Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И Общество Thule






 

 

Зеботтендорф присоединился к vцlkisch движению уже

на последних этапах войны, но жизнь его до этого тоже

весьма важна. В сравнении с выдающимися vцlkisch агита-

торами, Зеботтендорф выглядел просто космо-

политическим авантюристом. Его вечная тяга к темным

делишкам, к шпионажу, к хитрости и уверткам составила

ему репутацию опытного ловкача. Сын прусского рабо-

чего, Зеботтендорф рано порвал со своим прошлым -

сначала ушел в море, потом работал на Среднем Востоке.

Если внимательно всмотреться в приключения его мо-

лодости, можно лучше понять, какой жизненный опыт

определил его будущие взгляды, позволившие ему сыг-

 

рать немаловажную роль в мюнхенских контррево-

люционных событиях 1918 и 1919 годов.(1)

 

Человек, называвший себя барон Рудольф фон Зе-

боттевдорф, был, как это" часто случается с

ариософистами, которыми он восхищался, не более чем

самозваным аристократом. Он родился 9 ноября 1875 в

Hoyerswerda, торговом городе Саксонии, расположенном

к северо-востоку от Дрездена. Его отец - Эрнст Рудольф

Глауэр был железнодорожником, мать звали Кристиан

Генриетта, урожденная Мюллер. При крещении ребенок

получил имя Адам Альфред Рудольф Глауэр. В соот-

ветствии с его полувымышленной автобиографией, се-

мейство Глауэр по мужской линии происходило от фран-

цузского солдата-лейтенанта Торра (1789-1821),

подобранного после боя при Кацбахе (1813) у деревни

Альзенау (Ольшаника) в восемнадцати километрах к

северо-востоку от Ловенберга в Прусской Силезии. Этот

француз и был прадедушкой Рудольфа Глауэра. Topp

женился на дочери местного крестьянина и в 1818 она

родила ему сына, который, в свою очередь, женился в

1845 и погиб в уличной перестрелке в Берлине во время

революции 1848 года. Как коренные жители Силезии,

члены семьи отличались крайне прусскими

политическими взглядами: может быть по этой причине

имя Topp было сменено ими на Глауэр. Эрнст Рудольф

Глауэр родился приблизительной 1846 и участвовал в

Австро-прусской кампании 1866 года, и в Франко-прус-

ской войне. Оставив армию в 1871, он принял назначение

на железную дорогу в Hoyerswerda. Умер он в июне

1893, оставив осиротевшему сыну средства, достаточные

для того, чтобы завершить среднее образование и начать

учиться на инженера.

 

--------------------------------------

(1) Прежде чем приступить к исследованию этого периода его

жизни, необходимо указать на использованные источники. Помимо

официальных документов, свидетельствующих о рождении, вступлении

в брак, местожительстве, все сведения о нем появляются только после

1918 года. Имеется краткий биографический очерк в Astrologisches

Lexicon Эрнста Тьеде, а кроме того два полуавтобиографических романа:

Эрвин Халлер (1918-1919) и Талисман розенкрейцеров (1925). Эти

труды содержат преимущественно вымышленный материал, но в них

также упоминаются точные даты и события, что оправдывает обращение

к ним как к историческим источникам, при соблюдении известных

предосторожностей. Что касается раннего периода жизни Зеботтендор-

фа, информацией о нем я обязан неопубликованной рукописи Эллика

Хау (Ellic Howe). " Рудольф Фрайхерр фон Зеботтендорф", копия

которой хранится в Институте Истории, в Мюнхене.

----------------------------------

 

Биографические подробности у Тьеде указывают на

то, что молодой Глауэр поступил- в Техническую Школу

Ильменау, тогда как автобиография утверждает, что его

жизнь началась с практической работы в инженерной

фирме Дж. Е. Кристофа в Niesky. Затем мы встречаем

Глауэра, остановившимся в гостинице Кобленца со ста-

рыми друзьями недалеко от Hoyerswerda во время рож-

дественских каникул второго семестра Политехнического

факультета Берлин-Шарлоттенбург. Он упоминает о том,

что не видел своих друзей два года. Если взять за точку

отсчета 1893 год (год смерти отца), то получается, что

речь идет о Рождестве 1896 года, несколько недель спустя

после его 21-летия. Близящийся конец века также может

служить причиной необходимости посещения

Hoyerswerda. Глауэр оставался в Берлине до конца лет-

него семестра, а затем 1 октября 1897 подал прошение

о поступлении на годичную службу во флот. Но ему

было отказано по медицинским соображениям: у Глауэра

была склонность к грыже. Тогда Глауэр отправился в

Ганновер и занимался там частным преподаванием до

марта 1898. Но ему пришлось оставить и этот пост,

после того как он позволил себе предосудительное путе-

шествие с матерью своих учеников в Ниццу, Монте-Кар-

ло, Геную и Люцерну.

 

Поскольку Глауэр не завершил своей учебы, он не

мог надеяться на хорошее место в Германии. Кроме того,

подобно многим своим ровесникам на родине он чувст-

вовал себя как в клетке и потому решил отправиться в

море. Подписав контракт на шесть месяцев, он нанялся

кочегаром на судно H. H. Meier водоизмещением 5140

тонн, вышедшее 2 апреля 1898 из Бремерхэвена в Нью-

Йорк и вернувшееся в Бремерхэвен 3 мая. В сентябре

1899 он нанялся на судно S. S. Ems (4912 тонн). А когда

этот корабль остановился в Неаполе по пути в Нью-Йорк,

Глауэр узнал о том, что имеется место электрика на

борту судна " С. С. Принц Регент Леопольд" (6288 тонн).

Поскольку " Принц Регент" свой первый рейс совершал

в Сидней, Глауэр решил воспользоваться случаем и

посетить Австралию. Он уволился с Эмса и после не-

скольких дней ожидания вышел из Неаполя на " Принце

Регенте" 15 февраля 1900 года. Во время путешествия

один из моряков уговорил Глауэра покинуть корабль и

попытать счастья в поисках золота в Западной Австралии.

После остановки во Фримантле 13 марта Глауэр и его

друг отправились через Южный Крест и Кулгардье к

цели их предприятия - в Северный Кулгардье Годфилд,

на восточной окраине Великой Пустыни Виктория. Это

приключение было прервано смертью друга в июне. Гла-

уэр вернулся во Фримантль для того, чтобы сесть на

корабль, идущий в Египет, куда он имел рекомендатель-

ное письмо, данное ему Парсеем в Кулгардье. Так за-

кончился морской период Глауэра - время, отмеченное

чужеземными приключениями, юношескими амбициями

и опытом работы на больших современных кораблях.

 

Прибыв в Александрию в июле 1900, Глауэр на-

правился прямо в Каир, для встречи с Гуссейном Пашой,

влиятельным турецким землевладельцем, состоявшим на

службе в Khedive Abbas Hilmi. Если верить Тьеде, Глауэр

проработал в службах Khedive с 1897 по 1900 в качестве

инженера; в соответствии же с " талисманом розенкрей-

церов" Глауэр менее месяца провел в Каире и отправился

в Константинополь, поскольку Гуссейн Паша лето про-

водил в своем турецком доме на азиатском побережье

Босфора. В отсутствии убедительных доказательств, до-

статочным будет утверждение о том, что Глауэр провел

в Египте столько времени, сколько нужно было для того,

чтобы узнать его людей и культуру. Все еще вы-

плачивавший значительные суммы султану Оттоману,

Египет к концу 1890-х все же стал преуспевающей стра-

ной после удачного англо-египетского кондоминиума, ус-

тановленного в 1882 с целью сохранения стабильности

в стране и охраны власти Khedive от фракционных раз-

доров, использующих экономику ради своей выгоды. Сэр

Эвелин Баринг, служивший британским консулом, писал

в 1901 году, о " фундаменте, на котором держится бла-

госостояние и материальное благополучие цивилизован-

ных обществ... институт рабства Corvee (неоплачиваемый

труд) практически исчез". Но за этот прогресс тоже надо

было платить. Глауэр получил здесь свои первые впе-

чатления о развивающихся странах, познакомился с проб-

лемами, которые влечет за собой вестернизация, с воз-

можными религиозными и националистическими

реакциями.

