Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определения религии и главный признак религии






Определения религия. Религия представляет собой сложное образование. Термин «религия» происходит от латинского «religio» - совестливость, благочестие, набожность, предмет культа; «religare» - связывать, привязывать; «relegere» - возвращаться, обдумывать, бояться. Существует ряд определений религии. Теологические (богословские) определения религии исходят из религиозного опыта и убеждения в том, что Бог реально существует и влияет на жизнь человека. Основой подобных определений является переживание святого (Р. Отто), переживание жизни в Боге и Бога в человеке (П.А. Флоренский), выхода за пределы биологической природы и конструирование смыслового универсума (Т. Лукман) и т.п. В целом теологический подход к религии рассматривает ее как связь человека с Богом, осуществляемую в той или иной форме. Философские определения религии исходят из признания или непризнания бытия Бога и, опираясь на этот ключевой тезис, описывают роль религии в жизни общества, группы и отдельного человека. В рамках материалистической философии религия рассматривается как многомерное явление духовной жизни общества (сфера духовной жизни, область духовного производства, способ духовно-практического освоения мира, наконец, форма общественного сознания). Идеалистические философские трактовки религии достаточно близки теологическим, просто их суть завуалирована более сложной терминологией (Абсолют, Универсальная воля, Абсолютная идея, Трансцендентное и т.п.).

Социологические и психологические определения религии не касаются вопроса о существовании Бога (шире - сверхъестественных сил) и рассматривают лишь социальные и психологические детерминанты и следствия религии.

Религия - тип мировоззрения и мироощущения, одна из областей духовной жизни, а также основанные на вере в реальное существование Бога (шире - высшей силы) и чувстве связанности с ним, зависимости от него, почтения и почитания его, поведение и совершение соответствующих религиозной вере действий (культ). Термин «религия» был введен древнеримским политиком, философом, оратором Марком Туллием Цицероном (106-43 до н.э.).

Таким образом, религия представляет собой: 1. необходимо возникающий в процессе становления человека и общества (социоантропогенеза) существенный аспект их жизнедеятельности; 2. способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 3. способ отражения действительности; 4. феномен культуры; 5. социальную подсистему, заключающую в себе глубинные общественные связи.

Главный признак религии. В основе религии лежит вера в сверхъестественное. Она включает веру в сверхъестественные существа (анимизм, теизм), веру в сверхъестественные связи между процесса­ми и явлениями (магия, тотемизм) и в сверхъесте­ственные свойства реальных объектов (фетишизм). Остановимся кратко на содержании формулы «вера в сверхъестественное». Прежде всего необходимо выяснить гносеологический смысл понятия «сверхъестественное». Это понятие имеет определенное содержание лишь постольку, поскольку обозначает нечто противостоящее естественному. Понятие «сверхъестественное» обозначает нечто не подчиняющееся законам материального мира, выпадающее из цепи причинных связей и зависимостей. Сверхъестественное в религии всегда резко противостоит земному, реальному: преходящие вещи и явления и бесконечный, неизменный Бог; греховный и слабый человек и всемогущее, всеблагое Божество.

Веру в сверхъестественное нельзя отождествлять с заблуждением. Такая вера связана с представлением о неподчиненности сверхъестественного законам материального мира, в частности закону всеобщей причинной обусловленности явлений. Сверхъестественное противопоставляется материальному миру как нечто неподвластное его законам, «выпадающее» из цепи обычных представлений.

Идеи сверхъестественного присутствуют не только в религии. В народном творчестве, например, нередко встречаются сверхъестественные, фантастические образы и события. Достаточно сослаться на сказки, былины, эпос. Нередки сверхъестественные образы и в профессиональном искусстве (Мефистофель в «Фаусте» Гёте). В философии также встречаемся со сверхъестественным, именуемым «мировым духом», «мировой волей», «абсолютом».

Для выяснения специфики религиозного сознания недостаточно констатировать наличие представлений о сверхъестественном. Необходимо вскрыть особенности отношений верующих к сверхъестественному, т. е. особенности религиозной верыв сверхъестественное. Вера как определенное психологическое отношение человека к познаваемым им объектам не является исключительной принадлежностью религии. Те идеи и представления, объективная истинность которых доказана и не вызывает сомнений, не становятся предметом веры. Их обозначают термином «знание». Но человек обладает и такими идеями, истинность которых не доказана полностью и которые носят гипотетический характер либо относятся к будущему. Именно эти идеи могут стать предметом веры, если они затрагивают интересы человека, воздействуют на его поведение, вызывают активное эмоциональное отношение.

Но когда общий психологический механизм веры приобретает специфически религиозную направленность, то существенно меняются ее содержание и функции. Религиозная вера в сверхъестественное имеет следующие основные особенности, Во-первых, она предполагает не просто наличие в сознании представлений о сверхъестественном (такие представления могут быть и у неверующих), а веру в реальное существование сверхъестественного. Там, где такая вера отсутствует, не может идти речь о религии. Именно здесь проходит водораздел между народной сказкой и религиозным мифом, искусством и религией. Во-вторых, религиозная вера обязательно предполагает эмоциональное отношение к сверхъестественному. Верующий человек не просто верит в реальность сверхъестественного, а всегда эмоционально переживает свое отношение к сверхъестественному. То есть, вера в сверхъестественное непременно включает религиозные чувства. В-третьих, вера в сверхъестественное включает убеждение в существовании особых двусторонних отношений между человеком и сверхъестественным. Верующий убежден, что сверхъестественное не просто существует, а что оно влияет его жизнь, его судьбу; с другой стороны, он верит, что с помощью особых действий можно воздействовать на сверхъестественное. Таким образом, религия предполагает веру в существование особых отношений между человеком и сверхъестественным. Эти отношения во многом носят практический характер, ибо они реализуются верующими в культовых действиях.

Отличие религии от идеалистической философии состоит, в частности, в том, что первая обязательно предполагает веру в двусторонние связи между человеком и сверхъестественным, которые реализуются в религиоз­ном культе. Религиозный человек верит Бога, как правило антропоморфного (представленного в виде личности), которому можно помолиться, дать обет, у которого можно вымолить прощение, облегчение горестей и невзгод, спросить совета, либо в неантропоморфного Бога, представляющегося Высшим Существом, Абсолютом, Всепроникающим Абсолютным Разумом и т.д. (в ряде конфессий, например в исламе, Бог является некоей абстрактной духовной сущностью и не имеет антропоморфных черт).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.