Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логические задачи. 2. Проанализируйте суждение М. В






1. Французский философ О. Конт утверждал, что эпоха философии миновала навсегда, что положительные науки, или «позитивные» (физика, химия, биология и т. д.), не нуждаются в философии, так как в состоянии сами решать все задачи. Они «сами по себе» философия. Прав ли Конт, прокомментируйте?

2. Проанализируйте суждение М.В. Ломоносова о том, что «истинный химик должен быть теоретиком и практиком. Сле­довательно, должен быть также философом».

3. Почему одной профессионально-технической подготов­ки недостаточно для того, чтобы быть хорошим специалистом, правильно и компетентно разбираться в своей работе, а нужно еще хорошо владеть философской теорией?

4. Прокомментируйте суждение Аристотеля о том, что удив­ление побуждает людей философствовать. Помогает ли философия удовлетворить любопытство и получить ответы на все вопросы?

5. Можно ли, опираясь только на философские предпосылки, получить конкретно-научное знание, например, вывести логически из философских положений знание о строении Все­ленной, структуре вещества, законах развития общества и т. п.?

7. Современная медицина признает, что причиной некоторых болезней может быть самовнушение человека. Постоянная длительная вера пациента в то, что он болен какой-то болезнью, может, в конце концов, привести к возникновению у него этого заболевания. Но в таком случае идея болезни оказывается, первичной, а сама болезнь вторичной! Но ведь это идеализм! В чем причина недоразумения? Как можно материалисти­чески объяснить подобные явления?

8. Какую роль играют «Вера», «Сомнение» и «Убеждение» в процессе познания окружающей действительности?

9. Директор русского музея Ирина Антонова в одном из своих интервью заявила, что настоящая жизнь у человека начинается после 80 лет. Тогда ей уже было 92 года. Также следует принять во внимание ее физиобиологическое состояние: она очень хорошо выглядела, и сама ездила на работу за рулем собственной машины. Прокомментируйте ее высказывание.

10. Социологический опрос студентов в 2012 г. в городе Астане показал, что 80 % студентов готовы дать взятку преподавателям и «разрулить» сессию. Респондентов было 1200 человек из ВУЗов г. Астаны. Из чего следует вопрос: почему такое положение крайне опасно для студента в личностном плане?

Занятие № 2-3. Зарождение и генезис философии Древнего Востока

Цель занятий: изучить историю возникновения и развития философской мысли в Древней Индии и Древнем Китае, их специфику и национальные особенности. Помочь студентам понять характер взаимодействия философии и культуры, и его влияние на быт и традицию народов Востока. Студенты должны усвоить учения основных философских школ и направлений Древнего Востока, и генезис их предметной сферы.

Основные вопросы:

1. Истоки и причины зарождения философской мысли Древнего Востока.

2. Этапы генезиса, основные школы и направления Древнеиндийской философии.

3. Самобытность древнекитайской цивилизации. Этапы генезиса, особенности предметной сферы и основные школы и направления Древнекитайской философии.

Методические рекомендаций: подготовку к семинарскому занятию студенты могут, проводит как в индивидуальной, так и в групповой форме. Для более глубокого усвоения темы, нужно в письменном виде провести сравнительную оценку особенностей Древнеиндийской и Древнекитайской философии по основным направлениям и школам, содержанию их философских предпочтений, методологическому инструментарию и предметной сфере. Опрос будет проводиться в устной форме, письменные работы будут оценены отдельно, во внеурочное время. В ответах студенты должны продемонстрировать глубокое знание темы, обратив особое внимание на следующие проблемы:

1.Что способствовало активизации социально-экономического развития стран Древнего Востока, и почему переход от бронзы к железу инициировал объективную потребность в рождении философии?

2. Кто такие шраманы, и почему именно они генерируют процесс противостояния Брахманизму?

3. Почему Самхиты Вед обрастают комментариями? Почему проблемы бессмертия души и реинкарнации находят должную поддержку в учении Брахманизма?

4. Почему стержнем китайской философии выступает триада – «знание – действие - нравственность»?

5. Почему конфуцианству удалось обрести статус государственной идеологии?

На СРСП будут рассмотрены логические упражнения и задачи, и проведено тестирование по основным проблемам генезиса и функционирования Древнеиндийской и Древнекитайской философии.

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 2-3

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Начиная с ведийского периода, всем философским школам Древней Индии была присуща специфическая практическая направленность. Прокомментируйте эту специфическую черту Древнеиндийской философии.

2. Как известно, почти все школы Древнеиндийской философии одним из значимых средств отчуждения человека от страданий считали медитацию и достижения нирваны. Можно ли эти приемы отнести к предметной сфере философии.

3. Последователи школы «Чарвака-Локоята» скептический относились к идее существования души после смерти человека, о «благоприятном новом рождении», якобы обеспечиваемом соблюдением ритуалов и подношениями жрецам. При этом, они использовали следующие аргументы: «если душа способна переходить из одного тела в другое, то почему человек не помнит свои прошлые рождения? Если человек после смерти возрождается в новом теле, то почему он не пытается принять прежний облик из любви к оставленным им близким? Наблюдения над младенцем не свидетельствуют о наличии разума, перешедшего от прошлого существования; В старости сознание угасает вместе с упадком жизненных сил; Никто не наблюдал сам процесс трансмиграции, все представления о нем строятся на предвзятых идеях». Прокомментируйте эти опровержения.

4. Какую роль в развитии культуры Китая сыграла подчиненность Древнекитайской философии политико-этической ориентации?

5. Стержнем китайской философии является триада – «знание – действие - нравственность». Как, такая ориентация повлияла на развитие философии в Китае и почему?

6. Какое значение в Натурфилософии Китая придавалось гармонии и почему?

7. Что Конфуций имел в виду, говоря: «…мораль благородного мужа подобна ветру; Мораль низкого человека подобна траве? Трава наклоняется туда, куда дует ветер»?

8. В периодизации китайской философии выделяют два значимых периода: «Золотой век» и «Май 1919 г.». Объясните, с чем это было связано?

9.. В китайской культуре и философии «Небо» считается высшей, целенаправляющей силой, божеством, а сам Китай называют «Поднебесной страной». Прокомментируйте, как такое утверждение согласуется с этнополитическими нормами демократии?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.