 

В конце июля 1900 года Глауэр совершает тыся-

чемильное путешествие из Александрии в Константино-

поль через Пирей и Измир. Прибыв на Золотой Мыс,

он находит каик и переплывает Босфор, направляясь во

владения Гуссейна Паши в Кувуклу около Бейкоца. До

сих пор намеревавшийся вернуться домой, чтобы про-

должить обучение, Глауэр оказывается настолько покорен

страной, ее обычаями, гостеприимством хозяев, что реша-

ет остаться. Он изучает турецкий язык у имама в мечети

Бейкоца и знакомится с обычаями во время частых

поездок в Стамбул: в октябре 1900 он принимает пред-

ложение проработать год надсмотрщиком в анатолийских

поместьях Гуссейна около Бандирмы и в Ениклоу около

Бурсы. Эта обширная территория располагалась на под-

ножиях горы Олимп, здесь жили турки, возвратившиеся

из бывших оттоманских провинций Болгарии. Глауэр

собирался построить здесь современные дома, на смену

жалким хижинам, в которых они там жили. Уже были

организованы маленький кирпичный завод и лесопилка.

Кроме того, он собирался заняться выращиванием туто-

вых деревьев для разведения шелковичных червей и

выращиванием ореховых деревьев для европейской шо-

коладной промышленности. Контракт с фирмой Nestle

был подписан и уже строилась дорога из деревни в Бурсу.

 

Помимо технического и организаторского освоения

Турции, Глауэр здесь серьезно увлекся оккультизмом.

Интерес к экзотической религии уже родился в нем,

когда он наблюдал безумствующих дервишей из секты

Nevlevi и посещал пирамиды Хеопса в Эль-Гизе в июле

1900. Его компаньон Ибрагим рассказывал ему о космо-

логическом и нумерологическом значении пирамид и

разбудил в Глауэре любопытство по отношению к тай-

ному знанию древних теократий. Гуссейн Паша, его

богатый и образованный хозяин, исповедовал суфизм и

обсуждал вопросы веры с Глауэром. В Бурсе он позна-

комился с семьей Термуди, греческими евреями из Са-

лоники. Старый Термуди ушел от дел и целиком посвятил

себя изучению Каббалы и коллекционированию

алхимических и розенкрейцеровских текстов, в то время

как его старший сын Абрахам управлял банком в Бурсе,

а младший - его филиалом в Салонике. Помимо банка,

семья Термуди занималась шелковичным делом. Термуди

были франкмасонами и принадлежали ложе французский

Ритуал Мемфиса (Frinch Rite of Memphis), проникшей

в Левант и на Средний Восток. Глауэр был посвящен в

ложу старым Термуди и впоследствии унаследовал всю

его оккультную библиотеку. В одной из этих книг Глауэр

нашел пометки, сделанные рукой Гуссейна Паши, они

касались тайных мистических культов традиционных

исламских алхимиков, все еще практикуемых Baktashr

сектами дервишей. Когда Глауэр вернулся в Турцию в

1908 году, он продолжил занятия исламским

мистицизмом, который, по его мнению, имел общие

арийские корни с немецкими рунами.

 

Ход событий в " Талисмане розенкрейцеров" застав-

ляют думать, что Глауэр оставался в Ениклоу вплоть до

1908 года, после чего поехал в Константинополь, но

официальные документы свидетельствуют об обратном.

Существует запись о том, что с сентября 1902 по апрель

1903 он жил в Мюнхене, а затем отправился в Probstrella,

маленькую деревню в Тюрингаи. Он утверждал, что был

монтером по профессии. Другая запись также подтвер-

ждает его пребывание в Германии после 1901. 25 марта

1905 года в Дрездене Глауэр женился на Кларе Восс,

дочери саксонского фермера из Bischofswerda.. Но союз

оказался непрочным, 5 мая 1907 в Берлине пара была

разведена. Несколько лет спустя газеты сообщили о том,

что Глауэр предстал перед судом по обвинению в под-

делывании денег и других жульничествах. Глауэр кос-

венно упоминает об этом инциденте, когда описывает

размышления над своим жизненным выбором в Кафед-

ральном Соборе Фрайбурга в 1908 году - возможно эти

столкновения с властями и послужили причиной его

решения оставить Германию.

 

В конце 1908 Глауэр снова был в Константинополе.

В " Эрвине Халлере" (1918-1919) описано железнодо-

рожное путешествие в сентябре из Бреслау в Констанцу,

тогда как на самом деле он прибыл в столицу на румын-

ском судне. Судя по роману, по-видимому Халлер/Глауэр

имел экономические виды на июльскую революцию Мо-

лодой Турции, установившей конституционную мо-

нархию и парламентское право. В Константинополе он

установил контакты со швейцарскими и немецкими

фирмами по поводу импортной торговли, а также раз-

работал проект Багдадской железной дороги с

финансированием немецкой стороной, но при этом не

смог найти работы для себя. Только случайно он на-

ткнулся на временное место учителя в колонии кье-

ванских евреев на склонах Алем-дага в 30 километрах

от Скутари. На пасху 1909 он вернулся в Константино-

поль и стал свидетелем реакционного переворота султана

Абдул-Хамида II, низложенного прошлым летом. После

нескольких дней кровавой борьбы Молодая Турция вер-

нула себе власть и выслала султана. Здесь стоит упомя-

нуть о том, что масонская ложа, в которую Глауэр

вступил в Бурсе в 1901 послужила остовом для дорево-

люционного Тайного Общества Единства и Прогресса,

основанного турками Салоники в целях воспитания либе-

рального сознания в условиях тиранического режима сул-

тана.

 

Учитывая неизменный интерес Глауэра к вес-

тернизации Турции, трудно объяснить его реакционную

политическую позицию в эпоху распада старого порядка

и революции в Германии. Известно, что Глауэр читал

лекции на эзотерические темы в своем доме, в одном

из районов Константинополя, а затем в декабре 1910

основал мистическую ложу. В это время он писал иссле-

дование о дервишах Baktashf, противоречиво мистическом

ордене, широко распространенном и очень влиятельном

в Турции: предание связывает его происхождение с яны-

чарами - основной силой поддержания турецкого господ-

ства на Балканах в Средневековье. Существовала также

связь между орденом Baktдshr и европейским франкма-

сонством. Религиозная ориентация первоначально опре-

деляла собой и политические взгляды Глауэра: антима-

териализм паноттоманского мистицизма, алхимия, розен-

крейцеры в сочетании с послевоенной ненавистью к

большевикам, воплощающих в себе апофеоз ма-

териализма, - все это привело его к исключительно

антидемократическим идеям. Его политическое мировоз-

зрение нашло историческую параллель в фигуре короля

Фридриха Вильгельма II, бывшего мистическим

иррационалистом и поддерживавшего Орден розенкрей-

церов, который сопротивлялся рациональным и осовре-

менивающим влияниям Просвещения (Пруссия, 1780-е

гг.).

