Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логические задачи. 1. Что означает термин «диалектика».






1. Что означает термин «диалектика»? Каково его происхож­дение? Какие формы диалектики Вам известны? (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. Старое предисловие к «Анти-Дюрингу»).

2. Почему мы, очень часто, выйдя из дома и закрыв дверь на ключ, через некоторое время, начинаем сильно сомневаться в этом.

3. На новый год все поздравляют друг друга «С новым годом! С новым счастьем!». Отсюда вытекает вопрос: Почему желают всем новое счастье? Тогда, следовательно, должно быть и старое счастье. Насколько это обосновано, всегда вызывает спор. Попробуйте разобраться в этом споре.

4. Материальны ли следующие явления: свет, простран­ство и время, информация, тень, общество, общественные от­ношения, историческое развитие, угрызение совести, воля, биотоки мозга, речь?

5. В ленинском определении материи указывается, что ма­терия «дана человеку в ощущениях его». Известно, что косми­ческие лучи, электроны, внутренняя часть Земли и многое дру­гое непосредственно не даны нам в ощущениях. Следует ли от­сюда вывод, что они нематериальны?

6. Язык может быть не только орудием распространения истинного знания, но и источником заблуждения, рассадни­ком ошибочных ложных понятий. Приведите примеры.

7. Ответьте, почему еще с Древних времен правители государств смотрели на писателей и поэтов, как на потенциальных бунтарей, которые могут выступить судьями и расшатать их благополучие.

8. Очень часто, студенты перебивают преподавателя, говоря, что время занятий истекло. На что преподаватель отвечает, что студенты ориентируются по субъективному времени, а у него объективное время. Прокомментируйте позицию преподавателя.

9. Определите, действием, какого закона диалектики мож­но объяснить явление, выраженное в словах: «На меня нашло озарение» — или: «Внезапное просветление, вдохновение».

10. Как Вы понимаете следующие высказывания?

а) Закон (сущность) глубже явления.

б) Явление богаче закона (сущности).

Свой ответ аргументируйте.

11. Определите, какие из приведенных ниже событий:

а) формально возможны;

б) реально возможны;

в) невозможны.

Аргументируйте свой ответ:

а) Создан «вечный двигатель»;

б) Из зерна пшеницы вырастет дуб;

в) Найдено доказательство «великой теоремы» Ферма;

г) Создана «мыслящая машина»;

д) Заключено соглашение о запрещении ядерного оружия;

е) Человечество вернулось к рабовладельческому строю.

12. Может ли абстрактная возможность, минуя стадию ре­альной возможности, перейти в действительность? Аргументи­руйте свой ответ.

13. Почему следует отличать возможное от действительного?

14. О какой специфической особенности социального по­знания писал философ-материалист Гоббс: «Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-то праву на власть или интере­сам тех, кто уже обладает властью, то поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, то учение гео­метрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения всех книг по геометрии вытеснено» (Гоббс. Левиафан. М., 1936. С. 101)?

15. «Прежде человек значило смертный; но это определение не точно и даже не верно. В строгом смысле слова человек не смертный, а сын умерших отцов, т. е. смерть мы знаем не в себе, а лишь по предшествующим случаям, смертный есть индукция, а не дедукция» (Федоров Н.Н. Соч. М., 1982. С. 612).

Как Вы понимаете это высказывание русского философа?

16. Если инстинкты агрессивности и разрушения генети­чески закодированы в нашем мозгу, тогда человечество ни при каких условиях не искоренит преступность войны и другие фор­мы асоциального поведения. Согласны ли Вы с этим выводом?

17. «...Самая простая истина, самым простым, индуктив­ным путем полученная, всегда не полна, ибо опыт всегда не закончен» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 162). Почему огра­ничены знания, полученные индуктивным путем? Что порож­дает эту ограниченность?

18. Назовите области познания, где преимущественно при­меняется логический или исторический метод. Чем это обус­ловлено?

19. Что отражают научные теории, сменяющие друг друга, если предмет их остается неизменным?

20. В чем сущность эмпирических методов? В чем их сила и в чем недостаточность, ограниченность?

21. Что такое теоретическое мышление? Каково взаимоот­ношение эмпирии и теории?

22. «Лучше рассекать природу на части, чем отвлекаться от нее» (Ф. Бекон). Какие логические операции противопоставля­ются здесь друг другу? Правильно ли такое противопоставление?

23. Каковы специфические преимущества метода модели­рования по сравнению с прямым экспериментальным изучени­ем объектов?

24. Как Вы понимаете положение К. Маркса о том, что культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню?

25. Как совместить научно-технический прогресс и сохра­нение окружающей среды?

26. Что Вы знаете о современной демографической ситуа­ции в основных регионах мира?

