Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 4. Иногда неоязычники (неоязычество - язычество после Христа) утверждают, что Христос - аватар Божественного Духа






Иногда неоязычники (неоязычество - язычество после Христа) утверждают, что Христос - " аватар" Божественного Духа. Но тогда Само Божество так и оказывается безличным и безликим, а Христос оказывается не более чем маской, накинутой на Брахман. Человеком Он не был (а, значит, и не страдал, и на Голгофе был лишь спектакль, призванный выжать слезы скорби и покаяния из людей) [1]. Наконец, в некоторых неоязыческих школах утверждается, что Христос более, чем человек, но все-таки менее, чем Божество. Так, - " Планетарный Логос".

А если Христос есть и в самом деле Тот, Кем Он Себя называл (" От начала Сущий" - Ин. 8, 25) и каким Его познала Православная Церковь, то что еще искать в других религиях? Сам Бог, Сама Вечность пришла к нам и сказала о пути спасения - а мы хотим " дополнить" Его плохо понятыми обрывками буддизма и язычества? Как Он Сам расценивает такое поведение - Он ясно сказал еще в ветхозаветную пору: это прелюбодеяние.

Библейская формула " Бог един" - это эксклюзитивистская, исключающая формула. " Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет потом: " пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего, ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от, всей души вашей" (Втор. 13, 1-3).

Когда Бог говорит Моисею первую заповедь - " Бог один", он не имеет в виду, что тем самым Моисею открывается эзотерическая тайна - имен, дескать, богов много, а на самом деле все религии говорят об одном и том же Едином Боге. " Моисей, если хочешь, называй Меня Кришной, А ты, Аарон, можешь по вторникам звать меня Зевесом, а по пятницам хоть Астартой. А будет желание - молитесь так: " О, Карлсон, иже еси на крыше! ".

Пантеистическая формула " Бог един", напротив, инклюзивная: она вбирает в себя самые разные формы духовного движения. Заповедь Моисея имеет в виду " единый" как " единственный" - " нет иных богов! ". Бог Библии называется Единым - потому что исключает иных богов. " Бог" современного религиозного китча называется " Единым", потому что вбирает всех богов.

Если бы Бог Библии воспринимался как один среди многих иных богов, как одна из многих эманаций Единого, наряду с Ним было бы естественно почитать иные божества. Как писал апологет язычества Цельс, " Кто почитает нескольких богов, тем самым делает приятное Богу, поскольку он почитает нечто от великого Бога. Поэтому, если кто почитает и боготворит всех (приближенных Бога), он не оскорбляет Бога, которому все они принадлежат... Право же, тот, кто, говоря о Боге, утверждает, что только одного можно назвать Господом, поступает нечестиво, так как он тем самым разделяет царство Божие, создает в нем раздор, как будто бы существовали (две) партии и имелся какой-то другой, противостоящий Богу" (Ориген. Против Цельса. 7, 2 и 8, II).

Но библейские пророки, а позже и христиане как раз и считали, что духовный мир разделился, И потому дружба с языческими духами есть вражда против Бога. Может быть, некоторые языческие ритуалы, образы, мистерии сами по себе не так уж плохи; далеко не все в языческой религиозной жизни может быть оценено как инспирация Сатаны. Но когда пришел Свет, когда открылась возможность прямого обращения к Богу, уже нельзя оставаться в мире языческих двусмысленностей. Отворачиваться от Христа, пришедшего к людям, и обращаться к прежним языческим заклинаниям - значит противиться Христу, отрекаться от Него.

И пророки и апостолы признавали, что у других народов есть свои божества - но решительно отказывались признать за богами язычников статус Истинного Творца (язычники, впрочем, на этом и сами особенно не настаивали). Отсюда - слова ап. Павла: " Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им" (1 Кор. 8, 4-6). Если бы эта фраза звучала как " Знаем, что есть много богов и господ много, но у нас один Бог Отец", - это было бы манифестом обычного язычества: мы выбираем своего бога из сонма многих владык и уважаем право иных религий иметь общение с прочими богами (если я храню деньги в банке А, это не означает, что я отрицаю право других людей хранить их деньги в банке В). Но немедленно добавляемая богословско-метафизическая нагрузка резко меняет ситуацию: " у нас один Бог Отец, из Которого все". Не просто - " у нас есть Бог, из которого происходим мы, наше племя, наша вера", но - " из Которого все" (то есть - из этого источника все подучило свое бытие), а также " Которым все" (то есть и поныне все, что есть, существует по причастности к этому Истинному Бытию).

