Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Китая.






№1

Культурологией называют науку о культуре, ее сущности, закономерностях, взаимовлиянии национальных культур, цивилизаций. Культурология включает в себя теорию культуры и историю культур Теория культуры изучает сущность, закономерности развития культуры, исследует процессы возникновений и развития конкретных, существовавших и существующих культур, цивилизаций.

По специфике своего предмета и методам исследования, культурологию относят к классу гуманитарных наук. Гуманитарные науки (языкознание, психология и т.д.) в сущности являются науками о культуре в широком смысле слова. Языкознание, искусствоведение, литературоведение, политические, юридические науки изучают различные аспекты, стороны культур, но не изучают культуры в целом, что является собственным предметом культурологии как науки.

Тесно связана культурология с историческими науками, особенно в той ее части, которую называют историей культуры. Культурология опирается на данные исторических наук, использует методы при изучении истории культур. Вместе с тем культурология помогает истории найти закономерности исторического развития, понять сущность исторических явлений.

Как и все науки, культурология имеет определенную связь с философией. Философия разрабатывает необходимые для осмысления культурологических данных категории, исследует специфику методов познания в этой области, существует такая область философского знания, как философия культуры.

В культурологии широко применяются методы исторического познания. Цель исторического познания - воссоздать в представлениях историческую реальность, то есть составить адекватные представления о том, что происходило на самом деле в тот или иной период в той или иной стране.

№2

КУЛЬТУРА (от лат. — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символич. обозначений окружающего мира.

Первым определение понятию дал классик эволюционистского направления Э.Тайлор. Он рассматривал культуру в качестве совокупности ее элементов: верований, традиций, искусства, обычаев и т. д. Такое представление о культуре накладывало отпечаток на его культурологическую концепцию, в которой не было места культуре как целостности. Ученый изучал ее как ряды усложняющихся в процессе развития элементов, например, как постепенное усложнение предметов материальной культуры (орудий труда) или эволюцию форм религиозных верований (от анимизма до мировых религий).

Кроме описательного определения, в культурологии конкурировали два подхода к анализу понятия " культура" и соответственно к ее определению. Первый принадлежит А.Крёберу и К.Клакхону. " Культура состоит - согласно им, - из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в [материальных] средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой - как ее регуляторы" '(1). В данном определении культура есть результат деятельности людей; поведенческие стереотипы и их особенности занимают существенное место в исследовании культур в соответствии с таким подходом к определению.

Л.Уайт же в определении культуры прибегал к предметно-вещественному толкованию. Культура, считал он, представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, которая рассматривается в экстрасоматическом контексте. Культура для него представляет собой целостную организационную форму бытия людей, но рассматриваемую со стороны особого класса предметов и явлений.

Большую группу составляют психологические определения культуры. Например, У.Самнер определяет культуру " как совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям".Особое место занимают структурные определения культуры. Наиболее характерное из них принадлежит Р.Линтону:

" а) Культура - это, в конечном счете, не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества;

б) Культура - это сочетание приобретенного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества".

№3

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя
- систему образования,
- науку,
- искусство,
- литературу,
- мифологию, нравственность,
- политику,
- право,
- религию,
сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как
- мировая и национальная культура,
- классовая,
- городская и сельская,
- профессиональная и др,
- духовная и материальная.
В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.
Материальная культура связана с историческим подходом. Чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры.
Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная - орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.
Функции культуры
- Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человвеку.
- Информационная Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная
- Познавательная функция Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется
- Коммуникативная функция Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.
- Нормативная (регулятивная или защитная функция) - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.
- Знаковая Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.
- Ценностная (Аксиологическая)Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.
- Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.
- Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

№4

Его концепция во многом сходна с концепцией Шпенглера. Сор. так же признавал глубокий кризис Европы, но он счит., что этот кризис не смерть, а только необходимая фаза в становлении нового общечел-кого существования. По мнению Сор. к-ры имеют свою собств. индивидуальность и духовность. В ходе развития общ-во познает свои системы: религиозные, эстетические, духовные и т.д. Эти системы объединяются в сверхсистемы, каждая из которых обладает своей собств. духовностью, философией, моралью, системой познания и т.д. Сор. говорит, что основой к-ры явл.- ценность.

В соответствии с характером доминирующей ценности Сор. делит все культурные сверхсистемы на 3 типа: 1)идеациональный; 2) идеальный; 3) чувственный.

