Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жичкина А.Е..







Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации

Печатается по: A.Zhichkina@g23.relcom.ru

 

Доклад посвящен основным закономерностям восприятия человека человеком в Интернете. Основная проблема, которая рассматривается в этом докладе: как формируется образ другого в Интернете и как образ другого в Интернете влияет на поведение человека в виртуальной коммуникации.

Что привело именно к такой постановке проблемы? Условия, в которых происходит виртуальная коммуникация, существенно изменены по сравнению с условиями реального общения. Логично предположить, что эти измененные условия накладывают свой отпечаток на процесс восприятия собеседника.

Итак, основные особенности условий Интернет-коммуникации (существенные для рассмотрения данной проблемы) следующие:

Ограниченный сенсорный опыт: до сих пор большинство сред коммуникации в Интернете - текстовые. Это означает, что единственный источник информации о собеседнике в виртуальной коммуникации - это его текстовые сообщения. В процессе общения в Интернете, в отличие от реального общения, исходно полностью отсутствуют индикаторы социальной позиции человека и невербальное поведение.

Анонимность - для других пользователей известен только сетевой адрес компьютера. Всю остальную информацию каждый пользователь предоставляет остальным исключительно по своему выбору (Suler, 1996c; Reid, 1994, 1991; Turkle, 1997).

Эти особенности коммуникации в Интернете позволяют поставить два вопроса.

1. Во-первых, как формируется образ Другого в условиях отсутствия той информации, которая в реальном общении содержится во внешнем облике?

2. Во-вторых, как влияет на поведение человека то, что он воспринимается с точки зрения анонимного, невидимого для него самого партнера по коммуникации?

В таких условиях социальное восприятие в Интернете можно определить как восприятие анонимного незнакомца. Первое, что происходит при восприятии незнакомого человека - его категоризация, то есть, отнесение его к определенной социальной группе. Известно, что осуществление категоризации на основании внешнего облика - процесс, который преобладает на этапе формирования впечатления о незнакомом человеке. При первом знакомстве люди склонны в первую очередь определять, кем является воспринимаемый человек, то есть, его принадлежность к социальной группе: национальность, пол, возраст, статус, профессиональную принадлежность, эстетическую привлекательность и т.п.

Поэтому влияние невидимости пользователей Интернета друг для друга на социальное восприятие очевидно. Это прежде всего трудности определения его социального статуса, поскольку в виртуальной коммуникации отсутствуют индикаторы социальных ролей, которые в реальности отражаются во внешнем облике.

То есть, в Интернете нет признаков принадлежности другого к определенной социальной группе. Что происходит в результате того, что другого в Интернете нельзя отнести к социальной группе?

 

1. Во-первых, неопределенность социального статуса может вызывать дискомфорт из-за того, что человек не знает, с кем он общается. Этот дискомфорт тем больше, чем более важна для человека собственная социальная принадлежность. В том случае, когда дискомфорт не возникает, скорее всего для человека не так важна собственная социальная принадлежность.

2. Во-вторых, известно, что образ другого складывается из двух компонентов: прошлого опыта того, кто воспринимает, и информации о том, кого воспринимают. Поскольку в Интернете информация о том, кого воспринимают, сведена к минимуму, то на формирование образа Другого в Интернете наиболее существенное влияние оказывает прошлый опыт человека. То есть, образ другого в Интернете достраивается на основании прошлого опыта человека.

Так, образ другого может наделяться чертами идеала Я. Кроме того, другому человеку могут приписываться собственные черты объекта восприятия. Это приводит к своеобразным последствиям «Как сказал однажды опытный пользователь Интернета, " куда бы я ни направился в киберпространстве, я наталкиваюсь на одинаковых людей! ". Приоткрыв зажмуренные глаза еще чуть-чуть, другой добавил: " Куда бы я ни направлялся, я нахожу.... СЕБЯ!» (Suler, 1996c).

Итак, образ другого в Интернете в условиях анонимности строится не столько на основе информации о нем, сколько на основе приписывания ему некоторых черт, которыми собеседник не всегда обладает. Идеализация собеседника или приписывание ему собственных черт может объяснять возникновение симпатии к собеседнику. Этим же объясняется и часто встречающееся разочарование при встрече в реальности знакомых только по виртуальному общению людей. Разочарование объясняется столкновением образа другого, сформировавшегося в виртуальном общении, и гораздо более реалистичного и часто субъективно «худшего» впечатления при личной встрече в реальности.

Таковы основные закономерности восприятия другого человека в виртуальной коммуникации с точки зрения субъекта социального познания. Однако восприятие человека человеком, в отличие от восприятия неодушевленных объектов, подразумевает двойное взаимодействие - другой самим своим присутствием влияет на поведение человека.

