Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Время и длительность воздействия повреждений как один из параметров дизонтогенеза.






Время поражения определяет следующий параметр дизонтогенеза. В ходе клинических наблюдений был накоплен материал, подтверждающий положение о зависимости характера нарушения от времени повреждения ЦНС. Так, по мнению Л.С.Выготского, явления недоразвития связаны с воздействием патологических факторов в наиболее раннем возрасте. Поражение нервной системы, произошедшее в более позднем возрасте, чаще всего приводит к явлениям повреждений с распадом структуры психических функций (10). В то же время В.В. Лебединский подчеркивал, что необходимо учитывать длительность периода развития поврежденной функции в нормальном онтогенезе. Установлены следующие закономерности: функциональные системы с относительно коротким временным циклом развития чаще подвергаются повреждению (функции, имеющие подкорковую локализацию); корковые функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредоносных факторов чаще либо характеризуются стойким недоразвитием, либо временно задерживаются в своём развитии. Понимание значимости временного параметра для формирования дизонтогенеза не может быть полным без учёта особенностей сензитивных периодов развития психики ребёнка. Р.С. Немов определяет сензитивный период развития как период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определённых психологических свойств и видов поведения. Сензитивный период развития той или иной функции с одной стороны характеризуется максимальной интенсивностью её развития, а с другой стороны – наибольшей уязвимостью данной функции к вредоносным воздействиям (11). Эта неустойчивость, уязвимость психических функций может вызвать явление регресса. Регресс проявляется либо как временный, либо как стойкий возврат функции на более ранний возрастной уровень. Наибольшая вероятность явления регресса имеется в случаях, когда ранние формы психического реагирования не инволюционируют своевременно, а продолжают сосуществовать с более сложными формами организации психических процессов. Ушаков указывает на то, что регресс может охватывать и достаточно развитые, прочно закреплённые функции психики. Эти случаи отмечаются при выраженном воздействии патологических факторов (травмы, шоковые состояния, тяжелые заболевания, затрагивающие жизненно важные отделы ЦНС). Таким образом, общая картина недоразвития различных функций психики весьма не однородна. При общем повреждении ЦНС в первую очередь страдают функции, сензитивный период развития которых совпадает со временем воздействия патологических факторов. Вследствие этого, как правило, страдают функции, имеющие наиболее тесные связи с повреждённой функцией. В то же время, ряд психических функций, не связанных напрямую с повреждённой функцией, и прошедших период сензитивного развития, могут отставать относительно сохранными.

39в.

Первый параметр связан с функциональной локализацией поражения в головном мозге. В случаях, когда нарушение захватывает регуляторные системы (подкорковые, при нарушении которых отмечается снижение уровня бодрствования, психической активности, патология влечения, и корковые структуры, поражение которых ведёт к расстройствам интеллектуальной деятельности), принято говорить об общих видах дефекта. В то время как частный дефект обусловлен дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса и речи. При этом отмечается определённая взаимосвязь обоих видов нарушения. Так, дисфункция регуляторных систем отрицательно влияет на развитие всех сторон психики и ряда частных функций в том числе. Нарушения же частных функций при прочих равных условиях парциальны и нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем.

 

38.

39. Л.С. Выготский, разработавший концепцию развития аномального ребёнка, указывал на то, что дифференцированный подход в коррекции нарушений развития должен основываться на структурно-динамическом изучении аномального развития, вскрытии его патопсихологических механизмов.

Это положение легло в основу выделения ряда патопсихологических параметров, определяющих характер психического дизонтогенеза.Наиболее подробное описание параметров психического дизонтогенеза представлено в работах В.В.Лебединского, О.С. Никольской (7, 8).

1. Первый параметр связан с функциональной локализацией поражения в головном мозге. В случаях, когда нарушение захватывает регуляторные системы (подкорковые, при нарушении которых отмечается снижение уровня бодрствования, психической активности, патология влечения, и корковые структуры, поражение которых ведёт к расстройствам интеллектуальной деятельности), принято говорить об общих видах дефекта. В то время как частный дефект обусловлен дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса и речи. При этом отмечается определённая взаимосвязь обоих видов нарушения. Так, дисфункция регуляторных систем отрицательно влияет на развитие всех сторон психики и ряда частных функций в том числе. Нарушения же частных функций при прочих равных условиях парциальны и нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем.

