Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.






1. Общие сведения о коллективе и история его формирования (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей).

2. Руководство и организация классного коллектива:

а) организующее ядро класса, его актив. Самостоятельность коллектива и настойчивость, требовательность к себе и другим, организаторские способности, забота об отдельных товарищах, отношение к общественному мнению;

б) наличие в коллективе неофициальных «вожаков», характер их влияния на класс, причины их влияния, отношение к «вожакам» актива класса; наличие «отверженных», причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей; взаимоотношения внутри коллектива (степень сплочённости коллектива, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса, проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения); критика и самокритика в коллективе, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между отдельными членами коллектива, эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива;

в) личность классного руководителя и его влияние на коллектив (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.); отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди учащихся.

3. Содержание и характер коллективной деятельности:

а) учебная деятельность (общая характеристика успеваемости и дисциплины, борьба класса за высокую успеваемость, наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, её форма и организация); дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалка, подсказка, списывание);

б) жизнь коллектива вне учебных занятий; интерес к современным политическим событиям, музыке, литературе и спорту, коллекционированию т.д.; формы проявления этого интереса (читательские конференции, посещение театров, кино, их обсуждение, диспуты и т.д.); участие классного коллектива в общественной жизни;

в) общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива; виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины в общественно полезном труде.

4. Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего «эмоционального климата» в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряжённо-нервозный и т.д.). Характер дисциплинированности. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношение его членов, пути их ликвидации.

 

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КЛАССА.

Коллектив класса при его рассмотрении должен рассматриваться, прежде всего, с точки зрения воспитательных возможностей. А это во многом зависит от характера и содержания коллективной жизни и деятельности. Важно выявить отношение классного коллектива к учению: как добросовестно относится он к своим учебным обязанностям, заинтересован ли учебными дисциплинами и какими. Глубокий интерес к учению выявляется не только в успеваемости класса, но и в кружковой работе, олимпиадах.

Важно обратить внимание, насколько учебная деятельность объединяет ребят, есть ли в классе взаимопомощь, переживают ли ребята успехи и неудачи своих товарищей, борются ли за высокую успеваемость. Характер жизни коллектива проявляется и вне занятий. Практикант выявляет, охотно ли школьник участвует в общественном труде, в интересных и полезных делах школы, возникает ли трудовое сотрудничество, взаимопомощь, формирующие чувство коллективизма.

Анализируя содержание и формы коллективной деятельности класса, необходимо особенно отметить, как она связана с жизнью всего школьного коллектива, со всем обществом.

И, наконец, следует обратить внимание на сложившиеся межличностные отношения, так как их система во многом определяет воздействие коллектива на личность, её самочувствие, создаёт общий эмоциональный климат в классе.

Отношение между учащимися в коллективе складываются в двух направлениях: деловые отношения и личные. Деловые отношения определяет общественная функция каждого члена коллектива, в связи, с чем один может требовать, другой должен подчиняться, исполнять. Но при этом дети не безразлично относятся друг к другу как личности. Одним симпатизируют, другие безразличны; к кому-то тянутся, хотят дружить, других внутренне отвергают. Эти неформальные внутренние отношения оказывают сильное воздействие на жизнь каждого школьника и на деятельность коллектива в целом.

Известно, что для каждого ученика в классном коллективе, как правило, есть своя микросфера, свой круг ближайшего общения, свой микро коллектив, в котором он принят и занимает своё место, играет свою роль. Эта группа называется референтной. Именно здесь складываются особые отношения. Своя этика, свои не писаные законы. И если групповая этика и содержание малых групп противоречат требованиям классного (школьного) коллектива, то это часто сводит к нулю его воспитательные возможности.

Не всегда официальная структура классного коллектива соответствует реальным межличностным отношениям. Не всегда активисты являются наиболее авторитетными. Часто лидерами класса являются школьники, не занимающие никаких «должностей», в том числе и отрицательно влияющие на других детей. Нетрудно представить, насколько важно знать учителю межличностные отношения детей, лидеров класса и «отверженных», чтобы эффективно управлять коллективом и активно влиять на формирование каждой личности.

Из курса общей психологии студенты знают социометрические методы исследования межличностных отношений в коллективе. В период педагогической практики они становятся темой самостоятельных исследований, без чего немыслим учительский труд.

 

 


Методические и организационные рекомендации преподавателям:

 

Факультетский руководитель:

  • обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики по факультету, составляет общефакультетский план-график проведения практики;
  • устанавливает связь с базами практики, распределяет студентов по местам практики и оформляет документы к оплате руководителей практики учебно-воспитательных учреждений;
  • вносит предложения по совершенствованию практики,
  • контролирует работу групповых руководителей практики, администрации и учителей (преподавателей) учебно-воспитательных учреждений по руководству практикой; выборочно посещает уроки и другие мероприятия, проводимые студентами, принимает меры к устранению недостатков в организации практики;
  • организует подведение итогов практики;
  • составляет общефакультетский отчет по итогам педагогической практики за учебный год и предоставляет его руководителю практики университета.