27. Эволюционируют ли сами закономерности антропоге­неза, т. е. могут ли быть переходные законы между законами общества и природы?

28. «Условия размножения человека непосредственно за­висят от устройства различных социальных организаций, и по­тому закон народонаселения надо изучать для каждого такого организма отдельно, а не " абстрактно", без отношения к раз­личным историческим формам общественного устройства». Со­гласны ли Вы с автором?

29. Проанализируйте отношение между понятиями «революция» и «социальная революция» и в этой связи ответьте на вопросы:

а) Что такое научная (промышленная, техническая) революция?

б) Какие Вы знаете типы революций в науке и технике?

в) В чем сущность НТР, чем она отличается от прежних революций в истории науки и техники?

30. Какое общественное образование не относится к поли­тической системе общества: церковь, армия, партия, суд, де­канат, союз кооператоров, семья?

31. «Красота спасет мир», — говорил Ф.М. Достоевский. Как Вы относитесь к этому высказыванию?

32. Прокомментируйте старинный афоризм: «Кто успевает в науках, но отстает в нравах, тот больше отстает, чем успевает».

33. Какое явление не относится к общественной психологии?

а) Нравственные привычки и традиции.

б) Художественный вкус.

в) Чувство милосердия.

г) Мировоззрение личности.

34. Почему абсолютная свобода личности означала бы унич­тожение морали?

35. Почему философия, будучи одной из наук, вместе с тем выделяется как особая форма общественного сознания?

36. В чем проявляется относительная самостоятельность общественного сознания?

37. Что общего между моральным сознанием и правосозна­нием? В чем их различие друг от друга?

38. В чем специфика религии как формы общественного сознания?

39. В повседневной жизни, а частично и в науке широко распространен взгляд на культуру как на такое общественное явление, которое во все времена и у всех народов имело только прогрессивное, положительное значение. Согласны ли Вы с этим суждением? Ответ аргументируйте.

40. Некоторые культурологи предлагают понимать под куль­турой такое поведение человека, которому он учился, а не на­следовал генетически. Можно ли принять такое определение?

41. Что входит в понятие «экологическая культура общества»?

42. В XIX в. основной стратегией развитии науки была диффе­ренциация, во второй половине XX в. все большую роль стали играть интеграционные процессы. Почему? В чем это проявляется?

43. Каково соотношение понятий «развитие», «прогресс», «регресс» в обществе?

44. Какие глобальные проблемы современности Вы можете назвать? По каким признакам Вы их определяете?

45. В чем состоит проблема соотношения общественного про­гресса и войны?

46. Как связана проблема НТР со всеми другими глобальны­ми проблемами?

47. Атомная энергетика: ее «плюсы» и «минусы». Возможны ли варианты? Если «да», то какие?

48. Правильно ли такое определение прогресса: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отноше­нии; воплощение в общественных формах истины и справедли­вости — вот краткая формула, обнимающая все, что можно считать прогрессом». Какие недостатки Вы можете найти в этом определении?

49. Известно, что изменение характера собственности пре­допределяет формирование ключевых социальных, а в конеч­ном счете и политических институтов. В связи с этим как пони­мать высказывание Жан-Жака Руссо: «Тот, кто первый оградил свой участок земли — положил начало современной цивилиза­ции со всеми ее достижениями и пороками»?

лове

Методические рекомендации по выполнению СРС

I. Содержание и виды работ, включаемые в СРС

СРС по дисциплине «Философия» для всех специальностей очной формы обучения включают в себя следующие обязательные компоненты:

1. Составление кроссвордов и глоссарий, раскрывающих содержание наиболее значимых философских понятий. Обязательными компонентами этого задания будут понятия: «Материя», «Сознание», «Бытие», «Онтология», «Гносеология», «Методология» и др.

2. Письменные контрольные работы и подготовка рефератов по некоторым фундаментальным мировоззренческим проблемам. В этот вид СРС будут включены следующие задания:

● Изучить генезис философских понятий «Метафизика» и «Диалектика», ознакомиться с комментариями и выводами философских школ и направлений о них. Выделить общность и различие между ними;

● Изучить произведение Августина Блаженного «Исповедь», и подготовить письмо ее автору (научно – мировоззренческого характера);

● Изучить генезис философских течений «Материализм» и «Идеализм», ознакомиться с комментариями и выводами философских школ и направлений о них, и выделить общность и различие между ними;

● На основе законов диалектики установить преемственную (эволюционную) связь между геоцентрической системой Птоломея и гелиоцентрической системой Коперника;

● Изучить «Основной закон философии», ознакомиться с комментариями и выводами философских школ и направлений о нем, и выделить общность и различие между ними;

● Подготовить в виде доклада собственное видение будущей естественно научной картины мира (гиппотетическую);

● Опровергнуть с научно-мировоззренческих позиций пять постулатов Ф. Аквинского о бытие Бога

3. Логические задачи и упражнения. Ниже приведены задачи, которые в обязательном порядке будут включены в СРС:

● Две логические задачи мировоззренческого характера – «Почему вымерли динозавры?» и «Почему сегодня мы не наблюдаем превращение обезьян в человека?»

