдельных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и подвижного состава оценена ориентировочно и подлежит уточнению при формировании конкретных инвестиционных проектов. Общий объем инвестиций по минимальному варианту на период 2008 - 2030 годов составляет 2798, 8 млрд. рублей, а по максимальному варианту - 3119 млрд. рублей.

Объем инвестиций для реализации программы развития железнодорожного транспорта необщего пользования приведен в приложении № 6.

 

V. Объем необходимых инвестиций для реализации Стратегии

 

Объем необходимых инвестиций для реализации Стратегии по инвесторам и вариантам определен в ценах на 1 января 2007 г. без учета стоимости отвода земель под строительство железнодорожных объектов и затрат на уплату налога на добавленную стоимость.

Стоимость строительства, реконструкции и модернизации отдельных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и подвижного состава носит индикативный характер и оценена ориентировочно, поскольку подлежит уточнению при формировании конкретных инвестиционных проектов, федеральных целевых и инвестиционных программ.

Объем инвестиций на развитие железнодорожного транспорта общего и необщего пользования на 2008 - 2030 годы по минимальному варианту составляет 11447, 8 млрд. рублей, в том числе на 2008 - 2015 годы - 5119, 5 млрд. рублей (из них на развитие железнодорожного транспорта необщего пользования - 954, 7 млрд. рублей) и на 2016 - 2030 годы - 6328, 3 млрд. рублей.

Объем инвестиций на развитие железнодорожного транспорта общего и необщего пользования на 2008 - 2030 годы по максимальному варианту составляет 13812, 4 млрд. рублей, в том числе на 2008 - 2015 годы - 5218, 9 млрд. рублей (из них на развитие железнодорожного транспорта необщего пользования - 1054, 1 млрд. рублей) и на 2016 - 2030 годы - 8593, 5 млрд. рублей.

Инвестиции на реализацию стратегического развития железнодорожного транспорта общего пользования в 2008 - 2015 годах по обоим вариантам будут осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и частных инвесторов, в том числе за счет средств открытого акционерного общества " Российские железные дороги". Инвестиции на развитие железнодорожного транспорта необщего пользования будут полностью осуществляться за счет средств частных инвесторов.

Оценка необходимых инвестиций и распределение их по источникам финансирования для реализации минимального и максимального вариантов развития приведены в приложениях № 7 - 10.

Создание опорной транспортной сети приведет к существенному повышению транспортной обеспеченности многих регионов. Это создаст предпосылки к социально-экономическому развитию ряда регионов темпами, превышающими темпы, предусмотренные при формировании долгосрочной программы. Кроме того, в зависимости от динамики регионального развития может возникнуть необходимость строительства дополнительных социально значимых и технологических железнодорожных линий.

В этой связи в Стратегии по результатам мониторинга социально-экономического развития страны, отдельных регионов, отраслей промышленности и промышленных зон предусматривается возможность дополнения перспективной топологии развития сети железных дорог Российской Федерации до 2030 года новыми железнодорожными линиями.

Перечень новых железнодорожных линий, строительство которых предполагается дополнительно в рамках Стратегии, приведен в приложении № 11.

 

VI. Система управления реализацией Стратегии

 

Основным инструментом реализации Стратегии является реализация долгосрочных целевых программ, предусматривающих мероприятия по развитию железнодорожного транспорта, в отношении которых определены сроки и источники финансирования.

Для реализации Стратегии необходимо осуществление таких мероприятий, как:

обеспечение государственной поддержки развития инфраструктуры железнодорожного транспорта;

формирование специального раздела в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период с учетом расширения сети железных дорог;

совершенствование системы государственного регулирования железнодорожной отрасли и цен (тарифов) на регулируемые виды продукции и услуг, дерегулирование конкурентных секторов с учетом степени развития конкуренции для защиты интересов потребителей транспортных услуг, повышения эффективности отрасли и создания условий для опережающего инвестиционного развития железнодорожного транспорта;

