Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпоха, культура, философия






Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций, имеющий самобытную цен­ность. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся разло­жением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до ранних буржуазных революций.

Ф. Энгельс подчеркивал, что «Ренессанс в своей европейской форме» основывается «на всеобщем раз­ложении феодализма и наступлении городов», оце­нивал его как «величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством...».

В развитых странах Европы уже на переломе XII и XIII вв. в связи с развитием ремесел и торговли, с расцветом городов происходит рост производитель­ности труда. Город представлял силу, благодаря кото­рой феодализм пришел к вершинам своей экономиче­ской зрелости, но вместе с тем в росте городов прояв­лялись черты, которые переходили за рамки феодаль­ного строя. С прогрессирующим экономическим разви­тием городов связан процесс быстрого накопления торгового и ростовщического капитала, а впоследствии возникают зародыши (локальные, ограниченные, неустойчивые) капиталистических производственных отношений. Мануфактуры были, однако, сначала ско­рее исключением, чем правилом. В сущности Ренессанс является периодом преодоления предшествующей дли­тельной стагнации производительных сил.

В феодальной Европе существовали большие раз­личия в экономическом, политическом и культурном развитии городов, поэтому Ренессанс не возникает сразу во всех странах, но прежде всего в самых разви­тых. Его колыбелью является Италия— почти весь первый период своего развития Ренессанс был «италь­янским явлением», и лишь во втором периоде он при­обретает европейский характер \ В историографии на Западе бытует лапидарная хронология Ренессанса: ранний Ренессанс — Trecento (начиная с 1300 г. XIV в.), зрелый Ренессанс—Quattrocento (XV в.), поздний Ренессанс— Cinquecento (XVI в.). Это деление неосновательно, ибо оно абстра­гируется от национальных и иных различий развития Ренессанса в разных странах тогдашней Европы. \.

Главные носители идеологии Ренессанса — город­ские высшие слои, умельцы, мещане, монастырские и церковные интеллектуалы — находились в остром по­литическом противоборстве со средними и низшими слоями городского населения, презирали бедноту («плебс»), неимущих. В тот период еще не созрели классовые противоречия между мещанами и феодаль­ным дворянством, наоборот, дворяне и даже высокие представители церкви симпатизировали мещанским слоям, положение и образ жизни которых представля­лись привлекательными.

Идеология Ренессанса имеет как бы двойную направленность: с одной стороны, антифеодальную, с другой — антиплебейскую. Мещанские верхи стреми­лись к стабилизации и расширению товарно-денежных отношений при помощи реформ государственного ап­парата и церкви. Термин «ренессанс» правильно употреблять именно в этой классовой определенности. Главное содержание и даже главную черту этого исторического процесса отражает не дословный пере­вод этого термина (фр. renaissance — возрождение, т. е. возрождение, новый расцвет античной культуры, науки и философии), а антифеодальное содержание процесса, направленность против церкви, дворянства и всех феодальных порядков.

Для мышления, идеологии и культуры Ренессанса решающей тенденцией, которая характеризует пере­ворот, является переход от теоцентрического к антро­поцентрическому пониманию мира. Это процесс диа­лектический, противоречивый, сложный, осуществляет­ся он повсеместно, но в различных модификациях, вариантах, формах.

Ренессанс охватывает ту фазу истории, в которой христианская религия уже не имеет доминирующей, монолитной позиции. Этот переворот совершается прежде всего в религиозных рядах; ни в философии, ни в искусстве или литературе сразу не устраняется существовавший столетиями традиционный образ мыс­лей.

В борьбе со средневековым теократизмом на пер­вый план культуры Ренессанса выступают гуманисти­ческие, антропоцентрические мотивы. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремления к земному счастью. Реализация человечности предполагает ос­воение достижений культурного богатства прошлого, поэтому гуманизм Ренессанса побуждает интерес к античному культурному наследию, к овладению много­ликим богатством древней философии. Вновь и по-

иному открываются Платон и Аристотель, а также неоплатоники, стоики, эпикурейцы, Цицерон и др. Их философия рассматривается в историческом контексте. Ренессанс — это прежде всего свободное осмысление произведений античности, отказ от готовых и неизмен­ных истин. Вместо надындивидуального понятия исти­ны самой личности предоставляются возможность и право решать, что истинно, а что нет. Древние филосо­фы принимаются скорее как союзники, чем «высшая инстанция». Ученые, философы уже выступают не как представители закрытых школ, но как отдельные исследователи. Этому соответствовали новые формы философского объяснения, индивидуального стиля ли­тературной обработки. Как реакция на схоластическую измельченность и сложность повсеместно наблюдалось стремление к более понятному изложению. Против прежнего схематизма и априористических спекуляций больше учитывается реальность, внимание сосредото­чивается на вопросах, которые имеют практическое значение и пользу.

Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм Ренессанса и не замечать его внутренних противоречий, которые в конце концов отвечают его исторической обусловленности XIII—XV вв. Границы эти зримо проявляются в элитарности, в «аристократи­ческих» тенденциях. Так, гуманистические идеи нрав­ственности были предназначены высшим социальным кругам и классам, имевшим возможность получить образование. Люди, которые провозглашали гума­низм, имели доступ к античной культуре и философии, знали языки (знание латинского языка, литературы было существенным признаком Ренессанса). Нельзя забывать, что гуманизм Ренессанса с самого начала резко противоречил аверроизму (в некоторых работах излагается мысль, что итальянский гуманизм являет­ся католической реакцией на ученый аверроизм), ибо гуманисты прежде всего подчеркивали субъективную, активную, практическую сторону познания.

Поворот к антропоцентризму нельзя здесь пони­мать упрощенно, как мгновенно побеждающее дейст­вие или как некое «прозрачно чистое» выражение материалистических воззрений. Суть в том, что гу­манизм Ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божест­венность» человека, в отказе от внешней «институциональной» истины божьей, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. Но и это новое, несомненно прогрессивное, будучи исторически обусловленным, могло проявиться лишь в той или иной форме, определяемой рамками религии.

Часто дискутируется проблема отношения между Ренессансом и Реформацией. Иногда упрощенно утверждается, что между ними существует противоположность, состоящая в том, что Ренессанс—явление международное, общеевропейское, тогда как Реформация—явление лишь национальное (немецкое). Существенным, однако, является то, что Ренессанс и Реформация имеют общую антифеодальную направленность, в их основе лежит антифеодальное движе­ние, носителем которого в разлагающемся феодальном обществе были городские слои общества. Если Ренессанс выдвигает требование преобразования обще­ства путем расширения светского образования, то Реформация остается в рамках средневекового мира мыслей человека и в этих границах предлагает ему новый, упрощенный путь к богу. Идеи Ренессанса могли активизировать лишь верхние буржуазные слои (в сущности не было никакого гуманистического ва­рианта, выражающего интересы средних и низших слоев); напротив, идеи изменения церкви и ее уче­ния — как главное содержание Реформации — были способны мобилизовать средние и низшие слои об­щества, более привязанные к религиозным представ­лениям в силу условий своего существования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.