Влияние присутствия других людей на поведение человека было одним из первых феноменов, изучавшихся в социальной психологии. Так, в ряде исследований было установлено, что когда индивид становится объектом восприятия, его активность, направленная на решение задачи, усиливается. Этот феномен получил название социальной фасилитации. С другой стороны, в дальнейшем в экспериментах Ф. Г. Олпорта было установлено, что увеличение активности в присутствии других людей сопровождается снижением качества решений - в присутствии другого человека испытуемые склонны генерировать более общепринятые, стандартные, банальные ответы. Индивидуальная деятельность как бы усредняется и подводится под общий шаблон. Этот феномен получил название социальной ингибиции

Оба эти феномена объясняются тем, что человек стремится быть понятным для присутствующего в ситуации другого человека. Причем другой человек, никак не участвующий в деятельности, воспринимается как обобщенный другой, лишенный индивидуальности, некий усредненный человек. Снижение качества решений сложных задач связано именно с тем, что человек стремится быть понятным для усредненного, обобщенного наблюдателя и стремится решать задачу усредненными, понятными для него, но не соответствующими сложности задачи способами.

При этом анонимность, т. е. невидимость наблюдателя усиливает эти тенденции. Человек в условиях анонимности еще в большей степени стремится быть понятным для наблюдателя, чем тогда, когда наблюдатель является видимым.

Анонимность усиливает ориентацию воспринимаемого человека на «усредненного другого», стремление быть понятным с конвенциональной, общей для всех людей, точки зрения. Это стремление есть не что иное, как стремление ориентироваться на социальные нормы, вести себя, опираясь на эти нормы исключительно. Таким образом, анонимность усиливает стремление человека вести себя, опираясь на социальные нормы. А, поскольку анонимность - это основная особенность большинства сред виртуальной коммуникации, изложенные положения позволяют позволяет объяснить некоторые особенности поведения в виртуальной коммуникации.

Согласно традиционной точке зрения, анонимность снижает внимание к себе, самоосознавание, вследствие чего снижается также и самоконтроль. В результате люди становятся более импульсивными, а также более восприимчивыми к ситуации. Однако существует и другая, рассмотренная выше, модель воздействия анонимности на поведение. Согласно этой модели, человек в условиях анонимности не теряет контроль над собой, а, наоборот, стремится вести себя в соответствии с социальными нормами.

Здесь необходимо уточнить, что социальные нормы могут быть по крайней мере двух видов. Первый - это общечеловеческие социальные нормы (например, стандарты красоты, силы, могущества, в какой-то мере - атрибуты социального статуса; общепринятые правила вежливости) Второй вид норм - это нормы конкретной социальной группы (в Интернете это устав конкретной конференции, форума, чата, и т.п.)

Анонимность приводит к поиску в ситуации каких-либо норм вообще и к стремлению ориентироваться на те нормы, которые человек в результате в ситуации находит. В том случае, если в ситуации явно или неявно представлены конкретные социальные нормы, человек стремится ориентироваться на них. При их отсутствии человек стремится ориентироваться на общие социальные нормы.

В Интернете это может проявляться двояко. То есть, человек может найти конкретные социальные нормы в ситуации (это может быть уставом конференции, чата, и т.п.) и вести себя или строго соответствуя им, или, наоборот, резко им противореча.

При отсутствии явно обозначенных социальных норм в ситуации человек стремится ориентироваться на наиболее общие социальные нормы. В виртуальной коммуникации анонимность также вызывает соответствующие изменения в поведении в стороны его большей закрытости и конвенциональности. При этом человек также имеет выбор - вести ему себя, соблюдая нормы, или, наоборот, противореча им. Понятно, что стремление нарушать нормы, будь то нормы конкретной социальной группы или общие нормы, не связано со свободой от социальных норм вообще. Подчеркнуто конфликтное поведение, негативизм в конечном итоге также исходит из социальных норм, как и нормативное поведение. Нарушая нормы, человек ведет себя, основываясь именно на них.

Это позволяет объяснить основные закономерности поведения людей в виртуальной коммуникации, в частности, широко распространенное в Интернете конфликтное поведение., проще говоря - разнообразный флейм. Согласно традиционной точке зрения на такое поведение, в виртуальной реальности люди выражают агрессивные тенденции, которые в принципе для них характерны и которым особенности виртуальной реальности (анонимность и физическая недоступность) просто позволяют проявиться.

С другой стороны, согласно рассмотренным положениям, антинормативное поведение может также быть стремлением ориентироваться на социальные нормы, взятым с обратным знаком. То есть, конфликтное поведение связано не с тем, что человек перестает контролировать себя. Оно, скорее, объясняется тем, что он стремится вести себя прямо противоположно социальным нормам, при этом ориентируясь на них

Кроме того, ориентация на общие социальные нормы объясняет то, что виртуальные персонажи наделяются утрированными, очень выразительными атрибутами силы, могущества, красоты и т. п. (Reid, 1994).То есть, стремление соответствовать общесоциальным нормам ведет к использованию общекультурных стандартов в виртуальной коммуникации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.