обеспечение правового, информационного и технического взаимодействия железнодорожных систем Российской Федерации и других государств с учетом перспектив присоединения России к Всемирной торговой организации, необходимости интеграции железнодорожного транспорта Российской Федерации в систему международных перевозок и максимально эффективного использования в этих целях его транзитного потенциала;

совершенствование правового регулирования в части управления имуществом железнодорожного транспорта, не задействованным в обеспечении обороноспособности и мобилизационной подготовке и предполагаемым к вовлечению в оборот в конкурентных сегментах рынка;

разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение требуемого уровня безопасности объектов железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В целях обеспечения мобилизационной подготовки и выполнения мероприятий по гражданской обороне потребуется:

определение органа государственной власти, к компетенции которого относятся функции по руководству мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожном транспорте, возложению обязанностей по осуществлению отдельных перевозок железнодорожным транспортом, а также по использованию подвижного состава для этих целей на конкретных владельцев инфраструктур, перевозчиков и операторов в случае возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях;

разработка механизмов осуществления социально значимых, воинских и специальных перевозок в мирное время и особые периоды, выполнения мобилизационных планов, содержания мобилизационного резерва, проведения мероприятий по мобилизационной подготовке на железнодорожном транспорте и повышению ответственности участников рынка железнодорожных транспортных услуг за выполнение требований мобилизационных и оборонных задач, в том числе за проведение мероприятий по гражданской обороне и предотвращению чрезвычайных ситуаций.

В рамках реализации Стратегии возможна ее корректировка, учитывающая возможные изменения макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации.

Для формирования приоритетов строительства железнодорожных линий и исключения неэффективных решений в рамках подготовки конкретных инвестиционных программ и проектов будет обеспечен их финансово-экономический и социальный анализ.

По результатам мониторинга темпов социально-экономического развития страны, отдельных регионов, отраслей промышленности и промышленных зон возможно внесение изменений в перспективную топологию развития железных дорог Российской Федерации до 2030 года с обеспечением их финансирования в соответствии с принципами, изложенными в подразделе " Механизмы обеспечения Стратегии" раздела II Стратегии.

 

VII. Прогнозируемые результаты реализации Стратегии

 

Реализация Стратегии обеспечит решение государственных задач в области железнодорожного транспорта.

Будет сформирована инфраструктурная основа для обеспечения территориальной целостности и обороноспособности страны, снижены территориальные диспропорции в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, созданы условия для ускорения роста российской экономики.

Реформирование отрасли обеспечит оптимизацию ее структуры и приток инвестиций для модернизации и расширения российской сети железных дорог.

Железнодорожный транспорт общего пользования будет обслуживать 80 из 83 субъектов Российской Федерации. Плотность железнодорожной сети к 2030 году будет увеличена на 24 процента при полной ликвидации ограничения пропускной и провозной способности.

 

Будут обеспечены потребности экономики страны в перевозках с одновременным доведением их качества до мирового уровня. Грузооборот увеличится в 1, 6 раза. Скорость доставки грузов в среднем возрастет более чем на 23 процента, при этом по контейнерным отправкам, требующим ускоренной доставки, - в 3, 5 раза.

В установленные сроки будет доставляться 97 процентов отправок, что соответствует самым высоким мировым стандартам.

Повышение скорости и надежности доставки грузов будет способствовать снижению потребностей товаропроизводителей в оборотном капитале и, следовательно, удешевлению производства и сбыта товаров, повышению конкурентоспособности российской экономики.

Будет решена задача использования уникального географического положения России в качестве трансконтинентального транспортного моста. Железнодорожный транспорт будет органично интегрирован в мировую транспортную систему. Экспорт транспортных услуг за счет роста транзитных перевозок возрастет более чем в 2, 8 раза.

На магистральном полигоне протяженностью 13, 8 тыс. км будет организовано тяжеловесное грузовое движение, позволяющее снизить себестоимость перевозок массовых грузов.

В результате реализации Стратегии будут существенно улучшены возможности граждан в передвижении. При росте пассажирооборота на 33 процента будут существенно улучшены качественные показатели пассажирских перевозок. Участковая скорость пассажирских поездов в дальнем следовании возрастет на основных направлениях до 72 км/ч.