Христиане убеждены, что те, кто влагают свои сердца и деньги в свои языческие банки, слишком близки к краху. Их " космические иерархии" не более чем экономические пирамиды типа " МММ". И не от злобы к этим людям, а от желания им добра апостолы вновь и вновь предупреждали: отойдите, пока не поздно, от ваших богов. Обратитесь к Единому Вечному Творцу.

И вот - из 12 первых апостолов Христа десять были убиты за свою проповедь (кроме Иуды Искариота и ап. Иоанна, после многих ссылок и арестов все-таки ненасильственно ушедшего из этой жизни). Был убит и ап. Павел. Все они предпочли пойти на смерть, но не преклониться перед богами языков [2].

Если бы в их представлении Христос был воплощением одного из многих Иерархов или Духов, если бы Он казался им лишь очередным " аватаром" - они не стали бы ценою своих жизней отказываться от почитания иных " сыновей божиих".

Так часто обвиняют сегодня Церковь в теплохладности, в том, что она совсем не похожа на Церковь апостолов, на пламенную общину первохристиан. Это правда. Но на первых христиан мы похожи именно в том, что более всего и не нравится в нас людям " всерелигиозным". В чем угодно можно противопоставлять первых христиан и нас. Но только не в одном. Нельзя противопоставлять современную " православную нетерпимость" " терпимости апостолов", потому что последней просто не было. Апостолы никого не преследовали (как и православные сейчас). Они лишь твердо стояли на своем: нет спасения вне Христа, а потому " не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую" (1 Кор. 20, 22). Нет возвращения в прошлое, когда, " не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги" (Тал. 4, 8).

Отказ от Завета с Личным Богом, который вне Себя создал Вселенную, означает растворение себя в Космосе, подчинение своей жизни и своей судьбы безликим и бездумным, бессострадательным законам Космоса (например, законам Кармы и астрологии).

Слишком хорошо знали и апостолы и первые христиане мир языческих мистерий, философий, мир без Христа. Они проповедовали не в атеистическом мире, а в мире, где у каждого человека, у каждой семьи, у каждого народа уже была своя религиозная традиция. И этому миру они принесли новое. Сегодняшний мир, не зная толком нового Завета, а также порядком отвыкнув от настоящего язычества, полагает, будто Новый Завет можно " обновить" через прививку к нему языческого оккультизма.

В воде тоже есть растворенный кислород. Но если водолаз посчитает себя рыбой и попробует дышать этим воздухом, он погибнет. Ему протянут воздуховод с поверхности. А он пробует дышать через раз: разок из шланга, а разок - прямо пуская воду в свои легкие. То, что он скоро погибнет от таких упражнений, очевидно. Но смерть души не так заметна. И " всерелигиозные", " терпимые" и " открытые" оккультисты носят в своих телах агонизирующие, протравленные " космическими энергиями", распадающиеся души и при этом уверяют христиан, что больны именно мы - больны " нетерпимостью".

Я это говорю не из книг. Любой православный священник может рассказать десятки историй о людях, которые взрастили в себе духовные болезни, пробуя совместить христианство с " восточными учениями".

И вновь о Чернобыле. Уже упоминалась группа людей, которые знают все инструкции по пользованию новым лекарством, но самого лекарства не принимают. Они считают, что если врач не сердится на пациента - то, значит, больной от этого становится здоровым. Так считают протестанты: по их мнению, источник нашей болезненности - в отношении Врача к нам и нашим грехам. Поскольку достоверно известно, что Бог на нас уже не гневается (будучи удовлетворен жертвой Христа), то как только мы узнаем о происшедшей перемене в отношении к нам Бога, так сразу становимся здоровыми и спасенными.

