Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Степень нарушения межфункциональных связей как один из параметров дизонтогенеза.






анный параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. Отечественные учёные (А.Н.Леонтьев, П.К. Анохин, А.Р. Лурия) неоднократно подчёркивали, что материальным субстратом высших психических функций являются не отдельные корковые участки, а функциональная система совместно работающих корковых зон. Эти функциональные системы формируются в процессе жизнедеятельности ребёнка, и постепенно приобретают характер сложных межфункциональных связей (8; 11).

В нормальном онтогенезе может быть выделено несколько типов межфункциональных отношений. К ним относятся следующие: явление временной независимости функции, ассоциативные, иерархические связи.

Явления временной независимости функции характерны для ранних этапов онтогенеза. Так, развитие речи и мышления до двухлетнего возраста протекают относительно автономно. Явление независимости характерны для ранних этапов формирования отдельных компонентов психических функций. Так, на ранних этапах становления речи развитие фонетической и смысловой сторон речи протекает изолированно. При этом функция, развивающаяся независимо от определённых психических процессов на данном этапе, в дальнейшем может оказаться наиболее с ними связанной.

Вторым ведущим типом связи на ранних ступенях развития является ассоциативный тип. Для данного типа взаимодействия характерно объединение разномодальных чувственных впечатлений на основе временно-пространственной близости. Это явление указывает на малую дифференцированность психических процессов.

Третий тип взаимодействия психических функций складывается в процессе усложняющейся предметной деятельности и развития форм общения.

Данный тип взаимодействия характеризуется пластичностью и устойчивостью. Фактором, обусловливающим эти признаки, является выделение регуляторных и технических уровней. При этом последние имеют определённую автономность, и каждый из уровней решает свою задачу. Такая организация обеспечивает разгрузку регуляторного уровня в отношении контроля за технической стороной и, как следствие, более широкие возможности для усложнения развития. Вместе с тем, данные условия автономности при нарушении в одном из звеньев функциональной системы способствуют включению компенсаторных механизмов, перестройке базы психического процесса, а не к нарушению его целостности.

Эти типы связей перестраиваются и усложняются в определённой хронологической последовательности, которая обусловлена законом гетерохронии, т.е. разновременностью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Так, каждая психическая функция имеет свой сензитивный период развития и периоды относительной замедленности формирования. Например, для ранних этапов онтогенеза психики характерно опережающее развитие восприятия и речи при относительно замедленных темпах развития праксиса. При этом речь на данном этапе выступает в своей гностической функции, что проявляется в стремлении ребёнка «замеченное ощущение обозначить словесно». В дальнейшем совершенствуется овладение орудийными, функциональными свойствами предмета и закрепление их в слове (формирование понятий). Это приводит к перестройке отношений между восприятием, речью и действием.

В патологии часто наблюдается нарушение механизмов гетерохронии, диспропорциональность развития функциональных систем психики и явление асинхронии. К основным формам асинхронии относят ретардацию, акселерацию и сочетание патологической акселерации и ретардации психических функций.

Ретардация проявляется в незавершенности отдельных периодов развития. Примером является патологически длительное сохранение автономной речи у детей с ОНР.

Явления патологической акселерации отдельных функций может наблюдаться у некоторых аутичных детей, речь которых изолировано и активно развивается в раннем возрасте (до 1 года).

Примером третьей формы асинхронии служит сочетание опережающего развития речи с недоразвитием моторной и сенсорной сферы при детском аутизме (9). Иными словами, на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи.

Большую роль в формировании различных видов асинхронии играют нарушения межфункциональных связей, возникающие при патологиях.

 

Временная независимость психических функций может превратиться в изоляциию. Функция, изолированная от влияния других функций, стереотипизируется. Изолированной может оказаться как повреждённая, так и сохранная функция, нуждающаяся в координирующих воздействиях со стороны повреждённой функции. Примером может послужить моторный репертуар ребёнка, с тяжелой формой умственной отсталости. Моторное поведение в данном случае ограничивается различными стереотипиями, что связано с недоразвитием интеллектуальной и мотивационной сфер.

Ассоциативные связи при органической недостаточности ЦНС характеризуются инертностью, что может привести к их патологической фиксации. Явления фиксации отмечаются как в познавательной, так и в аффективной сфере. Патологическая фиксация приводит к нарушению своевременной инволюции более ранних форм психической деятельности, что также замедляет развитие.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.