Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура дефекта психического развития






Л. С. Выготский говорит о необходимости различать:

  1. первичный дефект и
  2. вторичные осложнения развития.

Он пишет о том, что неправильно было бы выводить все симптомы, все особенности психики умственно отсталого ребенка из основной причины его отсталости, т. е. из факта поражения его головного мозга. Поступать так значило бы игнорировать процесс развития. Отдельные симптомы находятся в различном и чрезвычайно сложном отношении к основной причине. «Все симптомы не выстраиваются в один ряд, каждый член которого находится в совершенно тождественном отношении к причине, породившей весь ряд» 18, — пишет Л. С. Выготский.
Эти чрезвычайно важные, еще не получившие адекватной оценки мысли Л. С. Выготского имеют, разумеется, более широкое значение. Они важны не только для дефектологии, но и для психопатологии в целом.
Л. С. Выготский предлагает при оценке развития психики умственно отсталого ребенка отличать ядерные признаки * умственной отсталости от вторичных и третичных наслоений, надстраивающихся над этим ядром.
* (Недостаточно хорошо, по его мнению, изученные, но в основном определенные).
Далее Л. С. Выготский пишет:

  • «Первым и наиболее частым осложнением, возникающим как вторичный синдром при умственной отсталости, оказывается недоразвитие высших психологических функций. Под этим разумеют обычно недоразвитие высших форм памяти, мышления, характера, слагающихся и возникающих в процессе социального развития ребенка.
  • При этом замечательным является тот факт, что само по себе недоразвитие высших психологических функций не является обязательно связанным с картиной дебильности»19.

Различение первичных и вторичных дефектов развития имеет, по мнению Л. С. Выготского, не только теоретический, но и сугубо практический интерес в том смысле, что вторичные осложнения и задержки оказываются наиболее поддающимися лечебно-педагогическому воздействию..

  • Теории компенсации в основе имеют
    • философские идеи о сущности человека,
    • научные исследования
      • физиологических возможностей
        человеческого организма и
      • закономерностей функционирования организма.

В тех системах психологии, в которых центром является личностная целость, идея сверхкомпенсации играет доминирующую роль.

Явление сверхкомпенсации получило широкое применение когда психику человека стали изучать в системе организма, как его своеобразную и высшую функцию. Это подобно тому процессу, когда в случае удаления какого-либо органа из парных другой принимает на себя его функцию и подобно этому компенсаторно развивается ЦНС, беря на себя компенсацию, утончая и совершенствуя работу органа. Выготский еще сравнивает сверхкомпенсацию со сверхздоровьем, полученным человеком в результате прививки.

Главное движущей силой становится чувство собственной малоценности.Путь к соверешенству лежит через преодоление трудностей., затрудение функции есть стимул к ее повышению..

Примеры: слепой Бетховен, щуплый, болезненный Суворов, заика Демосфен, ставшия выдающимся оратором., слепо-глухо-немая Е.Келлер, известная американская писательница, проповедница оптимизма.

Вся идея сверхкомпенсации можно выразить законом запруды Т. Липпса, это общий закон психической деятельности: если психическое событие прерывается или тормозится в естественном течении или если в последний вступает в каком-либо пункте чуждый элемент, то так где наступает перерыв, задержка или возмущение течения психического течения, там происходит затопление. Энергия концентрируется в данном пункте, повышается и может и может преодолеть задержку и может пойти окольным путем.

Дефект- основная движущая сила развития и целевая точка жизненного плана.

Воспитание детей с различными дефектами должно базироваться на том что одновременно с дефектом даны ребенку и психологические тенденции компенсаторных возможностей для преодоления дефекта. Конечная цель воспитание ребенка с дефектом - социальная полноценность.

Дефект не только слабость но и сила. Необходимо развеять неясности связанные со сверхкомпенсацией:

1.Свкомп крайняя точка одного из 2 возможных исходов процессов реабилитации. Другой полюс - неудача, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность психологической позиции. Между концами все возможные степени компенсации от min до max.

2. Не должно быть идеализирования болезни, культивирование слабости. Теория компенсации оценивает не страдание, а преодоление его; не слабость сама по себе, а заключенные в ней силы и импульсы.

3. СВкомп необходимо отграничить от теории компенсации органов.

4. Нет разницы в воспитании зрячего или слепого ребенка, новые условные связи завязываются одинаковым способом с любого анализатора. Влияние организованных внешних воздействий определяет воспитание особого ребенка.

Ограничиваться этим нельзя, разница в воспитании конечно есть. Он может быть приравнен к норме но достигает освоения знаний и навыков иным способом.

Действие процесса сверхкомпенсации определяется 2 моментами: диапазоном, размером не приспособленности ребенка, углом расхождения его поведения и предъявляемых к его воспитанию социальных требования с одной стороны И компенсаторным фондом богатством и разнообразием функций с другой.

Не каждый дефект будет компенсирован.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.