Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию






Задания по содержательной линии «Государственное право. Государственный строй» определяют уровень владения основными понятиями, к которым относятся следующие: «компетенция», «полномочия», «магистраты», «муниципии», «императорские и сенатские провинции» «интерцессия» «вето» и др.

Для выполнения заданий необходимо усвоить основные понятия содержательной линии данной темы, уметь соотнести понятие или правовой термин (дефиницию) с конкретным правовым явлением, правовой областью, с возможной деятельностью и др. Для решения некоторых заданий следует применить логическое мышление. Перед выполнением заданий важно внимательно изучить соответствующие разделы базовых учебников и учебных пособий.

Изучение данной темы дает представление о характере публичной власти древнеримского государства на разных этапах его исторического развития.

Изучение государственного права показывает, что наибольшее внимание в нем уделяется регламентации положения Рима как civitas и как столицы мировой империи, трактовало комплекс правовых вопросов, связанных с общественной пользой, магистратами, жрецами, священнодействиями.

Раскрывая содержание данной темы, следует обратить особое внимание на периодизацию государственной истории Рима: царский период (сер.753 г. до н.э. – 509 г. до н.э.); период республики (509 г. до н.э. – 27 г. до н.э.); период империи – принципат (27 г. до н.э. - 284г. н.э.) и доминат (284- 476 гг. н.э.).

Процесс возникновения римской государственности (царский период) характеризуется: делением римского народа на роды, союзы родов и племена. На данном этапе происходит оформление институтов публичной власти: рекс (царь); народное собрание; Сенат и др. Необходим детальный анализ компетенции указанных органов государственной власти. Следует учесть, что система должностных выборных лиц в ранний период была проста: ее образовывали несколько помощников царя (префект города, всаднический трибун, военный трибун). Особое внимание необходимо обратить на многочисленные жреческие коллегии, которые играли огромную роль в государственном механизме вплоть до легализации христианства (фециалы, авгуры, фламины, весталки, салии, луперки и др.).

Рассматривая особенности установления в Древнем Риме республиканской формы правления необходимо акцентировать внимание на ее аристократическом характере, что было исторически закономерно. Следует детально рассмотреть схему государственного строя Древнего Рима в период республики: куриатные, центуриатные и трибутные комиции (плебейские сходки), Сенат, магистратуры (консулы, преторы, народные трибуны, цензоры, диктатор).

Необходимо обратить внимание на характеристику компетенции и правовую основу деятельности каждой разновидности народных собраний. Комиции играли роль верховного, законодательного и судебного органов.

Важно помнить, что магистратамив Риме называли различных должностных лиц (консулов, преторов, цензоров, эдилов и др.), имев­ших определенные полномочия: командование войсками, управление провинцией, отправление правосудия и др. Магистраты обладали зна­чительной административной властью. Они имели право (1) задер­жать неподчиняющегося гражданина, (2) предать его суду, (3) нало­жить штраф, (4) наложить арест на какую-либо вещь, принадлежащую гражданину, для того чтобы заставить его исполнить закон или поста­новление.

Ключевую роль в республике играл Сенат, в ведении которого были вопросы религии, финансов, обществен­ной безопасности, внешней политики; он управлял провинциями, ар­мией, объявлял войну и мир. Сенаторы имели статус «отцов отечест­ва» и могли не соглашаться с народными собраниями.

Необходимо учесть, что в основу государственного строя республиканского Рима был заложен известный «механизма сдержек и противовесов» (впервые зафиксированного в тексте Конституции США 1787 г.).

Характеризуя первые шаги на пути превращения республиканского Рима в империю, следует особо подчеркнуть изменения в общественном строе Рима связанные с развитием римского гражданства, кризисом рабовладельческой системы и появлением новых форм поземельных отношений (колонат, пикулий). Наиболее ярко процесс эволюции Рима в сторону империи прослеживается в государственном строе, где наблюдается постепенный упадок республиканских учреждений и появление новых (принцепс, имперское чиновничество).

Следует уяснить, что исторически закономерной явилась смена первого периода империи - принципата доминатом(сильная власть императора; государственный совет; ведомства управления). Управление империей сосре­доточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном под­чинении императора. Особое положение среди этих ведомств занима­ли: государственный совет при императоре; финансовое ведомство; военное ведомство. Необходимо проанализировать содержание и правовую основу их деятельности.

Римская империя, являвшаяся тиранией, была обречена. В 395 г. она раскололась на две части: Западную Римскую империю со столи­цей Римом и Восточную Римскую империю со столицей Византией (позже Константинополем, ныне называемым Стамбулом). Падение Римской империи произошло в 476 г.

Приступая к изучению государственно-политического устройства следует учесть, что формирование империи было не только особой военной и политической задачей, римского государства. Этот процесс создавал основу для существования и преобразования самой государственной организации Рима. Необходимо детально исследовать формы взаимоотношений Рима с италийскими государствами, уделив особое внимание заключению равноправных и неравноправных договоров.

Важно учесть, что в период империи местное самоуправление Италией стало базироваться на принципе муниципального самоуправления, однако наблюдалось перемещение центра тяжести в самих органах самоуправления.

Значительное внимание следует уделить и вопросам формирования и эволюции налогового и военного права Древнего Рима, также относящихся к «общей пользе».

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы источники государственного права Древнего Рима?

2. Каковы полномочия римских магистратов?

3. Что представляли собой принципы организации и функционирования государственной власти Рима в эпоху республики

4. Какова правовая основа деятельности Римских магистратов и Сената в эпоху республики?

5. Что такое foedus? Что такое муниципии?

6. Каковы обязанности наместников в провинциях?

7. Какова система сбора налогов в Древнем Риме?

 

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

Нормативные правовые акты: 1-5.

Основная учебная литература: 1-2.

Дополнительная учебная литература: 1-5.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.