 

Это сплетение политико-религиозных мотивов могут

объяснить и фантазии Глауэра об аристократическом

происхождении. История принятия имени и титула " Зе-

боттендорф фон дер Роз" заслуживает внимательного

рассмотрения, как и исследование генеалогии этой семьи:

любой факт здесь может помочь пролить свет на крайне

темный вопрос. По одной версии, Глауэр утверждал, что

он натурализовался как турецкий гражданин в 1911 году,

а затем был усыновлен экспатриированным бароном

Генрихом фон Зеботтендорф по турецким законам. По-

скольку этот акт не был признан в Германии, новоиспе-

ченный Рудольф фон Зеботтендорф был вторично усы-

новлен Зигмундом фон Зеботтендорф фон дер Роз (1843-

1915) в Висбадене в 1914 году и немного позже в той

же мере - его вдовой Марией в Баден-Бадене. По другой

версии, Глауэр натурализовался и был усыновлен

американцем, носящим такое имя в Константинополе в

1908 году. Хотя усыновление могло приобрести силу

только с позволения Кайзера, отношения Глауэра с Зе-

боттендорфами подтверждаются этой семьей. В погре-

бальном извещении Зигмунда Рудольф Фрайхер фон Зе-

боттендорф и его вторая жена, Фрайфрау Анна, записаны

как скорбящие кузены.

 

В начале Средних Веков фамилия Зеботтендорфов

владела несколькими деревнями на Балтийском побе-

режье. Один из предков семьи служил дипломатом при

императоре Отто II (умер в 983), от которого получил

звание рыцаря империи и герб с ветвью циннамона. К

концу XII века балтийское семейство перебралось на юг

Силезии, в район преимущественно славянских посе-

лений, тогда колонизированных немецкими рыцарями

и крестьянами. С XIII по XVI век семейство процветало,

возникли по меньшей мере четыре новых линии, члены

его занимали выдающиеся посты в империи. К XVIII

веку сохранились еще две линии. Карл Мориц фон Зе-

боттендорф (1698-1760), родоначальник линии фон дер

Роз перебрался на юг - в Австрию. Почти все его потомки

служили в армии Габсбургов, в Вене, Линце и Брно:

другая линия - Лорцендорф занимала посты в Прусской

армии, поскольку при Фридрихе Великом в 1742 году

Силезия перешла от Австрии Прусской администрации.

 

В деле усыновления Глауэр пытался задействовать

обе линии семьи. Члены семьи, носившие имя Генрих

или жившие в Америке в настоящее время, происходили

от прусской линии. Некто Генрих фон Зеботтендорф

(род. в 1825) жил в 1887 в Гёрлице, городе, располо-

женном неподалеку от Hoyerswerda. Общее силезское

происхождение могло послужить причиной сближения

Генриха и Глауэра в Константинополе. Но когда усы-

новление было признано недействительным. Глауэр

сблизился с австрийским представителем семьи, Зигмун-

дом фон Зеботтендорф фон дер Роз. Обе линии были

отмечены ветвью циннамона, герб, который впоследствии

Глауэр носил как свой собственный. Если бы не связь

силезской и австрийской линии и не предполагаемое

масонство австрийской линии в конце XVII века, трудно

сказать почему Глауэра так привлекло это имя, тем

более, что связь эта могла быть целиком вымышленной.

Слухи, сопровождавшие историю усыновления, внесли в

нее еще больший хаос: единственное можно утверждать

с уверенностью - Глауэр несомненно хотел иметь имя и

титул барона. Поскольку свою известность он приобрел

под этим именем, мы с этого момента будем говорить о

нем как о Рудольфе фон Зеботтендорф.

 

Второй период Зеботтендорфа в Турции длился

четыре года. После участия во Второй Балканской войне

(октябрь-декабрь 1912) на турецкой стороне и будучи

ранен, он вернулся в Германию, обосновавшись в начале

1913 в Берлине. О его деятельности в первой половине

Великой Войны известно мало. Он утверждал, что был

в Бреслау в 1913 году, где финансировал танк Гебеля.

Но машина погибла и его предприятие осталось невоз-

награжденным. Помимо частых визитов к Зигмунду фон

Зеботтендорф в Висбаден, он имел связи с Дрезденом в

это время. Когда Зигмунд умер в октябре 1915, Зебот-

тендорф поселился в Kleinzschachwitz, фешенебельном

пригороде, расположенном на берегу Эльбы. Здесь за

50 000 золотых марок он выстроил огромную виллу

(теперь Meusslitzer Strasse 41). Но вскоре Зеботтендорф

вновь стал объектом недоброжелательных слухов и вне-

запно уехал. Позже он сообщал, что стал жертвой кле-

ветнических нападок, имеющих отношение к его второй

жене. 15 июля 1915 в Вене Зеботтендорф женился на

разведенной Берте Анне Иффланд. Будучи дочерью

Фридриха Вильгельма Мюллера, богатого берлинского

торговца, она обладала значительным состоянием. Зебот-

тендорф утверждал, что Макс Альсберг, берлинский пове-

ренный, ответственный за ее поместья обнаружил свою

враждебность, после того как был освобожден от своей

доходной должности в связи с вступлением в брак.

Альсберг спровоцировал одного из старших офицеров

дрезденской полиции, Хендля на то, чтобы ославить

Зеботтендорфа как охотника за миллионами. Зеботтен-

дорф также имел проблемы с берлинскими властями

из-за своего турецкого гражданства, которое освобождало

его от службы в немецкой армии.

 

После ряда поездок во Франкфурт и Берлин Зебот-

тендорф с женой поселились в 1916 в Бад Айблинг,

элегантном баварском курорте. Отсюда Зеботтендорф

консультировался со своим мюнхенским поверенным Ге-

оргом Гаубатцем о том, как документально подтвердить

его турецкую национальность. Однажды Гаубатц показал

ему газетную рекламу Germanennorden, приглашавшую

светловолосых и голубоглазых немецких мужчин и

женщин к вступлению в Орден. Под объявлением рас-

полагались три руны. Зеботтендорф был заинтригован и

решил добиться членства. В сентябре 1916 он нанес визит

главе Germanennorden в Берлине. Этот человек оказался

Германом Полем. Зеботтендорф и Поль говорили о рунах,

эзотерический смысл которых интересовал последнего и

в Ордене. Поль объяснил, что он пришел к изучению

рун через Гвидо фон Листа и что он убежден - утрата

арийцами знаний о магической их власти связана с

нарушением расовой чистоты, в особенности скрещивания

с евреями. Он полагал, что это знание может быть

восстановлено только путем очищения расы от иност-

ранных влияний.

