Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логические задачи






1. По преданию, Фалес очень сильно любил детей, особенно своего племянника (сына родной сестры). Видя это, его друзья часто приставали к нему вопросом: почему он не жениться и не обзаведется своими детьми? На что Фалес отвечал: из-за очень сильной любви к ним, он не хочет обзавестись детьми. Нужно прокомментировать суть содержания ответа Фалеса.

2. Разъясните следующую мысль Гераклита (ок. 544 — ок. 483 до н.э.): «Гомер был неправ, молясь, чтобы борьба ис­чезла с лица земли; ибо, если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы».

3. По литературным источникам известно, что Древние философы крайне недоброжелательно относились к женщинам? Как вы думаете, с чем это было связано?

4. Почти все античные философы были против женитьбы и обзаведения семьей. В этой связи Демокрит говорил, что если судьба заставит тебя жениться, то нужно выбрать жену простую, молчаливую и маленькую. Чем можно объяснить позицию Демокрита?

5. Почему в древности, в том числе и в Античной Греции, еще не было (и не могло быть) четкого разделения между философией и другими науками, а философы одновременно были и математиками, и астронома­ми, и механиками, и т. п.?

Занятие № 5. Средневековая философия Западной Европы и арабо-мусульманского Востока

Цель занятий: познакомить студентов с основными положениями западноевропейской и арабо-мусульманской философий эпохи средневековья, спецификой, содержанием и основными источниками ее формирования. Помочь студентам усвоить характер проблем и главные темы предметной сферы средневековой философии. Раскрыть основные философские идеи в творчестве философов и мыслителей Западной Европы и Арабского Востока.

Основные вопросы:

1. Своеобразие западноевропейской средневековой философии и этапы ее развития.

2. Философия Августина Блаженного и Ф. Аквинского.

3.Натуралистические и рационалистические идеи в философии восточной перипатетики (Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сина).

4.Догматическая теология и мистика в арабо-мусульманской философии (Аль-Газали, Суфизм, «Чистые братья»).

Методические рекомендаций: задание имеет индивидуально-групповой характер, подготовку к семинарскому занятию можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. Само занятие рекомендуется провести в форме дискуссии, где студенты будут разделены на две группы. Одна группа будет занимать теистическую позицию, а вторая – атеистическую позицию. Они должны рассмотреть следующие вопросы и выразить по ним свои позиции:

1. Что означает, что человек создан по образу и подобию Бога?

2. Что такое зло и добро?

3. Человек совершает зло по божьему замыслу, или же по своему усмотрению.

На СРСП будет проведено тестирование по основным проблемам генезиса и функционирования Средневековой философии Западной Европы и арабо-мусульманского Востока, и, рассмотрены логические задачи и упражнения, прилагаемые к теме.

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 5

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Можно ли утверждать, что средневековая философия является синтезом двух традиций: христианского откровения и античной философии? Обоснуйте свой ответ.

2. Правильно ли утверждать, что под реализмом в средне­вековой философии подразумевалась позиция, согласно кото­рой подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи, предметы эмпирического мира?

3. Соответствует ли действительности суждение о том, что в средневековой философии под номинализмом понималась позиция, согласно которой подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи, предметы эмпирического мира?

4. Назовите основного систематизатора средневековой схолас­тики зрелого этапа ее развития? Что Вы о нем можете рассказать?

5. Объясните тезис: «Философия — служанка богословия». Кто из схоластов его выдвинул и почему?

6. Объясните смысл принципа креационизма. Какое отно­шение он имеет к онтологии средневековой философии?

7. Объясните термины «дуализм» и «монизм». Какой из них следует отнести к средневековой, а какой — к античной фило­софии и почему?

8. «И если (Бог) отнимет от вещей свою... производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они созданы».

Чьи это слова, и из какого произведения? Как называется учение, содержащее этот тезис?

9. «Философ — не тот, кто философствует сообразно стихиям мира сего, а — сообразно Богу, которым сотворен сам мир». Кому принадлежат эти слова? Как называется учение о философии, выраженное в приведенном тезисе?

10.Приведите доказательства бытия Божьего так, как это делал Фома Аквинский. Сможете ли Вы его опровергнуть?

11.Что такое томизм и каковы его принципы? Когда он воз­ник, кто его основатель, и в каком виде он существует в наше время?

12.Объясните понятия «религия» и «теология», их сход­ство и различия. Рассмотрите их употребление в известных Вам философских системах. Сопоставьте их с понятием «философия».

13. РПЦ считает, что «собственником всех земных благ является Бог, который предоставляет человеку право временного пользования своей собственностью. Поэтому, человеку необходимо «воспринимать собственность как дар Божий, данный для использования во благо себя и ближним». Исходя из чего, следует вопрос: если все земные блага божьи, то Бог должен предоставлять их, в первую очередь, истинным верующим, живущим в нужде, но, как известно, эти блага находятся в руках у тех, которые особо и не празднуют религию. Попробуйте прокомментировать эту не стыковку.

14. Теологи и религиозные деятели утверждают, что религиозные ценности абсолютны и непреходящи, и что эти ценности есть детища той или иной религии. Попытайтесь опровергнуть данное утверждение, и обосновать, что эти ценности являются продуктом социальной практики человечества.

15. Теологи и их апологеты утверждают, что «Религия является такой предельной идентичностью, укореняющей человека в предельном основании бытия и дающей человеку ощущение защищенности вопреки всем происходящим изменениям». Прокомментируйте, о чем идет речь?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.