Мощный импульс получит развитие скоростного пассажирского сообщения (со скоростью до 160 км/ч и выше), полигон которого будет увеличен в 17 раз (с 650 км до 10917 км).

Планируется создание высокоскоростного пассажирского сообщения (со скоростями до 350 км/ч), полигон которого к 2030 году при выходе на максимальный вариант развития превысит 1, 5 тыс. км.

Для решения задач повышения транспортной обеспеченности и улучшения транспортного обслуживания экономики и населения страны по максимальному варианту на 2008 - 2030 годы в развитие железнодорожного транспорта общего и необщего пользования необходимо инвестировать около 13, 8 трлн. рублей, в том числе на 2008 - 2015 годы - 5, 2 трлн. рублей и на 2016 - 2030 годы - 8, 6 трлн. рублей.

Будет обеспечено развитие кадрового потенциала и повышение производительности труда работников железнодорожного транспорта общего пользования, что связано с обеспечением адекватного уровня оплаты труда, который должен в 2030 году достигнуть 170 процентов среднероссийского уровня заработной платы (это соотношение определяется как российским опытом, так и мировой практикой).

Предлагается существенное повышение безопасности, экологичности и экономичности железнодорожного транспорта, а также обеспечение безаварийного движения. Объемы вредных выбросов будут снижены более чем в 3 раза. Удельный расход электроэнергии на тягу поездов (энергоемкость перевозок) будет сокращен на 14, 4 процента, а топлива - на 9, 1 процента.

На основе повышения эффективности работы модернизированного железнодорожного транспорта при динамичном росте объемов перевозок транспортоемкость внутреннего валового продукта на железнодорожном транспорте будет сокращена в 1, 8 раза (с 3, 01 до 1, 72 коп./рубль), что позволит высвободить к 2030 году финансовые ресурсы в размере 2 трлн. рублей по сравнению с 2006 годом по максимальному варианту и 1 трлн. рублей - по минимальному варианту. За период реализации Стратегии с учетом сроков окупаемости проектов мультипликативный эффект для всей экономики Российской Федерации составит около 40 трлн. рублей.

Планируется обеспечение разработки и детальной регламентации порядка организации и осуществления перевозок для государственных нужд, в том числе воинских и специальных перевозок, в мирное время и особые периоды, а также распределения обязательств по выполнению мобилизационных планов, содержанию мобилизационного резерва, проведению мероприятий по мобилизационной подготовке.

Будет сформирована система обеспечения безопасности объектов железнодорожной инфраструктуры. Вероятность предотвращения актов незаконного вмешательства в функционирование объектов железнодорожного транспорта возрастет до 92 процентов, риск совершения актов противоправного вмешательства снизится
на 16 - 17 процентов.

Таким образом, в результате реализации Стратегии будут созданы транспортные условия для обеспечения динамичного развития экономики страны, роста внутреннего валового продукта в 4, 5 раза и промышленного производства в 3, 3 раза, а также для оптимизации структуры экономики и освоения новых промышленных районов.

 

 

Стратегические риски развития железнодорожного транспорта

 

Стратегические риски развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года приведены в приложении № 12.

В целях ранжирования выявленных рисков по степени значимости и выработки механизма реагирования произведена качественная оценка с использованием критериев вероятности возникновения риска и уровня его воздействия на реализацию Стратегии.

Распределение рисков по степени вероятности и уровню воздействия позволяет выявить наиболее критические риски стратегического развития железнодорожного транспорта до 2030 года, требующие первоочередных мер, направленных на их предотвращение. Помимо наиболее критических рисков, указанное приложение отражает риски, характер влияния которых в долгосрочном периоде будет носить значительный характер. Эта группа рисков требует осуществления регулярного мониторинга с целью заблаговременного выявления негативной динамики развития.