 

Зеботтендорф стал расспрашивать о будущем Ордена

и ему объяснили, что оно определится после собрания,

которое должно привести в порядок дела Ордена. Неза-

долго перед Рождеством Зеботтендорф получил известия

о том, что Орден создан вновь, во главе с Полем в

звании Канцлера. Эта информация доказывает, что Зе-

боттендорф был знаком с Полем еще до раскола. Во

время встречи с Полем Зеботтендорф попросил у него

список возможных кандидатов Ордена в Баварии. По

возвращении в Бад Айблинг он получил около сотни

адресов и ему была поручена задача воскрешения почти

вымершего баварского отделения. Весь 1917 год Зебот-

тендорф активно действовал от имени Поля. Его пе-

реписка с людьми, чьи адреса он получил, измеряется

томами. Он начал посещать их, и эти визиты прев-

ратились в регулярные групповые встречи и лекции. В

то же время, он поддерживал оживленную переписку с

Полем, снимавшим этаж для ложи в одном из домов

недалеко от Берлина. 21 декабря 1917 состоялась цере-

мония посвящения, на которую Зеботтендорф был пригла-

шен. Предложение Зеботтендорфа издавать ежемесячный

журнал Ордена было тепло встречено братьями: и первый

номер " Рун" появился в январе 1918. Он согласился

принять на себя финансирование бюллетеня Allgemeine

Ordens-Nachrichten, адресованного только членам Орде-

на. На этом же собрании Зеботтендорф был официально

избран Мастером баварского отделения.

 

В 1918 Зеботтендорф познакомился с пострадавшим

на войне Вальтером Наухаузом, который стал его правой

рукой в деле пополнения рядов Ордена. Наухауз был

близок ему по духу в двух отношениях: он также был

экспатриирован и увлекался оккультными науками. Сын

немецкого миссионера, он родился 29 сентября 1892 в

Ботсабело, в Трансваале. Во время войны с бурами

английский гарнизон стоял под Миддельбургом, где с

июля 1901 по июнь 1902 жила его семья. В конце 1906,

после смерти отца, семья вернулась в Германию. В

Берлине Наухауз начал изучать резьбу по дереву, а

свободное время проводил, совершая поездки к родст-

венникам в Померанию и Силезию, или же принимал

участие в экспедициях юношеских vцlkisch групп по

Пруссии и Тюрингии, что указывает на его романтиче-

ское влечение к новой родине. Когда началась война, он

вступил в Померанский полк, одним из первых брошен-

ный на Западный фронт. 10 ноября 1914 года Наухауз

был тяжело ранен под Шалоном. Из госпиталя он вышел

только осенью 1915. Неспособный больше к военной

службе, он посвятил себя vцlkisch движению и в 1916

вступил в Germanennorden, заняв пост хранителя родос-

ловных. Диапазон его чтения открывался " исследо-

ваниями" Гвидо фон Листа и заканчивался трудами по

астрологии и хиромантии, он также был знаком с твор-

чеством Пери Шу (Peryt Shou). В письме к Листу он

признавался в своем интересе к Каббале, к индуистским

и египетским религиозным верованиям. Как и Зеботтен-

дорф, Наухауз был захвачен мистической идеологией

древних теократий и тайными культами. В апреле 1917

Наухауз вслед за своим учителем профессором Вакерле

приехал в Мюнхен, где вскоре открыл свою студию.

 

Зеботтендорф и Наухауз так организовали работу,

чтобы Наухауз мог целиком посвятить себя агитации

новых членов. Первоначально прогресс был незначитель-

ным, но спустя год темпы сильно ускорились. По свиде-

тельству Зеботтендорфа весной 1918 вверенное ему отде-

ление ордена насчитывало 200 человек; следующей

осенью по всей Баварии насчитывалось 1500 человек и

250 человек в самой столице. До июля 1918 Зеботтендорф

проводил встречи в своих мюнхенских апартаментах на

Цвейпптрассе, а затем они арендовали пять больших

клубных комнат в фешенебельном отеле Vierjahreszeiten;

здесь могло поместиться до 300 гостей. 18 августа 1918

Зеботтендорф, Гаубатц и Геринг подготовили церемонию

посвящения, на которой должны были присутствовать

Герман Поль, Г. В. Фрииз и другие братья

Germanennorden Walvater из Берлина и Лейпцига. Не-

делей позже произошло крупное рукоположение

новичков; ему предшествовал доклад Поля о " солнечных

замках" Бад Айблинга, имевший эзотерический

национальный смысл; также Геринг говорил о германской

мифологии. Записи в дневнике Геринга свидетельствуют

о том, что начиная с этого времени встречи участились:

ложа собиралась по меньшей мере раз в неделю для

рукоположений, лекций и осенних прогулок. Церемонии

сопровождались фортепиано, фисгармонией и женским

хором. Поскольку помимо ритуальных собраний

Gernamennorden постоянно устраивала правые митинги,

Орден принял название Thule Общество, чтобы избавить

себя от нежелательного любопытства со стороны

социалистов и прореспубликанских элементов. Комнаты

были украшены эмблемой Thule, изображающей длинный

кинжал и " солнечное колесо" свастики.

 

В субботу вечером, 9 ноября 1918 года в залах Thule

проходил музыкальный вечер. В предшествующие сорок

восемь часов в Баварии произошла бескровная рево-

люция. Королевская семья спешно и постыдно бежала,

военное правительство ушло в отставку, Советы Рабочих

и Солдат взяли власть. Через два дня баварская рево-

люция повторилась в Берлине, здесь ее возглавил

еврейский журналист из Богемии. Курт Эйснер был изве-

стен как пацифист и лидер Независимых (" меньшевики")

Социальных Демократов в Мюнхене. Он сыграл важную

роль в антивоенных забастовках в январе 1918, за что

был посажен в тюрьму и вышел только в октябре. Вос-

пользовавшись внутренним кризисом в потерпевшей

поражение стране, он провозгласил Социалистическую

Республику, объявив себя премьером и министром ино-

странных дел, в кабинете, состоящем из " большевиков"

и " меньшевиков". Члены Общества Thule, как и другие

правые Мюнхена, были ошеломлены этими неожидан-

ными и весьма травматическими событиями. Германия

потерпела крах, Кайзер и правящие принцы отреклись,

еврейские социалисты объявили республику. Vцlkisch

родина, за которую они боролись так долго и с таким

трудом, исчезла в одну ночь.

 

В ответ на эту катастрофу Зеботтендорф произнес

страстную речь в тот вечер в Thule. Сохранившийся

текст демонстрирует поразительную смесь мо-

нархических, антисемитских и ариософских чувств:

 

Вчера мы пережили гибель всего, что было нам

дорого, близко и свято. Вместо наших принцев

германской крови, у власти - смертельные враги:

евреи. Чем грозит нам этот хаос, мы еще не знаем.

Но мы догадываемся. Время, которое придет, будет

временем борьбы, горьких утрат, временем опас-

ности... И пока я держу свой железный молот (речь

о молоте Мастера), я клянусь все силы отдать

этой борьбе. Наш Орден - германский Орден и пре-

данность наша - германская. Наш бог - Вальватер,

его руна - Аr. И триединство: Вотан, Вили, Ви -

едины в тройственности. Ar - руна означает Ариан,

первоначальное пламя, солнце и орел. Чтобы пока-

зать волю орла к самопожертвованию, он окрашен

в красный. С сегодняшнего дня наш символ - крас-

ный орел, пусть он предупреждает нас, что мы

должны умереть, чтобы выжить.

