Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические типы методологии. Методологии фундаментализма и критицизма как две основные модели в историческом развитии научного познания.






Наука как одна из форм самосознания культуры на разных этапах своего исторического развития выражается в разных рефлексивных формах. Если формой самосознания классической науки вплоть до середины XIX в. был онтологизм (рефлексия над связкой «знание - объект»), с середины XIX до XX вв. - гносеологизм (рефлексия над связкой «субъект - объект»), то форма самосознания, характерная для неклассической науки, - методологизм (рефлексия над связкой «субъект - знание»). В этом смысле XX столетие справедливо именуют «веком методологии науки». Методологическая оказывается необходимой предпосылкой любой человеческой деятельности, и в первую очередь деятельности научной как высшего проявления интеллектуальной культуры.

Методология науки - знание об условиях, способах, средствах осуществления научной деятельности. Методология науки оказывается своеобразной теорией, включающей знание о принципах, нормах, образцах, идеалах, критериях научной деятельности, а также о природе, сущности, формах, структуре научного знания, механизме и движущих силах его развития.

Принято выделять четыре основных методологических уровня: 1. Философская методология; 2. Общенаучная методология; 3. Конкретно-научная методология; 4. Методика и техника исследования.

Методология - философская дисциплина, форма самосознания науки, сближающая ее с философией науки.

Исторические типы методологического анализа: 1) Логика – зародилась в греческой философии и в господствовала вплоть до начала XX в (у древних греков была в нерефлексивной форме, например майевтика Сократа, ориентированная на создание определенной технологии поиска истины, в рефлексивной форме берет свое начало Ф. Бэкона). 2) С неокантианцев Марбургской и Баденской школ начинается процесс отделения методологии от логики и возведения ее на уровень философского анализа, расширившего проблемное поле методологического сознания за счет включения социокультурных, гуманистических, историко-научных, психологических и других измерений знания. Разработке философской методологии содействовал ряд методологических школ: методологический критицизм К. Поппера, англо-американская историческая школа, методологические школы Г.П. Щедровицкого, В.С. Библера, Ю.М. Лотмана, В.С. Степина и др. 3) Со второй половины XX в. методология окончательно отделилась от логики и философии и превратилась в специфическую форму самосознания науки, существующую на стыке разных дисциплин. Содержание этого современного типа методологического анализа определяется в основном двумя новыми методологическими парадигмами - системным подходом и синергетикой, сочетающей системно-информационный, структуралистский подходы с принципами самоорганизации, неравновесности динамических систем и представляющей собой новый нелинейный стиль мышления.

В историческом развитии методологического сознания в контексте философии и науки обнаруживаются различные установки, подходы, традиции. Это многообразие методологических подходов можно было бы свести в итоге к двум основным методологическим традициям - фундаментализму и критицизму. Фундаменталистская традиция основывается на вере в возможность существования строгого достоверного знания и требовании обоснования всего знания до составляющих его конечных аксиоматических положений. Этот классический метафизический миф о существовании достоверных (надежных) оснований человеческого знания восходит к античности, в частности, к Пармениду Элейскому, который, как известно, выделял два пути познания - путь истины и путь мнения. Вслед за Парменидом фундаменталистскую установку развивали Платон, Аристотель, но образцом фундаменталистской методологии служат знаменитые «Начала геометрии» Евклида, впервые возведшие научное знание на уровень аксиоматико-дедуктивной науки. В ренессанс - Ф. Бэкон, Р. Декарт и другие.

Критицизм связан с «рождением цивилизации» греческо-европейского типа, давшей начало культуре критики. Теоретическую основу критической установки составляет идея, согласно которой знание как достоверное знание невозможно. Человек должен довольствоваться лишь предположительным знанием. Этой точке зрения следовал уже философ-досократик Ксенофан Колофонский, Сократ, Платон. Каждое решение научной проблемы порождает множество новых нерешенных проблем.

2) Программа построения новой науки Ф.Бэкона. Формирование экспериментального метода и практическая ориентация новой науки. Научно-технократическая утопия Ф.Бэкона. В 15 веке центр разработки проблем естествознания и математики перемещается в западную Европу. В 14-16 веках естествознание уже близко подошло к созданию методов новой науки. Познание природы в этот период концентрируется в двух университетах: Оксфордском и Парижском (Р.Гроссетест, Р.Бекон, У.Оккам). Период с 1540 по 1650 г. характеризуется торжеством опытного (экспериментального) подхода к изучаемым явлениям: открытие кровообращения Гарвеем (1628), установление магнитных свойств Земли Гильбертом (1600), прогресс техники, открытие и применение телескопа и микроскопа, утверждение идеи гелиоцентризма и принципа идеализации Г. Галилеем. Объектом особого внимания в Новое время становятся гносеология и методология исследования природы.

