Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средневековая культура мусульманского мира: философия и религия, система образования. Научные знания. Быт и нравы.






Средневековая драматургия подразделялась на религиозную и светскую.

К жанрам религиозной драматургии относятся:

1) Литургическая драма. Наиболее ранний жанр, возник в X в. Первоначально существовала на латыни, а с XII в. – на народных языках. Использовались как ветхозаветные («Убийство Авеля»), так и новозаветные («Воскрешение Лазаря») сюжеты. Литургическая драма послужила основой для развития мистерий. Первой литургической драмой была сцена трех Марий, пришедших ко гробу Христа. Роли Марий исполняли священники, используя наплечные платки, обозначавшие женские одежды; разрабатывались точные режиссерские указания по выходам, мизансценам, репликам и стилю исполнения – величаво-торжественному. Исполнялась литургическая драма на латыни.

2) Полулитургическая драма перестала быть частью мессы; ее представления уже не так жестко привязаны к церковным праздникам – они могут происходить и во время торговых ярмарок. Широкий демократический состав публики обусловил отказ от латыни; представления давались на народном языке. Помимо духовенства в полулитургической драме начали принимать участие миряне – поначалу в ролях чертей и комических бытовых персонажей. При этом главные роли исполнялись священнослужителями, костюмы и реквизит принадлежали церкви, а действие сопровождалось церковным хором, исполнявшим религиозные песнопения на латинском языке. Самая известная полулитургическая драма – «Действо об Адаме» (середина 12 в.), написанная на англо-нормандском языке и состоящая из трех эпизодов: изгнание Адама и Евы из рая, убийство Каином Авеля и явление пророков.

3) Мистерии (XIV-XVI вв.) – «живые» картины, которые инсценировали Библию. Размещались на: а) движущихся повозках (Англия); б) на неподвижных помостах (Франция). Мистерии на подмостках ставились подолгу (самая продолжительная длилась 21 день!). А. Гребан и Ж. Мишель – авторы мистерий (XV в.) о страстях Господних. В XVI в. во Франции была запрещена постановка мистерий на религиозные темы.

4) Ауто (испанский жанр) - - одноактное драматическое представление на религиозные сюжеты. Авторы: Жиль Висенте, Тирсо де Малино.

5) Миракль (от лат. miraculum – чудо). Возник во Франции в XIII в. Сюжет основан на житиях и примерах. Особой популярностью пользовались миракли о чудесах Девы Марии. Здесь мы впервые встречаемся с авторскими пьесами. Тематика первого известного миракля, написанного трувером из Арраса Жаном Боделем «Игра о святом Николае» (1202) связана с крестовыми походами. Отражая неудачу третьего крестового похода (1189), в котором христиане потерпели полное поражение, церковь призывает христиан к дальнейшим битвам, обещая покровительство святого Николая. См. также «Чудо о Теофиле» Рютбёфа, 1261 г.

6) Интермедия – небольшая пьеса или сцена, обычно комического характера, разыгрываемая между действиями основной пьесы. Возникла в XV в., а в XVI-XVII вв. распространилась в Европе. В Англии ее называли интерлюдией.

7) Моралите – нравственная аллегорическо-дидактическая драма (кон. XIV-XVI в.), персонажи которой олицетворяли пороки и добродетели (Скупость, Лесть, Дружба). Примеры моралите: «О разумном и неразумном» (Франция, 1439); в Англии: «Замок стойкости» (1405-1425), «Человечество» (1465), «Всякий человек» (1495). В 1595 году в Англии была запрещена постановка моралите.

8) Экземплум (пример) – религиозно-дидактический жанр

Моралите является промежуточным жанром между религиозным и светским театром.

К жанрам светской драматургии относятся:

1) Соти (фр. – sotie, от sot – глупый) – комедийно-сатирический жанр французского театра, разновидность фарса. Имеет сниженную окраску. Происходит от карнавальной культуры (костюм дурака на карнавале – желто-зеленый, с ослиными ушами), основными героями являются дураки. Присутствуют элементы фантастики.

2) Священная пародия (V-VII вв.) – форма игрового отношения к священному слову. Сценки: Иуда всех целует; воду для омовения рук приносит Пилат. Византийский памятник – «Монашеские шутки».

3) Фарс – малый комический жанр средневекового театра. XII в. – возникновение фарсов, XIII-XIV вв. – расцвет жанра. Изначально был частью мистериальных представлений (в качестве интермедий). Темы фарсов: 1) семейная жизнь; 2) профессиональные фарсы («Об Адв. Патлене»). Типичные герои фарсов (т.н. «маски»): горожанин, немолодой солдат, впавший в нищету дворянин, продавец индульгенций, монах-шарлатан, беспутная монашка. Женщина в фарсе не прекрасна, а представляет собой греховное начало, «сосуд зла». В фарсе вообще нет положительных героев. В 1464 г. возник «Фарс об Адвокате Патлене». Франсуа Рабле писал фарсы в эпоху Возрождения.

4) Фастнахтшпиль – немецкий жанр, сходный с фарсом. Изображалась жизнь горожан. Сюжеты заимствовались из шванков. Авторы: Ганс Фольц (один из первых), Ганс Сакс («Школяр в раю»).

5) Шванки (XII-XVII вв.) – как фаблио, только в Германии. Шванки – в прозе, а фаблио – в стихах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.