● Две логические задачи из философских традиций: «Белая лошадь» Гунь-сунь Луна.и апорий Зенона «стрела»

● Логическая задача о том, почему изобретение китайцами в 9 веке пороха и его проникновение в Западную Европу, как один из факторов, ускорило разложение феодального строя на Западе.

● Логическая задача по изречению К. Маркса: «Деньги – это отчужденная родовая сущность человека». Нужно ответить, что имел в виду Маркс?

II. Рекомендаций по выполнению СРС

1. Для изучения, проработки и выполнения, указанных в перечне СРС вопросов, студенту необходимо ознакомиться со списком основной рекомендуемой литературы (смотрите Список литературы, указанный в Силлабусе), и, получив их в библиотеке, приступить к самостоятельному их изучению.

2. Для успешного выполнения заданий по составлению кроссвордов и глоссарий следует выработать навыки и умение по работе со словарями, запастись нужными словарями по философии, особенно, изданиями последних лет.

3. Для подготовки письменных контрольных работ и решения логических задач и упражнений необходимо восстановить все свои прошлые знания по пререквизитам, обратив, при этом, особое внимание на повторное познание основных мировоззренческих проблем фундаментальных общеобразовательных учебных дисциплин.

4. В ходе изучения, часть материалов (на усмотрение студента) необходимо законспектировать в тетради в тезисной форме. При рассмотрении работы студента, эти конспекты будут обязательно проверены преподавателем.

5. Требования к написанию и оформлению рефератов. Реферат – это краткое изложение основных положений книги, учения или научной проблемы в письменном виде. Тема реферата должна быть выбрана студентом из перечня тем, рекомендуемой кафедрой. При написании реферата обязательно должны быть соблюдены все требования по ее оформлению и использована дополнительная литература. Рекомендуется следующая структура реферата.

Структура реферата:

§ Титульный лист,

§ Содержание,

§ Введение,

§ Основная часть,

§ Заключение,

§ Список использованной литературы.

О содержании структурных элементов реферата:

▪ Во введении необходимо аргументировать актуальность выбранной темы, либо объяснить, почему данная тема заинтересовала автора работы.

▪ В основной части следует подробно изложить основные положения выбранной темы и собственные результаты ее изучения. И если имеются выводы, замечания и предложения к основному содержанию темы, то их следует обосновать. Причем, последовательность изложения, доказательность анализа содержания выбранной темы и свои выводы должны быть согласованы с планом основной части реферата.

Заключение реферата должно быть кратким и содержать итоговые выводы, замечания и предложения студента к основным положениям выбранной темы. В случае, если в ходе написания реферата будут подняты некоторые проблемы, имеющие научно-практический характер, студент может дать конкретные рекомендаций по их решению.

Объем реферата должен вместиться в 15-20 страницах компьютерного текста. Реферат может быть написан студентом от руки либо набран на компьютере 14 шрифтом. Размеры полей: сверху и снизу – 2, 5 см, слева – 3, 0 см, справа – 1, 0 см.

▪ Используемая литература оформляется следующим образом:

а) книги - фамилия и инициалы автора, название книги, место и год издания, количество страниц в книге.

Например: Ильин В.В. История философии. СПб.: Питер, 2005. – 732 с.

б) статьи из сборников и журналов – фамилия и инициалы автора статьи, название статьи, название сборника или журнала, место и год издания (либо год и номер выпуска), количество страниц в книге, указание страниц, на которых находится статья.

Например: Тостов С.П. Религия народов Средней Азии // Религиозные верования народов. М., 1932. –350с. – С.241-379.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989. № 9. – С.41-59.

в) статьи из газет – название газеты, дата выпуска номера газеты.

Например: Казахстанская правда. 2010, 6 марта.

Примечание: по готовности реферат необходимо сдать на проверку преподавателю. Реферат засчитывается лишь после того, как студент ответит на вопросы преподавателя по теме реферата.

III. Подведение итогов по СРС. Все виды самостоятельной работы студентов строго обязательны для выполнения. Количество максимальных баллов, которые студент имеет возможность получить за каждый вид работы, указано в рабочей учебной программе (силлабусе) по дисциплине «Философия» для обучения студентов очной формы всех специальностей.

 

В качестве примера решения логических задач, дается обоснование методологии решения мировоззренческой задачи – почему сегодня мы не наблюдаем превращение обезьян в человека.