Что ж, представим, что инженер, по вине которого произошла Чернобыльская авария, оказался под судом. Предположим, что через некоторое время ввиду тяжелого состояния его здоровья ему объявляют амнистию. Сильно ли облегчит эта бумага его положение? Ведь он сам носит в себе тягчайшую кару за свой грех. Он сам пропитан радиацией. Он сам умирает. И никакой суд, никакая апелляционная инстанция не могут защитить его от нарастающей боли, от поглощающей слабости.

В отличие от западного христианства, склонного описывать драму грехопадения и искупления в терминах юридических, восточное христианство осмысляет отношения человека и Бога в терминах органических. Для православия грех - не столько вина, сколько болезнь. " Грех делает нас более несчастными, чем виновными", - говорил преп. Иоанн Кассиан [3], а преп. Исаак Сирин сравнивал грешника со псом, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, пьянея от вкуса собственной крови [4]. И в чине исповеди священническая молитва увещевает: " Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши".

Мало объявить человеку, что Бог более не сердится на него. Надо дать ему реальную защиту от смерти, надо дать ему реальную возможность дышать Богом. Не Бог удерживает Себя вдали от людей. Люди удалены от Него: как собственными грехами, так и блокирующими духовными посредниками. Надо дать лекарство. Лекарство нужно от смерти. Лекарством от смерти может быть только Бессмертие. Бессмертие имеет только Бог. Значит, Бог, бывший вдали, должен обрести жизнь внутри человека. " Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий... Хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я семь хлеб жизни... Отцы ваши ели манну в пустыне, и умерли, Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдаю за жизнь мира. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин. 6, 27 - 53).

Причастие Крови и Тела Христова - вот то анти-космическое лекарство бессмертия, которое принес Спаситель. Христос позвал нас на " вечерю бессмертия" (Климент Александрийский, Строматы 7, 3). Сам Христос установил именно такой способ сообщения со своими учениками. Не просто через проповедь, не просто через молитвы или гимны, не просто через обряды - через Таинство Причастия Телу и Крови Христа. Люди, которые говорят, что достаточно читать о Тайной Вечере и вспоминать о ней, люди, по уверению которых само Лекарство Бессмертия для нас сегодня недоступно, не поняли замысел Спасителя. Эти люди - протестанты [5].

По их мнению, " единственное, что может спасти человека, - Евангелие, радостная весть о спасении через Иисуса Христа и искупление на Голгофе. Задача Церкви - проповедь Евангелия, слышание которого открывает людям путь ко спасению" [6]. Человек утоляет жажду информацией о воде, а не самой водой. Человек питается символом Хлеба, а не самим Хлебом. Спасает " весть о спасении", " информационный выпуск Хороших Новостей из Иерусалимского отделения Би-Би-Си", а не реальная благодать Христова.

Протестанты похожи на человека, который видит в пустыне умирающего от жажды путника и, радушно подойдя к нему, начинает рассказывать умирающему о пользе воды. Три часа он говорит о том, какие замечательные свойства у воды, о том, что без воды не может быть жизни, о том, что надо бороться за чистоту источников и водоемов... " Понимаешь, - говорит он, - тело человека на 80% состоит из воды... Впрочем, твое, кажется, только на 60%..." А затем уходит, так и не дав жаждущему ни капли воды. " Разве ты еще хочешь пить? Разве не достаточно тебе " хороших вестей о воде"? Хочешь саму воду? Но у нас ее как раз и нет. Мы пьем " символ воды", мы даем людям " воспоминание о воде". Это только невежественные православные и католики считают, что жидкость в их литургических сосудах действительно есть Вода Жизни, Кровь Христа. А мы считаем, что вода - это слова. Христа. Эти слова мы тебе и пересказали. Почему же ты еще хочешь пить?! Ты же слышал: " Задача Церкви - проповедь Евангелия", а совсем не Причастие Телу и Крови Христа; ты же слышал: " Слышание открывает людям путь ко спасению", а совсем не соединение с Богочеловеком. Ну что, тебе расхотелось пить? И, кстати, если тут рядом будет проходить православный священник с Чашей - смотри, ни в коем случае не пей из нее! ".