Групповой руководитель:

  • распределяет совместно с руководителем учебно-воспитательного учреждения студентов по классам (группам), а с преподавателем по предмету - темы уроков и внеклассных занятий между практикантами;
  • осуществляет методическое руководство педагогической практикой студентов;
  • консультирует студентов совместно с преподавателями кафедры педагогики и психологии по составлению индивидуального плана на весь период практики, конкретизировать в соответствии с программой практики содержание учебных, внеклассных занятий, мероприятий по классному руководству и психолого-педагогическому изучению коллектива класса (группы) или одного учащегося;
  • обеспечивает проведение студентами уроков и внеклассных занятий, консультирует студентов при подготовке к урокам и внеклассным занятиям по предмету, проверяет и утверждает их планы и конспекты, присутствует на уроках и внеклассных занятиях, анализирует и оценивает их, контролирует выполнение индивидуальных планов работы студентов;
  • собирает и анализирует документацию, предоставленную студентами, составляет отчет по итогам практики и представляет их факультетскому руководителю;
  • принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике в университете, а также совещаниях, посвященных педагогической практике, проводимых в учебных заведениях, являющихся базами практики;
  • оценивает результаты практики студентов.

Преподавателя педагогики:

  • осуществляет руководство педагогической практикой студентов (2-3 курса), на старших курсах консультирует их по актуальным вопросам обучения, воспитания и профессиональной ориентации;
  • планирует совместно с классным руководителем (воспитателем, мастером производственного обучения) воспитательную работу практикантов с учащимися, консультирует их и обеспечивает выполнение заданий;
  • посещает уроки и внеклассные занятия практикантов, оказывает им помощь в подготовке и проведении уроков и внеклассных занятий, оценивает эти занятия совместно с групповым руководителем;
  • оказывает помощь студентам в изучении и учете индивидуальных особенностей учащихся;
  • принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике;
  • участвует в проведении зачета по практике и выставлении общей оценки, составляет часть отчета по педагогике и представляет ее факультетскому руководителю по практике.

Преподавателя психологии:

  • осуществляет консультации по психолого-педагогическому изучению отдельных учащихся и коллектива в целом;
  • посещает (выборочно) уроки и внеклассные мероприятия практикантов и участвует в их анализе;
  • принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике;
  • участвует в проведении зачета по практике и выставлении общей оценки, составляет часть отчета по психологии и представляет ее факультетскому руководителю по практике.

Администрация и преподаватели учебного учреждения (базы практики)

Руководитель практики от учебного заведения:

  • обеспечивает нормальные условия прохождения педагогической практики, проводит работу с преподавателями, обслуживающим персоналом и учащимися по вопросам предстоящей практики;
  • знакомит студентов с учебным учреждением, составом преподавателей, научной, методической, воспитатальной учебной работой учебного заведения, внутренним распорядком, учебно-производственной базой (кабинетами, мастерскими, библиотекой и др.), с общей постановкой учебно-воспитательной работы, предоставляет практикантам возможность присутствовать на заседаниях педагогического совета, предметных (профильных) комиссии, родительского комитета, знакомит с планами их работы;
  • совместно с групповым руководителем практики прикрепляет студентов к классам (группам);
  • посещает (выборочно) уроки, воспитательные и другие мероприятия студентов-практикантов и принимает участие в их обсуждении;
  • на основе обобщения опыта вносит предложения по совершенствованию педагогической практики;
  • проводит совещание по итогам педагогической практики в учебно-воспитательном учреждении и, по возможности, участвует в установочных и итоговых конференциях в университете.

Преподаватель (учитель-предметник):

  • знакомит прикрепленных к нему студентов с основами педагогической деятельности, с планом своей учебно-воспитательной работы, проводит открытые уроки и внеклассные занятия, организует их обсуждение;
  • совместно с групповым руководителем практики намечает и распределяет между студентами темы уроков и внеклассных мероприятий по предмету, помогает составлять индивидуальные планы педагогической практики;
  • консультирует студентов при их подготовке к проведению уроков, просматривает и утверждает планы-конспекты предстоящих уроков;
  • оказывает студентам помощь при подготовке уроков разного типа, проведении практических и лабораторных занятий и др.;
  • участвует в анализе и оценке каждого данного студентами урока;
  • поручает студентам проведение занятий с отстающими, кружковых занятий проверку тетрадей, изготовление наглядных пособий, демонстрацию учебных кино- и диафильмов, подготовку лабораторных работ и т.д.;
  • дает характеристику студентам и оценку их учебно-методической работы;
  • участвует в совещании, проводимом руководителем учебно-воспитательного учреждения по педагогической практике.

Классный руководитель (воспитатель):

  • знакомит студентов с составом учащихся класса (группы), с их личными делами, успеваемостью, посещаемостью, поведением, с основными воспитательными задачами и планом своей работы;
  • совместно с преподавателем педагогики и групповым руководителем конкретизирует воспитательные задачи программы практики, помогает студентам при составлении плана воспитательной работы, утверждает план, контролирует его выполнение, дает консультации;
  • совместно с преподавателем психологии руководит работой практикантов по изучению учащихся и составлению психолого-педагогических характеристик;
  • присутствует на самостоятельных (зачетных) воспитательных мероприятиях студентов, участвует в их обсуждении и оценке;
  • привлекает студентов к текущей воспитательной работе с классом (группой) (дежурство, посещение учащихся на дому, беседы с родителями и др.);
  • дает характеристику студентам, оценку их воспитательной работы;
  • участвует в совещании, проводимом руководителем учебно-воспитательного учреждения по педагогической практике.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.