В целях своевременного выявления и предотвращения рисковых ситуаций формируется система индикаторов риска, позволяющая оценивать и анализировать причины, приводящие к развитию негативных сценариев. Индикаторами макроэкономических рисков стратегического развития железнодорожного транспорта являются определенные тенденции экономики, способные существенно ослабить позиции железнодорожного транспорта. К основным индикаторам макроэкономических рисков относятся опережающая динамика цен в топливной промышленности, черной металлургии и электроэнергетике, отставание динамики показателей технической модернизации основных предприятий машиностроения от интенсивности развития железнодорожного транспорта, а также снижение запланированного объема государственных инвестиций.

Основным индикатором возникновения социальных рисков является динамика темпов роста и структуры населения, а также динамика трудоспособного населения в регионах Сибири и Дальнего Востока, где планируется реализация крупных инфраструктурных проектов.

Вероятность и степень проявления операционных рисков характеризуется такими индикаторами, как соотношение динамики структуры валового внутреннего продукта и динамики изменений структуры вагонного парка, изменение структуры и объемов перевозок по различным направлениям, динамика показателей износа основных фондов железнодорожного транспорта, соотношение показателей технической оснащенности и уровня развития технологий на железнодорожном транспорте и других видах транспорта, динамика показателей развития трубопроводного транспорта, интенсивность инновационных разработок и уровень их использования при реализации инфраструктурных проектов.

Регулярный мониторинг и анализ индикаторов возникновения рисков обеспечит возможность своевременной и эффективной выработки мер по предотвращению рисков или снижению ущерба от их наступления.

Мероприятия и способы реагирования на рисковые ситуации будут определяться прежде всего в зависимости от характера источников возникновения рисков. В этой связи управление макроэкономическими рисками наиболее целесообразно осуществлять комплексно с использованием инструментов государственной поддержки, направленных на развитие российского машиностроения, совершенствование системы тарифного регулирования железнодорожного транспорта, содействие реализации проектов по развитию портовой и терминальной инфраструктуры, обеспечение запланированного объема государственных инвестиций и развитие системы государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов.

Возможность снижения социальных рисков также во многом определяется степенью использования инструментов государственного регулирования, направленных на улучшение демографической ситуации в стране, снижение неравномерности развития регионов и увеличение количества трудоспособного населения в них.

На отраслевом уровне возможность снижения рисков социального характера будет определяться способностью обеспечить престиж профессий железнодорожного транспорта путем повышения конкурентоспособности заработной платы по сравнению с другими отраслями экономики и формирования мотивационных механизмов для закрепления высокопрофессиональных кадров в сфере железнодорожного транспорта.

Приоритетное значение в области снижения операционных рисков будет иметь сокращение диспропорций в структуре вагонного парка для обеспечения растущих объемов перевозок высокотехнологичных грузов, развитие железнодорожных линий на новых интенсивно развивающихся направлениях, максимальное использование новейших научно-технических разработок в области железнодорожного транспорта и внедрение инновационных технологий.

Сущность реагирования на операционные риски будет заключаться в недопущении ситуаций, приводящих к возникновению необеспеченного спроса на железнодорожные перевозки по причине недостаточного оснащения техникой, инфраструктурой, необходимыми технологиями и трудовыми ресурсами.

Характер реагирования на природно-климатические и техногенные риски будет формироваться исходя из результатов долгосрочных изменений природных, метеорологических и сейсмологических условий в регионах деятельности железнодорожного транспорта. Результаты наблюдений за указанными изменениями будут учитываться в качестве обязательных исходных условий при проработке технических параметров реализации проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры. Такой подход обеспечит возможность максимального снижения ущерба в случае наступления указанной группы рисков.

Формируемый механизм управления рисками в долгосрочной перспективе будет одним из эффективных управленческих инструментов, направленных на бесперебойное обеспечение качественных транспортных услуг, повышение конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта и рост доверия со стороны частного капитала и крупнейших международных инвесторов.

 

 

____________

 


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

к Стратегии развития железнодорожного

транспорта в Российской Федерации

до 2030 года

 

Целевые показатели по вариантам стратегического развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.