Ф. Бекон. Заметил процесс " великой дифференциации": отделял науку и философию. Отвергает традиционные формы знания: схоластику, магию, аристотелевскую логику как ложные и бесполезные – труд «Новый органон». Наука должна приносить практическую пользу: «Знание – сила». Степень власти над природой зависит от степени знания законов природы. Основной источник – чувственный опыт. Теория индуктивного метода в основе 4 положения: 1) составление таблиц (собственная индукция) 3 видов – а. табл присутствия (опр-т тепло...солнце, очаг); б. табл отсутствия (луна, когда светит но не греет); в. табл степеней (тела, в которых больше или меньше тепла и условия проявления степени). 2) элиминация (устранение) – убрать из табл. а и в такие признаки, которые к теплу не относятся (размер, цвет). Результат - выдвижение гипотезы. 3) дедукция (выведение) - выведение из гипотезы всех возможных следствий. 4) эксперимент - опытная проверка следствий. Т.о. критерием истинности знания явл. его соответствие опыту. Особое место занимает критика «идолов» познания. Он выделяет четыре рода «идолов»: 1) «идолы рода» – общие заблуждения, порожденные самой человеческой природой; 2) «идолы пещеры» – искаженные представления о действительности, характерные для отдельных людей; 3) «идолы площади», или «рынка» - связанные с общением людей и неправильным использованием языка; 4) «идолы театра» - ложные представления о мире, некритически позаимствованные людьми из различных философских систем. Основная цель науки – исследование «форм» природных вещей; при этом форма понимается не в аристотелевско-схоластическом смысле, а как сущность, закон явлений. Метод Бэкона ориентирован в основном на качественное познание природы. Он состоит в собирании и классификации форм.

3) Философия медицины: основные проблемы, понятия и принципы. Категории медицины и их взаимосвязь с философскими и общенаучными категориями («норма», «мера», «сущность», «здоровье», «болезнь» и др.). Философские категории как предельно общие понятия отражают действительность, в том числе и медицинскую. Они отражают сущностные, закономерные взаимосвязи - законы действительности и познания. В научном познании широко используются такие философские категории, как: чувственное и рациональное, абстрактное и конкретное, логическое и историческое, абсолютное и относительное, достоверное и вероятное и т.д. Отражая всеобщее и закономерное в медицинском познании, философские категории выступают в роли мировоззрения и методологии. Они не отвечают на конкретные вопросы, например, что такое здоровье, болезнь и т.п. Но они способствуют выработке всеобщих познавательных принципов, подходов и ориентиров в их осмыслении.

Чтобы стать научной дисциплиной медицина должна иметь свою теорию и методологию, собственный понятийно-категориальный аппарат и свою терминологию. Большая роль и значение в этом плане принадлежит общенаучным понятиям, таким, как модель, информация, формализация, алгоритм, знак, вероятность и др. Общенаучные понятия - это своеобразный сплав понятий частных наук и философских категорий. Являясь порождением интегративных тенденций развития медицины как науки, общенаучные понятия способствуют взаимообогащению разнопрофильных медицинских наук. Они играют роль единого междисциплинарного научного языка медиков.

Медицина, как и любая другая отрасль творческой деятельности людей, базируется на некотором комплексе философских категорий и понятий, а также фундаментальных научных представлений о природе, обществе и, конечно, человеке. Все они в сумме образуют некую картину мира (мировоззрение), характерную для представителей медицины и фармации. Понятия (общая идея) и категории - результат осознания становления и развития предмета научного исследования. Философские категории и понятия фиксируют сущность и специфику культурно-исторического развития, а значит, и сущность человека - субъекта жизни и созидательной деятельности. Философские категории по отношению к медицине выступают как наиболее общие понятия. В медицине они проявляются в форме прочной взаимосвязи между организмом и средой, различными органами и системами внутри организма, между здоровьем и болезнью, анатомо-морфологическим и физиологическим.

Категории «общее и единичное» в мышлении есть отражение тех сторон, качеств и признаков, которые присущи самим вещам, предметам или явлениям природы. Для науки, особенно медицинской, важны многие парные философские категории, такие, например, как: «количество и качество», «мера и норма», «структура и функция», «система и элемент», «причина и следствие», «необходимость и случайность» и многие, многие другие.

Причинность - это одна из форм проявления детерминизма. При этом детерминизм рассматривается как базисный принцип, отражающий общенаучные представления о причинно-следственной структуре мира вообще. Детерминизм понимается как философский принцип о существовании всеобщей связи и причинной обусловленности всех природных и социальных процессов. Учение о причинности в медицине (этиология) основывается на философско-методологических принципах, обосновывающих все процессы нормальной и патологической жизнедеятельности людей.

Сущность - это совокупность причин, определяющих саморазвитие объекта. Явление - это конкретные свойства, качества предметов и явлений, и явления сами по себе. Они представляют собой форму обнаружения сущности. Сущность в организме человека и животных - обмен веществ и энергии в различных клетках, органах и тканях, его тонкая и точная регуляция в интересах развития целостного организма.

Структура - строение системы, функция - процессы, протекающие в системе и ее частях.

Качество - это относительно устойчивая и относительно существенная определенность явлений и процессов, отличающая их друг от друга. Патогенность микроба или вируса - это не субъективное знание человека о вредности или безвредности микроба, а его объективное свойство.

Изменение физиологических процессов в ту или иную сторону от нормы - это одна из предпосылок заболевания. В процессе развития патологического начала происходят количественные изменения, которые, достигнув узловой, критической высоты, скачкообразно превращаются в новое качественное состояние, т.е. болезнь. Смерть является результатом постепенного концентрирования патологических изменений. Между здоровьем и болезнью нередко наблюдаются многочисленные переходные и промежуточные стадии.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.