Идеациональная к-ра базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности. К этому типу он относит средневек. к-ру (12в.), др.индийскую, буддистскую и лаоистскую. Стиль этой к-ры символичен, искусство – религиозное. Героями могут быть ангелы, боги, святые и грешники. Мало внимания уделяется личности, к-ра приближается max -но к Богу. К чувственному миру, его ценностям и целям эта к-ра поддерживает отриц-ное или равнодушное отношение.

Идеальная к-ра занимает промежуточное отношение между 1 и 2. Её ценности принадлежат как небу так и земле. Мир этой как сверхчувственный так и чувственный, но чувственность эта самых возвышенных проявлений. К этой к-ре он относит: к-ра Зап. Евр. 13-14вв., а также древнегреч. к-ра.

Чувственная к-ра нач. развиватьсяв 14в. (Возрождение) и развивается до наст. времени. Её ценности лежат в повседневном живом мире. «Ценным явл. то, что мы видим, то что мы слышим» - говорил Сор.. Только реальный мир имеет смысл, т.к. только его мы можем почувствовать. Героями явл. фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие. Произведения искусства ориентированы на изображение реальных персонажей и пейзажей.

Сор. уверен, что к-ра не погибает пока жив чел-к. Наметились новые очертания к-ры идеациональной, кот. базируется на ценностях альтруистической любви (бескорыстной) и этике солидарности.

 

№5

Гл. идея, кот. он развивал – взгляд на совр. общ-во как на гибель и упадок всего чел-ва.

Ш. счит., что нет единой общечел-кой к-ры, а есть лишь различные к-ры, каждая из которых имеет свою собственную судьбу. К-ра по Ш-ру – это символическое выражение, смысловая целостность, в которой реализует себя соответствующая душа. К-ра – объективированное, реализованное в символах, матер. предметах духовное, иррациональное, субстанциональное начало. Каждая душа по Ш. явл. уникальной и не может быть выражена рациональными средствами.

Ш. выделяет след. типы души: 1) Аполлонистическая, 2) Магическая, 3) Фаустовская. Он счит., что этим типам души соответствуют греч-кая; средневек. арабская и Европ-кая к-ры. Ш. различал живую деятельность души, ее творческую реализацию и к-ру как систему символов, появляющуюся в рез-те объктивации. Т.е. душа – живой процесс, а к-ра – рез-т этой деятельности. Ш. счит., что в основе каждой к-ры лежит своя индивидуальная, уникальная душа, которая проходит в своём развитии след. стадии: 1) детство; 2) юность; 3) зрелость; 4) старость. К-ры отлич. между собой политич., соц.-экономическими отношениями, религией, искусством и наукой. Т.о. укаждой к-ры развив. своё собственное мировоззрение, т.е. у каждой к-ры своя религия, наука, экономика и т.д. Ш. отрицал возможность формирования общечел-кой к-ры и системы ценностей, на кот. она базируется.

Гл. смысл в существовании к-ры – это выражение своей собственной индивидуальности. Смерть к-ры по Ш. наступит тогда, когда она полностью исчерпает свои возможности для развития. Он пришел к выводу, что совр. Европа нах. в стадии умирания к-ры. Сравнивая к-ру с цивилизацией он говорит: к-ра – живое тело духовности, а цив-ция – её мумия. Признаки цивилизации – люди нач. благоустраивать свою личною жизнь, преследуют в осн. узко-практические материальные цели, а культурные, духовные ценности вообще перестают волновать людей. Это состояние общ-ва и есть цив-ция.

Ш. счит., что умирание Европы непреодолимо и будущего у нее нет. Чтобы Европа возродилась необх. пересмотреть свои ценности и обратиться к истокам общ-ва и к-ры.

№30

 

Культура Нового времени

Исторический смысл понятия Нового времени. Развитие и углубление идей и практики Возрождения и Реформации. Мировоззренческие новации Но­вого времени: рационализм, десакрализация культуры, природа как объект че­ловеческого господства, практико-преобразовательная ориентация культуры. Формирование научной картины мира. Институализация науки.

Становление и развитие наций и национальных культур, их этно­лингвистическая идентификация. Конституирование национальных академий наук и формирование практико-ориентированной системы образования.

Концепция естественных прав человека и автономии личности, правового государства и гражданского общества. Феномен идеологии и его истолкование в трудах мыслителей Нового времени.

Промышленный переворот и становление индустриального общества. Взаимодействие и взаимовлияние научного и технического прогресса. Урбани­зация и зарождение массовой культуры.