2. Время поражения определяет следующий параметр дизонтогенеза. В ходе клинических наблюдений был накоплен материал, подтверждающий положение о зависимости характера нарушения от времени повреждения ЦНС. Так, по мнению Л.С.Выготского, явления недоразвития связаны с воздействием патологических факторов в наиболее раннем возрасте. Поражение нервной системы, произошедшее в более позднем возрасте, чаще всего приводит к явлениям повреждений с распадом структуры психических функций (10). В то же время В.В. Лебединский подчеркивал, что необходимо учитывать длительность периода развития поврежденной функции в нормальном онтогенезе. Установлены следующие закономерности: функциональные системы с относительно коротким временным циклом развития чаще подвергаются повреждению (функции, имеющие подкорковую локализацию); корковые функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредоносных факторов чаще либо характеризуются стойким недоразвитием, либо временно задерживаются в своём развитии. Понимание значимости временного параметра для формирования дизонтогенеза не может быть полным без учёта особенностей сензитивных периодов развития психики ребёнка. Р.С. Немов определяет сензитивный период развития как период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определённых психологических свойств и видов поведения. Сензитивный период развития той или иной функции с одной стороны характеризуется максимальной интенсивностью её развития, а с другой стороны – наибольшей уязвимостью данной функции к вредоносным воздействиям (11). Эта неустойчивость, уязвимость психических функций может вызвать явление регресса. Регресс проявляется либо как временный, либо как стойкий возврат функции на более ранний возрастной уровень. Наибольшая вероятность явления регресса имеется в случаях, когда ранние формы психического реагирования не инволюционируют своевременно, а продолжают сосуществовать с более сложными формами организации психических процессов. Ушаков указывает на то, что регресс может охватывать и достаточно развитые, прочно закреплённые функции психики. Эти случаи отмечаются при выраженном воздействии патологических факторов (травмы, шоковые состояния, тяжелые заболевания, затрагивающие жизненно важные отделы ЦНС). Таким образом, общая картина недоразвития различных функций психики весьма не однородна. При общем повреждении ЦНС в первую очередь страдают функции, сензитивный период развития которых совпадает со временем воздействия патологических факторов. Вследствие этого, как правило, страдают функции, имеющие наиболее тесные связи с повреждённой функцией. В то же время, ряд психических функций, не связанных напрямую с повреждённой функцией, и прошедших период сензитивного развития, могут отставать относительно сохранными.

3. Соотношение первичных и вторичных нарушений составляет ещё один параметр дизонтогенеза. Выделение данного параметра основывается на теорию сложной структуры дефекта, разработанную Л.С. Выготским. Согласно основным положениям данной теории в структуре дефекта можно выделить первичные и вторичные симптомы. Первичный дефект вызван воздействием биологического фактора. Вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального социального развития. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Нередко наблюдается их сочетание (при осложнённой олигофрении отмечается недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых). В случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвестен (шизофрения, аутизм), выделяется не первичный, а «основной» дефект. «Основной» дефект определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в общей структуре психической недостаточности при данном заболевании. Механизм возникновения вторичных отклонений в развитии различен. Как было сказано выше, вторично недоразвиваются функции непосредственно связанные с повреждённой функцией. Примером является недоразвитие понимания речи и собственно экспрессивной речи у детей с нарушением слуха. Вторично страдают также функции, которые в момент воздействия вредности проходят сензитивный период развития. Недоразвитие функций наиболее отдалённых от первично нарушенных менее специфично. Вместе с тем, чем сложнее психический процесс, чем больше опосредован он рядом межцентральных взаимодействий, тем больше факторов может привести к конечному сходному результату вторичных нарушений (7). Так, нарушение понимание речи при сенсорной алалии обусловливает задержку психического развития. Явление задержки психического развития может наблюдаться и в структуре нервно-психичеких расстройств и при нарушениях зрения, двигательной и эмоциональной сферы. Л.С. Выготский рассматривал «вторичный дефект» как нарушение развития социокультурных высших психических функций. Поэтому акцент в коррекционной работе, по его мнению, должен быть перенесён с тренировки и упражнений натуральной дефицитарной функции на создание оптимальных условий развития высших психических функций путём компенсации нарушенного в результате органического поражения первичного звена. Вместе с тем, на современном этапе развития детской психиатрии общепринятым считается положение о возможности возникновения вторичного недоразвития не только в отношении высших, но и базальных функций. Онтогенетическое развитие идет не только «снизу вверх», но в обратном направлении. Иными словами, развитие высших психических функций стимулирует перестройку базальных, совершенствуя и расширяя их функции. В случае нарушения функционирования высших уровней такого «подтягивания» не происходит, возникает вторичное недоразвитие базальных систем. Так, при олигофрении недоразвитие мышления способствует и вторичному недоразвитию гнозиса и праксиса, потенциально более сохранных. Весьма значимым фактором возникновения вторичных нарушений развития являются условия социальной депривации. Нарушения тормозят развитие познавательной деятельности, нередко создают определённые трудности в общении ребёнка со взрослыми и со сверстниками. С другой стороны отсутствие своевременно начатой адекватной коррекционной помощи лишь усугубляет проявления вторичных нарушений, снижает шансы ребёнка на успешную социализацию.

4. Данный параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.Отечественные учёные (А.Н.Леонтьев, П.К. Анохин, А.Р. Лурия) неоднократно подчёркивали, что материальным субстратом высших психических функций являются не отдельные корковые участки, а функциональная система совместно работающих корковых зон. Эти функциональные системы формируются в процессе жизнедеятельности ребёнка, и постепенно приобретают характер сложных межфункциональных связей (8; 11).

40. Теории о происхождении у детей расстройств аутистического спектра.

Детский аутизм абсолютно у всех детей, независимо от формы заболевания, характеризуется значительными трудностями во взаимодействии с окружающими, специфическими расстройствами речи и двигательной сферы, стереотипностью деятельности и поведения.

В этой классификации выделены следующие аутистические расстройства (МКБ-10):

· Общие расстройства психологического развития.

· Детский аутизм (начало от 0 до 3 лет).

· Аутизм процессуальный (начало до 3 лет)

· Атипичный аутизм:
- атипичный детский психоз (начало в 3-5 лет);
- умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами.

· Синдром Ретта.

· Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз, синдром Геллера, детская деменция, симбиотический психоз).

· Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями.

· Синдром Аспергера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.