 

Необходимые пререквизиты для решения

данной задачи

1.Для решения этой задачи необходимо вспомнить основные мировоззренческие проблемы, изложенные в фундаментальных общеобразовательных учебных дисциплинах средней школы.

 

 

2.Также необходимо познакомиться с основными теоретическими положениями ряда мировоззренческих проблем современной концепции естествознания, как о происхождении Вселенной, происхождении жизни на земле, происхождении человека, об эволюционной теории Ч. Дарвина и др.

 

 

3. Задача, его смысл и решение будут более убедительными и наглядными в схематическом изображений.

 



Заключение

 

1. Человек по биохимическим особенностям и генетическим признакам очень близок к шимпанзе. Так, белки человека и шимпанзе близки на 99%, хромосомы и участки ДНК тоже одинаковы. Что подтверждает наличия общего предка. Всего у человека»3млн. ген.

2. Морфологический шимпанзе и человек далеки друг от друга, что доказывает разные пути и формы их эволюции. Следует отметить, что эволюция человека происходила под влиянием его общественно-практической деятельности. То есть труд является главной причиной происхождения современного человека.

3. Как в истории не бывает сослагательного наклонения, так и эволюция в живой природе, это необратимый исторический процесс, и в ней исключается повторение пройденного пути. И шимпанзе, горилла и другие обезьяны сами являются плодами эволюции подобно человеку, и потому сегодня они никак не могут превратиться в человека. То есть, нельзя повернуть ход истории вспять.

Но оппоненты эволюционной теории Ч. Дарвина, не соглашаясь с данным философским обоснованием, продолжают настаивать на своем и вопрошают: почему выжили «низшие» человекообразные и другие обезьяны, но не выжил, ни один «высший» «обезьяночеловек». Они полагают, что «с точки зрения эволюции, очевидная сегодня пропасть между человеком и обезьянами кажется странной. Согласно теории эволюции, животные, поднимаясь по эволюционной лестнице, становились все более способными к выживанию. Почему же тогда сохранились «низшие» семейства обезьян, но не остался ни один представитель предполагаемых промежуточных форм, казалось бы, дальше продвинувшихся в эволюции? Сегодня мы видим шимпанзе, горилл и орангутангов, но не видим никаких «обезьянолюдей».

Кажется ли это правдоподобным, чтобы вымерли не низшие человекообразные обезьяны, а все представители более современных и, предположительно, более продвинутых «связующих звеньев» между обезьяноподобными существами и современным человеком?» (стр. 84, издания на русском языке).

На что философия отвечает, что эволюционная теория доказывает жизнеспособность существ более высокой ступени, по отношению к существам предыдущей ступени относительно появививщихся новых условий. В данном случае, речь идет об изменениях, детерминированных условиями возникавшей социальной среды. А что касается новой социальной среды, в которой наши предки, эволюционировавшие, из «высшего» «обезьяночеловека» боролись за свое выживание, происходил посредством более успешного накопления незначительных, последовательных, благоприятных изменений приспособления их к ней, что позволило им, в ходе борьбы за выживание, вытеснить из данной среды «обезьянолюдей». Те, естественно, не смогли успешно адаптироваться к новым условиям, ибо у них еще была сильная зависимость от окружающей природы. Тем самым, в природной среде они не смогли составить конкуренцию низшим человекообразным обезьянам, а в новой социальной среде – нашим предкам.

Список использованной литературы

1. Ильин В.В. История философии. – СПб, 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник – М., 2002 (2003, 2004).

3. Сегизбаев О.А. История казахской философии: От первых архаичных представлений древних до философии развитых форм первой половины ХХ столетия: Учебник для вузов. – Алматы, 2001.

4. Задачи и упражнения по диалектическому материализму / Сост. В.Н. Гасилин. Саратов, 1988.

5. Исторический материализм: Задания и упражнения. Минск, 1980.

6.Кочергин А.Н., Плесский Б.В., Уемов А.И. Философский ла­биринт: Сб. задач и упражнений по философии. М.: МГУ, 1992.

7. Практикум по философии / Сост. В.И. Гомулов, В.А. Мейдер, Е.М. Фрадлина. Волгоград, 1991.

8. Сагатовский В.Н., Селиванов Ф.А., Дмитриенко В.А. Сбор­ник упражнений по диалектическому материализму. Томск, 1968.

9. Сборник упражнений и практических заданий по диа­лектическому материализму. Минск, 1978.

10. Философия в вопросах и задачах: Диалектический мате­риализм / Под ред. Г.В. Платонова, И.В. Хорева. М., 1977.

11. Практикум по философии: (Задачи и упражнения) / Сост. В.А. Мейдер. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999.

12. Философский энциклопедический словарь. – М: Инфра, 2004.

 

.


 


 


 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.