 

Ссылки Зеботтендорфа на Аr - руну и на мистическую

фигуру воскресающего орла, ставшую воинствующим

символом арийцев, свидетельствуют о несомненном

влиянии Листа. Еще в 1908 Лист писал о том, что Ar -

руна означает солнце, первоначальный огонь, арийцев

и орла, при этом он также имел ввиду смерть и воск-

ресение орла как специфически немецкий символ воз-

рождения. Триединство Вотана, Вили и Ви он описывал

в своей германско-теософской космогонии 1910 года. На-

звание Туле тоже восходит к ариософии. Этот термин

произошел от имени, данного самой северной земле,

открытой Пифеем (Pytheas) около 300 г. до н. э. Зебот-

тендорф отождествил эту Ультима Туле с Исландией:

как предполагаемый аванпост немецких беженцев, эта

страна играла значительную роль в арманистской

доктрине. Обратившись к членам Туле с требованием

бороться, " пока свастика не воссияет над холодом тем-

ноты". Зеботтендорф завершил свою речь декламацией

расистско-теософских стихов Филиппа Штауффа. Это

напыщенное бахвальство и ариософское мумбо-юмбо рож-

дают сильное искушение выкинуть из головы и Зебот-

тендорфа и Общество Туле. Однако впоследствии Зебот-

тендорф показал себя как выдающийся организатор

националистического сопротивления правительству

Эйснера и Коммунистической Республике - в жур-

налистике, в военной и политической сферах. Ариософия

нашла лидера для контрреволюции.

 

Несколько месяцев спустя, после того как нацисты

взяли власть в 1933, Зеботтендорф опубликовал книгу с

сенсационным названием " Прежде чем пришел Гитлер:

первые годы нацистского движения". Книга рассказывает

о подробностях деятельности ее автора в Баварии во

время войны и революции и отстаивает предварительный

тезис о том, что:

 

Члены Туле были людьми, к которым в первую

очередь обратился Гитлер и они были первыми, кто

пошел на союз с Гитлером. Войско будущего Фюрера

состояло - кроме самого Общества Туле - из

Deutscher Arbeiterverein основанным братом из Туле

Карлом Харрером в Мюнхене и Deutsch Sozialistische

Partei, возглавляемой Ганном Георгом Грассинге-

ром, их печатным органом был Munchener

Beobachter, позже Vцlkischer Beobachter. Из этих

трех источников Гитлер создал национал-

социалистическую рабочую партию.

 

Реджинальд Фельпс во всех подробностях проверил эти

заявления на основе архивных материалов и по не-

зависимым источникам и пришел к выводу, что Зебот-

тендорф говорит правду.

 

Например, утверждение о том, что Зеботтендорф обес-

печил журналистскую основу для нацистской партии

совершенно справедливо. Beobachter был маленьким еже-

недельником, издававшимся в восточных окрестностях

Мюнхена с 1868. В нем можно было найти местные

истории из жизни среднего класса с некоторым

антиклерикальным и антисемитским уклоном: собст-

венником газеты с 1900 года -был Франц Эхер. Когда

Эхер умер в июне 1918, газета прекратила бы сущест-

вование, если бы Зеботтендорф не купил ее за 5 000

марок. Он переименовал ее в Munchener Beobachter und

Sportblatt и снабдил ее спортивным обозрением для мо-

лодой аудитории и резкими антисемитскими пере-

довицами. С июля 1918 по май 1919 редакция газеты

находилась в помещениях Туле. После революции Со-

ветов в Мюнхене в 1919 Зеботтендорф переместил

редакцию в помещения Deutsch-Sozialistische Partei

(DSP), другой националистической и антисемитической

группы, основанной в 1918. С этого времени Грассингер

(лидер DSP) стал основным управляющим газетой и она

превратилась в официальный орган его партии в Мюн-

хене.

 

финансовая история газеты после того как Зеботтен-

дорф оставил Мюнхен в июле 1919 указывает на ее

постепенное присвоение национал-социалистической

партией. Летом издатели DSP стали расходиться между

собой во взглядах и Зеботтендорф пригласил свою сестру

Дору Кунц и свою возлюбленную Кати Бирбаумер,

номинального собственника газеты, на встречу в Кон-

станцу, чтобы прояснить ситуацию и отказаться от не-

подходящих людей. Газета превратилась в компанию с

ограниченной ответственностью. Уставной капитал новой

компании, Franz Eher Verlag Nachf составлял 120 000

марок, распределенный между двумя вкладчиками: доля

Бирбаумер составляла 110 000 марок, Кунц - 10 000

марок. Впрочем, к 20 марта 1920 года вкладчики были

уже иные:

 

Готфрид Федер 10 000 марок

Франц Ксавер Эдер 10 000

Франц фон Фрейлиц 20 000

Вильгельм Гутберлет 10 000

Теодор Хейсс 10 000

Карл Альфред Браун 3 500

Дора Кунц 10 000

Кати Бирбаумер 46 500

 

Готфрид Федер был одним из самых первых сторонников

Гитлера; Фрейлиц и Хейсс состояли в Туле. Понятно,

что Зеботтендорф и его дамы утратили контроль над

газетой к 1920-му году. 17 декабря 1920 все акции были

в руках Антона Дрекслера, кандидата в национал-

социалистическую партию. В ноябре 1921 они перешли

к Гитлеру.

 

Другой вклад Зеботтендорфа в дело националистиче-

ского сопротивления касается военных действий. В ноябре

1918 Туле запасала оружие для вооруженной борьбы

против правительства Эйснера. Они выработали два плана

нападения. Первый состоял в предполагаемом захвате

Эйснера на съезде в Бад Айблинге, но он провалился.

Попытка развернуть контрреволюционную борьбу через

создание гражданской гвардии, предпринятая Рудольфом

Бутманом и Гейнцем Курцем, также оказалась неудач-

ной, поскольку левые были очень бдительны. Более эф-

фективным стало создание Зеботтендорфом Kampfbund

Thyle в период Коммунистической Республики в Мюн-

хене; законное правительство скрылось в это время в

Бамберге. Учебные бои проводились тайно в Eching, в

нескольких километрах к северу от Мюнхена. Ком-

мунисты узнали об этом и правительство в Бамберге

поручило Зеботтендорфу мобилизовать баварцев в Сво-

бодные Корпуса и атаковать защищенную столицу. Это

было беспокойное путешествие, с фальшивыми паспор-

тами: члены Общества Туле и их сторонники покинули

Мюнхен и прибыли на станцию Treuchtlingen. Эти люди

вошли в состав основных сил Bund Oberland, успешным

Белым натиском сломивших коммунистический город с

30 апреля по 3 мая 1919 года.

 

21 февраля был убит Эйснер - графом Арко ауф

Валлей; молодой еврей, возмущенный своим исклю-

чением из Туле, пожелал доказать свое националистиче-

ское призвание. С этого времени опять воцарился хаос.

Непрочное коалиционное правительство было представ-

лено " большевиками" социал-демократами во главе с

Иоганном Хоффманом, но кабинет был вынужден бежать

в Бамберг, поскольку ситуация в начале апреля резко

ухудшилась. 6 апреля группа интеллектуалов-

анархистов, воодушевленных примером Бела Кун в

Венгрии, провозгласила Баварскую Советскую Рес-

публику; волна красных восстаний прокатилась по Дунаю

и достигла Австрии и Германии. Донкихотская

администрация продержалась неделю, после чего к власти

пришли более серьезные коммунисты (13 апреля). Все

полномочия приобрели русские эмигранты Левине-

Ниссен, Аксельрод и Левин, участвовавшие в крово-

пролитии 1905 года в России. Их террор смягчала только

их неумелость: жестокий закон следовал за законом;

пьяные солдаты " Красной Армии" шли по улицам, грабя

и мародерствуя; школы, банки, газеты были закрыты.