В Причастии мы приобщаемся Пасхальной, Воскресшей плоти Христа. Это " иного бытия начало". Частицы нового космоса, того космоса, в котором уже нет отравы смерти, в котором побеждена энтропия и смертный распад, вторгаются в нас - чтобы ослабить давление плоти греха на нашу личностную свободу. Через причастие мы вновь оказываемся в состоянии как бы Эдема: прошлое греха не давит на нашу личностную во/по, и мы в состоянии свободы делаем свой выбор, не испытывая чрезмерного давления греховного собственного прошлого и привычек нашей природы, искривленной грехом.

Путь исцеления состоит в том, что Христос в Себе, в Своей Божественной Личности исцелил воспринятую Им человеческую природу и ее, уже исцеленную, подает нам в Причастии, чтобы чрез исцеление природы исцелить личность каждого из нас. " Итак, чтобы не любовью только, но и самим делом сделаться членами плоти Христовой, мы должны соединиться с этой плотью... Кто отдал вам Своего сына здесь, Тот тем более сделает для вас там - в будущем. Я восхотел быть вашим братом; Я ради вас приобщился плоти и крови, и эту плоть и кровь, через которые Я сделался сокровным с вами, Я опять преподаю вам" [7]. Бог взял нашу плоть, чтобы вернуть ее нам исцеленною и пропитанною Духом Жизни, бессмертием.

Там, где эта новая человеческая природа живет - там Тело Христа, там Церковь. Именно бытие Церкви как Тела Христова Павел называет " тайной, сокрытой от веков и родов, ныне же открытой святым его", тайной - " которая есть Христос в вас" (Колос. 1, 26 - 27).

Поэтому и нет спасения от мира падшего космоса вне Церкви Христовой. Там, где нет Причастия - там нет новой Реальности Нового Завета. Там нет причастия Вечной Жизни. Там по прежнему " смерть и время царят на Земле"...

Христиане приглашают: " Придите и вкусите"... А нас называют " нетерпимыми". За то, что мы хотим передать людям великий Дар Христов, - нас честят " жестокими". За то, что мы возвещаем Новый Завет, - нас именуют " отсталыми". За то, что мы призываем продумать и осознать Откровение Божие, нас обзывают " бездумными фанатиками".

Спасение в Церкви есть - приидите. А вне Церкви... Еще в III веке св. Киприаном Карфагенским сказано: " Кому Церковь не Мать - тому Бог не Отец". И нехристиане с этим были согласны: и в самом деле, для тех, кто живет вне христианства, Бог - не Отец. Он - " Владыка", " Единая Энергия", " Карма", " Нирвана", " Божественный Принцип", " Безликий Брахма"... И только Христос сказал: " Отче, Я открыл имя Твое человекам" (Ин. 17, 5 - 6). Это, новое, имя Бога - Отец. И соединяемся мы с Ним в Его Сыне - во Христе через Его Тело, которое есть Церковь. В это тело мы входим через Его Вечный Дух, который исходит от Отца, а не от Космоса и почивает в Сыне, а не в " астрале". Христос дал нам не только право обращаться к Богу - " Отец"; Он дал нам Дух, который мир принять не может (Ин. 14, 17).

Мир за это очень обиделся на Христа и на христиан. Обиделся еще при жизни Христа. И даже две тысячи лет спустя после Его казни так и не простил Христу и Его апостолам ясности их свидетельства о том, что Путь Спасения - один.

За что распяли Христа? - Ну, в частности, за это: " Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники, но овцы не послушали их. Я семь дверь: кто войдет Мною, тот спасется" (Ин. 10, 8) [8].

