Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние эмоциональной депривации на процесс психического развития ребенка.






А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых подчеркивают, что депривация – это неудовлетворение жизненно важных, личностно значимых потребностей, которое происходит в результате отделения человека от желаемых объектов, необходимых источников их удовлетворения. Поэтому, «в зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие».

Обратимся к более подробному их рассмотрению.

Сенсорная депривация – это неудовлетворение потребности в сенсорных ощущениях – зрительных, слуховых, осязательных и прочих. Для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрастах нужно достаточное количество внешних впечатлений, т. к. в процессе поступления в мозг и переработки различной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга. Те участки мозга ребенка, которые не упражняются, в условиях недостатка или полного лишения по каким-либо причинам сенсорной стимуляции, начинают атрофироваться, перестают развиваться. Это есть сенсорная депривация (слепые, глухие, слепоглухие дети, а также слабовидящие и слабослышащие).

В условиях сенсорной депривации у человека активизируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. Наступивший «сенсорный голод» воспринимается вначале не как лишение чего-то, а как сильно выраженное воздействие: испытуемые начинали «слышать» тишину, «пустота тревожила и беспокоила». Общими последствиями экспериментальной сенсорной депривации считают: расстройства в направленности мышления и при сосредоточении, расстройства во времени, физические иллюзии и обманы.

Двигательная депривация возникает при ограничении двигательной активности (например, в результате травм, болезней: нарушения опорно-двигательного аппарата, просто долго болеющие дети).

В условиях хронической гиподинамии у ребенка выражены эмоциональная вялость и компенсаторная двигательная активность (раскачивание тела из стороны в сторону, сосание пальцев, биение головой об стену и пр.).

В психиатрии и в педиатрии существует понятие «госпитализм», означающее задержку психического развития или усиление психического регресса под влиянием обстановки таких учреждений. В развитии госпитализма можно выделить несколько стадий (Х. Хофф): депрессия, агрессивный протест и отрешенность от окружающих, выход из этого состояния.

Дети, лишенные общения с родителями, становились апатичными, мало ели и спали, почти не улыбались. Однако по возвращении домой они «выздоравливали», но изменялись некоторые черты характера: появлялась холодность чувств, отгороженность и т. д.

Материнская депривация (депривация материнской заботы) возникает при недостаточности чувственных, эмоциональных связей ребенка и матери, либо их полном отсутствии (у детей-сирот, у детей матерей – «отказчиц», при недостаточном материнском внимании к ребенку в условиях семьи).

А. Фрейд подчеркивает, что «в норме способность ребенка отделяться от матери является лишь конечным продуктом линии развития, в котором можно выделить ряд различных стадий»:

1. Биологическое единство матери и ребенка (от рождения до 2-х лет). «Прежде всего мать обеспечивает удовлетворение ряда потребностей младенца», писала А. Фрейд. Главнейшие из них – это потребности в кислороде, сосании и раздражениях. Контактные воздействия (тактильные, кинестетические, тепловые, осязательные и др.) играют очень важную роль: в их процессе рождается первая связь между взрослым и ребенком, и без них развитие последнего может пострадать. Мать оказывает влияние и на развитие активной ответной деятельности ребенка. Спонтанно, стихийно младенец совершает массу движений – мимических, движений туловищем и конечностями, вокализаций. Мать, которая играет по отношению к младенцу роль мозга, наблюдает, выделяет и подкрепляет нужные движения.

2. Близкий и неразрывный контакт с матерью требуется и на втором году жизни, когда ребенок еще зависим в удовлетворении своих потребностей.

3. Ребенок обнаруживает свою готовность на короткие промежутки времени расставаться со своей матерью. Он уже не нуждается в ней постоянно. Он готов к встрече с новыми людьми, готов расширять круг близких знакомых, предпринимать и пытаться, если, конечно, поначалу эти периоды независимости будут не слишком продолжительны и будет открыта возможность возврата к матери. Развитие достигается действием нескольких внутренних факторов. Наиболее важный среди них – качественное изменение отношений матери и ребенка, которые перестают полностью определяться детскими потребностями. Теперь мать оценивается не только как источник удовлетворения и комфорта, но и как полноправная личность. Ребенок может сохранять любовное отношение к матери даже в ее отсутствие, даже в ситуациях, в которых она не выполняет его желания. Он приобретает то, что мы называем внутренним образом матери, который не так просто изменить, который закрепляет отношение к матери на время ее физического отсутствия, при условии, что продолжительность этого отсутствия адекватна уровню ребенка.

Ситуация, при которой ребенок страдает от недостатка или отсутствия подобной связи, приводит к целому ряду нарушений, являющихся в соответствии со степенью и стойкостью данной депривации в различной степени тяжелыми и даже непоправимыми.