 

После безуспешных попыток создать контррево-

люционную армию в Бамбурге, 15 апреля Хоффман был

вынужден обратиться за помощью к Von Ерр и другим

Свободным Корпусам; ненависть к Республике собрала

их под знаменами Баварии. Когда Белке войска плотным

кольцом окружили Мюнхен, коммунисты ударили по

очагам национализма в городе. 26 апреля они разгромили

помещения Туле и арестовали секретаря - графиню Хей-

лу фон Вестарп, в тот же день были взяты еще шесть

человек. Красный комендант Эгельхофер объявил на сле-

дующий день, что схвачена " банда преступников... из

так называемых высших классов... лживые реакционеры,

агенты и белые шпионы". Заложники были брошены в

подвалы гимназии Луитпольд, где с середины апреля

располагался штаб Красной Армии. Семерых членов Туле

и еще три человека расстреляли 30 апреля в ответ на

сообщение о казни красных заключенных в Старнберге.

Четверо из семи членов Туле оказались титулованными

аристократами, среди них был принц Густав фон Торн-

и-Таксис, состоявший в родстве с несколькими евро-

пейскими королевскими фамилиями. Мюнхен и весь мир

были в ужасе.

 

Расстрел заложников взбудоражил до этого ко всему

безразличных мюнхенских обывателей. Поползли слухи,

сопровождающие это событие ужасными подробностями.

Белые войска ускорили свое продвижение, 1 мая подошли

к городу и нашли его жителей восставшими: Туле сделала

свое дело. Борьба была тяжелой и ярость сражающихся

поддерживала память о расстрелянных заложниках.

Среди сотен убитых многие не имели никакого отношения

к Коммунистической Республике. Когда штурм был окон-

чен, правительство Хоффмана вернулось к власти. И

хотя парламент с участием социалистов и других партий

был собран, было ясно, что реальная власть ускользнула

от социал-демократов к антиреспубликанским элементам.

Повсюду в Германии между январем и маем 1919

набирали силу прежние социальные и политические тен-

денции, но нигде успехи контрреволюции не были так

велики, как в Баварии. Общество Туле в Germanennorden

внесли большой вклад (пропаганда, прямая контррево-

люционная деятельность, мученичество заложников) в

создание взвинченной и воинствующей атмосферы в

Мюнхене - такой, в какой только и могли развиться

экстремистские движения, подобные национал-

социализму.

 

Помимо своей журналистской деятельности и военных

похождений, Зеботтендорф создал центр политических

дискуссий и собраний для многих групп, участвующих

в националистическом сопротивлении. Когда в ноябре

1918 разразилась революция, многие Vцlkrisch группы

потеряли крышу, поскольку хозяева помещений опа-

сались оказаться в оппозиции к новому республиканскому

правительству. Зеботтендорф объявил о том, что залы

Туле в отеле Vierjahreszeiten примут к себе оставшихся

без крова; гостеприимство коснулось национально-либе-

ральной партии Ганса Дана, пангерманистов и Deutscher

Schulverain Вильгельма Ромедера, а постояльцами Туле

стали Готтфрид Федер, Альфред Розенберг, Дитрих

Экхарт, и Рудольф Гесс, все они достигли выдающегося

положения в нацистской партии. Изучение списка членов

делает очевидным, что сторонники Туле были в основном

юристами, судьями, университетскими профессорами,

аристократами, принадлежавшими королевскому окру-

жению династии Wittelsbach, промышленниками, вра-

чами, учеными и преуспевающими бизнесменами, как

например сам владелец гостиницы Vierjahreszeiten.

 

Помимо пангерманизма и антисемитской идеологии

в Обществе Туле всегда жила страсть к ариософии,

выражавшаяся в публичных восхвалениях Зеботтендор-

фа, обращенных к Фричу, Листу, Ланцу фон Либен-

фельсу и Штауффу. Эта интеллектуальная тенденция

также находила себе выражение в деятельности научных

кружков Туле. Здесь германское право изучалось под

руководством Геринга, нордическая культура - под руко-

водством Наухауза, геральдика и генеалогия - под руко-

водством Антона Дауменланга; все предметы, близкие

гностическому расизму. Осенью 1918 Зеботтендорф попы-

тался распространить идеологию Туле на рабочий класс;

эта задача была возложена на Карла Харрера (1890-

1926), спортивного репортера из вечерней мюнхенской

газеты - он должен был заняться созданием рабочего

кружка. Хотя Зеботтендорф и называл этот возникший

кружок Deutscher Arbeiterverein, он абсолютно совпадал

с Politische Arbeiter Zirkel, созданным в октябре 1918. В

него входили Харрер, как руководитель, Антон Дрекс-

лер - самый активный член и Микаэль Лоттер, секретарь.

Маленькая группа, в которой регулярно присутствовали

от трех до семи членов, собиралась еженедельно на

протяжении всей зимы. Харрер читал лекции о причинах

военного поражения, о борьбе с еврейством, об

антианглийских чувствах. В декабре Дрекслер затеял

дискуссию: не организовать ли политическую партию; и

5 января 1919 года в закусочной Furstenfelder Hof было

формально зафиксировано рождение Deutsche

Arbeiterpartei (DAP); ее первыми членами в основном

были коллеги Дрекслера по локомотивному парку. Раз-

работанные Дрекслером партийные законы приняли двад-

цать четыре человека и он был избран ее руководителем.

 

Точное отношение между этой партией и рабочим

кружком, возникшим по указанию Туле, остается невы-

ясненным. Франц Даннель, член Туле и спикер DAP

утверждал, что он говорил с Харрером о создании партии

в отеле Vierjahreszeiten, но в памфлете Дрекслера Mein

politisches Frwachen (1919) не упоминается ни о Даннеле,

ни о Харрере, ни о создании партии. Хотя протоколы

кружка не указывают на обсуждение расистского

мировоззрения, за исключением привычных форм

антисемитизма, возможно, что Vцlkisch идеи Харрера

проникли в кружок и повлияли на Дрекслера и DAP,

 

когда годом позже в феврале 1920 она превратилась в

национал-социалистическую рабочую партию (NSDAP).

Впрочем, надо признать, что линия DAP не основывалась

на арийско-расистско-оккультной модели Germanen-

norden и представляла собой крайнюю форму политиче-

ского и социального национализма.

 

Адольф Гитлер впервые встретился с DAP на митинге

12 сентября 1919. Посланный как военный агент по

контролю политических группировок, Гитлер вступил в

маленькую партию и, начиная с ноября, читал лекции

в закусочных, собирая огромные аудитории. Ему нужна

была массовая политическая партия и его крайне разд-

ражала конспиративная структура маленьких групп. В

декабре он разработал инструкции для комитета, обес-

печивавшие ему полномочия и предупреждавшие любые

возможные вмешательства со стороны " кружка или

ложи". Тем самым он метил в Харрера, и последний

покинул пост в январе 1920. Презрительные выпады

Гитлера в адрес " vцlkisch странствующих ученых" в

" Майн Кампф" - отголосок его вражды с Харрером и

конспиративными структурами, подобными Обществу

Туле и Germanennorden, поскольку его убеждение

состояло в том, что для успеха необходима открытая

массовая политическая партия.