А вот еще то слово Христово, которое так не любят сейчас вспоминать: " Думаете ли вы, что Я мир пришел принести на землю? Нет, говорю вам, - но разделение" (Лк. 12, 51) [9]. " Истинное Слово, когда пришло, показало, что не все мнения и не все учения хороши, но одни худы, а другие хороши" - спустя сто лет сказал св. Иустин Философ, до встречи с христианством прошедший искус языческими мистериями и философиями [10]. Иустин Философ стал Иустином Мучеником. Его казнили - как и его учителя св. Поликарпа Смирнского. Казнили за то, что не оказывал почтения к языческим практикам и доктринам.

И до сих пор языческий мир, мир " улучшателей" и " прогрессистов", не разглядевших Нового Завета, требует от нас: - Ну, скажите нам, что мы тоже спасемся, - Да, спасетесь. Если придете ко Христу, если примете Евангелие целиком, а не кусочками. Если расслышите Его обращение:

- " Покайтесь... Пришлите... Сия есть Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов...".

1. " Конечно, совершенно невозможно понимать значение жертвы распятия Христа, как это понимается некоторыми недоросшими сознаниями. Смысл ее в том, что Христос, желая показать силу Духа над физической плотью, принял чашу и запечатлел своей кровью Завет, принесенный Им: " Нет больше любви той, как если кто положит душу за други свои" (Письма Елены Рерих. 1932 - 1955. Новосибирск, 1993, с. 415). Вот слова св. Григория Богослова на эту тему: " Какую же у них видим причину вочеловечивания? Если ту, чтобы вместился Бог иначе невместимый, и во плоти, как. бы под завесою, беседовал с людьми, то это будет у них одна нарядная личина и зрелищное лицедейство. Можно было иначе беседовать с нами, как прежде в купине неопалимой и в человеческом образе" (Послание 3, к Кледонию // св. Григорий Богослов. Творения, - М., 1994, Т. 2, с. 12). ^

2. О причинах гонений на христиан см. главу " За что преследовали христиан в языческом мире" в моей книге " Сатанизм для интеллигенции, т. 1. Религия без Бога" (М., 1997). ^

3. преп. Иоанн Кассиан. Собеседование 23, 15 // Писания преп. Иоанна Кассиана Римлянина. М., 1892, с. 599. ^

4. преп. Исаак Сирин. Творения, - Сергиев Посад, 1911, с. 582. ^

5. " Мы не признаем таинства превращения хлеба в Тело Христа и виноградного вина в Кровь Спасителя, и того, что верующие якобы вкушают не хлеб и вино, но истинное Тело и Кровь Христа" - утверждает баптистский учебник догматики (Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ. Москва, 1970. с. 262). Сопоставление протестантского и православного понимания Евхаристии см. в моей книге " Протестантам о Православии" (М., 1997). ^

6. Экман У. Доктрины. Основы христианского вероучения, - М., 1996, с. 208. ^

7. св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, 46. ^

8. Кого имеет в виду Христос? Кого овцы не послушали и тем самым проявили рассудительность и духовную трезвость? Не следует ли из Его слов, что тот религиозный проповедник, чей голос слушают, уже тем самым не есть вор и разбойник? Но тогда получается, что гнев Христа направлен против тех людей, у которых и так нет никакого авторитета, которых и так никто не слушал. А если - " вора и разбойника" и так не слушают - то стоит ли против него говорить? Значит, все сложнее: есть-таки проповедники, за которыми люди идут - вопреки воле Христа... Не есть ли " овца" этой притчи последняя сердечная глубина, к которой допускает только " привратник", опознавший зов Господа? Только Бог, создавший человека, - знает ключ к его последней сердечной глубине. Все остальные подчиняют себе человеческую волю разбойничьи - не благодатью, но человеческими средствами: медитациями и философскими рассуждениями, тварными чудесами, магией, авторитетом, силой оружия... ^

9. Комментарий Владимира Соловьева: " Он пришел принести на землю истину, а она, как и добро, прежде всего разделяет" (Соловьев В. С. Три разговора, с. 710). ^

10. св. Иустин Философ. Апология 1 // Ранние отцы Церкви, - Брюссель, 1988, с. 354. ^







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.