Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спирулина, как адаптоген, при закаливающих процедурах у детей дошкольного возраста с низким уровнем резистентности.






Траверсе Г.М.

Украинская медицинская стоматологическая академия, Полтава

Адаптация к закаливающим процедурам в условиях до школьного учреждения нередко сопровождается разнообразными отклонениями в состоянии здоровья детей. Еще большую озабоченность вызывают дети с низким уровнем резистентности (часто болеющие).

Применение общепринятых закаливающих процедур, которые являются высокоэффективными для здоровых детей этого возраста, у часто болеющих в большинстве случаев не дают ожидаемого эффекта, поскольку не отвечают адаптационным возможностям детей с низким уровнем резистентности. Одним из методов повышения адаптационных способностей организма у детей является применение иммунокоррегирующих препаратов, поливитаминов, средств, влияющих на метаболический обмен.

Однако, назначение этих препаратов у часто болеющих детей нередко осложняется аллергическими реакциями, усугубляя и без того измененную иммунную систему. Учитывая высокую потребность детей с низким уровнем резистентности в обеспечении энергетическим материалом, витаминами и микроэлементами, наше внимание привлекла пищевая добавка растительного происхождения - Спирулина, в состав которой входят все незаменимые аминокислоты, более десяти витаминов и микроэлементов.

Нами изучалось влияние Спирулины на адаптационные способности детей к закаливающим процедурам в детском садике.

Под наблюдением находилось 60 детей в возрасте от 2до 7 лет, дети были из семей ликвидаторов аварии на ЧАЭС, относились к группе часто болеющих. Детский садик, где проводились наблюдения, был оснащен сауной, бассейном, двумя спортивными залами с разнообразными тренажерами.

Контрольной группой были часто болеющие дети, посещающие этот же садик, но не получающие спирулину.

У детей с низким уровнем резистентности отмечались значительные отклонения со стороны вегетативной нервной системы (ВНС), что проявлялось перенапряжением регуляторных механизмов с выраженным преобладанием симпатического отдела ВНС и измененной вегетативной реактивностью (по данным клиноортостатической пробы). Со стороны иммунной системы у данной группы детей отмечалось снижение функциональной активности Т-системы, дисбаланс субпопуляций Т-лимфоцитов, снижение функциональной активности нейтрофильного звена иммунитета. Кроме того, 13 % детей страдали анемией 1 и II степени, состояние преданемии отмечено у 25 % детей.

Спирулина назначалась с первых дней посещения детского садика по 1 г 1 раз в день после еды, с чаем или компотом, в течение 1 месяца весной и осенью. Обследование детей проведено через 1 месяц после окончания первого курса и через 1 год от начала реабилитационных мероприятий.

Результаты наблюдения в динамике показали высокую эффективность Спирулины, как адаптогена, у детей с низким уровнем резистентности. Через 1 месяц после окончания курса Спирулины со стороны иммунной системы у часто болеющих детей отмечено снижение О-клеток (Р< 0, 001), что свидетельствует об усилении дифференцировки иммунокомпетентных клеток, повышение функциональной активности нейтрофильного звена лейкоцитов, повышение взаимосвязанности компонентов иммунной системы, что является необходимым в условиях становления адаптационного процесса к закаливающим процедурам.

Восстановление функциональной активности иммуннокомпетентных клеток до уровня активности здоровых детей сопровождалось также повышением энергетического обмена на уровне митохондрий, о чем свидетельствовала высокая активность фермента сукцинатдегидрогеназы в лимфоцитах. У детей, получавших спирулину, отмечено также повышение уровня лизоцима в слюне (Р< 0, 001).

Анализ вегетативного гомеостаза показал, что после курса Спирулины у детей снизилось напряжение регуляторных систем и активность симпатического отдела ВНС, тогда как в контрольной группе напряжение регуляторных систем после трехмесячного курса закаливающих процедур повысилось. Перенапряжение регуляторных систем свидетельствует о неудовлетворительном состоянии адаптационных механизмов, что чревато срывом адаптации в виде частых заболеваний, болей в животе, быстрой утомляемости, повышения нервно-рефлекторной возбудимости.

Так, средний показатель индекса напряжения Баевского у детей, получавших спирулину, составил 118, 4 ед. против 267, 9 усл. ед. в исходном состоянии (Р< 0, 001) и 310, 2 усл. ед. в группе контроля.

Анализ гемограмм у обследованных детей показал выраженную активацию красного ростка крови, что проявилось увеличением количества эритроцитов в периферической крови (Р< 0, 001) и уровня гемоглобина (Р< 0, 001) после курса Спирулины. В контрольной группе показатели красной крови за этот период практически не изменились.

Анализ эффективности применения Спирулины в условиях интенсивного закаливания через 1 год показал, что заболеваемость в данной группе снизилась с 1630, 3 до 614, 4 промилей (Р< 0, 001), в группе контроля - с 1664, 5 до 1256, 4 промилей.

В группе, где дети получали спирулину, на протяжении года не болело 74, 8 % детей, в контрольной группе - 30 % детей.

Эйтоническая вегетативная реактивность, характеризующая удовлетворительную адаптацию организма ребенка к закаливающим процедурам, в конце года отмечена у 74, 7 % детей, получавших спирулину.

Таким образом, применение Спирулины позволило улучшить адаптационные возможности детей с низким уровнем резистентности к закаливающим процедурам в детском садике, восстановить вегетативный гомеостаз и функциональную активность иммунной системы.

Полученные результаты позволяют рекомендовать пищевую добавку спирулину, как адаптоген, в условиях адаптации детей с низким уровнем резистентности к новому режиму в детских дошкольных учреждения, а также к закаливающим процедурам не только в детских садиках, но и в домашних условиях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.