 

Хотя DAP и Туле Общество расходились во взглядах

на идеологию, они пользовались общим символом -

свастикой. Фридрих Крон, член Туле и Germanennorden

с 1913 заработал себе репутацию эксперта DAP, пос-

кольку был известен как коллекционер книг на Vцlkisch

темы; он собрал их около 2 500. В мае 1919 он составил

меморандум под названием " Может ли свастика служить

символом национал-социалистической партии? ", в кото-

ром предложил левонаправленную свастику (по часовой

стрелке, как у теософов и Germanennorden) в качестве

символа DAP. Он выбрал это направление, поскольку в

буддистской интерпретации оно символизирует удачу и

здоровье, тогда как правая ориентация (против часовой

стрелки) означает упадок и смерть. (Большинство свастик

Листа и Общества Туле имеют правую ориентацию, это

говорит о том, что в Vцlkisch традиции не было принято

устойчивое направление). Гитлер предпочитал

ориентированную вправо свастику с прямыми линиями

и в ходе обсуждений в комитете DAP убедил Крона

изменить проект. Крон же придумал распределение цвета:

черная свастика в белом кругу на красном фоне. 20 мая

1920 на митинге NSDAP в Старнберге такая свастика,

предложенная Кроном и модифицированная Гитлером

впервые появилась публично как флаг нового движения.

Таким образом, путь нацистского символа непрерывно

прослеживается через эмблемы Germanennorden, восходя

в итоге к Гвидо фон Листу.

 

Дальнейшая карьера Зеботтендорфа может служить

образцом судьбы " vцlkisch странствующего ученого". Он

подвергся обструкции со стороны Туле за утрату списков

людей, участвовавших в расстреле заложников; после 22

июня 1919 его перестали приглашать на собрания Туле.

Его политические приключения на этом завершились и

он вынужден был искать себе новую карьеру. Поскольку

с 1913 года он прилежно изучал астрологию, это стало

его основной деятельностью. В октябре 1920 он сменил

Эрнста Тьеде на посту издателя журнала Astrologische

Rundschau. Тьеде в свое время подвинул Ланца фон

Либенфельса на профетическое творчество. Он последо-

вательно публиковал такой заметный оккультно-

расистский текст как Ur-Arische GotteserKenntnis (1917),

в котором описывались мистерии и солнечные религии

древних арийских теократий; он переписывался с Гвидо

фон Листом о теософии и арманистской мудрости в

Ветхом Завете. Зеботтендорф пошел по его стопам. Между

 

1921 и 1923 он написал не менее семи астрологических

прогнозов, которые завоевали высокий престиж среди

современных немецких астрологов за их ясность и вы-

сокую эмпирическую точность. Он также издавал журнал

в Bad Sachsa в горах Гарца вплоть до 1923. Он ведь

всегда любил маленькие фешенебельные курортные го-

родки, где мог спокойно выдавать себя за барона.

 

Весной 1923 Зеботтендорф уехал в Швейцарию. В

Лугано он закончил свой оккультный трактат о дервишах

Baktashi и их взаимосвязях с алхимиками и розенкрей-

церами. Пробыв в Швейцарии весь 1924 год, он вернулся

в Турцию. С 1926 по 1928 год он был почетным

мексиканским консулом в Стамбуле, между 1929 и 1931

путешествовал по Соединенным Штатам и Центральной

Америке. В какой-то момент стал рыцарем Ордена Им-

перии Константина, роялистской, рыцарской

организации, чья антибольшевистская идеология и

аристократические атрибуты, должно быть, были ему

очень дороги. В 1933 он возвращается в Мюнхен, чтобы

воскресить Общество Туле в Третьем Рейхе, но скоро

впадает в немилость у нацистских властей, поскольку

 

считает себя предшественником национал-социализма. В

начале 1934 года интернирован. Снова путь Зеботтен-

дорфа лежит через Швейцарию в Турцию, теперь он

находит себе работу у Герберта Риттлингера в немецкой

разведывательной службе Стамбула, там он работает всю

войну. Его бывший шеф вспоминал о нем как о нищен-

ствующем и добродушном старом джентльмене, инфор-

мация которого была совершенно бесполезна. Когда в

сентябре 1944 немцы оставили Стамбул, Зеботтендорф

получил пособие, которое позволило ему продержаться

еще год. После войны Риттлингер получил достоверную

информацию о том, что 9 мая 1945 года старый барон

бросился в Босфор. Риттлингер знал его последним и

сказал о нем: " старый и одинокий барон был в конце

своего пути; у него не было больше денег и никаких

надежд даже на самые скудные источники. В день, когда

был подписан мир, мысль о полном поражении должна

была совсем уничтожить его". Так закончилась жизнь

искателя приключений, соединившего ариософию с

нацистской партией.

 

 

 

 

СВЯЩЕННЫЕ РУНЫ

И ОБЩЕСТВО ЭДДЫ

 

В 1918 году старый вильгельмовский мир Германии был

уничтожен окончательно. Война, на которую ушло четыре

года, теперь казалась бесполезным жертвованием жизней,

близких людей, юношеских надежд и стремлений и просто

денег. Шок военного поражения был особенно неожиданен

ввиду недавних успехов на Западном фронте и поражения

России. Внезапное заключение мира подтверждало ле-

генду об " ударе в спину" и о заговоре социалистов и

евреев, предавших армии, находящиеся на фронтах. Тя-

желые условия Версальского мира тяжелым бременем

легли на истощенную и измученную страну: пришлось

уступить бывшие территории Третьего Рейха, вы-

плачивать значительные репарации деньгами и промыш-

ленной продукцией; присутствие иностранных войск в

стране довершило унижение нации. Кайзер и правящие

принцы отреклись, их место заняли неизвестные

политики, приступившие к созданию парламентской де-

мократии; все относились к ним как к ставленникам

победителей и прочих врагов. Между 1918 и 1923 годами

Германию потрясали местные восстания и гражданская

война, попытки отдельных переворотов и перестрелки на

границах с Польшей, разрушительная внутренняя

инфляция. Хаос новой Республики контрастировал с

имперским великолепием и пышностью предвоенной эры.

Германия страдала от политических и культурных травм,

мучительно пытаясь приспособиться к своим новым

обстоятельствам.

 

Эта плачевная ситуация естественным образом спо-

собствовала возникновению идеологий, связанных с рес-

таврацией безмятежного прошлого или по меньшей мере

с устранением условий, ответственных за глубину

падения Германии. Незначительное меньшинство мо-

нархистов прилагало усилия к возвращению изгнанного

Кайзера, но большинство новых правых склонялось к

радикальному разрыву со Вторым Рейхом. Апокалиптиче-

ская поэзия националистов возлагала надежды на

возникающие повсюду Союзы и vцlkisch группы, готовые

развязать борьбу против евреев, коммунистов и франк-

масонов. Националистические революционеры, объятые

романтическим духом флибустьеров вступали в Свобод-

ные Корпуса, и независимые армии, сражавшиеся в

Балтийских государствах, против поляков и против ком-

мунистов в самой Германии. Другие неоконсерваторы

размышляли над необходимостью нового феодального

порядка, корпоративного государства или Третьего Рейха.

Молодежное движение также было затронуто этим про-

цессом. Молодые люди собирались в группы,

объединявшие их чувством исключительного мужского

сообщества, их атлетического совершенства и романтиче-

ского национализма.