социальная депривация – это «ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли», «результат недостаточных социальных влияний», «ограничения человека в его развитии». К социальной депривации могут привести групповая изоляция и одиночество, считает большинство исследователей.

Изучение влияния социальной депривации на поведение людей связано с именами таких отечественных ученых, как Келейников И. К., Рябинин И. Ф., Снежневский А. В., Умаров М. Б. и др. В их исследованиях показано, что с увеличением времени пребывания в условиях групповой изоляции вначале появляется напряженность во взаимоотношениях, а затем – конфликты, которые перерастают в открытую враждебность между отдельными членами группы и приводят к появлению «отвергаемых».

Разрыв социальных связей особо переживается в условиях одиночной изоляции. В первый период изоляции у испытуемого появляется растерянность и внешние признаки утомления, значительные затруднения в умственных операциях. Длительное одиночество неизбежно вызывает изменения в психической деятельности. Так, у многих испытуемых в условиях одиночной изоляции отмечалось появление чувства присутствия постороннего человека. У ряда испытуемых речь из внутренней снова становится внешней, осуществляя функции общения с самим собой. Экстериоризационная направленность личности обусловлена тем, что в новых условиях одиночного существования у человека вырабатываются новые социально-психологические механизмы регулирования своего поведения. Мышление вслух у здоровых людей наблюдается не только в условиях изоляции, но и моменты преодоления трудностей и опасностей как форма подбадривания себя. Е. А. Шевелев в этом видит потребность человека в трудных ситуациях (в условиях одиночества) иметь поддержку извне.

Тем не менее разрыв широких социальных связей, групповая изоляция, одиночество не обязательно воспринимаются людьми как воздействие социальной депривации. Многими исследователями признается, что чем богаче внутренний, духовный мир человека и чем сильнее он в своих жизненных помыслах, задачах, представлениях связан с миром, с культурой, тем более стойким и толерантным оказывается человек к возникновению депривационного синдрома.

С социальной депривацией очень часто сталкиваются пожилые люди после выхода на пенсию, когда происходит разрыв привычных кругов общения, уходит ощущение своей нужности обществу; заключенные, «Маугли», «Робинзон Крузо», дети в условиях детских учреждений закрытого типа. Источником социальной депривации может быть обыкновенная школа; отдельные педагогические стратегии и социально психологический климат школы могут являться помехой для самореализации ребенка в образовательном процессе.

Сущность информационной депривации заключается в ограничении потребления необходимой, важной информации из внешнего мира. У детей-сирот данный вид депривации определяется, главным образом, дефицитом общения.

По форме депривация может быть скрытой и явной:

Явная депривация – это отклонение от нормы: воспитание ребенка в детском доме, пребывание человека в условиях социальной изоляции, длительное одиночество и т. п. В условиях явной депривации невозможно выделить «чистый» вид конкретной депривации: они существуют в сложном переплетении. Так, в условиях воспитания в детском учреждении сенсорная, двигательная, социальная депривация сопряжены или даже являются следствием материнской депривации.

Дж. Боулби первым заявил «о частичной депривации», которую можно наблюдать там, где не произошло прямой разлуки матери с ребенком, однако их отношения по какой-либо причине неудовлетворительны для ребенка. Для обозначения подобных условий Х. Харлоу использует обозначение «скрытая», или «маскированная», депривация. Он подчеркивает при этом, что скрытая депривация возникает в случаях, когда нарушаются значимые связи человека. Скрытая форма депривации может возникнуть при повышенной гиперопеке ребенка взрослым и в случае пренебрежения родителями эмоциональной заботой, при затяжном распаде значимых отношений и ограничении возможностей реализоваться в учении.

Явная или скрытая депривация вызывают аффективность, сигнализирующую об объективной нужде субъекта в том, чего он ограничивается или лишается. Аффективность не позволяет ему оставаться равнодушным к происходящему и вызывает порой сложную и развернутую «работу сознания» по ее объяснению, стремление к разрешению, примирению или вытеснению. Депривация как непосредственно действующее явление приводит в движение внутреннюю деятельность человека – переживание депривирующего процесса.

Переживание депривирующего процесса может быть представлено «триединым актом»: начало депривирующего процесса – аффективность (сигнал об объективной нужде субъекта в чем-либо); течение – стремление к разрешению (согласование аффектов и действий); конец – депривационные последствия.

Депривация может наступить на любом возрастном этапе, если в силу разных обстоятельств лишаются или ограничиваются возможности удовлетворения значимых потребностей для формирования и развития личности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.