«Встреча» традиционной и техногенной цивилизаций. Социокультурная экспансия Запада и обратное влияние Востока.

Эволюция классической науки и ее превращение в ценностную доминан­ту развития техногенной цивилизации.

Новоевропейское искусство как выражение динамики инновационных сдвигов в материально-производственной, социально-политической и духовной сферах жизни общества. Эволюция направлений и стилей искусства XVII-XIXвеков: от барокко к модернизму. Деканонизация и поиск новых выразительных средств в художественном творчестве. Возникновение эстетики как науки и разработка новых эстетических программ художественно-образной репрезента­ции действительности.

Новое время и модернизация Российской Империи. Петровские реформы. Противоречивость тенденций европеизации и традиционной русской самобыт­ности. Развитие науки, системы образования, искусств и свободомыслия.

Особенности культурных процессов в Беларуси XVII-XIXвеков. Взаи­модействие различных культурных традиций: польской, русской, украинской, еврейской. Пограничный характер белорусской культуры. Состояние белорус­ского языка и национальное самосознание. Национально-культурное возрожде­ниеXIX века и формирование белорусской нации.

№24

Возрождение

Гуманизм —ценностная основа культуры Возрождения

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к Новому Време­ни, от общества феодального —к буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются первые зачат­ки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля. Зарожда­ется современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий прежде всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.

Ренессанс (renaissance —возрождение) —это эпоха великих открытий. Цивилизация средних веков называлась морской, по­скольку развивалась вокруг морей —Средиземного и Балтийского. К 1517году Колумб и другие первооткрыватели возвестили эру оке­анической цивилизации, в которой главными путями мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосвет­ное путешествие. Два богатых континента западного полушария бы­ли открыты для освоения «старым миром».

В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат. humanus —человечный). Заимствованный у Цицерона (Iв. до н. э.), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы —в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается но­вая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советни­ками государей.

Гуманисты привносят в духовную культуру свободу сужде­ний, независимость по отношению к авторитетам, смелый критичес­кий дух. Они полны веры в безграничные возможности человекаи утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманис­тов не существует более иерархического общества, в котором чело­век —только выразитель интересов сословия. Они выступают про­тив всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гумани­сты выражают требование исторической ситуации —формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев).

Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической карти­не мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр — могучая и прекрасная личность.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигъери (1265-1324) —«последний поэт средневековья и вме­сте с тем первый поэт Нового Времени»(Ф. Энгельс). Созданный Дан­те в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневе­ковой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собствен­ными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него — «величайшее чудо».

Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374), философом и блестящим лирическим поэтом, который считается ро­доначальником гуманистического движения в Италии. Преклонени­ем перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джаиоццо Манетти (1396-1439) «О достоинстве и превосходстве чело­века». Трактат «О наслаждении» Лоренцо Балла (1407-1457) утверж­дает естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) в сочинении «О досто­инстве человека» проводит мысль о том, что человек —творец своей судьбы, себя самого: «мы становимся тем, чем мы желаем быть». Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, об­ладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.

Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречи­вы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, ар­хитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы общественных отно­шений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александ­ром VII —убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим талантом государственного деятеля. Из­вестный историк, поэт и дипломат Макиавелли находит этому оп­равдание: идеальный государь, отмечает он, должен уметь соче­тать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем. По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «в жестокости превзошел всех варваров», собственноручно закалы­вая свои жертвы. Но он же обладал широкими познаниями в фило­софии, среди его придворных было немало гуманистов, а при об­суждении произведений искусства проявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом юве­лирного искусства.

Исследователи многократно отмечали, что добро и зло пере­плетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом». Люди вышли из средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не ос­танавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях»

№15

Культура Китая.

Др. К-цы заселились на средней равнине в 6 тыс. до н. э. и создали свою оригинальную цивилизацию с особым укладом жизни, традициями, отношениями. Эти люди были земледельцами. Они научились получать нить из кокона тутового шелкопряда и делать шёлк. В нач. 2 тыс. до н. э. они научились изготовлять бронзу, а в середине 1-го тыс. до н. э. –бумагу. Железо круто изменило жизнь др. кит-ев (5-2 в. до н. э.) В это время появилось множество городов с большим кол-ом жителей(более 10 тыс.). В городе жили ремесленники и торговцы, поэтому в это время развитие получили товарно-денежные отношения. Сами китайцы наз-ли свою страну срединным гос-ом и считали её центром земли и мироздания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.