 

Новую поддержку на визионерских окраинах после-

военного vцlkisch движения получили оккультно-

националистические идеи Гвидо фон Листа. В основном

это было делом старых его сторонников, нашедших для

себя новые аудитории. Эллегаард Эллербек, страстный

поклонник Листа, начал резкую антиреспубликанскую

кампанию, характеризующуюся поразительным разнооб-

разием гностических, теософских и антисемитских идей:

он поносил Союзников, осуждал материализм и превоз-

носил немцев до божественного статуса. В своих Versailler

Visionen (1919) он описывает тонкую ауру, сопутствую-

щую каждой из европейских наций и выступающую

функцией ее духовного характера; работа завершается

страстным " оккультно-арманистским" призывом, обращен-

ным к согражданам: " Да знаете ли вы, что вы - боги? "

В следующем году он издает роман, озаглавленный Sonne

Sonnings Sцhne auf Sonnensee) (1920), в котором символы

солнечных религий смешались с vцlkisch утопиями и в

приложении к которому были опубликованы четыре

письма от Гвидо фон Листа. Эллербек читал лекции по

всей Германии, провозглашая немцев наследниками

крови древних языческих богов и писал антисемитские

статьи с мистическим оттенком для газеты Дитриха

Эккарта Auf gut deutsh. В этот революционный период

его воображение было одновременно апокалиптично и

катастрофично. Однажды он заявил, что фриз дома Валь-

тера Ратенау, министра иностранных дел новой Рес-

публики, изображает казнь всех ныне правящих

властителей, и тем обратил на себя внимание публики,

поскольку еврейский политический деятель действитель-

но был убит вскоре после этого. Об Эллербеке вспоминал

даже Альфред Розенберг в своем тюремном дневнике,

когда ждал исполнения приговора в Нюрнберге, в 1946.

 

Общество Листа продолжало существовать на новых

штабквартирах в Берлине, под энергичным руководством

Филиппа Штауффа, первого немецкого ученика старого

мастера. Из своего дома на Мольткештрассе 46а в Берлин-

Лихтерфельде Штауфф выпускал новые издания Арио-

Германских исследований Листа (1920-1922). 17 июля

1923 он совершил самоубийство и его вдова Берта Шта-

уфф взяла на себя управление издательством; Общество

продолжало служить местом встреч и общения

вступивших в него перед войной, членов Gennanennorden

и новичков, появившихся в 1920-е. Тарнхари бывал в

доме Штауффа, как свидетельствует об этом Гюнтер

Киршхоф, оккультист, занимающийся генеалогией. Эбер-

хардфон Брокхузен, Великий Мастер Germanennorden,

работал как Президент Общества вплоть до своей смерти

в марте 1939. Политическое влияние Общества Листа

было весьма ограниченным, оно служило в основном для

общения между кругом Штауффа и их Vцlkisch со-

ратниками в Берлине. Тем более очевиден значительный

вклад в контрреволюционное движение (послевоенный

Мюнхен) со стороны Germanennorden и Общества Туле.

 

В то время как названные персонажи занимались

распространением традиционного арманизма Листа, Ру-

дольф Йохан Горслебен (1883-1930) положил начало

новому арийскому оккультному движению. На основании

рун, оккультных наук и Эдды Горслебен создал

оригинальную расистскую религию-мистерию, которая

вновь возвращалась к магическому наследству арийцев

и оправдывала их духовное и политическое превосход-

ство. Родившись 16 марта 1883 в Метце, Горслебен

воспитывался в Эльзас-Лоррэне. В 1871 эту французскую

провинцию аннексировал Немецкий Рейх, после победы

во Франко-Прусской войне. Жители этой области го-

ворили на немецком диалекте и колебались в политическом

выборе между Берлином и Парижем, что подтверждает

рост пангерманизма в 1890-е гг. В этой пограничной

полосе Горслебен очень рано познакомился с

национализмом; будучи подлинным немецким патриотом,

он чрезвычайно гордился своей родословной, восходящей

к аристократической фамилии XIV века из Тюрингии.

О его юности известно немного, за исключением того,

что перед Первой Мировой войной он бывал в Мюнхене.

Сначала он готовил себя к театральной карьере, пос-

кольку его пьеса, под названием Der Rastaquдr (1913)

имела одно время успех в городе. Но затем обратился

к журналистике и начал издавать журнал, посвященный

пангерманистским и националистическим идеям

Allgemeine Flugtlдtter-Deutscher Nation. Когда началась

война, Горслебен поступил в Баварский полк и два года

сражался на Западном фронте. Затем был переведен в

Германский союз и воевал против турецкой армии в

Аравии, дрался с племенами бедуинов и их британскими

сторонниками в Палестине. Он заслужил звание лейте-

нанта и двенадцать военных наград. Во время войны он

вел дневник, выдержки из которого, посвященные

аравийской кампании, позже были опубликованы. Но и

в этом раннем творчестве отразился его сильный интерес

к мифологии и роли немецкой расы в историческом

развитии.

 

В конце войны Горслебен вернулся в Мюнхен. Рево-

люция еще более политизировала его и он вступил в

Общество Туле. В апреле 1919 он был арестован ком-

мунистами вместе с Дитрихом Эккартом. Только на-

ходчивость Эккарта, проявленная на допросе, избавила

обоих от судьбы других заложников Туле. 18 декабря

1920 Горслебен прочел для Туле лекцию под названием

" Арийский человек". В своем дневнике, описывающем

собрания Общества, Иоханнес Геринг писал об оккуль-

тных тенденциях сознания Горслебена и о позднейшем

расцвете их в зрелой доктрине арийского мистицизма.

Спустя два года Горслебен вновь принимал активное

участие в революционной деятельности правых. В июле

1921 он стал гауляйтером южно-баварского отделения

радикального антисемитского Deutschvцlkischer Schuts-

und Trutzbund, впоследствии конкурировавшего с только

что возникшей нацистской партией. В декабре 1921 Гор-

слебен решил порвать с центром лиги в Гамбурге и

создал новый союз с Юлиусом Штрайхером - впос-

ледствии этот человек издавал Des Stьrmer под надзором

нацистов - заручившись поддержкой в Регенсбурге и

Нюрнберге. Горслебен также тесно сотрудничал с Лорен-

цом Мешем, шефом Germanennorden в Регенсбурге, чьи

подопечные Шульц и Тилессен осуществили убийство

Эрцбергера. Впрочем, после бурного периода

внутрипартийной борьбы, Горслебен ушел от vцlkisch

политиков и посвятил все свое время литературным за-

нятиям. Он приступил к грандиозному переводу Эдды,

которую рассматривал как наиболее чистую форму древ-

ней арийской религии.

 

В 1920 Горслебен приобрел обанкротившуюся мюн-

хенскую еженедельную газету Die Ripublic, снабдил ее

новым названием Deutsche Freiheit и начал издавать в

vцlkisch духе. Его помощниками были: Фридрих Виктль,

австрийский теоретик мирового заговора масонов и Ганс

Ф. К. Гюнтср, расистский антрополог. Между 1920 и

1925 гг. газета приобрела выраженный национали-

стический характер, ссылаясь по разным поводам на

оккультные свойства арийской расы. С конца 1926 этот

наднациональный мистический расизм начал преобладать

в журнале - Горслебен приступил к изложению собст-

венной версии арийского оккультизма. В нескольких

отношениях его доктрина была связана с современным

оккультизмом и теософией: метафизическими осно-

ваниями для нее также служили астрология, каббализм

и магия; конечной целью было создание расово чистого

человечества и духовный приоритет арийцев; условием

первенства было оживление скрытых сил, присущих каж-

дому арийцу, позволяющих ему иметь власть над есте-

ственным миром; любая механистическая и ма-

териалистическая концепция реальности категорически

отвергалась им; и, наконец, она пропагандировала на-

ступление нового века, в котором арийцы вернут свое

былое великолепие и власть над миром. В поздних рабо-

тах Горслебена эта до






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.